ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ


 

Операционные системы относят к числу самых сложных программ. В этом проявляется стремление их разработчиков сделать системы такими, чтобы они удовлетворяли требованиям удобства и эффективности и при этом не утратили способности к развитию. Согласно [DENN80a], в процессе развития операцион­ных систем были проведены исследования в пяти основных направлениях.

• Процессы.

• Управление памятью.

• Защита информации и безопасность.

• Планирование и управление ресурсами.

• Структура системы.

Каждое из этих направлений можно охарактеризовать набором абстрактных принципов, разработанных для решения сложных прикладных задач. В основном развитие современных операционных систем также происходит по пяти перечислен­ным выше направлениям. Краткий их обзор, приведенный в этом разделе, поможет читателю получить представление о содержании большей части настоящей книги.

 

Процессы

 

Одной из основополагающих концепций, помогающих понять структуру опера­ционных систем, является концепция процессов. Этот термин впервые был применен в 60-х годах разработчиками операционной системы Multics [DALE68] и с тех пор широко используется. Есть много определений термина "процесс", в том числе:

• выполняющаяся программа;

• экземпляр программы, выполняющейся на компьютере;

• объект, который можно идентифицировать и выполнять на процессоре;

• единица активности, которую можно охарактеризовать единой цепочкой
последовательных действий, текущим состоянием и связанным с ней набором системных ресурсов.

Данная концепция станет более понятной по мере освоения матери ала. В процессе развития компьютерных систем при решении проблем, связан­ных с распределением времени и синхронизацией, был сделан определенный вклад в развитие концепции процесса: разработаны системы групповой обработ­ки нескольких программ, разделения времени и транзакций в реальном време­ни. Как мы уже могли убедиться, многозадачный режим дает возможность про­цессору и устройствам ввода-вывода работать одновременно, повышая тем самым эффективность использования компьютерной системы. При этом используется механизм, принцип работы которого заключается в следующем: в ответ на сиг­налы, свидетельствующие о завершении транзакций ввода-вывода, процессор переключается с одной программы на другую (при условии, что в оперативную па­мять одновременно загружено несколько программ).

Другим направлением развития являются системы разделения времени. Ос­новная цель их разработки — удовлетворение потребностей каждого пользовате­ля при условии их одновременной работы. В этих системах используется тот факт, что пользователь реагирует на события намного медленнее, чем компью­тер. К примеру, если потребность пользователя во времени процессора для обра­ботки его действий в среднем составляет 2 с в течение 1 мин, то одной и той же системой, не мешая друг другу» могут пользоваться до 30 пользователей. Конеч­но же, в таких расчетах нужно учитывать время, которое требуется для работы самой операционной системы.

Еще одним важным направлением развития являются системы обработки транзакций в реальном времени. При работе таких систем некоторое число поль­зователей отправляют запросы в базу данных или вносят в нее изменения. При­мер — система бронирования авиабилетов. Основное различие между системой обработки транзакций и системой разделения времени состоит в том, что в пер­вой из них выполняются одно-два приложения, в то время как пользователи системы с разделением времени могут заниматься разработкой программ, запус­кать их и пользоваться многими различными приложениями. В обоих случаях ключевым фактором является время отклика системы.

Прерывание было важным инструментом, который стал доступен системным программистам еще на ранних стадиях развития многозадачных и многопользова­тельских интерактивных систем. Выполнение любого задания может быть прервано при наступлении определенного события, например завершения ввода-вывода. При этом процессор должен сохранить определенную информацию (такую, как содержи­мое программного счетчика, общих и системных регистров) и переключиться на вы­полнение программы обработки прерываний, которая выясняет природу прерыва­ния, обрабатывает его, а затем возобновляет исполнение одного из заданий.

Устройство системного программного обеспечения, координирующего по­добные процессы, оказалось очень сложным. При одновременной обработке мно­гих заданий, каждое из которых включает в себя длинную последовательность действий, нельзя проанализировать все возможные комбинации последователь­ностей событий. Ввиду отсутствия систематических средств обеспечения коорди­нации и взаимодействия разных видов деятельности систем программисты обра­тились к специальным методам, основанным на представлении о той среде, ра­боту которой должна контролировать операционная система. При этом они подвергались риску допустить трудноуловимые ошибки, которые проявляются только в очень редких случаях, при выполнении определенных последовательностей событий. Такие ошибки трудно обнаружить, потому что их нужно отличить от ошибок в приложениях и ошибок, возникающих при сбоях аппаратного обес­печения. Еще одной особенностью, затрудняющей определение причины этих ошибок (когда они обнаружены), является то, что воспроизвести точные усло­вия, в которых эти ошибки проявляются, крайне трудно. Ниже перечислены ос­новные причины подобных ошибок [DENN80a].

Неправильная синхронизация. Часто случается так, что программа должна
приостановить свою работу и ожидать наступления какого-то события в систе­ме. Например, программа, которая начала операцию ввода-вывода, не сможет продолжать работу, пока в буфере не будут доступны необходимые ей данные. В этом случае требуется передача сигнала от какой-то другой программы. Не­ достаточная надежность сигнального механизма может привести к тому, что сигнал будет потерян или что будет получено два таких сигнала.

Сбой взаимного исключения. Часто один и тот же совместно используемый
ресурс одновременно пытаются использовать несколько пользователей или
несколько программ. Например, в системе бронирования авиабилетов два
пользователя могут запросить доступ к базе данных и при наличии свободных мест изменить ее, забронировав билеты. Если этот доступ не контроли­руется должным образом, возможно возникновение ошибок. Для корректной работы требуется некоторый механизм взаимного исключения, позволяющий в каждый момент времени выполнять транзакцию только одной
программе. Правильность реализации такого взаимного исключения при
всех возможных последовательностях событий крайне трудно проверить.

Недетерминированное поведение программы. Результат работы каждой
программы обычно должен зависеть только от ее ввода и не должен зави­сеть от работы других программ, выполняющихся в этой же системе. Одна­ко в условиях совместного использования памяти и процессора программы могут влиять на работу друг друга, переписывая общие области памяти не­ предсказуемым образом. При этом результат работы программ может зави­сеть от порядка, в котором они выполняются.

Взаимоблокировки. Возможны ситуации, в которых две или большее число
программ зависают, ожидая действий друг друга. Например, двум программам
может понадобиться, чтобы устройства ввода-вывода выполнили некоторую операцию (например, копирование с диска на магнитную ленту). Одна из этих программ осуществляет управление одним из устройств, а другая — другим. Каждая из них ждет, пока другая программа освободит нужный ресурс. Выйти из такой тупиковой ситуации может помочь система распределения ресурсов.

Для решения перечисленных проблем нужен систематический метод, осно­ванный на слежении за различными выполняющимися процессором программа­ми и управлении ими. В основе такого метода лежит концепция процесса. Мыс­ленно процесс можно разделить на три компонента.

• Выполняющаяся программа.

• Данные, нужные для ее работы (переменные, рабочее пространство, буферы
и т.д.).

• Контекст выполнения программы.

Последний элемент является очень важным. Контекст выполнения (execution context), или состояние процесса (process state), включает в себя всю информацию, нужную операционной системе для управления процессом, и процессору — для его выполнения. Данные, характеризующие это состояние, включают в себя содержимое различных регистров процессора, таких, как программный счетчик и регистры дан­ных. Сюда же входит информация, использующаяся операционной системой, такая, как приоритет процесса и сведения о том, находится ли данный процесс в состоянии ожидания какого-то события, связанного с вводом-выводом.

На рис. 2.8 показан пример реализации процессов. Два процесса, А и В, находятся в различных областях основной памяти. Другими словами, каждому процессу отведен блок памяти, в котором содержатся код программы, данные и информация о состоянии процесса. Каждый процесс заносится в список про­цессов, который создается и поддерживается операционной системой. Часть этого списка, соответствующая определенному процессу, содержит указатель размещения этого процесса в памяти. Кроме того, сюда же частично или пол­ностью может входить и информация о состоянии процесса. Остальные данные могут храниться в самом процессе. В регистре индекса процесса содержится индекс выполняющегося в текущий момент времени процесса, идентифици­рующий его в списке процессов. Содержимое программного счетчика указыва­ет на очередную инструкцию, которую нужно выполнить. Базовый и гранич­ный регистры задают область памяти, занимаемую процессом. В базовый ре­гистр заносится адрес начальной ячейки этой области, а в граничный — ее размер (в байтах или словах). Содержимое программного счетчика и всех ссы­лок на данные отсчитывается от значения базового регистра; по своей величи­не эти ссылки не могут превосходить значение граничного регистра (что за­щищает процессы от воздействия друг на друга).

Регистр. индекса процесса, изображенный на рис. 2.8, указывает, что выполняется процесс В. До этого выполнялся процесс А, но он временно прерван. Содержимое всех регистров в момент прекращения этого процесса записано в виде данных о состоянии процесса. Впоследствии операционная система сможет вернуться к выполнению процесса А; при этом будет сохра­нен контекст выполнения процесса В и восстановлен контекст выполнения процесса А. Когда в программный счетчик загружается значение, указываю­щее на область кода программы процесса А, автоматически возобновляется выполнение этого процесса.

Таким образом, процесс реализуется в виде структуры данных. Он мо­жет выполняться или находиться в состоянии ожидания. Состояние процесса в каждый момент времени заносится в специально отведенную область дан­ных. Использование структуры позволяет развивать мощные методы коорди­нации и взаимодействия процессов. В рамках операционной системы на ос­нове данных о состоянии процесса путем их расширения и добавления в них дополнительной информации о процессе можно разрабатывать новые , воз­можности операционных систем. При чтении книги нам встретится множест­во примеров использования описанной структуры в решении задач, возни­кающих при разработке многозадачных и многопользовательских операционных систем.

 

 

.

Рис. 2.8. Типичная реализация процессов

 

Управление памятью

 

Лучше всего потребности пользователя удовлетворяются вычислительной средой, поддерживающей модульное программирование и гибкое использование данных. Нужно обеспечить эффективный и систематичный контроль над разме­щением данных в запоминающем устройстве со стороны управляющих программ операционной системы. Исходя из сформулированных требований, операционная система должна выполнять такие функции.

Изоляция процессов. Операционная система должна следить за тем, чтобы
ни один из независимых процессов не смог изменить содержимое памяти,
отведенное другому процессу, и наоборот.

Автоматическое размещение и управление. Программы должны динамически размещаться в памяти в соответствии с определенными требованиями.
Распределение памяти должно быть прозрачным для программиста. Таким
образом, программист будет избавлен от необходимости следить за ограничениями, связанными с конечностью памяти, а операционная система повышает эффективность работы вычислительной системы, выделяя заданиям
только тот объем памяти, который им необходим

Поддержка модульного программирования. Программист должен иметь
возможность определять модули программы, а также динамически их создавать, уничтожать и изменять их размер.

Зашита и контроль доступа. При совместном использовании памяти на каждом
ее иерархическом уровне есть вероятность, что одна программа обратится к
пространству памяти другой программы. Такая возможность может понадо­биться, если она заложена в принцип работы данного приложения. С другой
стороны, это угроза целостности программ и самой операционной системы.
Операционная система должна следить за тем, каким образом различные поль­зователи могут осуществлять доступ к различным областям памяти.

Долгосрочное хранение. Многим приложениям требуются средства, с помощью которых можно было бы хранить информацию в течение длительного периода времени после выключения компьютера.

Обычно операционные системы выполняют эти требования с помощью средств виртуальной памяти и файловой системы. Файловая система обеспечи­вает долгосрочное хранение информации, помещаемой в именованные объек­ты, которые называются файлами. Файл — это удобная для широкого исполь­зования структура данных, доступ к которой и ее защита осуществляются опе­рационной системой.

Виртуальная память — это устройство, позволяющее программистам рас­сматривать память с логической точки зрения, не заботясь о наличии физиче­ской памяти достаточного объема. Принципы работы с виртуальной памятью были разработаны, чтобы задания нескольких пользователей, выполняясь па­раллельно, могли одновременно присутствовать в основной памяти. При такой организации процессов нет задержки между их выполнением: как только один из процессов заносится на вспомогательное запоминающее устройство, считыва­ется следующий процесс. Из-за различий в количестве памяти, требующемся для разных процессов, при переключении процессора с одного процесса на другой трудно компактно разместить их в основной памяти. Поэтому были разработаны системы со страничной организацией памяти, при которой процесс разбивается на блоки фиксированного размера, которые называются страницами. Обращение программы к слову памяти происходит по виртуальному адресу (virtual address), который состоит из номера страницы и смещения относительно ее начала. Стра­ницы одного и того же процесса могут быть разбросаны по всей основной памя­ти. Система разбивки на страницы обеспечивает динамическое соответствие ме­жду виртуальным адресом, использующимся программой, и реальным (real ad­dress), или физическим, адресом основной памяти.

Следующим логическим шагом развития в этом направлении (при наличии аппаратного обеспечения, позволяющего выполнять динамическое отображение) было исключение требования, чтобы все страницы процесса одновременно нахо­дились в основной памяти; достаточно, чтобы все они хранились на диске. Во время выполнения процесса только некоторые его страницы находятся в основ­ной памяти. Если программа обращается к странице, которая там отсутствует, аппаратное обеспечение, управляющее памятью, обнаружит это и организует за­грузку недостающих страниц. Такая схема называется виртуальной памятью; она проиллюстрирована на рис. 2.9.

 

Рис. 2.9. Концепция виртуальной памяти

 

Аппаратное обеспечение процессора вместе с операционной системой пре­доставляют пользователю "виртуальный процессор", который имеет доступ к виртуальной памяти. Это хранилище может быть организовано в виде линейного адресного пространства или в виде набора сегментов, представляющих собой непрерывные блоки переменной длины. При каждом из этих способов организации с помощью средств языка программирования можно обращаться к ячейкам вир­туальной памяти, в которых содержится программа и ее данные. Чтобы изоли­ровать процессы друг от друга, каждому из них можно выделить свою область памяти, не пересекающуюся с областью памяти другого процесса. Общее исполь­зование памяти можно организовать, частично перекрывая участки двух облас­тей виртуальной памяти. Файлы создаются на долговременном запоминающем устройстве. Чтобы с ними могли работать программы, файлы или их фрагменты могут копироваться в виртуальную память.

Рис. 2.10 поясняет концепцию адресации в схеме виртуальной памяти. Хранилище состоит из основной памяти, открытой для прямого доступа, осуще­ствляемого с помощью машинных команд, а также более медленной вспомога­тельной памяти, доступ к которой осуществляется косвенно путем загрузки бло­ков в основную память. Между процессором и памятью находятся аппаратные средства преобразования адреса. Программы обращаются к ячейкам памяти по­средством виртуальных адресов, преобразующихся в ходе обращения в реальные адреса, основной памяти. Если происходит обращение к виртуальному адресу, который не загружен в основную память, то один из блоков реальной памяти меняется местами с нужным блоком, который находится во вспомогательной памяти. Во время этого обмена процесс, который обратился к данному адресу, должен быть приостановлен. Задача разработки такого механизма преобразова­ния адресов, который бы не требовал больших дополнительных ресурсов, и та­кой стратегии размещения данных в хранилище, которая бы сводила к миниму­му перемещение данных между различными уровнями памяти, возлагается на разработчика операционной системы.

Рис. 2.10. Адресация виртуальной памяти

 

 



Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1623;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.021 сек.