Психологическое будущее
Для представления будущего времени жизни в субъективной картине жизненного пути субъект обладает способностями воображения-антиципации. Как известно, воображение в большей степени направлено на будущее. Эта особенность выражается в таких формах, как мечта, цели жизни, жизненные планы и предвидения. Люди различаются по протяженности будущего времени в составе СКЖП, его структурированности, активности (в смысле влияния на жизнедеятельность в настоящем). Иные отличаются сильной устремленностью в будущее, которая сочетается прямо-таки пугающей прозорливостью*. (*К таким людям относился Александр Блок. В своих дневниках он оставил такую запись: «В большинстве случаев люди живут настоящим, т.е. ничем не живут, а так существуют. Жить можно только будущим» (8, 168).Но немало и таких людей, которые не видят ничего определенного далее завтрашнего дня - живут одним днем.
Психологи-персонологи давно обратили внимание на роль будущего в жизнедеятельности личности. Наличие целевых структур признается условием нормального, здорового развития личности на жизненном пути. Отсутствие таковых невротизирует личность, обретение оздоровляет.
Отсутствие целей и жизненных планов, смутность представления о собственном будущем связано с дефектами развития личности, с неблагоприятными, а то и трагическими обстоятельствами жизненного пути. Так, в диссертации Тхай Чи Зунга, выполненной под руководством Е.Ф.Рыбалко (ЛГУ-СпбГУ) (9), в том числе изучались особенности психологического времени у вьетнамцев-инвалидов войны в возрасте 30-40 лет. Обнаружено, что настоящее и будущее переживается инвалидами по сравнению со здоровыми людьми значительно менее насыщенными событиями. Их средний психологический возраст больше, чем у здоровых сверстников. В каузограммах инвалидов меньше представлены потенциальные события, относящиеся к будущему.
С другой стороны, для интенсивно развивающейся личности, как показано Тхай Чи Зунгом на примере изучения школьников, характерна оптимальная субъективная картина жизненного пути. Последняя отличается адекватным осознанием значимости событий жизни, незначительным занижением психологическою возраста, продолжительной временной перспективой, которая должна к тому же быть реалистичной, оптимистичной, согласованной, четко дифференцированной.
В исследовании В.С.Хомика (10) изучались особенности переживания и осознания времени юношами, склонными к ранней алкоголизации. У них наблюдается деформация субъективной картины жизненного пути, "расщепление" прошлого, настоящего и будущего времени. В картине будущего доминируют краткосрочные цели. В случаях ранней алкоголизации происходит дезактуализация настоящего (люди не ценят настоящее время жизни). Психологически эти девианты чувствовали себя старше своего хронологического возраста.
В чём-то сходную картину выявил Р.А.Ахмеров у инвалидов (3). Как оказалось, инвалиды отличаются неспособностью обозревать далёкую жизненную перспективу, у них "биографическая близорукость", по выражению Р.А. Ахмерова, их жизненные программы менее продуманны, негибки, содержат сравнительно небольшое количество причинно-целевых связей между событиями. Автор приходит к мнению, что чем дальше человек способен заглянуть в своё будущее, тем больше у него выражены жизнетворческие способности.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 317;