Редакторы в Mathcad
Система Mathcad включает в себя 3 редактора:
- Формульный
- Текстовый
- Графический.
Для работы в редакторах имеются 3 средства редактирования:
1. Крестообразный курсор (визир) указывает место, с которого можно начинать набор формулы. Может появляться в свободном пространстве между областями.
2. Маркер ввода. Используется для ввода символов в любой области. Имеет вид вертикальной черты.
3. Выделяющая рамка. Используется в математических и графических областях. Для расширения выделенной области используется клавиша пробела.
То, что выделено рамкой, является операндом для следующего действия. Выделенный блок может быть удален, скопирован (или перенесен) в буфер или заменен на содержимое буфера.
2.1. Формульный редактор
Обеспечивает отображение формул в естественной математической форме. Формулы не набираются последовательно, а строятся с использованием:
1. выделяющей рамки,
2. правил старшинства операций,
3. правил ввода знаменателей,
4. правил ввода показателей степеней,
5. правил добавления скобок.
Учет выделяющей рамки
Например, при клавиатурном наборе выражения x:2/3 «пробел»+4/5 будет получено
Автоматическое добавление скобок
Например, при клавиатурном наборе х=2+ 3 «пробел»*5 будет получено
x:=(2+3)×5
Для запуска формульного редактора нужно щелкнуть мышью в любом месте экрана. Там появится визир. И можно набирать выражение или формулу.
Набор формул можно делать с клавиатуры. Например, чтобы вывести шаблон для производной n-го порядка
необходимо одновременно нажать клавиши Ctrl + Shift + ?.
После заполнения шаблона можно, например, получить
Набор формул удобнее осуществлять с использованием палитр, содержащих кнопки, инициирующие выполнение определенного действия.
После заполнения шаблона получим:
2.2. Текстовый редактор
Применяется для создания текстовых областей.
Для активизации текстового редактора возможны два способа:
1. Из пункта Вставка главного меню выбрать опцию Регион текста/Text Region.
2. В позиции визира ввести символ “.
Для ввода символов Кириллицы в текстовую область:
- изменить раскладку клавиатуры с En на Ru;
- ввести текст символами Кириллицы.
Для вставки в текст формулы нужно:
1. Установить маркер ввода в нужную часть текста.
2. Выбрать в пункте Вставка главного меню опцию Регион формул/Math Region
3. В появившемся шаблоне ввести формулу.
Для редактирования текстовой области нужно установить в нее маркер ввода и редактировать текст обычным образом.
Есть возможность менять вид текстовой области, меняя тип, стиль и размер шрифта с помощью панели Форматирование (Format Bar).
2.3. Графический редактор
Применяется для создания графических областей. Они могут располагаться в любом месте после вычисления переменных, которые должны отображаться на графике. Для активизации графического редактора:
1. Из пункта Вставка главного меню выбрать опцию График.
2. Из подменю выбрать тип графика (из 7 возможных).
3. В отображаемом шаблоне графика заполнить пустые позиции.
4. Нажать на клавишу <Entr> или щелкнуть мышью за пределами графика.
Альтернатива - палитры графики.
Для редактирования графиков можно использовать пункт Format главного меню:
1. Выделить графическую область.
2. В пункте Формат выбрать опцию График.
3. Из подменю выбрать нужное действие (график, трассировка или масштаб).
4. В диалоговом окне провести необходимые установки.
Альтернатива редактирования графиков - дважды щелкнуть по графику.
2.4. Палитры панели «Математика»
Палитра «Калькулятор»
sin, cos, tan тригонометрические функции,
ln, log натуральный и десятичный логарифм,
n! факториал,
i мнимая единица,
|x| абсолютная величина,
Ö квадратный корень,
nÖ корень степени n,
ex экспонента,
x-1 обратная величина 1/х,
( ) скобки,
x2 квадрат,
xy x в степени y,
p константа,
0…9 цифры
Операторы:
/, ¸, деления,
х умножения,
+ сложения,
- вычитания,
:= присвоения
= вывода результата вычисления
Палитра «Графика»
X -Y график, Масштаб, Трассировка,
Полярный график, Поверхностный график, Контурный график,
Объемный график, гистограммы, Объемный график, точки,
График векторного поля.
Палитра «Векторы и матрицы»
Матрица, Индексированная переменная, Обратная матрица, Определитель,
Векторизация, Выделение столбца матрицы, Транспонирование матрицы, Границы одномерного массива,
Внутреннее произведение векторов, Кросс произведение векторов,
Сумма вектора, Картинка.
Палитра «Вычисление» - Операторы
Равно, локальное присвоение, глобальное присвоение, вычислить символически, вычислить символически с ключевым словом,
f x префиксный оператор, x f постфиксный оператор, x f y
инфиксный оператор, x f y древовидный оператор.
Палитра «Математический анализ»
Производные, бесконечность, определенный интеграл, суммы
Произведения, неопределенный интегралы,
Пределы, градиент
Палитра «Булева алгебра» - Отношения
Тождественно равно, меньше, больше, меньше равно, больше равно,
неравно, отрицание (Not), логическое умножение (And), логическое сложение (Or), сложение по модулю 2 (xOr) .
Палитра «Программирования»
Добавить строку. Оператор локального присвоения.
Оператор условия. Оператор иначе.
Оператор цикла. Оператор цикла
Оператор останова. Оператор продолжения.
Оператор возврата. Оператор «на ошибку».
Палитра «Греческие буквы»
При нажатии кнопки в позицию визира вводится соответствующая греческая буква.
Палитра «Символика» - символьные вычисления
Вычислить символически,
палитра модификаторов,
вычислить с плавающей точкой,
вычислить в комплексной форме,
вычислить с допущением,
решить для переменной,
упростить,
подставить выражение,
факторизация,
разложить по степеням,
полиномиальные коэффициенты,
разложить по подвыражению,
разложить в ряд,
разложить на элементарные дроби,
преобразование Фурье, преобразование Лапласа, Z-преобразование,
обратное преобразование Фурье, обратное преобразование Лапласа, обратное Z-преобразование,
транспонировать матрицу символически,
инвертировать матрицу символически,
детерминант символически.
Пример работы в системе Mathcad
Данные в Mathcad
3.1. Алфавит
Содержит:
-
|
- Строчные и прописные греческие буквы.
- Строчные и прописные буквы кириллицы.
- Арабские цифры 0...9.
- Системные переменные.
- Операторы.
- Имена встроенных функций.
- Специальные знаки.
3.2. Числа
Целочисленные десятичные 123
Вещественные десятичные 12.3 // Разделитель целой и дробной части - точка
Вещественные, с плавающей точкой.
12.3*10-5 //Точность по умолчанию 15 десятичных цифр
Диапазон значений:
- от 10-307 (машинный 0),
- до 10+307 (машинная бесконечность).
Комплексные десятичные. 2+3i
8-ричные. 123O // Признак O (или o) в конце.
Состоят из арабских цифр 0...7.
16-ричные. 0A12FH// Признак H (или h) в конце.
Состоят из арабских цифр 0...9 и латинских букв A…F. // Признак H (или h) в конце.
Если старший разряд - буква, то начинать число надо с цифры 0, чтобы число не воспринималось, как имя переменной.
3.3. Строки
Это набор символов в кавычках. Например: “My name”
Имеются функции работы со строками.
Например, конкатенация.
3. 4. Единицы измерения
Применяются для задания размерности переменным, отображающим физические величины. Определены единицы измерения множества физических величин.
Например,
- time - время,
- length - длина,
- mass - масса,
- Charge - заряд и др.
Можно выбирать системы единиц: SI, MKS, CGS, US, None (ни одна из систем). Значения зависят от выбранной системы единиц.
Вводится единица измерения с помощью знака умножения.
Ввести T:=5*<time>
Вставка /Единицы измерения / Время: выбрать время, например, секунда (sec).
Получим T=5×s.
За каждой из возможных единиц измерения закреплено имя.
Например, N=1*kg*m*s-2; L=1*10-3*m3
Если вводится своя переменная с таким же именем, то системная переменная меняет значение:
N:=50; L:=20
3.5. Переменные
Это поименованные объекты, значения которых могут в программе изменяться. Требования к идентификаторам:
- длина любая,
- начинается с буквы,
- не содержит пробелов,
- содержит любые буквы латинского и греческого алфавита,
- можно использовать символ подчеркивания,
- имя должно быть уникальным.
3.6. Системные переменные
Это поименованные объекты, значения которых предопределены.
К ним относятся:
- p 3.142 //Константа p (15 значащих цифр)
- e 2.718 //Основание натурального логарифма
- % 0.01 //Процент
- системная бесконечность 10307
- TOL 0.001 //Погрешность численных методов
- ORIGIN 0 // Нижняя граница индексации массивов
3.7. Операторы
Это элементы языка для создания математических выражений. Это:
- символы арифметических операций, * / + –
- знаки вычисления сумм, произведений, производных, интегралов и др.
åT Õ T òf(x)dx
Операторы выполняют действия, как и функции, но используют иную форму записи.
Пользователь может создавать свои собственные операторы: префиксные, постфиксные, инфиксные, древовидные.
3.8. Функции
Функция – это зависимость одной переменной от другой f(x) или нескольких переменных f(x,y). При обращении к функции по имени с указанием аргументов она возвращает значение:
- численное,
- символьное (формулу),
- вектор или матрицу.
В систему встроено около 250 функций разнообразного назначения.
Пользователь может создавать свои собственные функции, присваивая им имена.
3.9. Математические выражения
Y(х):=2×ln(x2)+1 //Математическое выражение.
Y(х) - функция пользователя с аргументом х ,
:= - оператор присвоения,
2 и 1 - численные константы,
× и + - операторы,
ln(x) - встроенная функция с аргументом х. В примере аргумент x2.
3.10. Присваивание переменным значений
Обычным переменным нужно хотя бы раз присвоить значение. Для этого используется оператор присвоения.
Оператор присвоения может быть локальным и глобальным.
Переменные, значения которым присвоены локально, считаются известными в блоках справа и ниже.
Для локального присвоения используется оператор присвоения :=.
Он вводится явно как:=, или как =.
Переменные, значения которым присвоены глобально, считаются известными во всех блоках документа.
Для глобального присвоения используется оператор присвоения º.
Он вводится явно с палитры операторов отношения.
3.11. Сообщения об ошибках
При ошибочных действиях ошибочный фрагмент помечается красным цветом, а рядом во всплывающем окне появляется текст сообщения об ошибке.
3.12. Ранжированные переменные
Ранжированная переменная имеет ряд фиксированных значений, с определенным шагом меняющихся от начального значения до некоторого конечного.
Например: -10, -9 . . 10 или 5, 4.8 4.6 ..0
Применяется для создания циклов с известным числом повторений.
Ранжированная переменная характеризуется именем и индексом каждого своего элемента.
Формат задания целочисленной ранжированной переменной:
Name:=N_Begin..N_End или N:=0..5
Name - имя переменной,
:= - оператор присвоения,
N_Begin - начальное значение,
.. - символ изменения в пределах,
N_End - конечное значение.
Шаг изменения переменной принимается равным 1, когда N_Begin < N_End, и
-1, когда N_Begin > N_End.
Формат задания ранжированной переменной в общем случае с учетом шага, отличного от 1 имеет вид:
Name:=N_Begin, (N_Begin + Step)..N_End или N:=0,0.2..5
Step - шаг изменения.
Шаг изменения должен быть положительным, когда
N_Begin < N_End, тогда N:=0,0.1..5
и отрицательным, когда
N_Begin > N_End, тогда N=5,4.8..0.
Количество значений будет столько, сколько умещается в заданном окне. N_End не обязательно должно совпадать с последним вычисляемым значением.
.
3.13. Таблицы вывода
Для вывода таблицы достаточно создать ранжированную переменную и вывести ее значения оператором =. Сама таблица будет сформирована автоматически.
A:=2..6
A =
3 3 |
Вывод вектора строки: A T 2 3 4 5 6
В:=-0.5,-0,25..0.5
В =
-0.5 |
-0.25 3 |
0.25 |
0.5 |
3. 14. Массивы, векторы, матрицы
Массив - совокупность конечного числа упорядоченных элементов (численных или символьных), имеющих определенные адреса.
В системе Mathcad применяются:
- одномерные массивы (векторы), //строка или столбец
- двумерные массивы (матрицы), //несколько строк и несколько столбцов
Примеры векторов:
Имя | Номер элемента | ||||
V1 | Значение | ||||
V2 | Значение | a | b | c | d |
Порядковый номер элемента (его адрес) называется индексом массива.
Нижняя граница индексации задается переменной ORIGIN.
Элемент вектора задается именем и индексом в виде:
V10=0 V11=1 V12=4 V13=9 // для вектора V1
V20=a V21=b V22=c V23=d // для вектора V2
Матрица может рассматриваться, как совокупность нескольких векторов одинаковой длины. Вектор - частный случай матрицы.
Элемент матрицы задается именем и двумя индексами (строки и столбца): Mi,j
Для ввода матрицы используется оператор присвоения := и опция Matrix пункта Insert или оператор на палитре матрицы.
Путем заполнения шаблона вводятся элементы матрицы
Можно вводить элементы матрицы индивидуально оператором присвоения: М1,2:=6.
Нижняя граница индексации задается переменной ORIGIN (по умолчанию 0).
Для вектора можно делать также, задавая количество строк (столбцов) равным 1.
1. Вывод матрицы целиком:
2. При поэлементном выводе матрицы:
M0,0=1 M0,1=2 M0,2=3 Сначала вводится имя переменной, а затем
M1,0=4 M1,1=5 M1,2=6 индекс строки, запятая, индекс столбца.
Пример работы в системе Mathcad
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 1140;