Сады и парки как пример культурного ландшафта


 

Культурными называются ландшафты, сознательно измененные человеком и улучшившие свои природные свойства под воздействием антропогенного фактора. При создании садов и парков приоритетное внимание уделяется сохранению и улучшению эстетических свойств исходного ландшафта.

Садово-парковое искусство зародилось в глубокой древности на Востоке, где в условиях перенаселенности ландшафтов бережное отношение к природе насущно необходимо для сохранения ее разнообразия и богатства для грядущих поколений.

История садов Китая, насчитывающая более трех тысячелетий, необычайно богата ландшафтно-эстетическими традициями. По назначению китайские сады могли быть:

- императорскими (обширными, пышными, нарядными);

- храмовыми (более строгими и сдержанными);

- домашними (небольшими, уютными, отражающими индивидуальные вкусы хозяев);

- философскими, литераторскими и т.д. (располагающими к размышлению и творчеству).

Основные элементы китайских садов:

1. Разнообразная растительность (сосны и бамбук символизируют устойчивость мира, а разноцветные яркие цветы, сменяющие друг друга с ранней весны до поздней осени – его изменчивость).

2. Водоемы сложной формы с извилистыми берегами и насыпными островами. Водоемы непременно украшают колониями лотосов, символизирующих чистоту помыслов и поступков.

3. Искусственно усложненный рельеф (нагромождения рукотворных скал, насыпные холмы и т.д.).

4. Малые архитектурные формы яркой броской окраски (беседки и павильоны с загнутыми крышами на красных столбах, мостики, круто изогнутые над водной гладью).

5. Изредка встречаются скульптурные изображения реальных и мифических животных.

Композиция китайских садов предполагает постепенное раскрытие пейзажа с разных видовых точек.

Китайские традиции лежат в основе ландшафтного искусства всех стран Юго-Восточной Азии. Наибольшие изменения они претерпели в Японии. Основные отличия японских садов: миниатюризация и символизм. Эти сады невелики по площади, но являются своего рода рукотворным живым макетом естественного ландшафта.

По главному композиционному компоненту различают сады камней, воды, мхов, пейзажей в целом. В последних высаживают сакуру (японскую вишню), сливу, камелии, хризантемы, орхидеи и др. Композиция японских садов отличается нарочитой незавершенностью; каждый посетитель волен додумать и завершить ее на свой лад.

Западное направление садово-паркового искусства зародилось в античное время в Средиземноморье. Западным цивилизациям свойственно отношение к человеку как к венцу творения, наделенному правом преобразовывать природу и подчинять ее себе. Первым проявлением западной садово-парковой традиции принято считать висячие сады Семирамиды, появившиеся еще 2,5 тысячи лет тому назад в Вавилоне. Этот рукотворный оазис посреди бесплодной пустыни по праву считался одним из семи чудес света Древнего мира.

Древнегреческие города включали в себя довольно обширные озелененные территории (священные рощи, посвященные богам и героям, спортивные площадки, а позже и философские сады). Их украшали скульптуры, архитектурные сооружения, искусственные водоемы.

В композиции садов и парков использовались законы симметрии, ритма, равновесия и правило золотого сечения.

Особенно ярко эстетика правильных геометрических форм проявилась в садово-парковом искусстве Древнего Рима. Парки располагались в живописных низкогорьях Апеннин, часто на морском побережье. При сооружении ансамблей мастерски использовался ступенчатый рельеф местности. Композиция парка складывалась из нескольких террас, соединенных лестницами или пандусами. В садах широко использовались представители средиземноморской флоры: итальянские сосны, дубы, кипарисы, платаны, земляничное дерево, каштаны, маслины, цитрусовые. Среди цветущих растений высоко ценились экзотические, привозимые из всех провинций огромной Римской империи, а также растения, легко поддающиеся стрижке, (буксус, лавр, мирт). Клумбы органично дополняли водные объекты (бассейны, каналы, каскады, фонтаны). Строгость планировки сада прекрасно гармонировала с классической архитектурой.

Впоследствии весь арсенал средств и приемов садово-паркового искусства античного Рима был использован при создании итальянских садов эпохи Возрождения. Их разбивали в тех же ландшафтных условиях, поэтому главным композиционным элементом оставался ступенчатый рельеф. От древнеримских предшественников они отличались более пышным и богатым декором.

XVII в. и первая половина XVIII в. в Европе характеризовались господством пышного, декоративного, порой даже вычурного стиля барокко. Высшим достижением эпохи барокко стал Версальский дворцово-парковый комплекс, построенный в окрестностях Парижа при Людовике XIV.

В отличие от итальянских французские регулярные парки, в том числе и Версаль, разбивались на плоских равнинах, поэтому приоритет переходил к растительности. Здесь преобладала низкорослая (травянистая и кустарниковая) растительность, высаженная причудливыми арабесками, сложными многоцветными клумбами, низкими бордюрами и т.д. Особую торжественность парку придают водные объекты: бассейны, каналы, фонтаны, каскады, а также скульптурные композиции. Нарядная, геометрически выверенная, строго симметричная композиция версальского парка лучше всего воспринимается со второго этажа дворца. Дворец и парк, оформленные в едином стиле, органично дополняют друг друга и создают целостный дворцово-парковый ансамбль.

К середине XVIII в. стиль барокко сменяется романтизмом и классицизмом. В садово-парковом искусстве сформировался новый пейзажный стиль, имитирующий дикую природу со всеми ее изгибами, неправильными линиями и т.д. Пейзажные парки получили наибольшее распространение в Англии и оттуда распространились по всей Европе, поэтому их принято называть английскими. Если в регулярных парках предпочтение отдавалось стационарным видовым точкам, то для восприятия пейзажных требовались движение, прогулка.

 

Литература

 

1. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Николаев В.А. Ландшафтоведение. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

3. Николаев В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие принципы являются основными при создании китайских парков? Каковы их структурные элементы?

2. Сформулируйте основные черты сходства и различия китайских и японских садов.

3. Охарактеризуйте парки Древнего Рима и эпохи Возрождения.

4. Назовите основные черты и обязательные элементы французских регулярных парков в стиле барокко. Перечислите основные черты и обязательные элементы английских пейзажных парков. В чем их кардинальное отличие от регулярных?

 



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 239;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.