Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы
План лекции:
1. Специфические ценности профессиональной социальной работы (благо человека и общества, права и индивидуальность человека, гуманистический смысл деятельности, профессионализм и др.) и особенности их реализации. Социальная работа как этико-аксиологическая профессиональная деятельность.
2. Идеал и его функции в социальной работе. Содержание идеала профессиональной социальной работы, его взаимосвязь и взаимодействие с общественным и общечеловеческим идеалом. Тенденции в развитии идеала профессиональной социальной работы. Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы.
Иерархия высших этических ценностей, содержащая в себе ценность человека и общества как основы для иерархизации высших ценностей, включает в себя последовательно ценности свободы, защищенности, справедливости, труда, коллективизма и равенства вполне соответствует коренным, сущностным интересам человека и носит гуманистический характер. Гуманистические ценности должны быть присвоены каждым индивидом с целью осознанного включения его в деятельность, направленную на реализацию этих ценностей. Вследствие этого важнейшей целью социальной работы является привнесение и утверждение в общественном и индивидуальном сознании гуманистических ценностей, их утверждение в государственной политике и практике. Ценность самой социальной работы, ее конечный результат в немалой степени зависят от того, насколько эффективно она выполняет присущую ей аксиологическую функцию, утверждая гуманистические ценности в общественном сознании и в практике общественных отношений. Поэтому социальная работа должна обеспечивать усвоение и присвоение человеком этих ценностей в процессе социализации с целью последующей их реализации в социальной практике.
Безусловно, что названные ценности в системе профессиональной социальной работы приобретают специфическое и отчасти более узкое содержание по сравнению с социальной деятельностью общества, что обусловлено в первую очередь тем обстоятельством, что социальная работа является частным случаем социальной деятельности общества. Так, например, свобода в системе социальной работы выступает как свобода выбора клиентом способов и методов разрешения его проблем и принятия решения о сроках, количестве и качестве его взаимодействия с социальной службой и конкретными специалистами. Свобода клиента может также выступать в форме добровольности при принятии им решения об отказе от помощи либо принятии ее. Свобода специалиста также приобретает особенный характер в связи со спецификой его профессиональной деятельности: она основана на свободном выборе вида профессиональной деятельности, узаконенном статусе и полномочиях, знаниях и навыках социального работника и проявляется в значительной самостоятельности и автономности, имеющих место в процессе выполнения им профессиональных обязанностей. Труд в системе профессиональной социальной работы может быть признан ценностью не только в связи с гуманистическим смыслом и результатами деятельности специалистов, но и в связи с тем, что социальная работа способствует возможно более полноценному включению клиентов во все виды общественных отношений, в том числе в трудовые, посредством усиления или восстановления способности к труду и самообслуживанию. Коллективизм в профессиональной социальной работе проявляется в организации взаимодействия на основе партнерства работников социальных служб между собой, с клиентами, их социальным окружением, а также представителями государственных и негосударственных служб и учреждений, привлекаемых специалистами для решения проблем клиентов. Коллективизм может быть реализован также в содействии объединению клиентов социальных служб для совместного разрешения общих для них проблем, оказания взаимопомощи. Социальная работа по своей сущности является деятельностью, направленной на восстановление социальной справедливости и социального равенства: благодаря усилиям специалиста клиенту становятся доступными многие блага и услуги, должности и положения; его возможности восстанавливаются, усиливаются или компенсируются, что позволяет ему реализовать имеющийся творческий потенциал и на этом основании обоснованно рассчитывать на получение соответствующего воздаяния и признания со стороны общества. Таким образом социальная работа содействует реализации прав человека. В некоторых случаях, когда восстановление возможностей личности до среднего или хотя бы социально приемлемого уровня невозможно по объективным причинам, справедливость может выступать в форме “конструктивного неравенства”[12], основанного на признании безусловной, не зависящей от способностей и возможностей, ценности человека. Обеспечение защищенности человека в системе профессиональной социальной работы обеспечивается всеми возможными формами и методами и является одной из ее важнейших целей в силу признания ценности человека и необходимости ее реализации.
Ценность общества также реализуется в социальной работе: в результате взаимодействия с социальным работником личность включается в общественные отношения в новом качестве, выполняет доступные для нее социальные обязанности и роли, реализует имеющиеся возможности, рассматривая членов общества не как представителей враждебных группировок, находящихся в более выгодном положении в плане доступности благ и услуг, должностей и положений, а как партнеров, на том основании, что сама в состоянии выступать и в действительности выступает как полноценный и полноправный партнер. Общество в силу этого пополняется социально активными личностями, способными к реализации всех необходимых для них самих и для общества социально-значимых ролей и функций. Поэтому одним из важнейших результатов социальной работы может является активизация жизнедеятельности не только конкретного индивида, но и общества в целом, стабилизация общественных отношений, объединение для достижения общих целей различных групп и слоев населения в единое целое и до некоторой степени - воссоздание, реконструкция самого общества на гуманистической основе.
Особое значение имеет выделение специфических ценностей профессиональной социальной работы, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Специфические ценности социальной работы в меньшей степени имеют самостоятельное значение для общества как основного заказчика деятельности, однако для той части общества, которая непосредственно включена в профессиональную социальную работу, в первую очередь для представителей профессиональной группы социальных работников и их непосредственных клиентов, утверждение этих ценностей в общественном и индивидуальном сознании социальных работников представляет большую важность. Среди специфических ценностей социальной работы следует в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол и др.
Социальный работник, работая с человеком и помогая ему в решении различных проблем, всегда должен исходить из соображений блага этого человека и блага общества. В этом заключается одна из специфических особенностей социальной работы: в отличие от обычной сервисной службы, учреждение социальной работы не может оказывать по просьбе клиента любые услуги, не заботясь при этом, принесет это человеку пользу или вред. Выполняя заказ общества, социальный работник содействует нормализации жизнедеятельности и социального функционирования личности, по возможности полноценного включения личности в социальную жизнь, а не просто оказывает ей комплекс услуг. Следовательно, деятельность специалиста только тогда может быть названа эффективной, когда эти цели оказываются достигнутыми.
Социальный работник ответственен за человека, доверившегося его заботам. Он ответственен и за судьбу и благополучие общества, поручившего ему заботиться о людях и оказывать им помощь. Поэтому благо человека и общества, прямо связанные со смыслом деятельности, являются специфическими ценностями профессиональной социальной работы, занимающими высокие ранги в иерархии ценностей.
В конституции каждого современного государства человек наделен множеством прав: правом на жизнь, на свободу, труд, образование, жилище, охрану здоровья, обеспечение в случае нетрудоспособности и т.п. При этом государство выступает гарантом реализации прав человека, признавая их ценностью. Однако возможности человека в реализации прав от природы не равны; неравными порой делает их и общество. Обстоятельства, в которые может попасть индивид, также затрудняют или делают невозможным реализацию им своих прав. В этих случаях, чтобы не нарушались принципы равенства и справедливости, государством должны быть предусмотрены дополнительные возможности реализации прав людьми со сниженными возможностями. Одной из таких дополнительных возможностей является социальная работа, для которой права человека являются специфической профессиональной ценностью, поскольку без восстановления справедливости, равенства невозможна реализация ценности человека.
Кроме наличия в конституции этих прав, всегда подразумевается, что человек имеет право на счастье, развитие, благополучие и право быть самим собой. Это последнее право - право на выбор самого себя, на индивидуальность – приобрело в последнее время особое значение. Индивидуальность человека – это то, что дает возможность развиваться и прогрессировать всему человечеству. Если бы все люди были одинаковыми, они не смогли бы выжить и эволюционировать. Поэтому индивидуальность человека должна охраняться и развиваться – в том, конечно, случае, если она направлена не во вред самому человеку и обществу. Индивидуальность – это то, что отличает человека от других, а значит, делает его уникальным, неповторимым и невоспроизводимым, ценным для общества. Уникальность человека представляет собой специфическую ценность и для социальной работы. Для социальной работы важно, что индивидуальность человека имеет место и в том случае, если он находится в трудной жизненной ситуации. В этом случае разрешение трудной жизненной ситуации или ее стабилизация на приемлемом уровне может способствовать развитию человеческой индивидуальности. Социальная работа, таким образом, способствует отнюдь не «унификации» людей с тем, чтобы каждый из них отвечал требованиям политической, экономической или социальной ситуации, а напротив, обеспечивает человеку возможность сохранить свою индивидуальность (ее позитивную компоненту) в любой ситуации и содействует реализации этой ценности.
Права человека, вне зависимости от свойств и качеств этого человека (кроме отдельных случаев, особо оговоренных в законодательствах), принадлежат ему естественно и неотчуждаемы.
Помощь человека человеку является одной из важнейших имманентных характеристик человеческого бытия. Она настолько укоренена в общественном и индивидуальном сознании, что это обстоятельство может даже служить в известной мере препятствием для признания общественным и индивидуальным сознанием социальной работы как насущно необходимого вида профессиональной деятельности. В самом деле, если помощь человека человеку так естественна и обыденна, что является неизменной составляющей человеческого бытия, то стоит ли конституировать этот вид деятельности как профессиональный? Тем более что такая помощь чаще всего требуется в обыденных обстоятельствах (возрастное снижение жизнедеятельности и неспособность к самообслуживанию пожилого населения, утрата индивидом здоровья и его инвалидизация, кризисы в семейных отношениях, сиротство и безнадзорность детей и т.п.). Такого рода трудные жизненные ситуации, безусловно, нельзя назвать нормой бытия, однако они, к сожалению, носят довольно обыденный характер практически в любом обществе. Они, безусловно, не носят характера экстремальной ситуации и зачастую, по мнению самих клиентов, их разрешение не требует специальных знаний.
Однако такая точка зрения не может быть признана конструктивной. Безусловно, наиболее “простые” из вышеупомянутых ситуаций могут и не потребовать наличия у помогающего специфических профессиональных знаний, что делает помощь человеку, оказавшемуся в затруднительном положении одним из наиболее демократичных видов деятельности, поскольку позволяет включаться в нее практически любому члену общества. Одновременно это накладывает определенные обязательства и на общество: коль скоро в жизнедеятельности человека могут возникать ситуации, разрешение которых не требует привлечения специалиста, члены общества обязаны оказывать друг другу содействие в их разрешении. Иначе говоря, институциализация социальной работы в обществе как формализованной помощи не освобождает членов общества от обязанности оказывать помощь друг другу.
Но далеко не все трудные жизненные ситуации могут быть разрешены с участием индивидов, не обладающих специальными знаниями и профессионализмом. Более того, ни сострадание, ни милосердие, ни искреннее желание оказать помощь не могут порой служить гарантией от знаменитой “медвежьей услуги”, т.е. от нанесения человеку непоправимого ущерба при наличии, казалось бы, самых благих намерений. Поэтому для того, чтобы действительно принести человеку благо и оградить его от возможного ущерба, необходимо оказывать помощь, руководствуясь не только состраданием, но и определенными знаниями, опытом с учетом возможностей, условий и т.п. Необходимость профессионализма при оказании помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию обусловливается следующими основными соображениями:
* усложнение человеческого бытия требует от оказывающего помощь не только обыденных, но и специальных профессиональных знаний в области социологии, экономики, политики, права и др. и навыков в использовании этих знаний с тем, чтобы в конкретной социально-экономической ситуации, используя ее особенности, принести благо нуждающемуся в помощи;
* усложнение и развитие человеческой личности требует от помогающего учета психических ресурсов клиента, наличия и качества его социальных связей, его восприимчивости к разнообразным методам воздействия, а следовательно, необходимо обладать знаниями и навыками в области психологии и педагогики;
* оказание помощи может оказаться малоэффективным в случае, если оказывающий ее не обладает достоверной информацией (о действительном положении нуждающегося, его потребностях и проблемах, особенностях его личности, а также о реально существующих возможностях решения его проблем) в необходимом и достаточном количестве;
* современное общественное устройство и нормативно-правовая база жизнедеятельности общества требуют, как правило, от личности, представляющей интересы другой личности, наличия определенного статуса и связанных с ним узаконенных полномочий, а значит, и ответственности за результаты деятельности;
* оказание помощи зачастую связано с необходимостью осуществления руководства личностью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, а значит, индивид, оказывающий помощь, должен обладать определенными качествами и навыками лидера, уметь вызвать доверие к себе, вселить в человека уверенность в благоприятном исходе действий и т.п., т.е. обладать некоторыми харизматическими данными и определенными нравственными качествами;
* эффективность помощи человеку оказывается, как правило, существенно выше в том случае, когда оказывающий ее пользуется авторитетом у нуждающегося в ней и обладает вполне определенной репутацией, поскольку это позволяет ему организовать отношения доверия и сотрудничества;
* наконец, личность, оказывающая помощь, необходимо должна обладать способностью к интеграции имеющихся у нее специальных знаний, опыта, формируя таким образом специфический, рациональный для данного вида деятельности стиль мышления, наиболее предпочтительный для данного конкретного вида деятельности и позволяющий ей видеть одновременно общее в этой деятельности, особенное и специфическое, целое и его отдельные детали.
Эти и некоторые другие свойства и качества и характеристики личности становятся основой ее профессионализма, который можно представить как соответствие интегративных формальных и неформальных характеристик личности смыслу и содержанию деятельности, включая способность личности эффективно решать задачи деятельности и достигать основных целей в экстраординарных ситуациях. Таким образом, профессионализм в социальной работе может рассматриваться как специфическая профессиональная ценность, т.к. он детерминирует:
* безопасность клиента и общества;
* повышение эффективности деятельности;
* ответственность специалиста.
Важнейшей специфической ценностью профессиональной социальной работы является ее гуманистический смысл. Социальная работа, даже если рассматривать ее исключительно с точки зрения наиболее очевидного содержания как помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, которую он не в состоянии преодолеть самостоятельно, предстает как деятельность, исполненная гуманистического смысла. Однако очевидно, что помощь человека человеку может иметь и иные смыслы. Например, можно оказывать помощь, рассчитывая что-либо получить взамен; в целях рекламы; в расчете на положительное общественное (или групповое) мнение; с целью быть принятым в определенную социальную группу; желая «замолить грехи»; с целью почувствовать зависимость от себя и своих действий; удовлетворить властные амбиции; реализовать самого себя посредством оказания помощи другому; обеспечить свое карьерное благополучие и продвижение и т.д. Видно, что в этих перечисленных случаях помощь человеку да и сам человек, нуждающийся в помощи, являются лишь средством, с помощью которого помогающий добивается определенной, важной для него цели и реализации иного смысла, лишь случайно приобретающего форму заботы о человеке. В итоге деятельности, предпринимаемой с подобными целями, одним из результатов будет человек, получивший помощь, но этот результат будет не главным, в то время как социальная работа рассматривает преодоление человеком трудной жизненной ситуации, его возвращение к нормальному социальному функционированию как важнейшую цель деятельности. Таким образом, при внешней схожести смысл деятельности будет различным: в одном случае – корыстным, в другом – гуманистическим.
Конечно, в социальную работу приходят различные люди и, к сожалению, не всегда возможно осуществить качественный профессиональный отбор. Это влечет за собой опасность постепенной утраты социальной работой ее гуманистического смысла, если человек, обратившийся в социальную работу, будет рассматриваться специалистом только как средство для достижения собственных целей. Гуманистический смысл социальной работы, заключающийся в признании человека высшей ценностью, содействии реализации его ценности и бескорыстной помощи ему, является поэтому специфической ценностью социальной работы.
Социальный статус личности, складывающийся из ее экономического, профессионального, половозрастного, семейного и прочих статусов, может являться одним из предметов деятельности специалиста, поскольку трудная жизненная ситуация зачастую так или иначе связана со снижением одного или нескольких статусов. Ухудшаются возможности человека в использовании его прав, снижается доступность должностей и положений. Восстановление или улучшение положения человека посредством коррекции его разнообразных социальных и индивидуальных функций, социально-ролевого репертуара способствует раскрытию творческого потенциала человека, а значит, может положительно сказаться на достижении им смысложизненых целей и тем самым содействовать реализации его ценности. Поэтому максимально возможный социальный статус личности является специфической ценностью профессиональной социальной работы.
Пол и возраст личности являются ее естественными характеристиками и практически не поддаются коррекции. Однако вполне может быть скорректировано отношение как самой личности, так и общества в целом к этим ее характеристикам, что иногда бывает необходимо. Известно, что в некоторые периоды развития общества индивиды, принадлежащие к определенным половозрастным группам, рассматриваются если не как ущербные существа, то, во всяком случае, как люди «второго» сорта. Например, в периоды экономического неблагополучия престарелые граждане рассматриваются как обуза, поскольку большинство из них нуждается в повышенной заботе и обеспечении со стороны близких и общества в целом. Значительная часть истории человечества сопровождалась угнетением женщин, ущемлении их в правах со стороны представителей противоположного пола. При этом массовое сознание может таким образом воздействовать на сознание индивида, что сам он вполне может придерживаться распространенной точки зрения и считать себя человеком «второго» сорта, а значит, если и не одобрять, то оправдывать несправедливость в отношении себя.
Социальный работник – это специалист, хорошо знающий человека, его особенности как сложного био-психо-социального существа. С точки зрения природы, да и объективных интересов человеческого общества нет пола «высшего» и «низшего»; их невозможно сравнивать и невозможно заменить один на другой – гармония мира будет нарушена, человечество погибнет или по крайней мере ему будет нанесен непоправимый ущерб. Аналогичным образом нет «хороших» и «плохих» возрастов; каждому возрасту присущи достоинства и недостатки, отсутствующие или слабо выраженные в других возрастах. Значит, объективно пол и возраст – всегда и несомненно ценность, какими бы они ни были. С другой стороны, собственно полом и возрастом гордиться не следует, поскольку они от личности не зависят, но использовать специфические возможности, связанные с полом и возрастом для своего и общественного блага человек должен. Будучи признанными социальной работой как специфические профессиональные ценности, неразрывно связанные с ценностью человека, пол и возраст могут лечь в основу отдельного направления социальной работы – антидискриминационного, заключающегося в восстановлении справедливого отношения к представителям различных половозрастных групп. Справедливость требует оценки человека не на основе его половозрастной принадлежности, а в связи с его действительными достоинствами и заслугами с учетом специфики его пола и возраста, реализацией возможностей, данных полом и возрастом, на благо себя, своей семьи и всего общества. Поэтому пол и возраст человека являются ценностями, реализации которых должен содействовать социальный работник.
Социальная работа, реагируя на изменение ценностных ориентиров общества и государства, искажение смысла гуманистических ценностей, сохраняет в силу известной автономности свое позитивное ценностное ядро, входящее в этос, что позволяет рассматривать ее как своего рода защитный механизм, способствующий сохранению социально значимых ценностей и идеалов и на этом основании - обеспечивающий традиционность и преемственность в прогрессивном развитии общества и каждой личности в нем. Можно сделать вывод, что пропаганда, утверждение в общественном и индивидуальном сознании и главное - реализация гуманистических ценностей и идеалов - глубинный смысл и основное содержание социальной работы, реализуемые в процессе деятельности. В то же время сохранение и приумножение социальной работой своего гуманистического смысла - важный закон существования, функционирования и развития самого общества.
Гуманистические ценности в полной мере представлены в системе профессионально-этических ценностей социальной работы, но имеют при этом определенную специфику, определяемую целями и задачами непосредственной практической деятельности. Реализация профессионально-этических ценностей является в широком смысле предметом деятельности специалиста, поскольку, содействуя на любом уровне социальной структуры решению проблем конкретного клиента, группы и общества в целом, социальный работник способствует достижению ими блага, реализации свободы и справедливости, других высших ценностей в обществе и утверждению их в общественном, групповом и личностном сознании. Реализация этих ценностей может способствовать, с одной стороны, реализации ценности человека как клиента социальных служб, поскольку является проявлением интегративной заботы государства и общества о личности, обладающей объективно сниженными возможностями, а с другой - содействовать реализации этой личностью своих основных социальных прав - на свободу, труд, справедливость, равенство, полноценное коллективное взаимодействие с другими членами общества, защищенность, развитие и т.п., являющихся одновременно важнейшими социально- и индивидуально-значимыми ценностями. Реализация основных прав человека позволяет клиенту реализовать и его основные обязанности по отношению к обществу, своим близким и самому себе. Тем самым профессиональная социальная работа способствует реализации реализации ценности человека и основных гуманистических ценностей в целом.
Идеал как образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений является одной из высших ценностей профессиональной социальной работы. В соответствии со своей двойственной природой, идеал с одной стороны, содержит в себе настоящее в виде противоречия наличного бытия (клиента, группы, общества), требующего своего разрешения, с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее. Он отражает конкретно-исторический тип сознания человека и в то же время сам является отражением его ценностных ориентаций. Являясь относительно устойчивой конструкцией, идеал все же не неизменен, поскольку меняются конкретные обстоятельства: то, что сегодня для человека и общества предстает как идеал, завтра может стать обыденностью, причем не лучшей. Поэтому идеал требует постоянной деятельности, направленной на совершенствование условий, состояний, качеств, свойств и т.п.
Идеалконструирующая деятельность является важным аспектом социальной работы. Социальная работа, как известно, не может ограничиваться ситуативным вмешательством по типу «скорой помощи» для разрешения экстремальной ситуации. Правильно организованная социальная работа обязательно включает в себя и планирование, и проектирование, и управление, и организацию, где без представлений о будущем состоянии системы работать невозможно, идет ли речь о состоянии клиента, общества, социального работника или социальной работы. Основные функции идеала социальной работы: оценочно-сравнительная, программно-ориентирующая, деятельно-практическая - позволяют планировать и организовывать деятельность, она становится целесообразной, причем цель – идеал непременно обладает чертами реальности, достижимости. Благодаря этим функциям идеал реализует свою сущность, содействуя совершенствованию профессии или ее отдельных компонентов, профессиональному и личностному росту специалистов, повышению эффективности деятельности, повышению качества конечного результата и в конечном итоге – более полному удовлетворению потребностей общества и человека.
Являясь ориентиром деятельности, идеал социальной работы отражает как непосредственно ее профессиональные потребности и интересы, так и опосредованно - потребности и интересы клиентов социальных служб и всего общества. В связи с этим определение и формулирование идеала социальной работы может иметь огромное мобилизующее значение для специалистов, поскольку, в соответствии с функциями данного идеала, предполагает активную целенаправленную деятельность специалистов по его достижению. В этом смысле идеал может выступать в общественном сознании социальных работников в качестве одной из этапных или конечных целей профессиональной деятельности, выражая сущностные интересы развития как профессии, так и общества в целом, поскольку профессия “социальная работа” неотторжима от современного цивилизованного общества. В социальной работе целесообразно рассматривать следующие идеальные конструкции:
идеальное состояние клиента;
идеальное состояние социального работника;
идеальное состояние социальной работы;
идеальное состояние общества.
Идеал выступает в качестве совершенного образца, которому должны соответствовать состояние как системы социальной работы, так и состояние и взаимоотношения социального работника и клиента социальных служб на данном этапе развития общества и профессии, независимо от ситуативных обстоятельств в этой сфере. Совершенство состояний социального работника и его клиента подразумевается как статусное (экономический, социальный, психологический статус), так и духовное - совершенная нравственная личность. Совершенные отношения социального работника и его клиента должны включать в себя компоненты совместного творчества, взаимопомощи, уважения достоинства друг друга.
Идеал социальной работы может играть роль ориентира не только для специалистов как представителей профессиональной группы, но и для социума в целом, поскольку отражает одно из наиболее приоритетных направлений развития общества - достижение блага каждого человека и всего общества. И с другой стороны, восприятие и ориентация социальной работы на определенный идеал в части возможности его достижения зависит от социальных факторов, детерминирующих как темпы и направленность развития общества, так и развитие социальной работы как социально необходимой деятельности. В этом смысле идеал, хотя и воплощающий в себе высшее благо, должен представляться реально достижимым, поскольку в противном случае он будет отторгнут массовым сознанием специалистов, воспринят как проявление идеализма.
Основное противоречие, требующее своего разрешения средствами и методами социальной работы заключается в несоответствии возможностей клиентов социальных служб их рациональным, сущностным потребностям, которые в наиболее общем виде можно сформулировать как стремление к достижению благополучия, условий для нормальной жизнедеятельности и развития. Однако аналогичное противоречие содержит в себе и сама социальная работа: ее возможностей крайне недостаточно для разрешения проблем клиентов, в особенности той их части, кто остро нуждается в материальной помощи. Недостаточны возможности социальной работы в достижении идеального состояния себя самой, поскольку в настоящее время, несмотря на высокую потребность, не созданы еще условия для полной реализации ее потенциала. Вследствие этого в условиях современной России специалистами в области социальной работы может быть затруднено усвоение и присвоение идеала как совершенного образца состояний, отношений и деятельности в области практической социальной работы.
В России основной проблемой, с которой чаще всего приходится сталкиваться практическим социальным работникам, является проблема малообеспеченности огромных масс населения, возникшая вследствие рыночных преобразований экономики. Вследствие этого те цели, которые ставит перед собой государство - обеспечение условий для полной самореализации каждой личности - представляются целями долгосрочными, в современных условиях не реализуемыми в полной мере вследствие слабости экономики, несовершенства социальной работы, неготовности широких слоев населения включиться в социальную деятельность вследствие все большей их индивидуализации. В ближайшей перспективе средствами и методами социальной политики и социальной работы предполагается решить проблему малообеспеченности и затем по мере развития экономики - повышения благосостояния граждан.
В профессиональной социальной работе идеал не просто констатирует профессиональные цели и предпочтения, но и вычленяет в деятельности наиболее существенные моменты, придавая им социально значимый статус. Вследствие этого в качестве идеала социальной работы на данном этапе развития российского общества выступают моральные требования и ценности, реализация которых может обеспечить создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности клиентов, максимальной в данных конкретно-исторических условиях их самореализации, благодаря чему могут быть реализованы права человека на свободу и справедливость, счастье и развитие и тем самым будет достигнута главная цель социальной работы - социально активная личность, благо клиента и общества, гуманные общественные отношения.Идеал социальной работы включает в себя как непременные условия достижения желаемого результата совершенствование социальной работы как профессиональной деятельности, повышение ее эффективности и качества, доступности и всеобщности. Это требует совершенствования личностно-нравственного облика специалиста, роста его профессионального мастерства. Принимаемые в качестве условий достижения идеала совершенствование социальной работы и социального работника, а также частичное преобразование социальной системы являются важнейшими структурными компонентами самого идеала.
Улучшение условий жизни населения, изменение его потребностей выдвинет на первый план другие задачи: возможно, приоритетным направлением деятельности социальной работы станет не помощь в выживании, а духовно-нравственное их совершенствование, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки и т.п. Собственно социальная работа может в связи с этим приобрести качественно иной характер. По мере изменения социально-экономических условий и содержания и форм социальной работы идеал неизбежно будет изменяться. Оставаясь по смыслу все теми же представлениями о будущем совершенном состоянии клиента, социального работника, социальной работы и общества, отдельные черты этих идеальных образов могут стать существенно более глубокими, развитыми. Соответственно возрастут требования со стороны общества к социальной работе и конкретным специалистам; большим влиянием в обществе будет пользоваться социальная работа и, соответственно, большими возможностями в части совершенствования общественных отношений и общественной структуры будет обладать. Таким образом, идеал социальной работы может стать действенным средством совершенствования общественного бытия, а сама социальная работа – существенным средством социального конструирования.
Система общечеловеческих ценностей содержит в себе в качестве высших ценностей человека, его честь, достоинство и права. Социальная работа представляет собой деятельность, направленную на реализацию прав человека, поддержание его чести и достоинства, создание политических, экономических, культурных, социальных условий, благоприятных для его самореализации, и, соответственно, является одним из важнейших механизмов реализации общечеловеческих ценностей. Человек признается социальной работой и ее этической системой высшей ценностью в качестве важнейшего основания деятельности, поэтому система общечеловеческих ценностей является одним из наиболее влиятельных факторов, оказывающих воздействие на формирование системы ценностей профессиональной социальной работы
Социальная работа вследствие этого может быть определена как особый вид социальной деятельности, направленной на формирование, осмысление и реализацию гуманистических ценностей и идеалов с целью преобразования социальной реальности и создания такой социальной ситуации, в которой возможным станет достижение гуманистического идеала и подлинного благополучия личности и общества, обеспечение их плодотворного сотрудничества и взаимодействия. Вследствие этого идеал социальной работы может рассматриваться как одна из ее высших профессиональных ценностей.
Аксиологический подход (или аксиологическая компонента интегративного комплексного подхода) может им
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 415;