ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ НА МИНОЙСКОМ КРИТЕ
В эпоху «новых дворцов» в минойском обществе установилась единодержавная монархия с наследственной царской властью. Ее создателем античная традиция считает легендарного царя Миноса. Однако вероятно, что Миносу приписаны деяния нескольких членов кносской династии. Образование критской державы происходило путем объединения ряда независимых центров под властью одной династии. Тем не менее главенство Кносса не означало полного подавления правителей в других дворцах. Во главе критского общества стоял царь, считавшийся сыном верховного бодествлял с Зевсом. Супруга царя признавалась дочерью другого бога – Гелиоса. К божественному началу выводится родословная самых знаменитых представителей критской царской династии – братьев Миноса, Радаманта и Сарпедона, рожденных Европой. Наследование царской власти осуществлялось по мужской линии: трон переходил к старшему в роде, от брата к брату.
Развитие критской письменности
Критские таблички: 1 – линейное письмо А; 2 – линейное письмо Б. Рисунок
Правители минойской державы утверждали, что свою власть они получили по воле богов и боги выполняют все просьбы, с которыми к ним обращаются критские цари. Важное значение в политической жизни минойского общества имели религиозные обряды, совершаемые самим царем, выступавшим в роли жреца. Согласно Гомеру, царь Минос советовался с Зевсом раз в девять лет. Общение происходило в пещере горного святилища. После возвращения Миноса во дворец воля божества воплощалась в царские распоряжения и указы. Недаром считалось, что законы Миноса, по которым жило критское общество, пришли из священной пещеры Зевса. Регулярно повторяющиеся церемонии общения владыки с верховным божеством являлись не только подтверждением авторитета царской власти, но и одновременно обрядами религиозного испытания верховного правителя. Такой обряд был распространен практически у всех народов на ранних этапах развития цивилизации, когда благополучие всего общества напрямую связывалось с личными качествами правителя: его физической силой, выносливостью, искусством владения оружием и т. п.
Еще одной важной религиозной церемонией с участием царя был ритуальный брак, когда священный обряд соединял плодотворящие начала – мужское и женское. Царь выступал в образе божественного быка, а его супруга – коровы. Этот ритуал, отраженный в сакральном мифе, должен был преумножить плодоносящие силы природы, от которых зависел богатый урожай, приплод скота и в конечном итоге процветание и благополучие державы. Важное значение этого сакрального действа в жизни Древнего мира подтверждается тем, что и после гибели минойской державы в течение многих веков обряд священного брака сохранялся на Крите и в ряде регионов Эгеиды.
Таким образом, царская власть носила ярко выраженный сакральный характер, а вера в сверхъестественные способности правителя являлась гарантией процветания страны. Недаром Гомер называл Миноса «охранителем Крита». Форма царской власти, которая сложилась на Крите, получила название теократия. Это такая форма монархии, при которой светская и духовная власть в государстве принадлежит одному лицу.
Кносс. Вход в Южную царскую сокровищницу (XVI в. до н. э.). Фотография
Государство, существовавшее на Крите, требовало юридического регулирования отношений между подданными царя. Античная традиция приписывает царю Миносу создание первого законодательства, поэтому в античном мире он получил славу справедливого и мудрого судьи. Свод законов был записан на медных досках и выставлен для всеобщего обозрения. Правда, некоторые древние авторы считали, что законодателем был Радамант или что он, по крайней мере, следил за соблюдением законов, установленных Миносом. Сохранившееся в народной памяти представление о справедливости царских законов нашло отражение у Гомера: его Одиссей видел в подземном царстве Аида мудрого Миноса, творившего справедливый суд среди теней умерших. «Законодательство Миноса – Радаманта» продолжало применяться в юридической практике Крита и тысячу лет спустя, и многие его положения использовал для устройства организации жизни спартанского общества знаменитый законодатель Ликург.
Источники
Долгое время основным источником по эпохе минойского Крита выступали только археологические памятники (письменность – линейное письмо А– не расшифрована). Однако успехи ученых в археологическом изучении Средиземноморья позволили с большим доверием отнестись к легендарно‑мифологической традиции, зафиксированной в трудах греческих и римских авторов. Сведения о древнейшей эпохе, сохранившиеся у Гомера, Гесиода, Фукидида, Аполлодора, Плутарха и др., проверенные и подкрепленные археологическим материалом, позволяют получить информацию о многих сторонах жизни древнейшего общества, особенно о явлениях духовной культуры и особенностях политического устройства. То, что миф о державе Миноса так или иначе отражает реальную историческую ситуацию на Крите, признается всеми современными историками. Сомнения вызывает только степень минойской экспансии в Средиземноморье.
Комбинированное использование археологических источников и мифо‑легендарной традиции нанесло удар по господствовавшему в начале XX в. гиперкритицизму в оценке достоверности античной традиции.
СОЦИАЛЬНО‑ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МИНОЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Эпоха «старых дворцов» – это время расцвета экономики и оформления социальной структуры минойского общества. В этот период на острове Крит были освоены и интенсивно возделывались все плодородные земли. Основную роль здесь сыграли рядовые свободные общинники, и статус свободного члена минойского общества значительно повысился.
Успехи в экономике способствовали росту населения и появлению различных типов поселений. Значительно увеличилось количество небольших сельских поселений, в которых жили рядовые общинники. Развитие сельского хозяйства вызвало обогащение земледельческой знати, что отразилось в появлении богатых усадеб. Их владельцы возводили двухэтажные виллы (в них насчитывалось до 30 помещений), к которым примыкали разнообразные хозяйственные постройки для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Одновременно с возникновением «новых» дворцов начался бурный процесс урбанизации, появления городов. В поэмах Гомера остров Крит предстает «стоградным». Данные античной традиции полностью подтверждаются изысканиями археологов, открывших около 300 различных поселений. Одни из них располагались в непосредственной близости от дворцов и были их частью. Другие, как Гурния или Палекастро, располагавшиеся на каменистых холмах вблизи от моря, предстают подлинными городами. Города характеризовала чрезвычайная плотность застройки. Дома были сгруппированы в инсулы (т. е. кварталы) неправильной конфигурации, между которыми пролегали узкие улочки.
Кносс. Помещение над Тронным залом во дворце. Фотография
В городах открывались различные ремесленные мастерские: бронзолитейные, гончарные (в одном из домов Гурнии археологи обнаружили помещение с восемью гончарными кругами), ткацкие, кожевенные и т. п. Эти мастерские и разнообразные орудия труда и инструменты, найденные при раскопках, наглядно свидетельствуют о характере хозяйственной деятельности горожан. Расположение многих городов на морском побережье дает основание считать, что их жители были непосредственно связаны с морской торговлей.
План «нового» Фестского дворца
Цари Крита покровительствовали развитию торговли. Дворцы, которые были заинтересованы в вывозе ремесленной и сельскохозяйственной продукции, имели собственные крупные порты. При Миносе гаванью Кносса был Амнис, а Фестского дворца – Айя Триада. В этом порту было найдено свыше полутонны бронзовых слитков весом по 29 килограммов каждый. Эти слитки в форме растянутых бычьих шкур, так называемые критские таланты, по‑видимому, использовали в качестве меновых единиц при торговых операциях. Такой же вес имели и каменные гири, найденные на острове. В это время Крит и другие Кикладские острова установили интенсивные контакты с Балканами, Передней Азией, Ливией и Египтом. В египетских текстах неоднократно упоминаются «кефтау» – жители Крита. На фресках в гробницах фараоновых вельмож XVI– XV вв. до н. э. можно видеть прибывших в Египет критян, а на фреске в Акротари (о. Фера) довольно точно изображен пейзаж нильской долины. Тесные связи были у критских торговцев с Библом, Угаритом, сирийскими княжествами.
Бурное развитие экономики привело к разрушению в минойском обществе традиционных гентильных связей и формированию новой социальной структуры. Античная традиция приписывает Миносу проведение ряда реформ, изменивших критское общество. Он выделил воинов из сословия земледельцев и сделал новое сословие главной опорой царской власти. В ближайшее окружение царя, помимо членов его семьи, входили высшие военачальники и чиновничья знать. Именно им принадлежали богатые виллы, комнаты в которых своим украшением не уступали парадным залам дворца.
Видную роль в минойском обществе играли жрецы, и прежде всего куреты – самый древний разряд служителей культа. Во времена Миноса на острове было немало рабов из числа военнопленных и чужеземцев, привезенных в качестве дани. В основном их доставляли во дворцы, где они становились «царскими рабами». Отзвуком этого является известный миф о том, как афиняне регулярно отсылали Миносу по семь юношей и семь девушек, которые предназначались на съедение Минотавру. Но более прав Аристотель, утверждавший, что невольников из Афин просто обращали в рабов и они до старости должны были трудиться в Кносском дворце.
Таким образом, Крит эпохи «новых дворцов» предстает экономически сильной державой, со сложной социальной иерархией.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 322;