Перфомансная коммуникация в рамках коммуникативного пространства
Если вербальная коммуникация использует для передачи вербальный канал, визуальная - визуальный, то перформанс располагает свое сообщение в пространстве. Ритуалы являются важной составляющей жизни любого общества. Одновременно со значениями, уже утраченными в веках, они несут в себе четкие коммуникативные указания. К примеру, траурная процессия с телом Джона Кеннеди включала лошадь без всадника, которую вели под уздцы, что символизировало потерю первого лица Америки. Или такой пример, как церемонии прощания и приветствия, особенно в прошлом. Особую роль при этом играл головной убор. «При встрече с вышестоящей персоной необходимо было снять шляпу, да так низко поклониться, чтобы подмести ее полями пол. Даже письмо от знатного лица, а также послания, где упоминалось имя короля или папы Римского, следовало читать с обнаженной головой».
Процесс инаугурации Бориса Ельцина в августе 1996 г. продемонстрировал важность перформансов в политике - президент вступает в законную силу только после этого перформанса. Клятва президентов США состоит из 42 слов (российского - из 33 слов) и используется с 30 апреля 1789 г. со времен Джорджа Вашингтона. Самое длинное выступление было у президента США Уильяма Гаррисона в 1841 г. Речь президента Клинтона 20 января 1993 г. была краткой и продолжалась всего 14 минут. Все торжественное мероприятие в Кремле 9 августа 1996 г. длилось 17 минут. Празднование в Вашингтоне этого события обошлось в скромную для США сумму - 25 миллионов долларов, причем все эти деньги были собраны из частных пожертвований, вкладов крупных корпораций и рекламы.
Франция имеет свой ритуал, во время которого уходящий президент спускается по ступенькам и встречает во дворе нового президента. Затем они поднимаются в зал и обмениваются речами. После принесения присяги в открытой машине новый президент выезжает на Елисейские поля, где его приветствуют сограждане.
Обряды посвящения, инициации всегда существовали в человеческих сообществах. При этом в прошлом часто реализовывались различные испытания. Так, в некоторых племенах происходило избиение принимаемого, чтобы «убить» его старое имя и дать ему новое. Для общества такого типа весьма важна граница, переход, к примеру, разграничение мирского имени и нового монашеского. Даже сегодняшнее общество сохраняет смену имен в изменении названий должностей и званий.
Ю. Шрейдер говорит о ритуальном поведении как о таком, где цель вырождена: «Она состоит в выполнении самого ритуала».
Под перформансом Ричард Шехнер понимает действия одного человека или группы перед другим человеком или группой, т.е. центральной характеристикой здесь становится третье лицо, наблюдатель, зритель, наличие которого кардинальным образом меняет всю процедуру.
В обществе всегда были определенные утрированно-перформансные роли. Мы называем их так, поскольку для их выполнения требовалось определенное «отклоняющееся поведение». Это роль юродивого, шута. Юродивый не наказывался за свой тип поведения, поскольку, как считалось, через него может говорить Бог. Первым русским юродивым называют Исаакия Печерского, монаха Киево-Печерской Лавры, умершего в 1090 г. Затем до XIV в. юродивые не фиксируются, а потом возникают русские «похабы». Они «днем бегают по городу в рубище или совсем голые; просят милостыню и потом раздают ее; их отовсюду гонят, мальчишки кидают в них камнями; иногда богатые люди заботятся о них, но юродивые не признают сытости и ухоженности: они рвут на себе чистую одежду, садятся в грязь и т.д...».
Р. Шехнер считает, что базовая перформансная стратегия (сбор, перформанс, расставание) содержит драматическую структуру:
Нарушение – Кризис - Восстановление – Реинтеграция
Конфликтность в этой схеме носит согласованный характер - внутри перфоманса. Выход из перформанса - это тоже церемония, поскольку аплодисменты помогают выйти из перформансной реальности.
Поскольку аудитория является обязательным элементом перформанса, Ричард Шехнер предлагает свою классификацию аудитории, где главным элементом становится ее включенность в ситуацию или ее случайный характер: интегрированная/случайная аудитория.
«Случайная аудитория - это люди, которые индивидуально или небольшими группами идут, например, в театр - представления публично рекламируются и открыты для всех. На открытиях коммерческих шоу посещение критиков и друзей представляет скорее интегрированную, чем случайную аудиторию. Интегрированной аудиторией является та, где люди приходят или в силу необходимости, или потому, что событие является значимым для них. Интегрированная аудитория, к примеру, включает родственников жениха и невесты на свадьбе, племя на обряде инициации, лица высокого звания на подиуме для инаугурации. Или - авангардные художники, собирающие аудиторию в основном из людей, посещавших предыдущие представления. Они заинтересованы в процессе создания интегрированной аудитории для своих работ, аудитории, поддерживающей их».
При этом некоторые виды интегрированной аудитории могут быть направлены против самого представления: это могут быть люди, пришедшие специально, чтобы, к примеру, сорвать выступление. Если случайная аудитория приходит по собственной воле, то интегрированную аудиторию привлекает ритуал. Для большей наглядности Р. Шехнер строит следующую таблицу.
Интегрально-эстетическая | Случайно-эстетическая |
Приглашенная аудитория. Церемония открытия. Аудитория из тех, «кто знает». | Коммерческая продукция, которая публично рекламируется. Аудитория из тех, кто заинтересован. |
Интегрально-ритуальная | Случайно-ритуальная |
Аудитория на свадьбах, похоронах. Инаугурация, подписание договоров. | Туристы, наблюдающие церемонию. Ритуалы, сыгранные в театре. |
Исследователи подчеркивают как одну из характерных черт церемонии - четкое разграничение участников и публики, где от последней ожидается традиционный репертуар реагирования. «Реакция аудитории является одной из составляющих частей церемонии. Без нее церемония становится бессмысленной». И далее: «Церемониальное пространство подчеркивает разницу между исполнителями и зрителями четко изолируя сцену для перформанса, ограниченную со всех сторон полицией и охраной, в отличие от места для реагирования, расширяющегося во все стороны».
Американская исследовательница Арт Борекка напрямую связывает политику и драматургию, подчеркивая возросшую роль масс-медиа в этом процессе. Она перечисляет целый ряд политических событий, обладающих перформансным характером. Это Вьетнам как первая телевизионная война, двойное президентство бывшего актера, война в Персидском заливе, где CNN стало полноправным участником.
Та же телевизионная конструкция довлеет и над многими другими явлениями. Это не только торжественная встреча гостей в аэропорту, в Мариинском дворце в Киеве или в Кремле в Москве, но это и элементарное собрание или заседание, где значимым также становится элемент зрелищности. И развитие государства во многом требует развития именно этой перформансной составляющей.
Любой перформанс строится на предварительной репетиции, подготовке. Ричард Шехнер по этому поводу пишет: «Мы пользуемся репетициями в случае свадеб, похорон и других религиозных и гражданских церемоний. В любом случае репетиция является путем выбора из возможных действий именно тех, которые будут представлены в дальнейшем, наибольшее упрощение их по отношению к матрице, откуда они были взяты, и аудитории, на которые они будут направлены».
Таким образом,коммуникация является одной из центральных составляющих современного общества. Статус страны, фирмы, организации в реальном мире определяется также ее статусом в информационном пространстве.
Человечество давно ведет коммуникативные кампании. Сегодня они опираются на четкое знание коммуникативных закономерностей. Знание предложенных в разнообразных науках коммуникативных моделей помогает созданию эффективных процессов воздействия на массовое сознание.
Массовая культура и массовая коммуникация представляют наибольший интерес для заимствования их опыта, поскольку они постоянно и успешно работают именно с массовым сознанием.
1.3.2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала
1. Откуда человек получает большую часть информации, необходимой для своей жизнедеятельности?
2. Какие параметры предполагает неопределенная информационная среда?
3. Перечислите характеристики неопределенной и определенной информационной среды.
4. Что понимается под распределением неопределенности?
5. Что собой представляют слухи?
6. Назовите стратегические модели информационных операций.
7. Каким образом сегодня осуществляется информационное воздействие? Перечислите все известные вам способы.
8. Что понимается под информационной асимметрией?
9. Назовите типы информационного взаимодействия, существующие в теории коммуникации.
10. Назовите типы «систематизации ошибки».
11. Что собой представляют слухи и анекдоты? Зачем необходимо их использование в процессе коммуникации?
12. Что отражает массовая культура?
13. Какие модели массовой культуры вы знаете?
14. Расскажите о каждой модели массовой культуры?
15. Из каких элементов состоит стандартная модель коммуникации?
16. Назовите ошибки, возникающие в процессе коммуникации.
17. В чем заключается роль многоканальности воздействия?
18. Перечислите модели массовой коммуникации.
19. Назовите особенности каждой из них.
20. Опишите конструкционистскую модель У. Гемсона. Чем она отличается от моделей Элизабет Ноэль-Нойман и Томаса Паттерсона?
21. Какие методы анализа массовой коммуникации вы знаете?
22. Расскажите об особенностях контент-анализа.
23. Что может быть единицей контент-анализа?
24. Назовите условия развития коммуникативных процессов, при которых использование контент-анализа является наиболее эффективным.
25. Расскажите об особенностях анализа слухов. В каких областях человеческой деятельности используются слухи?
26. Что собой представляет коммуникативное пространство в массой коммуникации?
27. Расскажите о действии вербальной коммуникации в рамках коммуникативного пространства массовой коммуникации.
28. Расскажите о действии визуальной коммуникации в рамках коммуникативного пространства массовой коммуникации.
29. Расскажите о действии перфомансной коммуникации в рамках коммуникативного пространства массовой коммуникации.
1.3.2.4 Вопросы для размышления и последующего анализа
1. Поразмышляйте, каким образом человеческое общество решает те или иные свои проблемы, видоизменяя информационную среду, что в свою очередь приводит к изменению в среде реальной. Приведите примеры.
2. Поразмышляйте над тем, каким образом можно изменить информационное пространство? С помощью чего и благодаря чему?
3. Проанализируйте, каким образом осуществляются информационные операции при военных конфликтах; во время выборов; при использовании кибер-терроризма, «бомбардировки» компьютеров, размещения на чужих веб-сайтах собственных посланий.
4. Прокомментируйте типы информационного взаимодействия, существующие в теории коммуникации, применительно к своей будущей профессиональной деятельности.
5. Подтвердите примерами, что слухи и анекдоты необходимы в процессе коммуникации?
6. Проанализируйте модели массовой культуры (модели Ю. Лотмана, Дж. Фиске, Р. Ходжа - Г. Кресса, Л. Ионина и Т. Чередниченко) и отметьте их сходство и отличие. Поразмышляйте над тем, насколько знание их особенностей важно для современного человека?
7. Прокомментируйте требования к эффективной речи, сформулированные Уилкоксом и Нольте.
8. Прокомментируйте модели массовой коммуникации в свете их использования в вашей профессиональной деятельности.
9. Подумайте, каким образом можно использовать методы анализа массовой коммуникации (контент-анализ и анализ слухов) в вашей будущей профессиональной деятельности?
10. Проанализируйте особенности слухов, приводя примеры из литературы, телевидения, публицистики и т.д.
11. Прокомментируйте, какую роль играет коммуникативное пространство в массовой коммуникации. Приведите примеры.
1.3.2.5 Словарь по теме
Коммуникация представляет собой информационные действия в нечеткой информационной среде.
Распределение неопределенности, при котором мы лучше знаем объекты мира вокруг нас и хуже объекты, отдаленные от нас.
Кибер-терроризм, когда хакеры входят в чужие базы данных.
«Бомбардировка» - это «бомбардировка» компьютеров противника/оппонента электронными посланиями, что парализует его работу.
Информационная асимметрия, когда информационное действие осуществляется в менее всего ожидаемой плоскости.
Информационное доминирование -это действия по недопущению использования информационного пространства противником/оппонентом.
Информационное давление.Направлено на то, чтобы вынудить противника/оппонента на те или иные действия.
Информационное торможение,или действия по приостанавлению распространения нежелательной информации.
Информационное ускорение, или действия по увеличению скорости распространения нужной информации, охвата все более широкой аудитории.
Систематизация ошибки,где рассматривается ошибка как случайность. Ошибка начинает трактоваться как норма, на которой истроится нарушение ее работы.
Массовая культура отражает то поле, в рамках которого реализуются многие политические, культурные, образовательные и др. действия.
Сообщение – это наименьшая семиотическая форма, конкретно существующая, у которой есть направленность, есть источник и получатель, социальный контекст и цель (Р. Ходж и Г. Кресс).
Культурный уровень функционирования конструкционистской модели У. Гемсона- речь идет об «упаковке» сообщений с помощью таких способов, как метафоры, визуальные имиджи, отсыл ки на мораль. Это уровень характеризует дискурс масс-медиа.
Когнитивный уровень функционирования конструкционистской модели У. Гемсонасвязан с общественным мнением. На нем происходит приспособление полученной информации к жизненному опыту, психологическим предпосылкам каждого человека. \
Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму.
Объективность при этом трактуется так: каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур.
Слухи – это «циркулирующая форма коммуникации, с помощью которой люди, находясь в неоднозначной ситуации, объединяются, создавая разумную ее интерпретацию, сообща используя при этом свои интеллектуальные потенции».
Перформанс - это действия одного человека или группы перед другим человеком или группой, т.е. центральной характеристикой здесь становится третье лицо, наблюдатель, зритель, наличие которого кардинальным образом меняет всю процедуру.
Случайная аудитория - это люди, которые индивидуально или небольшими группами идут, например, в театр - представления публично рекламируются и открыты для всех.
Интегрированная аудитория – это такая аудитория, где люди приходят или в силу необходимости, или потому, что событие является значимым для них.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 506;