Творчество А. П. Чехова
Творчество А. П. Чехова сыграло большую роль в развитии русского языка и литературы. Лирический рассказ, один из центральных жанров прозы 60-х гг. нашего века, своим зарождением обязан Чехову. Своеобразное соотношение речи автора и персонажей в драмах Чехова легло в основу современной лирической драмы. Развитие чеховских традиций в современной литературе стало предметом исследований многих литературоведов. Богатство и выразительность чеховских ремарок восхищают читателей и привлекают внимание исследователей.
Чрезвычайно органичным для Чехова был исключительный интерес к современности. Чехов не написал ни одного произведения на историческую тему, и вместе с тем он, глубоко всматривавшийся в социальные процессы развивающейся жизни, в ее движение к будущему, сумел показать современную действительность, говоря словами Белинского, как «историческую и философическую действительность», ибо умел видеть многие существенные стороны в развитии русского общества. Откликаясь в своих произведениях на важные вопросы общественной жизни, волновавшие его как писателя-гражданина, Чехов поднял художественное изображение современной действительности на высоту больших социальных и философских обобщений. Гениальный мастер слова, Чехов воплотил образы современников и их жизнь в совершенные художественные формы.
В судьбе литературного наследия Чехова лишний раз подтвердилась справедливость закона, установленного Белинским: творчество великого писателя-гражданина, сына своего общества и своей эпохи, служившего своим талантом современности, будет вечно жить в памяти потомков и в истории литературы.
М. Горький еще при жизни Чехова назвал его одним из лучших друзей России, другом «умным, беспристрастным, правдивым», а его произведения - «пропитанными глубоким знанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям», по которым русский человек «долго будет учиться понимать жизнь». Горький в суждениях о Чехове всегда подчеркивал мысль о нем как об исключительно правдивом авторе, в произведениях которого нет ничего такого, чего не бывает в жизни.
Л. Н. Толстой говорил: «У Чехова все правдиво до иллюзии, его вещи производят впечатление какого-то стереоскопа» (А. Б. Гольденвейзер. Вблизи Толстого, стр. 68-69).
Чехов придавал большое значение фактам, жизненной достоверности, документальности в деятельности литераторов. Лейкину он писал: «В ваших питерских заметках... мало фактов. Все больше насчет общего, а не частного».
В своей литературной деятельности Чехов всегда исходил от живого факта; свои произведения он всегда строил на жизненной основе. В связи с этим надо отметить одну черту творческой практики Чехова - он любил вводить в произведения бытовые детали, подробности обстановки, ту правдивость деталей, которую Ф. Энгельс считал наряду с типическими характерами в типических обстоятельствах важным признаком реалистического искусства.
П. П. Бажов как-то писал, что без бытовой детали художественное произведение не выйдет «живым».
Чехов не ограничивался эмпирическим фиксированием фактов, а глубоко проникал в их сущность. Он умел видеть в отдельном факте смысл, в частном - общее.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 273;