Основные принципы системной начертательной геометрии как учебной дисциплины
Известно, что принцип системности вытекает из философского принципа все-общей взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений окружающего нас мира. Педагогический процесс в высшей школе – это социальное явление, имеющее как система, свою структуру, конструктивные свойства которой опреде-
деляются требованиями к содержанию знаний и умений тех специалистов, ко-торых готовит эта школа.
Сравнительный анализ учебных программ специальностей «Дизайн» по на-правлению «Искусство» и «Дизайн архитектурной среды» по направлению «Архи-тектура» показывает, что, не смотря на различные на направления, они имеют много общих учебных дисциплин.
Характерной особенностью содержаний большинства этих дисциплин являет-ся их широкая изобразительная основа, которая определяется овладением техникой рисунка, живописи, архитектурного черчения, инженерной и проектной графики, а также хорошим пониманием природы и теории изображений – начер-тательной геометрии.
Традиционно эта учебная дисциплина считается общеобразовательной, не простой для восприятия и понимания студентами. Это обстоятельство создаёт пе-дагогическую проблему преодоления порога этого непонимания, одним из реше-ний которой является её гуманитаризация, основанная на философском переос-мыслении её содержания, приведшем к концепции её системности.
Так как системная начертательная геометрия является фундаментальной математической учебной дисциплиной, то педагогическая технология её препода-вания должна опираться на принцип системности как один из основных принци-пов ей гносеологии. Последовательное внедрение этого принципа в учебный процесс требует, согласно К.Д.Ушинскому, педагогической обработки достижений науки, которая, в свою очередь, требует соблюдения принципов проблемности,доступности и наглядности изложения, а также использования педагогического приёма творческого повторапри соблюдении формальной логичности процес-са доказательств, получения выводов и формулирования утверждений [69].
Внедрение принципа проблемности в учебный процесс начинается с первых вопросов к студентам на первом занятии: что такое изображение?, какого оно про-исхождения?, почему человечество без него не может обойтись?, какими свойства-ми оно обладает? и т.п., на которые, к сожалению, нет ответов в традиционных учебниках по начертательной геометрии, являющейся теорией изображений.
Раскрытию содержания ответов как на эти, так и на многие другие вопросы и посвящается последовательное формально-логическое изложение системной тео-рии обратимых изображений. Так как логика системного повествования требует рассмотрения всех аспектов рассматриваемых тем, то в итоге получаются доста-точно полные блоки информации, практически удовлетворяющие понятию «учеб-ного модуля», общепринятого в международном образовательном пространстве.
Основоположником технологии модульного обучения является американский исследователь Дж. Расселл. В своей работе «Modular instruction» (1974) автор определяет модуль как учебный пакет, который охватывает концептуальную единицу учебного материала и рекомендации по его изучению. Ученик или студент выполняет их самостоятельно, в индивидуальном темпе овладевая учебным мате-риалом [82]. В предлагаемом курсе системной начертательной геометрии каждая тема содержит максимум информации, часть которой выходит за пределы про-граммы, но необходима для полноты понимании, содержит примеры решения за-дач и вопросы для самопроверки усвоения знаний. Здесь важным является ориен-тация студента на самообразование, успех которого зависит от полноты и качества предложенного ему дидактического материала и его заинтересованности в усвое-нии его содержания.
.Естественно, что процесс усвоения теоретических знаний подкрепляется про-
+
Рис. 2.9. Объёмная композиция из
геометрических тел
Рис.2.10.Схема курсового проекта
жилого дома поселкового типа
ведением практических занятий с использованием раздаточного дидактического материала на листах формата АЗ, содержащего теоретическую часть и готовые условия задач для их графического решения. Кроме этого студенты выполняют индивидуальные расчётно-графические упражнения по основным темам курса, оценка которых осуществляется по «спортивно-рейтинговой системе». Суть её заключается в том, что, так как традиционно принятая пятибалльная система неиз-бежно содержит «плюсы» и «минусы», никак количественно не оцениваемые, то
принята 50-балльная система, в которой 50 баллов означает полную «пятерку»,
«пятёрка с минусом» может иметь оценку от 49 до 45 баллов, «четвёрка с плюсом» - от 44 до 41 балла, полная «четвёрка» - 40 баллов, «четверка с минусом» - от 39 до 35 баллов, «тройка с плюсом» - от 34 до 31 балла, полная «тройка»- 30 баллов, «тройка с минусом» - от 29 до 25 баллов, «двойка с плюсом» - от 24 до 21 балла и «круглая двойка» - 20 баллов. В итоге получается 30 количественных оценок качества усвоения знаний, что в два с половиной раза полнее 12-бальной системы оценки школьных знаний. Это даёт возможность установления более объекти-вного соответствия между качеством работы и её оценкой, а суммарная оценка за весь семестр определяет своим значением рейтинг её владельца. По суммарным значениям оценок за семестр определяется рейтинг каждого студента и те, кто за-нял первые три места, как в спорте, награждаются освобождением от сдачи экза-мена с получением отличной оценки. Такая ситуация эффективно влияет на созна-ние студентов, их самолюбие и пробуждает «белую зависть» к тем, кто работает лучше, создаёт в коллективе дух соревнования за наивысшие баллы.
Эта система оценки действует на протяжении семестра. На экзаменах выстав-ляются традиционные оценки, но на их объективность оказывают влияние семест-ровые рейтинговые оценки студентов.
Дидактика восприятия студентами системной начертательной геометрии студентами опирается на принципы заинтересованности, добросовестности и самостоятельности, систематичности и последовательности усвоения учеб-ного материала, атомарной честности[43] по отношению к выполняемой графической работе.
Действие принципа заинтересованности должно обеспечиваться преподава-телем на протяжении всего периода обучения и соответствующими педагогичес-кими приёмами поддерживаться и актуализироваться, ибо заинтересованность студента предметом познания является основным фактором его познавательной активности. Как правило, такие студенты становятся участниками студенческих олимпиад и научно-практических конференций самых разных уровней.
Атомарная честность по отношению к выполняемой графической работе озна-чает недопустимость небрежного, т.е., неточного и, соответственно, неправильно-го её исполнения потому, что такие «качества» работы однозначно моделируют соответствующие черты характера её исполнителя. В графической работе велик соблазн согласится с тем, что получается, не добиваясь того, что должно быть на самом деле. Принцип атомарной честности должен обеспечивать максимально точную графическую работу, ибо только её результаты являются правильными, со-отвествующими будущей действительности. С этим принципом тесно связано поня-тие «уровня исполнительского мастерства», который может быть высоким, средним и низким и который, применительно к графической работе, будучи высо-ким, характеризует её как произведение изобразительного искусства, а её автора – как мастера..
Залогом успешного усвоения студентами учебного материала является их на-строй на самообразование с помощьюпреподавателей и тех условий, которые ему предоставляет высшее учебное заведение, а также понимание успеваемости как такой черты своего характера, которое позволяет успеть сделать дело в от-веденные для его выполнения сроки.
Постоянное внимание преподавателя к поддержке настроя студента на само-образование и развития чувства успеваемости являются очень важными элемен-тами его становления как делового человека и творческой личности.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1679;