Представления о демократии


Во все времена к демократии относились по-разному. Так, греческий философ Платон считал, что «из демократии рождается тирания». Французский писатель А. Франс как-то заметил, что «демократия правит плохо, зато мало». Выдающийся английский государственный и политический деятель У. Черчиль подчеркивал, что «демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». Немецкий социолог М. Вебер рассматривал демократию как «средство защиты общества от произвола политических лидеров и от засилья бюрократии». Австрийский экономист Ф.Хайек – как «средство поддержания социального мира, защиты свободы личности; мирная передача власти; особая процедура принятия правительственных решений». Английский философ К. Поппер трактовал демократию как «открытое и плюралистическое общество, в котором можно выражать несовместимые взгляды и бороться за достижение конфликтующих целей». Американский экономист Й. Шумпетер подчеркивал, что «демократия – это «средство образования эффективного и ответственного правительства», демократия – это правление политиков, а не народа». Канадский литератор П. Лоренс писал, что «демократия – это режим, при котором можно говорить все, что думаешь, даже если ты ничего не думаешь». Английский писатель Б. Шоу отмечал, что «демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели». Российский ученый и писатель А. Зиновьев подчеркивал, что «недостатки демократии не являются результатом злых умыслов и плохих дел каких-то ее носителей. Они суть оборотная сторона ее достоинств».

Слово «демократия» (от гр. dēmos – народ + kratos – власть) буквально означает «народовластие». Однако политики и простые люди, а также ученые в понятие демократии часто вкладывают разные смыслы. В настоящее время понятие «демократия» является настолько многозначным, что у некоторых исследователей возникает сомнение в возможности его научного использования. Так, российский ученый А. Зиновьев писал, что термин «демократия» не является научным в силу «аморфности его смысла и многосмысленности». Это – термин идеологии, а не науки. Поэтому необходимо различать идеологическое описание демократии (идеологическую демократию) и демократию как реальность (реальную демократию).

Хрестоматийное определение «идеологической демократии» дал американский государственный деятель, президент США А. Линкольн, который рассматривал ее как «правление, принадлежащее народу, осуществляемое народом и служащее народу». В политической науке при изучении демократии она ча всего рассматривается как: 1) форма государственного устройства; 2) политическая система; 3) политический строй; 4) форма правления; 5) система управления. При этом акценты делаются либо на источниках власти, либо на процедурах образования органов власти, либо на равноправии граждан.

В соответствие с этим в современной учебной и научной литературе даются следующие определения демократии: 1) форма государственного устройства, при которой власть принадлежит большинству народа или его представителям; 2) форма государственного устройства, основанная на признании верховенства конституции и законов; народовластия и политического плюрализма; свободы и равенства граждан; неотчуждаемости прав человека; 3) политическая система, характеризующаяся отсутствием какой-либо личной власти, основывающаяся на следующем принципе: «никто не может провозгласить самого себя главой власти, никто не может удерживать власть по своему собственному произволу»; 4) политическая система, в которой лица, наделенные высшей властью принимать коллективные решения, отбираются путем честных, беспристрастных, периодических выборов, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, а голосовать имеет право практически все взрослое население; 5) политическая система с выборной представительной властью, многопартийностью, плюрализмом, оппозицией, публичностью действий власти; 6) политическая система, в которой граждане контролируют правящую элиту и оказывают на нее влияние посредством выборов, политических партий, неформальных и формальных групп, прессы, демонстраций, петиций и т. п.; 7) политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие, либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа, главным признаком которой является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени; 8) политический строй, в котором на практике осуществляются установленные формы народовластия; где существуют политические свободы (личности, вероисповедания, печати и т.д.) и равноправие граждан; 9) форма правления, характеризующаяся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека; 10) система управления, при которой правящие несут ответственность перед гражданами за свои действия в публичной сфере и воздействуют на граждан косвенным путем, через конкуренцию и сотрудничество, осуществляемое избранными представителями граждан; 11) управление народом силами самого народа.

Многообразие представлений о демократии и реальных ее проявлений в мире породили множество теорий демократии. Эти теории, как считает российский ученый Л.В. Сморгунов, разрабатывались в рамках двух научных парадигм (от гр. paradeigma – образец) или на их пересечении. Одну из этих парадигм он назвал либерально-демократической, другую – радикально-демократической.

В рамках либерально-демократической парадигмы внимание акцентируется на суверенитете личности; плюрализме интересов; первенстве права; свободе человека; первенстве прав человека; представительной демократии; разделении властей; подчинении меньшинства большинству и защите прав меньшинства. В рамках радикально-демократической парадигмы предпочтение отдается не суверенитету личности, а суверенитету народа; не плюрализму, а единству интересов; первенству не права, а общего блага; не свободе человека, а свободе гражданина; первенству не прав человека, а единству его прав и обязанностей; не представительной демократии, а непосредственной; не разделению властей, а разделению функций; не защите прав меньшинства, а подчинению меньшинства большинству.

В современной политической науке существует множество теорий демократии, среди которых можно выделить следующие: 1) либеральной демократии; 2) плюралистической демократии, или полиархии; 3) экономической, или рыночной демократии; 4) легальной демократии; 5) консоциальной демокра­тии; 6) рефлексирующей демократии; 7) делиберативной демократии; 8) элитарной демократии; 9) плебисцитарной демократии; 10) партиципаторной демократии; 11) делегативной демократии; 12) органической демократии; 13) суверенной демократии.

Основные положения теории либеральной демократии: 1) источник власти – отдельная личность, ее права имеют приоритет над законами государства, они закрепляются в конституции и защищаются независимым от государства судом; 2) социальная основа – «открытое общество», характеризуемое плюрализмом, толерантностью и конкуренцией общественно-политических взглядов; затрудняющее консервацию власти правящей элитой и создающее стимулы для гибко реагирования правительством на запросы граждан и различных слоев общества; 3) всеобщее избирательное право; свободные, справедливые и честные выборы и референдумы; открытое политическое соперничество различных групп и политических лидеров в борьбе за поддержку избирателей на выборах; 4) органы государственной власть функционируют на основе принципов правового государства и представительной демократии; правовое обеспечение подотчетности избранных представителей перед избирателями; 5) правовое ограничение властных полномочий чиновников и правоохранительных органов, а также воли большинства; отсутствие вмешательства со стороны государства и других индивидов в сферу приватных интересов граждан; 6) право меньшинства отстаивать свои взгляды, даже вопреки принятому большинством решения, но только в рамках соответствующих законов или судебных прецедентов; 7) обеспечение прав и свобод человека и гражданина (право на жизнь и на достоинство личности; свобода слова и средств массовой информации и доступа к альтернативным источникам информации; свобода вероисповедания и публичного выражения религиозных взглядов; право на объединение в политические, профессиональные и другие организации; свобода собраний и открытой общественной дискуссии; академическая свобода; независимое правосудие; равенство перед законом; право на соблюдение надлежащих правовых процедур в условиях верховенства закона; неприкосновенность частной жизни и право на личную тайну; право на владение собственностью и на частное предпринимательство; свобода передвижения и выбора места работы; право на образование; право на свободный труд и свободу от чрезмерной экономической эксплуатации; равенство возможностей).

Основные положения теории плюралистической демократии: 1) демократия – это не власть народа, а власть с согласия народа; 2) социальная основа – плюралистическое общество, состоящее из различных групп интересов, формулирующих общественные запросы: 3) главными субъектом демократических процессов являются социальные группы, имеющие право свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения; 4) отсутствие доминирующей группы интересов и наличие в обществе консенсуса по поводу базовых его ценностей; 5) демократическая организация групп интересов как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан; 6) политическое назначение демократии – стимулировать многообразие интересов и плюрализм в обществе, предоставлять всем гражданам возможность объединяться, открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их равновесие, отражаемое в политических решениях; 7) участие в выборах различных политических партий, агрегирующих интересы различных социальных групп; 8) распыление политической власти между разнообразными центрами политического влияния: органами государственной власти, партиями, группами интересов; 9) государство – организация, ответственная за нормальное функционирование всех секторов общественной системы, поддерживающая в обществе социальную справедливость; арбитр в конфликте групповых интересов, гарантирующий соблюдение законов, «правил игры» в соревновании многообразных интересов и не допускающий монополизации власти одной из групп; 10) нейтральный аппарат правительства, обеспечивающий равные возможности для различных групп интересов для непосредственной политической деятельности.

Одним из представителем теории плюралистической демократии является американский политолог Р. Даль, который предложил (совместно с другим ученым Ч. Линдбломом) для обозначения институциональных оснований этой демократии использовать понятие полиархии, буквально означающее «власть многих» в отличие от «демократии» как «власти всех». При этом он сформулировал семь институциональных оснований полиархии: 1) контроль над правительственными решениями, касающимися политического курса, конституционно закреплен за выборными должностными лицами; 2) выборные должностные лица определяются и мирно смещаются в ходе сравнительно частых, справедливых и свободных выборов, при которых принуждение вполне ограничено; 3) практически все взрослое население имеет право участвовать в этих выборах; 4) большая часть взрослого населения также имеет право выступать в качестве кандидатов на официальные должности, за которые идет соревнование на этих выборах; 5) граждане имеют эффективно обеспечиваемые права на свободное самовыражение, особенно политическое, включая критику должностных лиц, действий правительства, преобладающей политической, экономической и социальной системы и господствующей идеологии; 6) они также имеют свободный доступ к альтернативным источником информации, не находящейся под монопольным контролем правительства или любой другой единичной группы; 7) они имеют эффективно обеспечиваемое право образовывать самостоятельные ассоциации и вступать в них, включая политические объединения, такие, как политические партии и группы интересов, стремящиеся влиять на правительство, используя для этого конкуренцию на выборах и другие мирные средства.

Основные положения экономической теории демократии: 1) основа демократического процесса – конкуренция и смена элит как наиболее информированных, способных и политически активных членов общества; роль общества (численно наиболее сильной группы избирателей) – раз в несколько лет решать, какой элите править от его имени; 2) система открытых и состязательных выборов – это политический рынок, где политики являются «предпринимателями», стремящихся получить власть, а избиратели – «потребителями», голосующими за ту партию, политическая линия которой лучше всего отражает их предпочтения.

Основные положения экономической демократии нашли свое отображение в рыночной теории демократии, которая основывается на принципах рыночной экономики путем экспансии этих принципов на политические отношения. Содержание рыночной теории демократии состоит в следующем: 1) демократическая система – аналог экономической системы, в которой про­исходит постоянный обмен «товарами», в котором продавцы – носи­тели власти меняют свои выгоды, статусы, привилегии на «поддерж­ку» избирателей как пассивных «потребителей»; 2) акт подачи голоса в рамках электорального поведения – это своего рода «покупка» или «инвестиция», а из­биратели в основном рассматриваются; 3) основа – принцип декомпозиции социального неравенства, не допускающий поляризация общества по способу и объемам потребления социальных благ (богатства, доходов, власти, престижа, уровня образования, льгот и привилегий) и предполагающий рассредоточение различные социальных благ между социальными группами, с тем, чтобы индивид, имеющий низкий показатель доступа к одним социальным благам, мог компенсировать этот дефицит доступом к другим благам.

Основные положения теории легальной демократии: 1) основа – принцип «laissez-faire» (от фр. позвольте-делать), предполагающий, что демократия – это не средство для социальных преобразований, а средство ограждения людей от чрезмерного вмешательства государства в их жизнь; 2) органы государственной власть функционируют на основе принципов правового государства, их деятельность направлена на создании максимального простора для индивидуальной свободы и развития свободных рыночных отношений; 3) жесткое ограничение деятельность различных заинтересованных групп и сведение к минимуму различных форм бюрократического регулирования.

Основные положения теории консоциальной демокра­тии: 1) демократия согласия как способ поддержания политической стабильности в обществе, включающей в себя такие понятия, как поддержание системы, гражданский порядок, легитимность и эффективность; 2) социальная основа – многосоставное общество, характеризующееся «сегментарными различиями», которые могут иметь религиозную, идеологическую, языковую, региональную, расовую или этническую природу; 3) создание коалиционного правительства с участием всех партий, представляющих основные слои общества; 4) пропорциональность как главный принцип политического представительства, распределения постов в государственном аппарате и средств государственного бюджета и высокая степень автономности каждого сегмента в управлении своими внутренними делами; 5) «раз­деление власти», предусматривающее обеспечение представительства интересов меньшинства, не способного получить доступ к рычагам государственного управления и «взаимное вето», выступающие как дополнительная гарантия жизненно важных интересов меньшинства; 5) низкий уровень насилия, применяемого к обществу со стороны государства.

Основные положения теории рефлексирующей (размышляющей) демократии, сформулированные немецким ученым А.Этциони, состоят в следующем: 1) основа демократии – включенность в политическое управление общественного мнения и полная подотчетность ему властных структур; 2) принцип «народной автономии», предполагающий включение идущих в обществе дискуссий об устройстве общественной и частной жизни и возникающих при этом размышлений, неформальных рефлексий и оценок в процесс принятия решений.

К модели рефлексирующей демократии близка модель делиберативной (от лат. deliberate – обсуждать, спорить) демократии, разработанной немецким философом и социологом Ю. Хабермасом. Основные положения теории делиберативной демократии состоят в следующем: 1) приход большинства к власти посредством общественных дискурсов и продвижения своих интересов социальными группами и меньшинствами в дискуссии между собой; 2) основа демократических процессов – коммуникация свободных и равных акторов – не клиентов, а граждан государства, склонных к беспартийности, готовых к компромиссу и даже к отказу от своих предпочтений, если они мешают этому компромиссу; коммуникации как уравновешивание интересов и достижение компромисса за счет целерационального выбора средств; 4) принятия политических решений на основе выработки широкого консенсуса на основе рационального дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов в их беспартийном варианте; 3) наличие «делиберативных форумов» – строго регламентированного обсуждения тех или иных проблем государственной политики или содержания партийных предложений, согласно определенному формату; 4) наличие межпартийных политических консультаций по вопросам, являющимися предметом совместного интереса, открытых, публичных, свободных от внешнего принуждения, за исключением принуждения «силой аргументов».

Теория элитарной демократии была разработана австрийским ученым Й. Шумпетером. Основные положения этой теории состоят в следующем: 1) социальная основа – общество, включающее элиту – правящее меньшинство, обладающее властью и распределяющее материальные ценности и народ – свободный и суверенный, но обладающий в политике весьма ограниченными функциями; 2) народ – большинство, имеющее неустойчивые предпочтения, не обладающее необходимыми знаниями, не умеющее принимать правильные решения и не определяющее государственную политику; 3) участие народа в политике ведет к подрыву социальной стабильности и эффективности, достижение которых является одной из главных целей демократии; 3) народ добровольно передает опытной и компетентной элите право руководить политическим процессом и принимать политические решения, при ограниченном контроле со стороны граж­дан, функции которых заключается в выборе-отзыве правительства или в избрании посредников для этой цели; 4) элита получает доступ к власти в результате политической конкуренции в ходе регулярных и свободных выборов; 5) демократия – это институциональное мероприятие, регулирующееся нормами избирательного права и обеспечивающее соревнование партий и элит за поддержку и голоса избирателей; 6) элиты, формирующиеся преимущественно из представителей высшего социально-экономического слоя общества, едины в подходе к основным ценностям социальной системы и сохранению самой системы; 7) в обществе существует возможность социальной мобильности, позволяющей тем или иным неэлитарным группам стать политическими элитами, однако переход в элиту должен быть медленным и длительным для сохранения социальной стабильности и избежания политического радикализма; 8) правящие элиты подвержены сравнительно слабому прямому влиянию со стороны равнодушных к политике граждан; 9) государственная политика, осуществляемая элитой, отражает не требования масс, а господствующие ее интересы.

Крайним вариантом теории элитарной демократии является теория элитистской демократии, представители которой вообще отрицают необходимость участия масс в управлении обществом, поскольку склонность масс к политическому насилию пред­ставляет угрозу общественным интересам. Основа социальной стабильности является расширение дистанции между управляющими – демократическими элитами и уп­равляемыми – охлократическим демосом.

Основы плебисцитарной теории демократии были заложены М. Вебером, разработавшим плебисцитарно-вождистскую теорию демократии. Основное содержание этой теории сводилось к следующему: 1) любая организация представитель­ства интересов граждан в больших обществах неразрывно связана с их вытеснением из политики и установлением контроля над государственной властью со стороны бюрократии; 2) для защиты своих интересов граждане должны передать свое право контроля за органами государственной власти и аппара­том управления всенародно избранному (харизматическому) лидеру; 3) демократия есть совокупность процедур и со­глашений, «когда народ выбирает лидера, которому он доверяет».

Окончательно плебисцитарная теория демократии сложилась во второй половине ХХ в., основные положения которой состоят в следующем: 1) особенности высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной власти в руках динамичного общенационального лидера («сильного» президента) и подчиненного ему высокопрофессионального бюрократического аппарата; 2) в интересах обеспечения политической стабильности в обществе президент должен опираться не на «деградирующие» парламентские учреждения, а непосредственно на волеизъявление нации, выражаемое через плебисциты, посредством которых избирается президент и принимаются предложенные им важнейшие политические решения; 3) при непосредственном волеизъявлении нации в ходе плебисцитов, политическое влияние народа на органы государственной власти ограничивается участием в демократических выборах; 4) органы государственной власти формируется путем прямых выборов, а кандидаты на выборные посты выдвигаются от политических партий, представляющих интересы различных социальных слоев населения и предлагающих партийные программы, претендующие на выражения общенациональных интересов; 5) интересы меньшинства закрепляться законами и специально оговоренными политическими процедурами.

Теория партиципаторной (от англ. participate – участвовать) демократии получила широкое распространение в политической науке в 70–80-х гг. ХХ в. Основное содержание этой теории заключается в следующем: 1) активное участие граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни во всех органах публичной власти; 2) политическая активности большинства граждан (сильная власть снизу), противостоящая авторитарному давлению сверху, является необходимым условием предотвращения «тирании меньшинства» (элиты); 3) политическая активность граждан предполагает соответствующую их информированность и гражданскую подготовку; 4) демократия – это правление образованных граждан, выполняющее две функции: во-первых, защищает граждан от навязанных сверху решений; во-вторых, является механизмом самосовершенствования человека.

Теория делегативной демократии (в другой интерпретации – полномочной демократии), которую можно охарактеризовать как «демократию переходного периода», получила распространение в политической науке в конце ХХ столетия. Теория делегативной демократии содержит следующие положения: 1) в ходе справедливых выборов избиратели независимо от их партийной или групповой принадлежности голосуют за кандидата на пост президента, наиболее способного позаботиться о судьбах нации; 2) формируется большинство нации, которое наделяет победителя полномочиями, позволяющими президенту на несколько лет стать единственным воплощением и толкователем высших интересов нации; 3) после выборов избирателям надлежит стать пассивными, но полными одобрения наблюдателями действий президента; 4) победа на президентских выборах дает президенту право управлять страной по своему усмотрению, при этом он ограничен лишь обстоятельствами существующих властных отношений и конституцией сроком пребывания у власти; 4) президент как воплощение нации стоит выше групповых и партийных интересов, его политической базой выступает политическое движение, которое стремится преодолеть социальный раскол в обществе и примирить политические партии; 5) подотчетность демократически избранного президента различным институтам государственной власти представляется препятствием на пути осуществления президентом национальной «миссии», к полноте осуществления власти, делегированной президенту.

Теория органической демократии была разработана современным французским философом и политиком, основателем и теоретиком движения «Новые правые». Содержание этой теории сводится к следующему: 1) «братства» – главный принцип демократии; 2) основной субъект политической жизни – народ как целостная органическая общность, укорененная в истории; 2) народ имеет собственную национальную и политическую традицию, которая лежит в основании его политического самопроявления и коллективного волеизъявления, а также служит критерием принятия судьбоносных политических решений.

Теория суверенной демократии была разработана учеными и политиками в России в начале XXI в. В ее основе лежат либерально-государственническая идея и идея национального суверенитета. Основное содержание этой теории состоит в следующем: 1) демократические должны способствовать формированию сильного государства и укреплению его суверенитета; 2) сильное государство и его демократически сформированные органы власти являются гарантами соблюдения гражданских прав и свобод и обеспечивают нормальное функционирование демократических институтов; 2) содержание демократических институтов обусловлено национальными традициями; 3) демократические институты носят суверенный характер: демократические институты одного государства не могут быть навязаны извне другому государству.



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 127;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.