Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период 23 глава
В самой идее социально-культурных комплексов и центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, общественному самоуправлению, самодеятельности и инициативе населения. Здесь максимально используются большие потенциальные возможности социальных институтов - семьи, жилой среды, трудового или учебного коллектива, различных общественных организаций и т.д.
Культурно-досуговые центры в условиях политического плюрализма способны стать своеобразными плацдармами, на которых будут разворачивать свои силы различные политические формирования, борющиеся друг с другом за влияние на массы. Речь идет о весьма широкой общественно-политической работе с использованием демократических средств в рамках действующих законов. Такая работа осуществляется в форме открытого политического диалога. Устанавливается со всеми движениями, партиями, союзами и ассоциациями. Организуя эту работу, культурно-досуговые центры придают более чегкую направленность общественным инициативам.
В новых условиях общественные центры, комплексы и другие социокультурные институты становятся носителями и активными проводниками идей политического консенсуса. Методике характерных для организации досуга, бесед, обсуждений, дискуссий, диспутов присуще использование их как эффективной формы современного поиска истины. Здесь обеспечивается атмосфера бережного отношения к каждому мнению, к каждой идее, сопоставления различных точек зрения и подходов, откровенного и делового обмена.
Действительно, комплексы и центры выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. Во многих поселках, малых и крупных городах одни социально-культурные центры и комплексы становятся привычной, «своей» площадкой или территорией для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, отдельных семей, пенсионеров, женщин-домохозяек и т. д.), другие центры и комплексы, наоборот, рассчитаны на подвижный контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.
На практике деятельность комплексов и центров досуга отнюдь не выделяется в обособленное, автономное направление. Она предстает как органичная составная часть единого процесса социальной воспитательной деятельности с ее внутренними и внешними связями.
Весьма ощутимая вариантность в содержании и направленности социальных заказов обусловлена региональными, экономическими и социально-демографическими особенностями. На практике она совершенно естественно приводит к возникновению большого числа типологических разновидностей современного социально-культурного центра или комплекса.
Среди них мы встречаем: многопрофильные городские и поселковые государственно-общественные центры клубного типа, например, клубный центр на базе социально-производственного педагогического комплекса; инвариантные модели межведомственного культурно-воспитательного центра общегородского или поселкового типа, организующего деятельность в тесном взаимодействии с муниципальными органами, общественными организациями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подростковыми неформальными и любительскими объединениями; модели современного одно- или многопрофильного подросткового клуба, центра, объединения на межведомственной основе, рассчитанного на полноценное использование свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в микрорайоне; семейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-мастерские и малые предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства культурно-досуговой и общественно-трудовой деятельности; клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эстетического воспитания; центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций. Отдельную сеть составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка.
Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности детей, подростков и взрослых. В принципе возможности такой деятельности существуют в любом, даже «мини» варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т. д.
Разнообразие реально существующих на практике и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, объясняется естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные «белые пятна» в социально-культурной сфере, многообразие потребностей и интересов населения.
Вместе с тем большинство государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуговых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в процессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необходимо для каждого социального работника, социального педагога, социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сферы, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.
Основу создания региональных комплексов и центров досугового типа составляет пересечение трех главных параметров - собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенче-ского), представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного комплекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.
Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного общения, любительства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.
Студии и кружки лк бительства и мастерства, где каждому жителю социума гаранта' уется свободный выбор занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков. Возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.
Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопрофильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации детей через укрепление и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности.
Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговои направленностью и механизмами общения: «семья - дети», «семья - семья», «дети -дети» и «дети - подростки - взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы - состязания «Спортивная семья», «Музыкальная семья», «семья-эрудит» и др., конкурсы семейных, родительских газет, ярмарки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа «круг семейного чтения» и т. д. На базе центров функционируют самые различные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.
Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т. д. В этой деятельности дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.
7. Социально-культурные общности и формирования
Последние годы в России ознаменовались возникновением многочисленных социально-культурных общностей и общественных формирований в самых различных областях духовной жизни общества, в том числе и в социально-культурной сфере. Сам по себе данный факт для России представляет собой объективную и исторически оправданную закономерность. На протяжении прошлых столетий в результате активно действовавших альтернативных структур, общественных объединений и формирований в России издавна были известны такие явления, как меценатство, благотворительность, попечительство, вспомоществование, социальное донорство, гранты и грантодатели, предпринимательство и спонсорство без цели извлечения прибыли, ассоциации самопомощи и т.д.
Исходными понятиями для характеристики общественных субъектов социально-культурной деятельности являются термины «общество», «общности», «общественные формирования».
В контексте нашего предмета общество рассматривается как социально-культурная система, представляющая собой результат взаимодействия двух подсистем - культуры и социальной системы. От других социально-культурных образований (институтов) - общностей, групп, общественных формирований и организаций - общество как субъект социально-культурной сферы отличается длительностью своего существования и самодостаточностью, поскольку обладает всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и нормального развития.
В истории мировой цивилизации широко известны два вида общества, которым свойственен соответствующий тип социально-культурной системы - общество традиционное (доиндустриальное) и общество современное (индустриальное). Традиционное (доиндустриальное) общество характеризуется сг дбой дифференциацией социально-культурных институтов, духовно ть и социальная сплоченность в нем обеспечиваются главным образом за счет конфессиональных ценностей. Напротив, современное (индустриальное) общество демонстрирует социально-культурную систему с ярко выраженной дифференциацией и специализацией социально-культурных институтов, высоким уровнем развития науки, искусства, техники, всей социально-культурной инфраструктуры.
Неотъемлемой и необходимой составляющей общества является совокупность многочисленных общностей и общественных формирований, прямо либо косвенно являющихся субъектами социально-культурной деятельности. Гражданское общество нигде, никогда и никому не удавалось «учредить сверху». Поэтому и сеть многочисленных дееспособных социально-культурных общностей и формирований не возникает по указу «свыше», а инициируется снизу, вырастает постепенно и спонтанно.
Сегодня существует объективная потребность не только в достаточно четких и обоснованных описаниях государственных и негосударственных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере, но и в научно обоснованной типологии существующих социально-культурных общностей и общественных формирований.
В последние годы значительно активизировалась деятельность многочисленных социально-культурных общностей и общественно-добровольных институтов - фондов, объединений и движений, действующих самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив, землячеств, обществ и объединений.
Механизм их возникновения и развития позволяет проследить исследования, проведенные российскими педагогами и психологами в течение последних лет. Как свидетельствуют результаты этих исследований, нижнюю возрастную границу участников общностей и формирований составляют дети 12-13 лет. По мнению ученых, именно в этом возрасте возрастает потребность в расширении социальных и культурных контактов, интенсивно развивается тяга к самоопределению и самоутверждению в сфере искусства, спорта, моды, игры и т.д. Одновременно отмечается, что в современных условиях указанный возрастной барьер имеет тенденцию к снижению до 7- 8 лет.
Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.
Однако многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию видов общественной практики, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной деятельности. Численный рост социально-культурных общностей и формирований далеко не во всех случаях сопровождается их активным воздействием на качество и организацию социально-культурной сферы, на расширение оказываемых социально-культурных услуг.
Именно поэтому крайне необходимым для развития личности, формирования её субъектной позиции является создание условий, при которых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусства, спорта, туризма, отдыха Одной из форм реализации этих потребностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования.
Социально-культурные общности и их типология
Термин «социально-культурная общность» в контексте нашего предмета имеет собирательный смысл. В принципе он распространяется на самые различные по количественному и качественному составу участников группы, выступающие в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.
Под социально-культурной общностью, задействованной в сфере культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразумевается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.
Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные возрастные, социальные, профессиональные, этнические и другие группы. Общим связующим для них моментом является, как минимум, осознанная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответственности и заинтересованности.
В зависимости от количества участников и условий внутри-группового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и большие.
К малым социально-культурным общностям относят небольшие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких десятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредственном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что порождает у них особое психологическое чувство - «мы - группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массовых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигурируют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спортивная команда, команда участников КВН, проектная группа и другие. В организационном отношении малая группа, таким образом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку.
К группам среднего масштаба, или корпоративным, относятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпорация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждений или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусств и т.д.
Большие социально-культурные общности, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как правило, представляют собой крупную устойчивую группу людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действующих совместно в социально-культурных ситуациях и функционирующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, проживающие на достаточно большой, но ограниченной территории (города, района, области).
Целый ряд малых, средних и частично крупных общностей одновременно выступают и как корпоративные социально-культурные общности, поскольку являются субъектами формирования и реализации собственной корпоративной культуры.
К группе корпоративных социально-культурных общностей с полным основанием можно отнести государственные, акционированные, совместные и частные фирмы, предприятия, учреждения и организации разных типов в сфере промышленности, торговли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту группу также входят различные формализованные и неформализованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции, молодежи, любые другие нарождающиеся предпринимательские структуры и инициативные формы.
Характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.
Корпоративные социально-культурные общности
Как социально-культурная общность, любой производственный, творческий, учебный коллектив фирмы, предприятия, компании, любой другой аналогичной структуры обладает характерными особенностями, ассоциируется с терминами «организация», «корпорация» и соответственно - «организационная культура» и «корпоративная культура».
Социально взвешенная политика коллектива учреждений и организаций в сфере культуры и досуга определяется сущностными чертами этого коллектива. Прежде всего каждая корпоративная общность в социально-культурной сфере выступает в качестве источника формирования и носителя групповых целей, определенных принципов деятельности и поведения, этических и эстетических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего отношение людей к культуре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведения.
Каждая социально-культурная общность в лице корпорации отличается присущими ей определенными нормами и ценностями, которые в совокупности составляют ее корпоративную или организационную культуру.
Ценности, составляющие содержание коллективного сознания, в различных социально-культурных общностях не одинаковы. В одних высоко ценится добросовестный труд, в других — нет. В одних коллективах в качестве ведущей задачи выступает создание условий для полноценного использования свободного времени не только своих сотрудников, но и членов их семей. Немалая доля средств корпорации расходуется на развитие и укрепление базы досуга, на проведение экскурсий, организацию коллективных дней отдыха, посещение театров, музеев, работу творческих самодеятельных коллективов. Словом, делается все возможное, что-бы обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие человека.
В других коллективах духовная или физическая культура не престижны, расцениваются как третьестепенное дело. Заметим, что подобные ценностные установки свойственны не только обанкротившимся или отстающим в экономическом отношении коллективам. Нередко и в экономически благополучных коллективах побеждает желание потратить деньги из фонда социально-культурных мероприятий или отчислений от членских профсоюзных взносов на дорогостоящие поездки — перелеты по маршрутам выходного дня (кстати, такие поездки, как правило, «съедают» большую часть средств на культурно-досуговую работу) вместо, например, обеспечения деятельности детских, подростковых клубов, объединений, студий.
К элементарным нормам корпоративной культуры, присущим каждой организации, правомерно отнести наличие у её сотрудников стратегического мышления (навыков прогнозирования будущего), их способности проявлять социальную ответственность перед окружающей их средой - коллегами, потребителями культурных благ и услуг, партнерами, конкурентами и т.д., эффективного сотрудничества всех участников социально-культурной общности, их готовности к оправданному риску и нововведениям, проявления демократичного стиля руководства, адекватного использования системы мотивации труда по конечным творческим результатам и т.д.
Аналогичной социальной направленностью обладают и ценности, лежащие в основе корпоративной культуры и объединяющие сотрудников учреждений и организаций социально-культурной сферы. Это престиж и имидж организации, власть, служебный долг, высокий профессионализм, эффективное сотрудничество работающих, вера в Бога, карьерный рост и стремление к материальному благополучию; безопасность и независимость; возможности для самореализации и свобода проявления своих чувств и эмоций и т.д.
Уже сам перечень норм и ценностей, активно используемых как во внутренней среде, во внутрифирменных межличностных и межгрупповых отношениях, в поведении и общении сотрудников, так и во взаимодействии с внешней средой, даёт достаточно полное представление о социально-культурной природе любой корпоративной общности.
Таким образом, любое из учреждений и предприятий социально-культурной сферы - это нечто большее, чем экономический организм, главной и единственной заботой которого является получение прибыли, достижение максимальных экономических результатов, не нарушая, естественно, при этом законов, юридических норм и установлений. Каждая современная социально-культурная корпорация (фирма, компания), занятая в сфере бизнеса, являясь экономической структурой, всегда была и остается сложной частью окружающей социальной среды.
Корпоративная культура не может механически заимствоваться или внедряться, она органически складывается в естественном процессе зарождения и развития любого из учреждений. Её основными, «несущими» элементами служат главное предназначение, миссия (философия, идеология) данной социально-культурной общности, её базовые цели и кодекс поведения её участников.
В корпоративной культуре уникальным образом отражаются и сочетаются возрастной, половой, этнический, конфессиональный составы социально-культурной общности, а также множество составляющих, от которых зависит самое существование организации: её социально-культурная принадлежность, биография, традиции и опыт, межличностные отношения, общие воспоминания о наиболее значительных событиях, наконец, множество субъектов, среди которых - сотрудники, акционеры, потребители, партнеры, поставщики, чиновники, средства массовой информации, группы -носители общественного мнения и группы - источники общественного давления. Корпоративная культура объективно не может отгородиться от местной общины, жителей окружающего района или города, проигнорировать массу проблем, сопровождающих социально ослабленные и незащищенные слои населения - малообеспеченные, многодетные или неполные семьи, инвалидов, одиноких пожилых людей и других.
Эта многослойная часть общины не может не оказывать влияния на престиж, «общественное лицо» фирмы или предприятия, прозрачность их помыслов и действий в достижении своих целей и задач. Следовательно, каждой организации недостаточно руководствоваться чисто юридической ответственностью. Приходится невольно брать на себя ответственность социальную, уравновешивать свои экономические цели с экономическими и социальными интересами своего окружения.
Не только юридическая, но и социальная ответственность бизнеса обязывает организацию направлять часть своих ресурсов и усилий на решение социальных проблем окружающей среды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились и существуют определенные представления о том, как должна вести себя любая фирма или компания, чтобы считаться добропорядочным, корпоративным членом того социума, в котором она функционирует.
В этих целях она добровольно берет на себя социальные обязательства, участвует в благотворительных социально-культурных акциях, заботится об экологическом равновесии в регионе, защите интересов потребителя, занимается проблемами здравоохранения и многими другими вопросами.
Как социально-культурная общность, любая корпорация обязана заботиться о своих сотрудниках, проявлять надлежащую заботу об их досуге, здоровье, культурном развитии, благоприятном психологическом самочувствии. В «социальный пакет» входит перечень различных льгот и услуг за счет фирмы, предоставляемых сотрудникам по медицинскому и культурному обслуживанию. В последние годы существенно расширилась практика участия коммерческих структур, больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ в организации социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.
«Фирменное» обслуживание, направленное на удовлетворение интересов и потребностей членов коллектива в тех или иных видах социально-культурной деятельности, предусматривает: организацию посещения выставок, концертов, спектаклей, спортивных соревнований, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, вплоть до отдыха в здравницах, использование спортивных площадок, саун и т. д.; содействие в приобретении видеокомплексов, аудиосистем и других предметов домашней «индустрии досуга». Однако подчеркнем, что уровень «фирменного» социально-культурного обеспечения зависит не только от социально-экономического положения коллектива, эффективности его трудовой деятельности, но и от определенного уровня коллективного мышления, ценностей и социальных норм, проявляющихся в коллективных интересах.
Социально-культурная деятельность содержит неисчерпаемые возможности для формирования корпоративного имиджа той или иной организации, который по сути представляет собой основу корпоративной культуры, а также для эффективного рекламно-информационного продвижения «брэнда» - товарного знака выпускаемой продукции
Как социально-культурная общность, любая корпорация создает собственный имидж с помощью внешних и внутренних составляющих. В качестве внешних составляющих имиджа обычно выступают фирменный стиль и репутация фирмы в глазах общественности.
В последние годы существенно расширяется практика участия коммерческих структур в лице больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ по организации социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.
Организация такого своеобразного «фирменного досуга» имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, справедливо полагая, что подобный «фирменный досуг» является существенной разновидностью бизнеса, многие частные предприятия не торопятся приглашать профессиональных организаторов досуга и передают разработке и проведение рекреационных программ в руки самих сотрудников и членов их семей. Поэтому, если специалист по досугу и привлекается, то от него требуются, в первую очередь, квалифицированная консультация, совет, методическая помощь. Во-вторых, коммерческие предприятия кровно заинтересованы в обеспечении регулярной физической подготовки своих работников и поддержании их спортивной формы. Предприниматели не скупятся на финансовые затраты в поисках оптимальных возможностей организации отдыха персонала предприятий, так как эти затраты окупятся повышением уровня работоспособности людей.
Фирменный стиль предполагает разработку дизайна и оборудования офиса, товарного знака, логотипа фирмы, бланков, сувениров с рекламой и т.д., а также создание имиджа персонала фирмы - фирменного поведения и фирменной одежды сотрудников, навыков делового общения и соблюдения правил фирменного этикета. Репутация фирмы является результатом успешного проведения пиар-кампании, мероприятий по продвижению фирмы на потребительском рынке.
В создании внешнего имиджа участвуют сотрудники фирмы и приглашенные специалисты: имиджмейкеры, дизайнеры, рекламисты и др. Многие фирмы и предприятия в рамках концепции «социально-культурной ответственности современного бизнеса» разрабатывают и реализуют проекты и программы, связанные с проведением рекламных кампаний, выставок, ярмарок и презентаций, благотворительных концертов, спектаклей, вечеров, марафонов в пользу экономически и социально ослабленных групп населения, выделением субсидий на поддержку талантливой молодежи, помощь медицинским и социальным центрам, учреждениям культуры и образования. Масштаб фирмы не имеет принципиального значения: порой скромный магазин заботится об уборке прилегающего двора, а предприятие, производящее пиццу, становится спонсором хоккейной команды близлежащей школы.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 272;