Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период 24 глава


С одной стороны, учреждения и организации, находящиеся в частной или акционерной собственности, выступают в качестве экономического (коммерческого) сектора, активно участвующего в финансовом, материально-техническом и рекламно-информационном обеспечении социально-культурной сферы, производстве, хранении, распределении, обмене и потреблении культурных благ и услуг.

С другой стороны, именно эти субъекты формируют и развивают свою собственную корпоративную культуру, являясь её носителями и проводниками и тем самым оказывая существенное влияние на окружающую социально-культурную макро- и микросреду.

Для выполнения этой миссии коллективы фирм, предприятий, компаний и других организаций, занимающихся бизнесом, обладают необходимыми нормативно-правовыми, материальными, финансовыми, кадровыми ресурсами. Для того чтобы полнее представить специфику воздействия корпоративной культуры на развитие их «фирменного» имиджа и стиля, характер и возможности влияния этой разновидности социально-культурных институтов на область досуга и творчества занятых здесь сотрудников, проведение их ежедневного, воскресного, праздничного и отпускного отдыха, необходимо уяснить некоторые особенности их социального статуса и сферы функционирования.

Осуществляя оценку участия представителей делового мира в решении проблем социально-культурной сферы, социологи берут за основу два важнейших критерия: сферу их функционирования и форму собственности, на которых базируется их деятельность.

Кроме того, коллективы учреждений и организаций данного вида со сходными сущностными чертами и исходным социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип - остропроблемные, отстающие в экономическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы. Более подробно с критериями типологии коллективов можно ознакомиться в специальных изданиях1.

В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммерческих центров, корпораций и т. п. все большее развитие получает «фирменное обслуживание». Социально-культурная среда очень чутко отзывается на все изменения в производственной, общественной жизни коллектива. Например, негативные процессы в социально-экономической деятельности предприятия или фирмы самым непосредственным образом отражаются и на досуговой, социально-культурной сфере. Нарушения хозяйственных связей, дефицит в поставках сырья, комплектующих деталей, противоречия между отдельными социальными группами коллектива и т.д. -все эти и другие аналогичные «заболевания» трудового коллектива обязательно отражаются на его морально-психологическом климате, усиливают нервозность работающих, не способствуют их сплочению как в трудовой, так и в досуговой деятельности.

В формировании и реализации научно обоснованной и социально обеспеченной культурной политики коллектива фирмы, компании, предприятия самое активное участие принимают социальные работники - педагоги, психологи, медики, юристы, организаторы досуга.

Существенно возрастает влияние такого коллектива на сферу свободного времени его работников, их семейно-бытовую среду. Распространена весьма упрощенная точка зрения, будто воспитательная функция коллектива подразделяется на внутреннюю (воспитание своих членов, как правило, непосредственно в коллективе, на производстве) и внешнюю (воспитательное влияние на подрастающее поколение: детей сотрудников, учащихся подшефных учебных заведений). В современных условиях происходит постепенное слияние внутренней и внешней функций. С усилением внимания к семье, воспитанию детей повышается ответственность коллектива за жизненное благополучие своих членов и во внерабочее время, за выполнение ими своих родительских обязанностей.

При этом благоприятными условиями для воздействия коллектива обладает семейно-бытовая среда. В ней взрослые и дети проводят большую часть времени, обсуждают свои производственные и школьные дела, включаются в общественно полезный труд и разные формы организационного досуга. Она обладает дополнительными резервами для совершенствования воспитательной работы различных социальных институтов. В силу объективных причин воспитательная деятельность трудового коллектива в жилой среде эффективна в том случае, когда члены данного коллектива сгруппированы по месту жительства: проживают в одном микрорайоне, рабочем поселке, сельской зоне. На практике такая ситуация встречается крайне редко, и воспитательное воздействие трудового коллектива на семьи трудящихся по месту их жительства затрудняется в силу «разбросанности» семей, проживания их в разных микрорайонах. В подобных случаях наиболее целесообразными представляются поиск и установление «точек соприкосновения», взаимодействия между различными сферами жизнедеятельности людей: трудом, учебой, бытом, отдыхом.

Первый этап такого взаимодействия - связь между общественными организациями и формированиями. В воспитательной работе по месту жительства речь идет об интеграции усилий коллектива, школы, общественности микрорайона (координационного совета, депутатской группы, а также социальных служб, правоохранительных органов), учреждений культуры и спорта, территориально приближенных к семье.

Приоритетная роль в организации социально-культурной деятельности населения социума принадлежит общественности. Она представляет, как правило, две группы. Первая включает наиболее социально активную часть членов трудовых коллективов, шефствующих над школами, дошкольными и внешкольными учреждениями, профессионально-техническими училищами, в целом над микрорайонами; вторая - население самого микрорайона (воспитательная работа проводится там, где оно живет). Вторая группа обычно бывает представлена многочисленными самостоятельными общественными формированиями, объединяющими женский актив, совет ветеранов, любительские клубы, родительский патруль и др. Взаимодействие этих двух групп в процессе дальнейшего совершенствования работы в социуме должно привести к постепенному их слиянию.

Изначальными конструктивными условиями организации менеджмента в социально-культурной сфере служат:

-реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;

-диалог с семьей, отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоциоси-стемы, а не авторитарное давление на социокультурную среду;

-решение досуговых проблем методом инновационных подходов, а не путем разрушения и переделки сложившегося.

Характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко не однозначен и определяется в соответствии с основными целями данной деятельности. Например, некоторые частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, осуществляя те или иные досуговые программы в целях извлечения максимальной выгоды. Другие представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, не рассматривают его в качестве экономически выгодного дела, а ставят целью предоставление согражданам - детям, подросткам, престарелым пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. - права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя высоких целей добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество деловых кругов с общественно-добровольными формированиями: фондами, движениями, объединениями социально-защитной направленности.

Многие досуговые программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, для представителей делового мира, например, отечественных и зарубежных бизнесменов, сотрудников фирм и совместных предприятий, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов.

Пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут позволить себе сделать солидный вступительный взнос, оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ - мужских, женских, детских, спортивных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и внеслужебных - в их реализации преобладает ярко выраженная социальная обособленность.

Существует целый ряд разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере, которую ведут не столько государственные, сколько, главным образом, частные организации.

Среди них:

-оказание информационно-консультативной помощи, проведение экспертизы социально-культурных проектов и программ, формирование мониторинга социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования, отбор программ и проектов для финансирования по заказам;

-посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание,

учреждении дочерних фирм, малых предприятий и коопера-тивов;развитие и укрепление материальной базы, -оказание помощи социально-культурным учреждениям в поставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудования, оказание транспортных услуг, размещение полиграфических заказов и т. д., подготовка и переподготовка кадров; -развитие зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, участие в организации и финансировании международных детских, молодежных, взрослых программ социально-культурного профиля. В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона необходимо найти свое место каждому из досу-говых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным, хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсора и т. д.), формальным и неформальным, ведомственным и неведомственным.

Как государственные, так и частные (коммерческие) предприятия обладают правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, выступать в качестве заказчика, спонсора, инвестора, мецената в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.

К важной составляющей части социально-культурной сферы, где не столько государство, сколько особенно частный (коммерческий) сектор проявляет активную предприимчивость и инициативу, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населения, делают ставку на рост средств передвижения (автомашин, мотоциклов, лодок, катеров и т. д.), находящихся в личном пользовании граждан, на приток зарубежных туристов, а также на привлечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой являются туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерческих зон и домов отдыха.

Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и программ. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделением доходов или убытков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добровольное объединение материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т.д.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, образуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан; всемерное поощрение и создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство и благотворительность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными чертами российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творчества и творческого самовыражения деятеля культуры, непременное глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально не обеспеченных отраслях, как социальная работа, культура, образование, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и результатом демократизации социально-культурной политики.

Территориальные социально-культурные общности

В отличие от корпоративных общностей, территориальная социально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения, оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - конкретным регионом, областью, краем.

Типичной как в историческом, так и в современном контексте территориальной социально-культурной общностью является город. Употребим термин «город» в самом смысле - как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общностью, город всегда представлял и представляет собой общественно значимое самодостаточное культурное явление.

Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, которыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует.

Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании современников был центром притяжения духовных и материальных устремлений, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расширение культурной стороны деятельности с древних времен становилось сутью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не случайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культурного статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения.

Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город постепенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства И в античных Греции и Риме, и в средневековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оставалась культурная деятельность. Даже в периоды упадка, утраты многих функций город дольше всего сохранял именно свой культурный статус.

Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок города или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному регрессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению (Дукельский В.Ю. Город как источник культуры // Культура города: проблемы качества городской среды. - М, 1986. - С. 67).

Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реализации культурной функции город и горожане адаптируются друг к другу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповторимой культурной индивидуальности города практически работают все составляющие элементы городской инфраструктуры - производство, архитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досуга, спорта и многое другое.

Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других близких ему социально-территориальных общностях (например, поселках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как бы провозглашают изменение социального статуса каждого жителя -члена городского либо сельского сообщества.

Например, свадьба является свидетельством общественного признания новой семьи, а ритуал крещения способствует сохранению чувства принадлежности человека к сообществу верующих.

Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то свое, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообщества, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные навыки поведения и общения людей в социально значимых обыденных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и способы социально-культурной деятельности, быта, досуга граждан.

Общественные формирования и их типология

Близкими по сути и смыслу социально-культурным общностям является общественные формирования, организации, объединения, движения. Каждое из них представляет собой добровольный, самоуправляемый, некоммерческий общественный институт, созданный по инициативе граждан, объединившихся на основе общности социальных и культурных интересов для реализации общих целей, обозначенных в уставе объединения.

Как видим, в отличие от социально-культурной общности общественное формирование (движение, объединение) обладает чертами социальной организации. По существу это целостная, активно проявляющая себя в определенной социально-культурной среде система с присущими ей специализацией функций и взаимодействием между индивидами, группами, структурными подразделениями, созданная для удовлетворения разнообразных общественно-политических, экономических, социальных и духовных интересов и потребностей людей.

К общественным формированиям, например, относятся общероссийские и межрегиональные партии, международные, общероссийские и международные движения.

Многие из них имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают собственные периодические издания, активно сотрудничают с государственными и общественными структурами.

В общественные формирования входят дети, подростки, молодежь, взрослые, представляющие как малые, так средние и большие социальные группы. Общественные формирования составляют основу многочисленных прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере: общественных организаций, движений, инициатив, фондов и объединений. Классификация добровольных общественных формирований основана на специфических особенностях профиля и содержания их работы, состава участников, форм и методов деятельности.

В соответствии с принятыми с 1995 года Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1), законами РФ «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях», заложена достаточно полная правовая основа для создания и функционирования общественных некоммерческих социально-культурных организаций. Некоммерческие общественные институты обрели четкие организационно-правовые формы в виде общественных организаций, фондов, учреждений, объединений и союзов. В своей деятельности эти формирования и организации не преследуют цели получения прибыли и не имеют права распределять полученные средства между участниками.

На основании Закона РФ «Об общественных объединениях» (1995) классификация общественных формирований, функционирующих в социально-культурной сфере, предстаёт в следующем виде.

Общественная организация основана на обязательном членстве, создается гражданами для защиты общих интересов и достижения своих уставных целей в социально-культурной сфере, располагает собственным имуществом, собственностью и правом юридического лица (отдельно взятые члена права собственности не имеют).

В отличие от общественной организации общественное движение членства не имеет. Под общественным или социальным движением обычно подразумевают массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанных с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением как материальных, так и духовных потребностей. Как массовый институт, общественное движение в социально-культурной сфере объединяет участников, выступающих за достижение определенных целей в области охраны и реставрации историко-культурных памятников, защиты окружающей среды, продвижения юных талантов в сфере науки, искусства, спорта и т.д.

Нередко в области культуры, как свидетельствует практика, острие общественных движений направлено на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с органами власти или другими социальными группами. К общественным движениям тесно примыкают другие виды аналогичных по направленности общественно-добровольных формирований: социально-культурные инициативы, землячества, попечительства и т.д.

Так, например, под социально-культурной инициативой (детской, подростковой, молодежной, гражданской, женской, этнической и т.д.) правомерно рассматривается выдвижение и последующая реализация предложений, идей, проектов, программ, связанных с созданием новых или совершенствованием существующих объектов, явлений и качеств социально-культурной сферы.

Общественный фонд, как один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в формировании имущества, на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и его использовании на общественно полезные начинания. Учредители или участники фонда - это те, кто учредил, основал фонд, разработал и утвердил его устав и руководящий орган (правление) путем его избрания на учредительном съезде или конференции.

Общественные фонды различаются по целевым категориям населения, для социального обслуживания которых они предназначены (детские, женские, молодежные, семейные фонды, фонды военнослужащих, фонды бывших спортсменов и др.), по направленности содержания своей деятельности (социальные, пенсионные, страховые, образовательные, медицинские, фонды милосердия и благотворительные, оздоровительные и т.д.); по составу учредителей и характеру ресурсного обеспечения : ассоциированные фонды (ассоциированы с коммерческой структурой, на средства которой они существуют); благотворительные фонды (не имеющая членства благотворительная организация, учреждаемая гражданскими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные цели); благотворительные корпоративные фонды (фонды предприятий, фирм и иных юридических лиц, сформированные за счет этих лиц и осуществляющие благотворительную деятельность); независимые фонды (фонды, образованные одним или несколькими частными лицами, и существующие на дивиденды с вложенного капитала).

Любое общественное объединение, равно как общественное учреждение или орган общественной самодеятельности, это добровольное, самоуправляемое, не имеющее формального членства, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан для оказания конкретного вида социально-культурных услуг или совместного решения социально-культурных проблем по месту жительства, работы или учебы.

Сам по себе факт наличия сегодня в сфере культуры, искусства, образования, досуга и спорта огромного количества малых, средних и больших групп, многочисленных общественно-добровольных формирований и социальных инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации в процессе социально-культурной деятельности.

Сегодня общественные движения и инициативы, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений, детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека отстаивать свои гражданские права и свободы, активно участвовать в общественно-полезных делах.

По сути дела, мы имеем перед собой коллективные усилия многих десятков, сотен тысяч людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, чисто домашним кругом, а с другой - по тем или иным причинам часто носит стихийный, спонтанный характер и поэтому, естественно, не всегда «вписывается» в деятельность существующих социально-культурных институтов.

Практически нет такой социальной группы, отдельного человека в стране, чей образ жизни не был бы связан, прямо или косвенно, с общественными формированиями и социальными инициативами - массовыми движениями, организациями, фондами и т.д. В своей совокупности они охватывают буквально все детское и взрослое население страны. Подавляющая масса людей состоит в каких-либо партиях, фондах, движениях, объединениях, общественных инициативах. Государство призвано гарантировать этим социальным институтам необходимые условия и поддержку для успешного выполнения ими своего предназначения и задач.

Общественные формирования и социальные инициативы дают человеку возможность применить свои силы и способности в различных видах социально-культурной деятельности, начиная с выполнения простейших поручений и обязанностей.

Массовые общественные организации, фонды и движения тесно связаны с политической, экономической, духовной жизнью людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности - реализация непрерывно возрастающих социально-культурных функций. Эти функции осуществляются как на общегосударственном уровне, так и в муниципальном, местном, локальном масштабе - в производственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговой сферах. При этом одни общественные формирования по характеру своей деятельности связаны с ней целиком или в большей степени, другие - в меньшей степени или косвенно.

Среди общественных формирований постоянно функционирует большое число общественных организаций, фондов и движений. Их социальная значимость состоит в том, что в них человек развивает свои склонности и способности, удовлетворяет свои интересы, как правило, в тех сферах, которые не связаны непосредственно с его профессиональной деятельностью. Участие в социально-культурных общественных формированиях дает возможность гражданам разумно использовать скромный бюджет своего свободного времени, гарантирует широкое поле для их социального, научно-технического, художественного и прикладного творчества, приложения творческих сил и знаний.

В основу типологии общественных формирований, объединений и организаций закладывается несколько определяющих критериев. Во-первых, факт их регистрации как общественных организаций в органах юстиции; во-вторых, наличие в их названии ключевых слов, благодаря которым может быть установлен их профиль, назначение и характер их деятельности; в-третьих, указание на ареал их деятельности (общероссийские федеральные, региональные, городские, районные и т.д.)

Сегодня полноценная организация социально-культурной деятельности среди населения любого региона невозможна без участия различных общественных инициативных формирований. Среди различных типов социальных общностей и формирований, прямо или косвенно задействованных в сфере культуры, искусства, образования, в зависимости от их функционально-содержательного признака можно выделить несколько видов.

К общественным формированиям в первую очередь следует отнести профессиональные союзы. Это наиболее массовые общественные организации, объединяющие граждан, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Одной из приоритетных задач профессиональных союзов и обществ является борьба за предоставление социальных гарантий и соблюдение прав граждан в сфере производства, быта и культуры, содействие охране их труда и здоровья, поддержанию материального и культурного уровня жизни трудящихся.

За многолетнюю историю своего существования профсоюзные организации внесли несомненный вклад в создание необходимых условий для развития уровня культуры трудящихся, в эффективное использование в этих целях материально-технического и кадрового потенциала социально-культурной сферы. Обновилась нормативно-правовая база деятельности профсоюзных клубов и библиотек, на развитие культурно-массовой работы стало выделяться больше средств из профсоюзного бюджета. Возросли объем и качество платных услуг населения. Профсоюзы накопили определенный опыт поисков эффективных форм кооперирования сил и средств различных организаций и учреждений в рациональном использовании материальной базы для досуга и творчества трудящихся.

Многое было сделано и для решения кадровой проблемы. Совершенствовалось материальное стимулирование труда работников культуры. Профсоюзные учреждения культуры эффективно использовали свое право самостоятельно определять структуру и штаты, оплачивать труд специалистов, проводить платные мероприятия и самостоятельно расходовать полученные за это средства на производственное и социальное развитие и оплату труда.



Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 236;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.025 сек.