Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период 20 глава
Несовершенство социально-культурной политики часто справедливо объясняют тем, что в обществе пока не сложилась четкая система межсубьектных отношений в сфере культуры и искусства, оптимального распределения сил, средств и полномочий субъектов на федеральном, региональном, местном (локальном) уровнях.
Организационные формы взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности разнообразны. Это заключение на региональном уровне договоров, контрактов, соглашений по «освоению» социально-культурной сферы, проведение совместных мероприятий, широкое представление общественных организаций в административных и общественных органах руководства культурно-просветительной работой, благотворительная помощь нуждающимся организациям со стороны государственных органов и учреждений культуры в реализации их культурно-просветительных, воспитательных функций.
Однако уровень этих взаимосвязей и взаимоотношений в житейской среде далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают обособленно.
Многочисленные социальные институты, действующие в обществе, тесно связаны не только с экономической, социально-политической, но и духовной сферой жизни людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности - социально-культурная функция, осуществляемая ими как в общегосударственном, так и в местном, локальном масштабе — в производственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговых сферах.
Одни социальные институты и объединения по характеру своей деятельности целиком или в большей степени связаны с социально-культурной сферой, другие - косвенно или в меньшей степени. Каждый из субъектов, имея свое назначение, действует в социально-культурной сфере в рамках функций, только ему присущих, отличающих его от других. Однако эта обособленность относительна. Субъекты, непосредственно или опосредованно входя в социально-культурную сферу, всегда обладают широкими возможностями для творческих связей и сотрудничества с государственными, общественными, частными, кооперативными структурами.
Человек как субъект социально-культурной деятельности
Личность, выступающая в роли субъекта социально-культурной деятельности, - это человек, который благодаря своей активности практически реализовал все элементы своего участия в этой деятельности, а именно: определил и тщательно осмыслил цель, осознал мотивы своего участия, подобрал необходимые средства,
методы и приемы, осуществил соответствующие практические действия, оценил полученные результаты.
В обиходе ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии, социологии и культурологии, постоянно встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Если под индивидом понимается отдельный, конкретный человек как единичный представитель рода человеческого, то индивидуальность можно определить как совокупность черт и свойств, отличающих одного индивида от другого.
В социальной психологии индивидуальность человека, полностью обусловленная его социальной жизнью, ассоциируется с понятием «личность».
В контексте нашего предмета понятие личности используется, по крайней мере, в двух значениях.
Первое - личность как нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам, и совокупность свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность, мировоззрение, способность выступать самостоятельно, от своего имени, открыто демонстрировать свои устремления, интересы.
Второе - личность рассматривается прежде всего как носитель определенных социальных характеристик, целая система социальных отношений, а с точки зрения культурологии, еще и носитель определенных духовных традиций, обычаев, норм и ценностей, доминирующих в культуре данного общества, член определенной социально-культурной группы, посредством своей деятельности включенный в различные виды социально-культурной общественной практики.
В различных научных, главным образом культурологических, концепциях человек рассматривается как субъект и объект социально-культурной деятельности. При этом сама деятельность, в которой человек выступает в качестве субъекта, характеризуется различными уровнями. Социально-культурная деятельность отдельно взятого человека может быть индивидуальной, коллективной (групповой) и массовой; профессиональной и непрофессиональной (любительской); по своему содержанию элементарной и сложной; конструктивной (созидательной) и деструктивной (разрушительной); духовной и материально-преобразовательной. Между всеми этими перечисленными разновидностями культурной деятельности существует диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость. Например, результатом духовной деятельности всегда является воплощение духовной продукции (знаний, умений, личного опыта) в конкретный материальный предмет, преобразуемый в овеществленную культурную ценность; творческий процесс создания культурных ценностей неизбежно предполагает их коммуникацию, передачу во времени и пространстве.
Личность - это неповторимый сплав мировоззрения, характера, способностей. Личностные свойства и в области культуры, образования, искусства, досуга имеют относительно устойчивое проявление. В поведении и внутреннем мире человека срабатывает, часто подвергаясь в той или иной степени трансформации, характерный тип социально-культурных ориентации и предпочтений. Именно личностные свойства в наибольшей степени подвержены воздействию окружающей социально-культурной среды и одновременно служат необходимым средством творческой самоактуализации и самореализации в этой среде. Другими словами, свойства личности не ограничиваются её социальной или культурной принадлежностью, а самым непосредственным образом обнаруживают себя в контактах с окружающей действительностью.
Человек на всем протяжении длительного исторического времени пережил эволюционное развитие на пути своего превращения в активного субъекта социально-культурной деятельности. Диалектически это развитие носит ступенчатый характер: от биологического индивида (первая ступень) через социализацию к члену общества, способному выполнять определенные социальные роли (вторая ступень) и далее - к формированию личности как уникальной индивидуальности (третья ступень), проявляющей себя как полноправный субъект культуры и социально-культурной деятельности.
Выполняя функцию постоянного носителя социальных ролей и творца культурных ценностей в процессе социально-культурной деятельности, человек занимает ярко выраженную активную позицию, которая составляет одну из ее характерных личностных черт.
Социализированная личность реализует свою активность в различных видах индивидуальной и групповой социально-культурной деятельности: познавательной, направленной на познание окружающей действительности и самопознание; преобразовательной, связанной с изменением окружающей среды, саморазвитием и самореализацией; ценностно-ори-ентационной (личностный выбор духовных и материальных ценностей для мотивации жизнедеятельности); аффективной (получение положительных эмоций, включая эстетические переживания); проективной (предвосхищение желаемого будущего посредством проектов); коммуникационной (хранение, распространение и освоение культурной информации.
Как реальность особого рода, уникальная в своей основе, личность в разные эпохи привлекала внимание многих философов, психологов, социологов, педагогов. Дискуссионные точки зрения по поводу общей модели личности и ее параметров мы находим в трудах Фрейда, Юнга, Олпорта, Салливена, Роджерса, отечественных ученых (С. Иконниковой, А. Ковалева, И. Кона, А. Леонтьева, К. Платонова, Э. Соколова, В. Дцова и др.). Анализ позиций, высказанных исследователями, еще раз свидетельствует о несостоятельности одномерной характеристики личности, например, в виде «сгустка» сексуальной энергии или в качестве продукта сосредоточения всей совокупности общественных отношений.
Что является абсолютно бесспорным, так это бесконечная и совершенно естественная зависимость структуры личности от той страты (социального слоя), к которой она принадлежит. Именно этой принадлежностью обусловлены органичная взаимосвязь важнейших компонентов личности, её психофизическая адаптация в среде обитания (гомонизация, приобщение к роду), общественная сориентированность (социализация), уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализация).
В различных областях жизнедеятельности - производственной, гражданской, отчасти семейной - нередко преобладает нивелирование личности, подчинение ее общепринятым нормам, правилам, стандартам мышления и поведения. В отличие от них социально-культурная сфера, в частности сфера досуга, открыто отдает приоритет творческой индивидуализации личности. К сожалению, в процессе ориентации на массовые формы социально-культурной деятельности эта существенная закономерность досуга нередко игнорируется. Подавление самобытности личности, насаждение массовых стереотипов в музыке, зрелищах, играх под видом коллективизма - результат подобной ориентации.
В педагогических характеристиках среды обитания и жизнедеятельности личности ведущее место неизменно отводится анализу социально-культурного контекста этой среды. Содержание социально-культурного контекста зависит от соответствующего ему уровня - федерального, регионального и муниципального (местного), но в каждом конкретном случае обязательно предполагает наличие необходимого для развития личности образовательного, информационного, профессионального, общекультурного и досугового пространства.
Предметом многих педагогических исследований служит уровень включенности личности в социально-культурный контекст жизнедеятельности своего региона (области, города, района), а также совокупность условий, которые обеспечивают включение личности ребенка, подростка, взрослого человека в общемировое культурное, образовательное, информационное, профессиональное пространство.
Более глубокому пониманию роли и места личности в социально-культурных процессах способствует классификация лиц, выступающих в качестве субъектов профессиональной и непрофессиональной (любительской), индивидуальной и коллективной социально-культурной деятельности. За основу градации здесь могут быть приняты характер и степень сопричастности человека к потребительскому рынку в социально-культурной сфере.
В соответствии с данной классификацией в число субъектов социально-культурной деятельности входят: лица, занятые производством культурного продукта, ценностей, благ, услуг (1); лица, занятые отбором, сохранением и распространением социально-культурных ценностей (2); лица, занятые управлением процессами отбора, сохранения, производства и распространения культурных ценностей (социально-культурным менеджментом) (3); лица, занятые воспитательной и образовательной деятельностью в сфере культуры (4).
Говоря об активной роли личности в духовных процессах, необходимо подчеркнуть ведущую роль поколения как субъекта социокультурной деятельности. Само понятие поколения (лат.генерация) как категории, отражающей различные аспекты родственной или возрастной структуры людей на каждом из этапов исторического развития общества, подтверждает это.
Поколения и их отношения между собой - одна из самых главных действующих энергетических и информационных сил общества. Каждое очередное поколение убедительно демонстрирует свои силы и возможности в качестве относительно самодостаточного социально-культурного института, реализующего свойственные ему социальные функции. Приоритетной функцией поколений, главенствующей в их отношениях друг с другом, является передача культурных ценностей. Непрерывность, преемственность и всеобъемлющий характер отличают этот процесс наследования социально-культурного опыта, делают духовную жизнь общества богатой и неповторимой.
Лидер культуры XXI века
Широкое поле деятельности в социально-культурной сфере создает самые благоприятные условия для самоутверждения и самореализации личности в роли лидера. Выступая в качестве активного участника и организатора социально-культурной деятельности, личность берет на себя необходимые полномочия в самых различных неформальных досуговых и творческих ситуациях.
В современной социологии и психологии широко известны различные типы лидерства: политическое и социальное, экономическое и ресурсное, интеллектуальное и чисто физическое, нравственное, статусное и половозрастное. Социально-культурная деятельность является благодатной почвой для практической демонстрации всех преимуществ лидера как вдохновителя и генератора идей, мотиватора, диспетчера, координатора. Наиболее полно эти качества лидера проявляются в учреждениях культуры, в основном в инициативных объединениях, где лидер, как правило, - наиболее активная, самобытная и духовно интересная личность. Органичное сочетание у одного или нескольких лидеров организаторских качеств с эрудицией и высокой деловой или коммуникативной культурой служит цементирующим фактором для большинства объединений в сфере досуга и творчества.
Памятуя о необходимости стремиться к тому, чтобы было больше лидеров - «хороших и разных» - в самых различных видах социально-культурной деятельности, один из видных теоретиков клубного дела В.В.Туев предостерегает организаторов клуба от вредного отождествления самоуправления в клубе с псевдодемократичной анархией в организации клубной жизни1. Демагогический принцип, согласно которому в клубной практике часто патетически провозглашают: «Здесь все равны, у нас нет начальников, каждый в своем деле - лидер», приводит к аморфности, неуправляемости многих культурно-досуговых общностей. к безынициативности, пассивности их участников - и, как следствие, к хаосу и дезорганизации.
Как известно, к основным функциям лидера относятся умение проанализировать и оценить ситуацию, довести до сведения окружающих свое понимание таковой, определить программу совместной деятельности, найти и мобилизовать все ресурсы на достижение поставленной цели. Исполнение функций во многом зависит от личностных качеств лидера, однако вопрос о том, каковыми должны быть эти качества, часто остается открытым, поскольку возникающая конкретная социально-культурная ситуация часто может востребовать любое из качеств лидера. Это означает, что лидером в принципе может являться любой из участников социально-культурной общности - клубного объединения, студии, самодеятельного коллектива и т.д.
С понятием лидерства тесно связана и другая черта личности как субъекта социально-культурной деятельности - её способность к самоменеджменту, умению рационально организовать свою повседневную жизнь, естественно включая в свой быт досуг, творчество. Любой личности, претендующей на роль лидера культуры XXI века, присущ широкий набор черт, характерных для самоменеджмента. Исходным здесь служит самосознание, познание самого себя, своего места и своей роли в данной социально-культурной ситуации. Кроме того, необходим целый комплекс таких качеств, как: стремление к самоуправлению (самоуправлению собой), самоорганизации (организации своей жизни и повседневной деятельности), саморегуляции (поддержанию внутреннего равно-вестия), самовоспитанию (формированию у себя приоритетных качеств), самоконтролю (оценке и корректировке своей деятельности и поведения), рационализации мышления, планированию личного времени, самообразованию (повышению качества жизни), заботе о здоровье и обеспечении трудоспособности. Самоуправление и самоорганизация дают лидеру и организатору возможность воспроизвести три важнейшие свои способности: познавательную («Что я могу знать?»), оценочную («Что я должен знать?») и волевую («На что я вправе рассчитывать?»).
Начинающему специалисту социально-культурной сферы -менеджеру, педагогу, технологу - свойственны выбор целей жизни и работы, стремление к общению и постоянному информационному поиску, наличие определенного жизненного ритма и гармония с окружающей средой, вкус к работе в группе, риск творческого мышления, умение преодолевать конфликты.
Таким образом, лидерство выступает как характерный признак и компонент социально-культурной среды. В процессе анализа любой социально-культурной общности (студии, коллектива любительского объединения, спортивной команды и т.п.) лидерство является отличительной чертой данной малой группы, так же как и обязательным качеством многих распространенных явлений в практике социально-культурной деятельности - инновационных подходов, создания эмоциональной атмосферы в коллективе и других.
Социально-культурные институты
Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий курса. В самом широком смысле оно распространяется на все сферы общественной и социально-культурной практики, рассмотренные нами в предыдущем разделе, а также относится к любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.
Социальные институты
Родовым для данного понятия является термин «социальный». В Большом толковом словаре русского языка он определяется как: «товарищеский, относящийся к обществу, связанный с жизнью, отношениями людей в обществе, общественный»1. Философы определяют его как элемент социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни, в социологической литературе им обозначаются организованные объединения людей, выполнгющих определенные социально значимые функции, обеспечив ющие совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Как общественная структура, социальные институты являются социальной организацией, наиболее полно отражающей взаимодействие людей с учетом их потребностей и интересов, их ценностных ориентации и социальных установок.
Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами.
Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни
Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления./Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т.п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т.д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т.д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной»), структуры, так и внутренней, содержательной.
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как системы образования, здравоохранения, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.
Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние и равновесие между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае, когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т.п.).
Сущность и типология социально-культурных институтов
Значительная часть социальных институтов прямо или косвенно задействована в социально-культурной сфере. Им присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.
Среди отличающихся друг от друга содержанием деятельности и функциональными качествами экономических, политических, бытовых и других социальных институтов категория социально-культурных институтов обладает целым рядом специфических черт.
Попытаемся конкретизировать понятие «социально-культурный институт» применительно к целям и содержанию предмета социально-культурной деятельности. Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру.
В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации. В качестве такового может фигурировать функционально-целевая направленность социально-культурных институтов, преобладающий характер содержания их работы, их структура в системе общественных отношений.
С точки зрения функционально-целевой направленности выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов. Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями.
Первый уровень - нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуго-вых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.
К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).
Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли. В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы1 административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.
Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.
В широком смысле социально-культурный институт представляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую социально-культурную функцию.
Заметим, что любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.
Например, такой социально-культурный институт нормативного типа, как искусство, с внешней (статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс по созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему (содержательному) характеру искусство представляет собой процесс творчества, обеспечивающий одну из важнейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельности, общения и поведения творческих деятелей, их роли и функции определяются и конкретизируются в зависимости от жанра искусства.
Социально-культурные институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональных, этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду, что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а прежде всего субъект воспитания и образования человека.
Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.
Широкая сеть социально-культурных институтов обладает различными формами внутренней градации. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контекете. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.
Социально-культурные институты классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 313;