Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период 18 глава
Негосударственный сектор социальной сферы | Комитет территориального самоуправления микрорайонов | Социальный работник Семейный социальный педагог | |
Фонды социальной защиты населения | Социальный менеджер | ||
Национально-этнические общественные организации | Социальный педагог-этнолог | ||
Общественные организации по защите прав семьи и инвалидов | Социальный работник | ||
Общественные организации по защите интересов участников войн и конфликтов | Социальный юрист Социальный работник Социальный психолог | ||
Профессиональные общественные организации социальных работников /АСОПиР | Социальный педагог Социальный работник | ||
Социальный сектор производственной сферы | Государственные и негосударственные (коммерческие, частные, акционерные и др.) предприятия, фирмы, банки, торговые дома | Социальный работник в сфере производственных отношений | |
Социальные службы | Специализации социального педагога | Предметы для обучения | Функциональное назначение специальности |
Здравоохранения; культуры и спорта; занятости населения; экстренной психологической помощи; семьи; социального обеспечения; помощи на дому; дошкольного воспитания; образовательных учреждений | Социальный семейный педагог | Психология семьи; Педагогика и психология развития личности; Национальные особенности быта и семейного воспитания народов, населяющих регионы; Методика работы с семьей; Технология социальных педагогических диагностик семьи; Структура социальной сферы; Знание социальной политики; Знание социальной политики в регионе; Законодательные акты по социальной защите населения региона. | Курирование семьи, побуждение ее членов к решению проблем; формирование нравственных и общечеловеческих ценностей у ее членов |
Дополнительного образо- | Специалист по социальной работе с | Психологические особенности развития детей и | Формирование нравственного и |
вания; коми- | детьми и молоде- | подростков; Основные | физического здо- |
теты террито- | жью | аспекты работы в нефор- | ровья подрастаю- |
риального | мальных молодежных | щего поколения; | |
самоуправле- | организациях; Влияние | организационные | |
ния; фонды | специфики региона на | работы по профи- | |
социальной | формирование социально- | лактике правона- | |
защиты насе- | психологических качеств | рушений, наркома- | |
ления; нацио- | личности, мотивов дея- | нии, алкоголизма в | |
нально- | тельности, ценностных | молодежной среде, | |
этнические | ориентации; Законода- | способствующие | |
обществен- | тельные акты и постанов- | социальной адап- | |
ные органи- | ления по защите прав | тации подростка, | |
зации; обще- | детей и молодежи; Моло- | формированию | |
ственные | дежные движения и объе- | активной жизнен- | |
организации | динения; Особенности | ной позиции | |
по защите | коррекционной работы с | ||
прав семьи, | девиантными подростка- | ||
ребенка, ин- | ми | ||
валидов; об- | |||
щественные | |||
организации | |||
по защите | |||
интересов | |||
войн и кон- | |||
фликтов | |||
Профессио- | Медицинский соци- | Методы и приемы оздо- | Выявление факто- |
нальные | альный работник, | ровительных мероприя- | ров, влияющих на |
обществен- | валеолог | тий с различными воз- | экологию окру- |
ные органи- | растными группами; | жающей среды, | |
зации соци- | Способы адаптации и | информирование о | |
альных ра- | оздоровления в экстре- | нарушениях соот- | |
ботников; | мальных условиях; не- | ветствующих ин- | |
социальные | традиционные формы | станций и общест- | |
подразделе- | самооздоровления | венности; органи- | |
ния в госу- | зационные работы | ||
дарственных | по формированию | ||
и негосудар- | навыков, способст- | ||
ственных | вующих физиче- | ||
предприяти- | ской адаптации и | ||
ях | самооздоровлению | ||
в условиях жизни | |||
региона; осущест- | |||
вление взаимодей- | |||
ствия «ребенок- | |||
школа-семья»; | |||
выявление и реше- |
ние конфликтных ситуаций в школьном коллективе | |||
Социальный работник по проблемам занятости; Законы и законодательные акты России о труде и социальной защите безработных и их семей | Специалист по организации досуго-вой деятельности | Мировая культура, национальные этнические культурные традиции народов и этнических групп региона; Основы сценического искусства; Формы и методы организации досуга; Технология организации мероприятий; Потенциал культурно-досуговой и спортивной сферы региона | Организация совместной деятельности всех категорий населения региона по интересам |
Социальная экономическая политика государства и психологические особенности безработного | Специалист по работе с лицами с ограниченными возможностями | Основы медицинских знаний; Законодательные акты по социально-правовой защите людей с ограниченными возможностями; Психологические особенности инвалидов-детей и взрослых; Условия реадаптации клиентов | |
Организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных по овладению новыми востребованными в регионе профессиями | Социальный этнолог | Основы этнокультурной работы; Народные промыслы региона; Знание языка этногрупп | Организация работы по возрождению культурных традиций народа региона; пропаганда национальных идей |
Способствовать решению проблем трудоустройства для нуждающихся; изучения рынка и спроса трудовых ресурсов региона | Социальный работник, геронтолог | Психологические особенности людей третьего возраста; Валеология здоровья и образа жизни пожилых людей в условиях региона | Обеспечение относительной включенности в социальную жизнь общества; оказание необходимой помощи, неограниченные возможности клиента; организация досуговой деятельности |
Социальный работник по работе с беженцами и мигрантами | Законы о беженцах и мигрантах | Оказание помощи в изучение русского языка и быстрейшей ассимиляции в обществе; помощь в решении жилищных проблем и трудоустройстве |
Выполнение перечисленных профессиональных функций требует обязательного наличия определенных знаний, потребностей и интересов, норм и правил поведения, умений и навыков, а главное - сформированных убежденности и устойчивой привычки к систематической реабилитационной деятельности с помощью культуры, образования, творчества, досуга, спорта.
В глобальном контексте достаточно четко просматривается взаимосвязь идеи создания в России полноценного гражданского общества и развертывания системы социально-культурной реабилитации как одного из эффективных инструментов реализации этой идеи. Признание такой взаимосвязи требует дальнейшего осмысления и изменения самого функционального устройства реабилитационного процесса - от четко прописанных в квалификационных характеристиках целей и задач деятельности специалистов (организаторов) до надежно выверенной диагностики и оценки результативности используемых ими социально-культурных методов и технологий.
Самой жизнью подтверждается вывод о том, что совершенствование и развитие социально-культурной реабилитации незащищенных групп населения - сложный, многоуровневый процесс. Он обусловлен не только личностными и социальными интересами и потребностями инвалидов и лиц пожилого возраста, но и отношением к ним со стороны государства, общества и его социальных институтов.
Образ жизни людей с ограниченными возможностями в первую очередь формируется ими самими. Их жизнеобеспечение, социальная коммуникация, рекреация, социализация не могут быть привнесены извне, благодаря чьим-либо субъективным желаниям, по шаблонным схемам. Любые социально-культурные реабилитационные проекты, программы, технологии, чтобы оправдать своё целевое назначение, не могут игнорировать особенности естественной культурной среды, духовные ценности, потребности и интересы этих групп, их культурную самобытность, в которой отражается их взгляд на мир.
Дети и взрослые - инвалиды, представители старшего поколения во многих случаях являются организаторами и непосредственными участниками творческих мероприятий, субъектами многих культурных инициатив, носителями и хранителями общенационального культурного наследия, социально-культурного опыта и традиций. В своей интеграционной политике по отношению к людям с ограниченными возможностями государство и общество основной акцент переносят на их активное социально-культурное позиционирование, самодеятельность, самоутверждение и самореализацию.
Такая интеграционная политика существенно отличается от практики государственного попечительства и патронажа, в которой отсутствует активное деятельное начало. Во все времена интеграция помогала и помогает успешно противостоять элементам сегрегации в среде инвалидов и пожилых, их обособлению, отчуждению от контактов с окружающим миром.
Трудности, переживаемые в процессе экономических и социальных реформ, в первую очередь оказывают негативное воздействие на социально-незащищенные группы населения. Социально-культурная сфера существенно расширяет возможности для самоопределения, социальной активности этой части населения в сфере культуры и досуга - это и развитие предпринимательской деятельности, индивидуального и семейного подряда.
Возрастает роль креативной педагогики, формирования у людей с социальной недостаточностью желания и готовности участвовать в социально развивающих акциях, образовательных, художественных, развлекательно-игровых, оздоровительных и других досуговых программах, в различных культурных движениях и инициативах. При этом необходима координация действий множества параллельных структур, участвующих в реабилитационной работе самостоятельно, но нередко дублирующих друг друга. Возникающее многообразие организационных субъектов, умелое использование их ресурсов и возможностей позволит обеспечить качественное обогащение форм и содержания социально-культурной реабилитации и поддержки людей с ограниченными возможностями.
6. Межкультурное сотрудничество
К одной из наиболее динамичных и перспективных сфер реализации социально-культурной деятельности относятся международное культурное сотрудничество и межкультурный обмен.
Актуальность этого вида общественной практики особенно возрастает в период проведения по инициативе ООН «Международного десятилетия культуры мира и ненасилия» в интересах народов планеты (2001 - 2010). Сама суть такой инициативы заключается в налаживании диалога между цивилизациями, в недопущении того, чтобы объективно развивающиеся процессы глобализации носили неуправляемый характер и наносили ущерб сохранению культурной самобытности и цивилизационного разнообразия народов.
Культурное разнообразие столь же необходимо современному миру, как и обеспечение его политической многополюсности, предотвращение притязаний на гегемонизм или национальную исключительность .
Для более полного понимания сущности межнационального культурного сотрудничества и международного культурного обмена как области общественной практики, в которой реализуется социально-культурная деятельность, остановимся на ключевых понятиях, а также принципах, субъектах, формах и нормативно-правовом регулировании, характерных для этой сферы.
Впервые термин «общее культурное наследие человечества» стал общепринятым в середине XX века. Конференция ООН в Думбартон-Оксе (1945г.) предложила рассматривать культуру как общее наследие человечества и приняла решение о создании в рамках ООН специального органа - ЮНЕСКО, на который были возложены координация и руководство вопросами интеллектуального сотрудничества на международном уровне. В Уставе ЮНЕСКО (ст. 1) записано, что эта организация прежде всего заботится о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества - книг, произведений искусства и других памятников исторического и культурного значения. На признании ценности культурного наследия человечества основаны практически все концептуальные документы ЮНЕСКО.
Термин «общемировое культурное наследие» используется практически во всех документах ООН и ЮНЕСКО, касающихся взаимоотношений государств в области культуры. Так, например, в Гаагской конвенции ЮНЕСКО 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта говорится, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру». В том же документе содержится определение и такого ключевого понятия, как «культурные ценности каждого народа», входящие в общемировое культурное наследие. Этим термином обозначается совокупность культурных явлений, движимых и недвижимых культурных объектов, которыми обладают отдельно взятые страны и народы.
В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст.27), каждый человек имеет право на пользование достижениями культуры как своего народа, так и других стран и народов. Следуя широкой трактовке этого права, его можно рассматривать как право на пользование достижениями мировой культуры, а не только культуры в рамках одного государства. Для обеспечения этого права государства обязаны сотрудничать в области культуры, создавать для своих граждан самые благоприятные возможности и необходимые условия.
Социально-культурная деятельность является эффективным инструментом осуществления межрегиональных и международных связей в области культуры. Эта деятельность реализуется сегодня по определенным направлениям и формам. Среди них - культурные обмены как продуктами социально-культурной деятельности (фильмами, спектаклями, предметами живописи и скульптуры и т.д.), так и художественными коллективами, делегациями, отдельными исполнителями; защита культурных ценностей с помощью различных форм и способов как в мирное время, так и в периоды военных конфликтов; совместная деятельность представителей различных стран по созданию культурных ценностей, по проведению научных исследований в библиотеках, архивах, музеях, на раскопках историко-культурных памятников; организация разномасштабных фестивалей, конкурсов, традиционных праздников в честь знаменательных дат и юбилеев; экспортно-импортная деятельность, связанная с покупкой и продажей произведений искусства и литературы через аукционы или на основе межгосударственных договоров.
Методологически важным для общественной практики социально-культурной деятельности является понятие принципов как фундаментальных положений и правил, на которых основываются многочисленные акции и контакты в области межнационального культурного сотрудничества и международного культурного обмена.
Как правило, здесь выделяют общие (базовые) и частные принципы. К общим (базовым) относятся зафиксированные в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН (1970) принципы международного права, распространяющиеся не только на политические и экономические, но и на социальные и культурные отношения и связи между государствами: запрещение угрозы силой и использования силы; уважение государственного суверенитета; невмешательство во внутренние дела; равенство и право на самоопределение; мирное разрешение споров; обязательное исполнение обязательств.
Частные (специальные) принципы сформулированы в Декларации принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО (1996) и включают в себя: равенство культур государств, народов, наций, народностей, национальных и этнических групп; служение культуры делу мира; взаимовыгодность культурного сотрудничества; обязательность защиты культурных ценностей во время мира и во время войны.
Реализации перечисленных принципов подчинена вся социально-культурная деятельность, направленная на международное взаимодействие и сотрудничество в таких областях духовной жизни, как художественная культура, политическая культура, бытовая культура, мораль, право, наука и т.д.
В настоящее время множество акций, связанных с межгосударственным культурным сотрудничеством и межкультурным обменом, проводится в рамках развития идеи общемировой межнациональной культуры, широко известной в последние годы под термином «культура мира». Организация Объединенных Наций объявила 2002-2010 годы «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия». В самом понятии «культура мира» подчеркивается многозначность множества факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать укреплению мира. В этой связи существенную роль приобретают концепции, выводы, предложения и рекомендации по использованию практического потенциала социально-культурной деятельности как средства реализации доктрины культуры мира.
Сама идея культуры мира станет всеобщей только после того, как ее воспримет и осмыслит значительная часть стран и индивидов, образующих мировое сообщество. Любые попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока в качестве основы не будет достигнуто равновесие альтернативных культур внутри каждой страны, каждой семьи, каждого взятого в отдельности человека.
В самом обращении к термину «культура мира» подчеркивается многообразие социальных, конфессиональных, этнокультурных и других факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать укреплению мира, эффективно противостоять проявлениям экстремизма, насилия, неуважительного отношения к правам и свободам граждан.
Государствам- членам ООН предложено в ходе десятилетия уделять больше внимания деятельности по пропаганде культуры мира и ненасилия, содействовать любым поощряемым формальным и неформальным её проявлениям, на местном, региональном, национальном и международном уровнях развивать партнерские отношения и обмен информацией, участвовать в проведении специальных крупномасштабных мероприятий, отвечающих интересам человечества, грядущих поколений.
Миротворческая деятельность как профилактическая превентивная работа, направленная на устранение или хотя бы смягчение конфликтообразующих моментов, приобретает все большее число сторонников. По существу программа культуры мира как антипода логики войны и насилия предполагает установление такого состояния общества, при котором при решении любых спорных вопросов на всех уровнях общения будет доминировать отказ от любого военного противостояния, от насилия, от нанесения ущерба возможным оппонентам. Человечеству предлагается единственно возможный альтернативный путь перехода от логики силы и страха к логике разума и доброжелательности во всех сферах общественной деятельности.
Проблема выстраивания и реализации программных положений требует серьезной теоретической разработки, развития конкретных технологий, формирования специальных знаний, умений и навыков.
Вместе с тем концепция культуры мира не является возвращением к практике бытовавшего во второй половине XX века массового движения защитников мира, выступавших за предотвращение третьей мировой войны и угрозы использования оружия массового уничтожения в глобальном масштабе. Ничего общего эта концепция не имеет с предпринимавшимися несколько десятилетий назад попытками развернуть в различных, главным образом слаборазвитых, странах деятельность волонтеров из так называемого международного «Корпуса мира». И, наконец, в корне неверно отождествлять концепцию культуры мира с якобы модернизированной формой пацифизма, начисто отвергающего любую войну исходя из идеи «непротивления злу насилием».
Укажем на несколько характерных черт, отличающих программу культуры мира и ненасилия от предшествующего практического опыта в области миростроительства. Во-первых, это не просто кратковременная кампания, а длительный, рассчитанный на многие годы процесс, требующий продолжительной, разнообразной по форме и содержанию настойчивой работы. Во-вторых, миротворческая деятельность, в отличие от многих других общественных практик, характеризуется полисубъектностью, много-уровневостью, вторжением в самые сокровенные секторы общественных отношений - экономических, политических, культурных, социальных. В-третьих, программу культуры мира и ненасилия нельзя эффективно реализовать в одной, отдельно взятой стране, в отрыве от процессов, происходящих в регионе или мировом сообществе в целом.
Актуальность и гражданская востребованность программы культуры мира и ненасилия определяются тем, что коренные вопросы, касающиеся будущего развития мира в XXI столетии, остаются и по сей день открытыми, что мир по-прежнему сохраняет биполярность, что сегодня как никогда становится актуальной
идея предупреждения конфликтов через воспитание, особенно для стран и народов, раздираемых гражданскими войнами, межэтническими и межконфессиональными столкновениями, идеологической конфронтацией.
Реализуя концепцию культуры мира, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью разрешения противоречия, возникающего перед представителями разных стран и народов: с одной стороны, стремлением сохранить свою включенность в общемировой социокультурный контекст и сотрудничество, а с другой -желанием не порывать с истоками своей национальной культуры. Сутью и смыслом доктрины культуры мира может и должна стать выработка такой системы, которая с максимальной полнотой и в реальных масштабах времени могла бы обеспечить возможность представителям различных национальностей: во-первых, самоидентифицироваться как носителям своей национальной культуры, уклада жизни своего народа, его традиций, норм и ценностей; во-вторых, создать условия для их вступления в равноправный диалог с инокультурным окружением; в-третьих, включиться в современные общемировые культурные процессы.
На протяжении последних лет ведутся поиски наиболее эффективных средств и способов использования социально-культурной деятельности как инструмента межкультурного общения и взаимопонимания. Всё более очевиден тот факт, что наряду с экономикой и политикой социально-культурная сфера есть и остается важным фактором регулирования не только внутренней жизни, но и взаимоотношений между странами.
Следует особо подчеркнуть практическую значимость двух понятий, принципиально важных для осуществления воспитательной работы в рамках программы культуры мира и ненасилия. Речь идет об утверждении в качестве доминирующих и об адекватном восприятии на всех языках и континентах таких терминов, как «диалог» и «взаимная толерантность».
В широком смысле, опираясь на изначальную емкость и значимость этих понятий для реализации программы, нам предстоит в долгосрочной перспективе определить те опасные для всего цивилизованного человечества рубежи, за которыми любовь перерастает в ненависть, вера - в безграничный фанатизм, а толерантность -в безразличие и равнодушие; за которыми интерес к культурному наследию перерастает в культурную ограниченность, а историко-патриотическая работа превращается в почву для взращивания национализма и нетерпимости.
Как постоянно функционирующий социальный институт, культура мира не подлежит какому-либо искусственному конструированию либо директивному введению с помощью решения законодательного или исполнительного органа власти. Институт культуры мира нельзя культивировать в приказном порядке. Его можно терпеливо взращивать, опираясь на инициативу разных социальных слоев населения, обеспечивая государственную и общественную поддержку распространению идей и практического опыта отдельных лиц и организаций.
Именно поэтому инициаторы проекта программы культуры мира и ненасилия не пошли по пути создания формализованных структур - организации официального межведомственного комитета - и разработки соответствующего плана или программы мероприятий. Они совершенно справедливо полагали, что такой шаг с самого начала существенно ограничил бы участие неправительственных, гражданских организаций, сковывал инициативу партнеров, особенно неформальных организаций, отдельных групп добровольцев. Такая ситуация вступает в явное противоречие с целевой установкой проекта, делающей его «пилотным», - пробудить к жизни миротворческие устремления рядовых граждан, сделать их восприимчивыми к духу и ценностям культуры мира.
Более продуктивным подходом представляется рассмотрение культуры мира не как учебной дисциплины, рассчитанной на преподавание в образовательных и академических учреждениях (1), не как системы региональных центров на местах, осуществляющих принятые ими собственные локальные программы мероприятий по культуре мира (2), не как ограниченной временными рамками информационно-просветительной кампании, обладающей мощными средствами и каналами трансляции (3), а прежде всего в качестве крупнейшего межнационального социально-культурного института нормативного типа, который представляет собой совокупность норм, идей, взглядов, традиций, принципов, отношений, которыми руководствуются отдельные страны и народы в своей общественной практике в области миротворчества и мирострои-тельства.
Суть и смысл общественного назначения такого института культуры мира достаточно четко отражены в документах третьей консультативной встречи партнёров по реализации проекта в регионах России. Как социально-культурный институт, культура мира строится на «принципиально иной этике отношений, основанной на взаимном уважении, толерантности и диалоге как между разными этническими, религиозными и социальными группами, так и внутри этих групп, равно как и на формировании особого внутреннего мира и равновесия в душе каждого отдельного человека».
Полисубъектность культуры мира как современного межнационального института определяется целым рядом её характерных черт и особенностей.
Здесь прежде всего следует подчеркнуть включенность этого института в многочисленные виды общественных практик и культурных правоотношений, в которых, собственно, и реализуется сегодня социально-культурная деятельность большинства юридических и физических лиц как внутри каждой страны, так и за её пределами. Сегодня сферами реализации принципов и идей культуры мира и миротворческой деятельности являются образование, культура и искусство, досуг и досуговая деятельность, физическая культура и спорт, средства массовой информации и общественные связи, социально-культурная реабилитация незащищенных групп населения и др.
Это, в свою очередь, означает, что широкомасштабная задача реального воплощения бытующих в мировом сообществе норм и принципов культуры мира и ненасилия, осуществления эффективного миротворческого воспитания может быть решена усилиями многочисленных субъектов социально-культурной деятельности начиная с отдельной личности и института семьи и кончая широкой сетью учреждений и организаций, связанных с изучением, освоением, развитием и трансляцией огромных информационно-образовательных потоков, конкретизирующих цели и задачи построения культуры мира и ненасилия на уровне сообщества.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 272;