Основные текстовые категории
Категория | Значение категории | Комментарий |
Коммуникатив- ность (адресованность) | Направленность на восприятие текста адресатом, включающая в себя выбор адресата и учёт его фоновых знаний, заинтересованности в общении и т.д. Формирование стратегии речи: информативная, воздействующая и т. д. | С этой точки зрения текст может быть индивидуально ориентированным (адресат конкретный человек или несколько человек), массово ориентированным (адресат – некий коллектив, сообщество) и неопределённо ориентированный (адресат – любой, кто имеет возможность познакомиться с текстом) |
Целостность (смысловая завершённость) | Соотнесённость текста с отражаемым объектом как результат воплощения авторского замысла; отражение в тексте связей и зависимостей, существующих в реальной действительности | В рамках текста образуют неразрывное единство, поскольку внеязыковое содержание, смысл выражаются именно языковыми средствами. Любой композиционно-речевой показатель связности текста (например, лексический повтор) одновременно является и показателем смысловой цельности |
Связность (связанность) | 1) Передаваемое или создаваемое речью объединение фактов и явлений действительности в единое целое. 2)Отношения коммуникативной преемственности между предложениями текста | |
Субъектная организация (авторизация) | Воплощение авторского Я и других субъектно-речевых планов (в том числе «образа автора») на композиционно-речевом уровне | Обе категории отражают присутствие в тексте человека (автора, персонажей и др.). Выражаются через «точку зрения» как преломление внеязыковой действительности через восприятие, сознание оценку того или иного субъекта. Данный субъект и его «точка зрения» могут быть обозначены в тексте явно (что особенно характерно для строгих стилей), или завуалировано (что особенно характерно для художественного стиля) |
Тональность (текстовая модальность) | Выражение отношения автора к сообщаемому; психологическая позиция субъекта речи по отношению информативному содержанию, к адресату и к ситуации общения |
В связи с последними двумя категориями текста (субъектной организацией и тональностью) особого пояснения требует терминологическое употребление словосочетания точка зрения, означающего преломление явлений окружающей действительности через наше восприятие, сознание, оценку. Точка зрения может принадлежать автору текста, или другому лицу, или быть неопределённо-обобщённой. Более подробно разновидности точки зрения, а также языковые способы её выражения представлены в Приложении 5.
Таким образом, автор текста посредством его взаимодействует с адресатом, который должен, восприняв текст, понять его содержание и авторское намерение. Но, будучи зафиксированным на каком-либо носителе информации, текст может быть ещё проанализирован и в других, например, научно-исследовательских целях. Так, предметом анализа могут стать заключённая в нём информация, структура текста, его жанровые (в т. ч. композиционные и речевые) особенности и многое другое.
Следует заметить, что термин текст в учебных целях может быть применён также и к части речевого произведения – относительно самостоятельному фрагменту текста: главе, параграфу, сверхфразовому единству и т. д. (характеристику этих и других единиц членения текста см. в табл.4).
► Можно ли считать текстом результат диалогического речевого взаимодействия? Почему?
► Приведите примеры текстов, по объёму равных одному предложению
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 320;