Культура России в начале ХХ в.
Просвещение
В конце XIX – начале XX вв. уровень грамотности вырос с 1897 г. (21 %) по 1917 г. (31 %) в 1,5 раза. Если не учитывать детей дошкольного возраста, около 40% российских подданных умели читать. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (с 26,5 млн. до 53 млн. человек). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5–6 тыс. новых школ. В соответствии с законопроектом, который Дума не успела принять до войны, правительством с 1907 г. выделялись значительные средства для создания в 10-летний срок системы всеобщего начального образования. Бюджет начальной школы в 1907–1914 гг. вырос в 6 раз.
Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу.
Развивалась система профессиональных – горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. – свыше 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. – свыше 250). Для обеспечения всеобщего начального обучения получило развитие педагогическое образование. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ).
Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т. д. Создавались новые вузы, прежде всего, технические. Число высших учебных заведений достигло к 1914 г. 135, в которых обучалось 127 тыс. студентов. После революции 1905–1907 гг. возникали не только государственные, но и «народные» вузы, создававшиеся на средства благотворителей (университет А.Л. Шанявского, педагогический институт П.Г. Шелапутина и др.).
В высшей школе преподавали крупнейшие российские ученые, развивалась вузовская наука.
Внешкольное народное просвещение охватило широкие слои общества. Не только в городах, но и в рабочих поселках было создано более 1 тысячи культурно-просветительских обществ и народных домов. Создавались рабочие театры. Число библиотек, в том числе публичных, выросло после революции 1905–1907 гг. в 5 раз (1914 г. – свыше 75 тыс.).
Развивалось книжное дело. Издавались десятки тысяч книг. Возникали тысячи новых типографий и издательств. Крупнейшие издательские фирмы (товарищество М. Вольфа, издательство И.Д. Сытина и др.) выпускали дешевые книжные серии. После отмены цензуры (ноябрь 1905 г.) в 10 раз увеличилось число периодических изданий. Только газет, которые читали все слои населения, издавалось к 1917 г. свыше 1100. Некоторые популярные журналы издавались более чем стотысячными тиражами (например, «Нива», которую читали все слои населения, выходила тиражом около 250 тыс. экземпляров).
Наука
В начале XX в. в России продолжался подъем естественных и технических наук. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский – геохимик и биохимик, заложивший основы современной экологии, И.П. Павлов – физиолог, Нобелевский лауреат (1904), И.И. Мечников – иммунолог, также получивший Нобелевскую премию (1908), «отец» космонавтики К.Э. Циолковский и др. Начало XX в., особенно годы Первой мировой войны характеризовались крупными достижениями в области техники. Началось самолето- и автомобилестроение. Не имели мировых аналогов такие российские изобретения, как четырехмоторный самолет И.И. Сикорского – «Илья Муромец», пистолет-пулемет, лыжно-гусеничный автомобиль и др.
Гуманитарные науки традиционно играли большую роль в отечественной науке и определяли характер среднего и высшего образования. Тем более они вызывали огромный интерес в российском обществе начала века, находившемся в условиях социально-политического кризиса. При этом усилилась связь между философскими, историческими и прочими концепциями российских ученых и их политическими взглядами. Многие ученые обратились к непосредственной политической деятельности, работая в различных политических партиях и организациях: от РСДРП до Союза русского народа.
В философии того периода отчетливо проявились две тенденции: в работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова получил развитие материализм, сочетавший позитивизм и революционные идеи и одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления. В сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), трудах Я. А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского развитие идей В.С. Соловьева и В.В. Розанова о «новом религиозном сознании» сочеталось с положениями либеральной мысли о самоценности личности и духовной свободе человека.
Историческая наука обогатилась трудами О.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.А. Рожкова, М.Н. Покровского. Совершенствовались методы исторического исследования, поднимались новые темы, самостоятельной отраслью истории стала историография.
Получили значительное развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин), а также филология (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ).
Переворот в научных взглядах, значительный вклад в который сделали российские ученые, сопровождался расширением круга исследователей. В конце XIX – начале XX в. в России образовалось свыше 700 научных и научно-технических обществ. Важно, что такие общественные организации возникали не только в признанных научных центрах, но и в десятках периферийных городов. В начале века выходили сотни научных и научно-популярных журналов
Литература
В конце XIX – начале XX вв. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины XIX в. – критического реализма. Новые значительные произведения создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.А. Бунина. Широкую известность получили Максим Горький (А.М. Пешков), Дм. Н. Мамин-Сибиряк и др.
Но и стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами нашло в России благодатную почву. Тезис о самоценности искусства, соединившись с идеями русских мыслителей, В.С. Соловьева и Д.С. Мережковского, о религиозном смысле творчества, дал начало собственно русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Брюсов вместе с другими символистами, К.Д. Бальмонтом, А. Белым (Б.Н. Бугаев), А.А. Блоком, оперируя многозначными понятиями-символами, пытались вычленить в окружающей реальности признаки «истинного глубинного мира». Такое мифопоэтическое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н.А. Бердяеву определить начало XX в. как «серебряный век русской поэзии», наступивший после длительного господства социальной прозы.
Другое модернистское направление – акмеизм – явился реакцией на символизм. Н. С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию, вернулись из мира символов к земному человеку, но не к его социальным проблемам, а к миру человеческих чувств.
В 1910-е гг. из идеи самоценности художественного творчества выросла мысль о его самодостаточности. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры выразились в деятельности сторонников «искусства будущего» – футуристов. В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, И. Северянин, В. Маяковский в 1912 г. выступили с манифестом «Пощечина общественному вкусу», где призывали на основе абсолютной свободы «творить не искусство, творить реальность».
По иному относились новые авторы к прошлому России. Если во второй половине XIX в. крупнейшими художниками слова история воспринималась как трагедия, то символисты опоэтизировали ее как песнь, а авангардисты изображали как фарс.
Живопись и графика
С одной стороны, на рубеже веков сохранялись традиции академической школы, прежде всего, в полотнах И.Е. Репина. Продолжало действовать «Товарищество передвижных выставок» (А.М. и М.М. Васнецовы, И.И. Левитан, А.Е. Архипов, К.Ф. Юон и др.).
С другой стороны, уже в 1880-е гг. в отечественной живописи возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Так, А.П. Рябушкин первым перешел от драматизма в изображении прошлого к его поэтизации, от этического восприятия к эстетическому. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М.В. Нестеров, назвавший свое творчество «опоэтизированным реализмом». Сочетание условного с реальным развивали К.А. Коровин, основатель русского, или декоративного импрессионизма, и В.А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В полотнах художника-символиста М.А. Врубеля акцент уже делался на фантастический вымысел и недосказанность.
В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто декларировал свои принципы. В 1898 г. было созданное А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым общество художников «Мир искусства», выпускавшее одноименный журнал. Его участники (А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев), к которым примыкали Серов и Коровин, провозгласили автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Формально не считая себя символистами, они стояли на позициях преображения действительности при помощи живописных и графических символов и метафор.
Своеобразным было творчество художников (П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин) – последователей В. Э. Борисова-Мусатова, после его смерти создавших общество «Голубая Роза», 1906 г. и работавших над символистской теорией живописи.
Появление в 1910 г. общества «Бубновый валет» (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), а затем – «Ослиный хвост» (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д.Д. Бурлюк) знаменовало собой переход лидерства обновления к российскому авангарду, который искусствоведы назвали «русским взрывом». Ларионов и Гончарова развивали русский кубизм – «кубофутуризм».
Одновременно развивался экспрессионизм, последователи которого также совершили «скачок в беспредметность». Теоретик абстрактного искусства основатель создатель «аналитической живописи» П.Н. Филонов, «бытовой символист» М.3. Шагал – каждый по-своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры.
Архитектура
В архитектуре во второй половине XIX в. отсутствовал единый стиль, в 90-е гг. XIX в. оформился в качестве ведущего новый стиль – модерн. Особенностью модерна стала подчеркнутая функциональность построек, здания сооружались «изнутри наружу» – интерьер обносился стенами, живописное декоративное убранство основывалось на гнутых формах и линиях, отрицалась симметрия. Широко применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло. «Отец» русского модерна – Ф.О. Шехтель, одним из первых в начале XX в. перешел от романтического модерна к рациональному, упрощенному, воплотившемуся в многоэтажных монументальных зданиях с прямоугольными формами. В том же стиле строили Л.Н. Кекушев, В. Ф. Валькотт.
Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возник неорусский, использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался и неоклассицизм как в сочетании с модерном (Р.Р. Клейн, Ф.И. Лидваль), так и в чистом виде (И.А. Фомин, И. В. Жолтовский).
И.А. Фомин внес большой вклад в развитие отечественного градостроительства, получившего в этот период совершенно новый размах. В начале XX в. проектировались целые города, возникали планы перестройки Петербурга. В основном они не были реализованы, но эта архитектурная тенденция сохранилась и получила развитие в советское время
Скульптура
В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р.Р. Баха, С.М. Волнухина сочетался с модернизмом в скульптурах импрессионистов: П.П. Трубецкого (памятник Александру III в Петербурге), А.С. Голубкиной, Н.А. Андреева (памятник Н.В. Гоголю в Москве). В многогранном творчестве художника-универсалиста С.Т. Коненкова античная пластика соединялась с модерном и фольклорными мотивами.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1680;