Манифест 17 октября 1905 г.


В ходе революционных событий 1905 г. Николаю II становилось ясно, что только силой не усмирить народное недовольство. С другой стороны, ему претила мысль идти на поводу у «разбушевавшейся черни», и уж ни в коем случае император не собирался отступать от своего священного долга сохранения неограниченной монархии. Поэтому на начальном этапе революции попытки власти прекратить антиправительственные настроения в обществе носили характер мелких уступок. Так, 18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт, подготовленный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным, в котором предлагал привлекать «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Тогда же вышел указ, разрешающий частным лицам и организациям подавать петиции на высочайшее имя и доводить до сведения властей свои предложения по улучшению государственной деятельности. Однако в этих же документах сообщалось, что реформы не должны затронуть основные законы страны и, в первую очередь, принцип самодержавной власти. Но если в 1894 г. именно этого и просили у нового императора представители либеральной общественности, то в 1905 г. такие расплывчатые обещания уже не удовлетворяли народные чаяния.

Игнорируя этот факт, царь продолжал видеть в данном проекте средство остановить революцию. 6 августа 1905 г. Николай II подписал указ об учреждении Государственной Думы. Эта Дума, прозванная «булыгинской», являлась совещательным органом, лишенным законодательной инициативы, не имея права голоса по вопросам бюджета и по основным законам. Выборы в нее проходили по системе, учитывавший имущественный и сословный ценз, что полностью лишало избирательных прав пролетариат и крайне ограничивало участие в выборах представителей небогатого городского населения, служащих и т.д. Указ вызвал в стране не спад оппозиционных настроений, а всеобщее возмущение. Большинство политических сил бойкотировало выборы.

В начале октября 1905 г. политическая стачка, начавшаяся в Москве, приняла всероссийский характер. На несколько дней по всей стране встали заводы, фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты. Бастовали не только рабочие, но и студенты, аптекари, чиновники и.д. На улицах бушевали митинги с требованием политических свобод и созыва Учредительного собрания. В этих условиях Николай II, наконец, осознал, что полумеры не спасут ситуацию, а только разожгут гнев народа. Он обратился за помощью к председателю Комитета министров, графу С.Ю. Витте. Царь не любил Витте, но не мог не учитывать его успех на тяжелейших русско-японских переговорах в Портсмуте и то, что среди высших сановников председатель Комитета министров был на тот момент практически единственным, кто разделял либеральные взгляды.

9 октября 1905 г. С.Ю. Витте подал императору меморандум с программой реформ, называя меры от 18 февраля и 6 августа недостаточными и устаревшими и предлагая установить настоящий конституционный порядок. Император колебался, но масштабы всероссийской политической стачки заставили его 17 октября 1905 г. подписать основанный на меморандуме Витте «Манифест об усовершенствовании государственного порядка».

Манифест 17 октября давал населению «незыблемые основы гражданской свободы» – неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. К выборам в Думу привлекались «те классы населения, которые ныне (по избирательному закону 6 августа) совсем лишены избирательных прав». Государственная Дума получала законодательные полномочия – «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы» и право осуществлять надзор за закономерностью действий властей.

Если большинством оппозиции этот манифест был воспринят как первый шаг на пути к созданию в России конституционной монархии, то для Николая II это была максимальная уступка общественному мнению, на которую он мог пойти, и от которой он намерен был по возможности скоро отказаться.

19 октября 1905 г. Комитет министров был преобразован в Совет министров, и его председателем стал С.Ю. Витте. На Витте были возложены задачи: обеспечить провозглашенные Манифестом свободы, подготовить выборы в Думу и навести порядок. Чтобы навести порядок, в первые же месяцы после принятия Манифеста пришлось урезать все данные им населению гражданские права – арестовывались подозреваемые в революционной деятельности, закрывались газеты и т. д. 11 декабря 1905 г. был принят новый избирательный закон, представлявший явный прогресс по сравнению с законом 6 августа – избирательные права получили еще 25 млн. человек. Но выборы остались многоступенчатыми, а права избирателей неравными. Тогда же проведена реформа Государственного совета, который превращался в верхнюю палату парламента, имеющую законодательные полномочия. Наконец, серьезным ударом по надеждам общественности, связанным с Манифестом 17 октября, стало принятие 24 апреля 1906 г. новых «Основных государственных законов», сильно ограничивавших законодательные, бюджетные и политические права Думы. Государь сохранял высшую самодержавную власть, право созыва и роспуска Думы, а в перерыве между сессиями – право провозглашать и отменять законы, объявлять чрезвычайное положение и т.д., об ответственности правительства перед Думой не шло и речи.

Таким образом, уже к началу работы I Государственной Думы власть начала отказываться от обещаний, данных в манифесте 17 октября.

 



Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2610;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.