МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
В создание древней культуры внесли свою лепту разные народы и страны. То одно, то другое государство, возвышаясь, достигало расцвета, на столетия становясь носителем прогресса, потом уступало место другому, более сильному. Но закат державы вовсе не означал бесследного исчезновения ее культуры: несмотря на территориальную разобщенность, древние народы жили отнюдь не изолированно и то, что было достигнуто одним - становилось достоянием других. Свои знания и художественный опыт человечество накапливало сообща - веками. Но были и такие эпохи, когда человеческий гений раскрывался с особой концентрированностью и силой, - это были своего рода кульминации в длительном развитии цивилизации. Именно такой вершиной, знаменовавшей ярчайший взлет человеческого духа, явилась история Древней Эллады. Время наивысшего расцвета Древней Греции - V-IV века до н.э. Великая культура была создана немногочисленным народом, жившим на юге Балканского полуострова, на островах Эгейского моря на побережье Малой Азии.
Источником, постоянно питавшим творчество греческих художников, была мифология. Древние мифы складывались на основе языческих представлений, но они содержали также и ростки реальных знаний о мире.По мере развития античного общества религиозная сущность мифологии утрачивала свое значение.
В классическую эпоху созданная в мифахкосмологическая картина воспринималась как некая художественная аллегория. Олицетворение же сил природы в образах богов и героев, наделенных чертами живых людей, сохраняло для греков своюпритягательность, так как отвечало поэтически образному складу их мышления. Как и люди, боги влюблялись, ссорились, плели интриги, ревновали, но при этом оставались сильными и прекрасными. Для эллина они были воплощением наиболее совершенных свойств человека. Не случайно и то, что враждебные миру силы выступали в мифах в образах фантастически-причудливых существ, в зверином обличье. Победы нал ними олимпийских богов и героев символизировали в сознании греков идею торжества разума и высшего порядка над стихийностью, хаосом.
Общественный смысл греческого искусства, может быть, с наибольшей силой раскрылся в античной трагедии. Представления давались по праздничным дням и всегда были большим событием. Весь город стекался в театр. Для малоимущих государство выделяло специальные денежные субсидии. Театр располагался под открытым небом. Афинский театр Дионисия, например, был устроен на склоне Акрополя. Он вмещал около 30 тысяч зрителей. Скамьи, высеченные прямо в скале, поднимались амфитеатром, давая свободный обзор площадки, на которой шло представление. Основная ее часть, так называемая "орхестра" предназначалась для хора. В глубине была палатка для переодевания актеров, по-гречески - скена, к V веку замененная специальным зданием. Фасад этого здания закрывался декорациями, которые дальше переходили в естественный ландшафт. Актеры выступали в масках: каждый персонаж трагедии представал как образ обобщающий, собирательный. Соответственно и манера игры отличалась приподнятостью, укрупнённостью интонаций и жестов.
Истоки трагедии - хоровые дифирамбы в честь бога вина и плодородия Диониса. По старинной традиции пение соединялось в дифирамбе с танцем - пантомимой и игрой. Наряженные в козьи шкуры, участники действа изображали различные эпизоды из жизни Диониса, странствующего по земле в сопровождении своей свиты - сатиров и менад. С годами хоровой дифирамб приобретал все более театральный вид: в нем появилась партия певца-солиста, чтеца. Но хор продолжал играть очень важную роль; эта роль сохранилась за ним и в классическом театре.
Высшие образцы античной трагедии связаны с творчеством Эсхила, Софокла, Еврипида. Мир их искусства - это мир могучих характеров, ярких страстей, героических поступков, потрясающих своим драматизмом судеб. В основе трагедий лежат конфликты, отражающие глубокие противоречия жизни: любовь, долг, интересы общества и судьбы отдельных людей, свобода человеческой личности и неумолимый рок. Таковы, например, "Прометей" Эсхила, трилогия о царе Эдипе Софокла. "Медея" Еврипида.
Материалы для своих сочинений драматурги черпали в греческой мифологии. Зрителей волновало не само развитие событий - сюжеты мифов им были хорошо известны, - а те нравственные, философские, гражданские проблемы, которые ставили авторы. Действие трагедий включало в себя и музыку - хоровое и сольное пение под аккомпанемент авлоса или кифары. Авторами музыки выступали сами драматурги. Хор, состоявший обычно из 12-15 человек, выполнял сложную роль: он выступал и как действующее лицо и как рассказчик, предваряющий ход драмы, и как комментатор событий, выражающий отношение к ним автора и самих зрителей. В хоре пели любители музыки - участие в исполнении трагедий считалось почетной гражданской обязанностью.
Музыка в трагедии помогала раскрыть эмоциональную сторону происходящего, глубже проникнуть во внутренний строй драмы. При этом пение сочеталось со своеобразной пластикой движений, с выразительностью идеально отточенных жестов, поз, как бы концентрирующих в себе наиболее характерные элементы и пантомимы и танца. В этом синтезе искусств была заключена могучая сила воздействия. Античная трагедия захватывала, потрясала и вместе с тем несла зрителям -в самом акте сопереживания - нравственное очищение.
Огромная роль музыки в жизни греческих городов побуждала к разработке ее теории. Здесь складывалось первое законченное учение о музыкальных ладах, разрабатывалась система буквенной нотации, изучались законы музыкальной акустики и т.д. Теоретическая система греков обобщила опыт развития музыки не только в Греции, но и в других странах древнего мира - она послужила отправной точкой для развития музыкальной теории в средневековой Европе.
Одновременно с разработкой вопросов теории складывалось учение об этосе, закреплявшее представления греков об общественно-воспитательной роли музыки. Различные лады рассматривались с точки зрения их эмоционального и, соответственно, нравственного воздействия на слушателя. Учение об этосе впервые утвердило мысль о содержательности музыкального искусства.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 246;