Что такое социология, ее объект и предмет


Интерес к общественной жизни и знания о ней стали формироваться издавна, когда человек только начал осознавать свою зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства разнообразных человеческих сообществ (от племен до государств) порождала устойчивую необходимость как-то обобщать и систематизировать представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как социального существа.

Поэтому человек, обладающий социальными знаниями об обществе и о закономерностях его строения, развития и функционирования, весьма предметно и содержательно воспринимает известную формулу «кто владеет информацией, тот владеет миром».

Термин«социология» (от латинского societas — общество и греческого logos — учение), т.е. наука об обществе, был введен в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 — 1857) в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Конт исходил из необходимости всестороннего и максимально объективного анализа общественных явлений.

Социология – наука сравнительно молодая. Ее возникновение в середине XIX в. было непосредственно связано с появлением индустриального общества. В то время сформировалось устойчивое стремление мыслящих людей понять серьезные изменения, которые произошли в конце XVIII – начале XIX вв. в результате промышленной революции в Англии и Великой Французской революции, а также то, какое конкретное воздействие оказали эти кардинальные изменения в общественном устройстве на индивида и его частную жизнь. Социологи стали отбирать, изучать и анализировать информацию об обществе в соответствии с принципами и процедурами современной науки.

Сегодня вам будет представлена обширная, постоянно развивающаяся в разных направлениях область исследований социальных организаций, событий и явлений – социология. В первом приближении социология естьнаучное познание коллективной человеческой природы, строения социальных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла уже многого в изучении, интерпретации (объяснении и трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика, она может рассматриваться одновременно как:

Ø наука;

Ø искусство;

Ø технология.

Человек не может знать все обо всем. Но он может знать необходимое и в достаточном объеме. Социология даже в ее усеченном учебном воплощении помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний о себе и об окружающем его обществе.

Социология – это очень интересная и полезная наука, одновременно загадочная и простая, даже, можно сказать, общедоступная. Но незнание (или нежелание) опираться на ее методики, положения и выводы чревато весьма неприятными последствиями.

Так, долгие годы и десятилетия в СССР практически не было социологии. Общественных наук было много, хороших и разных: м.-л. философия (диамат-истмат), политэкономия, научный коммунизм, история КПСС и т.п. А вот социологии не было. Казалось бы, не было всего лишь одного из многочисленных способов изучения людей и общества. В результате один из последних лидеров Советского государства, тогдашний генсек ЦК КПСС Ю.В. Андропов с грустью констатировал в 1982 г.: «Мы не знаем общества, в котором живем!». И лишь после этого был снят неофициальный административный запрет на социологию, на социологические исследования.

Социология возникает и развивается как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Социологическая наука совершенно не нужна, скажем, на дорыночной стадии исторического развития, например, при феодальном строе с его жесткой регламентацией всех сфер жизни общества: экономической, политической, духовной. А вот в условиях гражданского общества (т.е. самоорганизующегося, относительно автономного от государственной власти) возникает объективная потребность в знании и объяснении реальных социальных явлений и процессов. Качественное расширение границ свободы человека, существенное увеличение возможностей выбора пробудили интерес граждан к знанию основ жизни социальной группы, общности, социальных процессов – с тем, чтобы рационально, с наибольшей эффективностью и наименьшими издержками воспользоваться обретенной свободой.

С другой стороны, свободная конкуренция (в экономике, политике, духовной сфере) поставила результативность деятельности всех социальных субъектов (предпринимателей, политиков и др.) в прямую зависимость от того, насколько умело они используют знание конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей, их предпочтений. Например, в начале 90-х гг. новая «демократическая» власть совершенно не учла настроения людей в связи с распадом СССР, ущемлением русских, очевидным ослаблением государственности. Для «снятия» этого противоречия потребовалась существенная корректировка политического курса в начале 2000-х гг. Из всего этого и сформировалось сегодня требование о достаточно конкретном, доказательном и максимально приближенном к реальной социальной практике знании.

В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающая общество в целом, подобно тому, как физика – единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания. И хотя физике более 2 тыс. лет, а социологии не исполнилось и 200 лет, она успела приобрести вид логически стройной и обоснованной системы достоверного знания.

Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом. Почему они образуют группы (коллективы, корпорации, колхозы, банды) и как они в этих группах взаимодействуют. Почему они поклоняются чему-то или отвергают что-то. Почему и как они голосуют, женятся, воюют друг с другом или мирятся. Короче говоря, социологов интересует все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Соответственно, чтобы медицинские учреждения максимально успешно осуществляли свою специфическую деятельность, они должны действовать не по устоявшимся традициям, а опираться на научно-социологическое изучение представлений общества о здоровье и болезни, отношение людей к собственному образу жизни и к работе медиков.

Социология – это наука, помогающая обществу и каждому человеку в отдельности глубже и конкретнее познать самих себя, основу и механизмы социального взаимодействия людей, чтобы эффективнее распорядиться своей свободой, самоорганизоваться в цивилизованное общество на основе компетентности и приоритета прав личности. П.А. Сорокин подчеркивал: «Социология есть наука, изучающая поведение людей, живущих в среде подобных».

СОЦИОЛОГИЯ – это научное систематическое изучение общества, социальных общностей и социальных отношений.

 

Знакомство с социологией как наукой предполагает раскрытие ее сущности и содержания, выявление ее границ и места среди других общественных дисциплин. Для адекватного понимания сущности и фундаментальных особенностей социологии, специфики социологического подхода к изучению общества необходимо вычленить собственную область социологического исследования — его объект и предмет, а также определить методы, с помощью которых данная наука изучает объективную действительность.

Казалось бы, раз социология – это наука об обществе, то общество и является ее объектом и предметом, и этого вполне достаточно. Но дело в том, что общество является объектом всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к обоснованию и правильному пониманию научного статуса социологии (равно как и любой другой науки) лежит в различении ее объекта и предмета.

В любой науке принято выделять и различать объект и предмет исследования. Всякая наука характеризуется своим объектом и предметом. Но эти два понятия не тождественны. Под объектом науки понимается определенная часть объективной реальности, которая изучается группой взаимосвязанных смежных наук. А предмет науки – та часть объекта, объективной реальности, которая изучается данной наукой ее специфическими методами и средствами. Иначе говоря, предмет науки выступает как результат исследовательской деятельности, его выделение целиком определяется спецификой данной науки и применяемыми ею средствами и методами познания. А объект науки – это сама реальность, существующая независимо от человека, от исследователя. Как видим, объект и предмет науки отличаются по объему и по качеству. Объект исследования любой науки широк и безгранично разнообразен, а ее предмет всегда ограничен, однозначен и специфичен. Предмет науки является частью объекта. Он изучается только этой наукой и изучается по-особому, методами именно этой данной науки.

Соответственно, Объект социологииэто общество, вся социальная реальность. Данный объект изучается множеством гуманитарных наук, таких, как социальная философия, история, этнография, антропология, политология, юриспруденция, экономическая теория и др. При этом следует подчеркнуть, что общество как объект познания существовало до нашего знания о нем и не зависит от него.

Предмет социологииэто вся сложная интегрированная совокупность социальных связей и отношений, способы и формы их организации и механизмы взаимодействия людей друг с другом в обществе.

Понимание предмета социологии на протяжении всей истории этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали (и высказывают) различное понимание предмета социологии. О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе; выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты, немецкий социолог М. Вебер — социальное поведение, Питирим Сорокин — социальное взаимодействие, Э. Гидденс – общественную жизнь человека, Н. Смелзер – общество и общественные отношения и т.д.

В любом случае предмет социологии существенно отличается от предмета естественных и технических наук. Можно выделить следующие принципиальные различия между социальными и природными структурами:

1. социальные структуры (в отличие от природных) формируются и становятся возможными, существуют только в связи с человеческой деятельностью, ее различными видами;

2. социальные структуры зависят от того понимания, которое вкладывают действующие лица в то, что они совершают; поэтому

3. социальные структуры и процессы определяются не только действием объективных причин, но и субъективных факторов;

4. социальные явления и процессы обусловлены гораздо большим числом причин и факторов, находящихся между собой в сложных и порой противоречивых отношениях;

5. социальные явления и процессы (в сравнении с природными) более изменчивы, запутанны и текучи. Процессы развития в обществе гораздо вариативнее, чем в природе.

 

На основе этих различий попытаемся точнее определить и сформулировать фундаментальные особенности социологического знания.

Во-первых, важное место в социологии занимает целевой или мотивационный тип объяснения. Разумеется, при анализе тех или иных социальных проблем социологи применяют универсальные типы объяснений, используемые как в социально-гуманитарном, так и в естественнонаучном познании. К ним, в частности, относятся причинно-следственное и функциональные объяснения. Вместе с тем смысл социальных действий, цели, ценностные установки и т.п. невозможно лишь зарегистрировать или измерить, их необходимо понять, осмыслить. Следовательно, мотивационное объяснение, нацеленное на понимание и развернутую интерпретацию деятельности людей, становится отличительной особенностью социального знания.

Во-вторых, для социологического знания характерны условность и подвижность прогнозов и предсказаний, вызванные необратимостью и высокой сложностью социальных процессов, их зависимостью от множества разнородных и слабо просчитываемых факторов. В социологии тоже есть закономерности, но, в отличие от естествознания, закономерности не жестко-детерминистские, а вероятностные, стохастические.

В-третьих, социальные науки тесно связаны с мышлением на основе здравого смысла. Социолог изучает социальный объект, который уже как-то определен в повседневной жизни и обыденном языке. Результатом социального исследования становится не столько радикально новое знание, сколько открытие новых способов понимания и объяснения социальной реальности, более точные формулировки различных социальных обстоятельств.

Следовательно, социология – это, прежде всего, вид знания, способ описания и представления общества социологами, который опирается на достоверные методы и теории.

 

Проблемы, которые интересуют социолога, не обязательно являются проблемами для других людей. Необходимо проводить различие между социальными и социологическими проблемами. Первые предполагают решение практических задач, прежде всего теми, кто наделен властью. Как заметил известный американский социолог П. Бергер, обычно о социальных проблемах говорят тогда, когда в обществе происходит что-то не так, как предполагали официальные власти, и, следовательно, требуется какое-то вмешательство с их стороны. Социологическая проблема, в свою очередь, имеет теоретический, методологический характер. Вопрос для социолога состоит не столько в том, почему что-то «идет не так» с точки зрения властей, а в том, как действует система в целом, каковы исходные предпосылки ее существования и за счет каких средств поддерживается ее единство. Так, например, рост детской преступности может быть оценен как социальная проблема в том смысле, она требует конкретных действий со стороны соответствующих органов управления. Социологи могут быть приглашены на этапе анализа ситуации. Однако собственно социологический интерес вызывает и, следовательно, в качестве социологической проблемы выступает не вопрос «что делать с детской преступностью?», но изучение способов существования и взаимодействия в данном обществе разных возрастных групп; анализ особенностей установления, внедрения и поддержания норм порядка как на уровне общества в целом, так и в отношении конкретных групп. Таким образом, даже если социолог занимается решением конкретной социальной проблемы, ему необходимо понять социальную ситуацию в целом, ценности и способы действия всех участвующих в ней сторон, формы и механизмы их сосуществования и взаимодействия во времени и пространстве. К тому же социологическая проблема должна формулироваться и анализироваться в научных понятиях, на теоретическом уровне. Кроме того, решение социологической проблемы предполагает объективный и беспристрастный подход, свободный от всякой тенденциозности и предвзятости.

Умение видеть любую ситуацию как бы со стороны, отстраненно и беспристрастно, с позиций всех ее участников является отличительной чертой социологического рассмотрения проблемы. Знание, полученное при изучении социологических проблем, является полезным и плодотворным, ибо существенно расширяет видение социальной действительности.

Основные источники знаний социологов об обществе:

· исторический опыт;

· изучение реальных фактов социальной жизни;

· установление взаимозависимостей различных социальных фактов;

· данные других наук;

· изучение тенденций и закономерностей развития общества, теоретических моделей.

Задачи социологии:

1. изучение социальных связей и отношений, их структуры и типологии;

2. анализ социальных систем (общества) как интегральных структур;

3. исследование социальных явлений и процессов на различных уровнях и формирование оптимальных объяснительных моделей для каждого объекта и для всех вместе;

4. выявление механизмов и способов социального взаимодействия людей;

5. уяснение мотивов, причин и условий человеческих взаимодействий, оснований выбора способов и форм социального поведения и совместной деятельности;

6. разработка рекомендаций и предложений по регулированию социальных отношений и конфликтов, по совершенствованию социального управления;

7. развитие социологической культуры общения и взаимодействия людей, налаживания совместной деятельности.



Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 311;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.021 сек.