Основные положения крестьянской реформы 1861 г.
19 февраля 1861 г. император Александр II подписал Манифест и комплекс нормативно-правовых документов, называемый обычно «Положение 19 февраля». Особое значение имели «Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе» и четыре «Местных положения». Именно в этих законах определялся новый правовой статус крестьян, правила наделения их землей, отношения с помещиком и общиной, выкуп полевого надела и усадьбы.
В первой же статье «Общего положения» говорится о том, что крепостное право на крестьян и дворовых людей отменяется навсегда.
Крестьяне получили полную личную свободу и стали в полной мере субъектами гражданско-правовых отношений. Отныне они могли: вступать в обязательственные отношения, заключать договоры и подряды с казной и частными лицами; «производить свободную торговлю», вступать в цехи и торговые гильдии; приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество; переходить в другие сословия; свидетельствовать в суде, выступать поручителями, подавать исковые заявления.
Подготавливая проект реформы, правительство брало за основу мысль, что крестьян нужно освобождать только с землей. В противном случае неизбежно образовалась бы многомиллионная армия безработных нищих людей, а это чревато не только падением производства, но и серьезными социальными потрясениями. С другой стороны, власти считали необходимым соблюсти права и интересы помещика. Данное противоречие разрешалось следующим образом. Помещики сохраняют в собственности все свои земли, включая крестьянские наделы и усадьбы. Однако крестьяне должны выкупить усадьбу и полевой надел. До заключения выкупной сделки крестьяне получали наделы в пользование и переводились на положение «временнообязанных», то есть по-прежнему несли повинности (барщину и оброк) в пользу своего бывшего хозяина. Размеры получаемого надела и повинностей определялись специальным договором, условия которого фиксировались в уставной грамоте. Правильность заключения сделки проверял мировой посредник. На составление уставных грамот отводилось два года.
После заключения договора о выкупе полевого надела крестьянин переходил из положения «временнообязанного» в разряд собственников и соответственно переставал нести повинности в пользу помещика. Допустимые размеры выкупаемых крестьянами наделов определялись «Местными положениями». Устанавливалась минимальная и максимальная площадь (в среднем по стране — 3,5 десятины на ревизскую душу). Помещики сами определяли, какие именно земли они будут продавать, а выкупаемый надел часто был меньше того, что крестьянин обрабатывал до реформы. Поэтому землевладельцы имели возможность забирать себе («отрезать») лучшие земли, оставляя крестьянам худшие. Таким образом, в крестьянских наделах появлялась чересполосица, и крестьяне вынуждены были арендовать отрезки за непомерно высокую цену.
Большой интерес представляет организация выкупной операции. В ее основе лежала не цена земельного участка, а доход, который приносил крестьянин своему владельцу до реформы. Стоит согласиться с мнением исследователей, считающих, что фактически крестьянин выкупал не землю, а свою личность. Итак, крестьянин должен был уплатить за полевой надел столько, чтобы эта сумма, положенная в банк (6% годовых), приносила помещику доход, равный тому, который он получал от данного крестьянина по оброку до реформы. Такое правило выкупа получило название «капитализация годового оброка». Подавляющее большинство крестьян не имело возможности выплатить всю сумму единовременно. Поэтому государство брало на себя обязательство выдать помещикам 80% стоимости, а крестьяне должны заплатить оставшиеся 20%. Правительственную ссуду крестьянин погашал в течение 49 лет. По подсчетам историков, власти заработали на этой операции около 700 млн. рублей.
Для части крестьян (около 450 тыс.) и такие условия оказались слишком тяжелыми. Поэтому они получали «сиротские» бесплатные наделы (1/4 нормы). Дворовые люди освобождались без всякого выкупа, но и без земли.
Как и опасалось правительство, оглашение Манифеста вызвало в некоторых губерниях крестьянские волнения. Наиболее крупными из них стали выступления в с. Бездна (охватившее Казанскую губернию) и в с. Кандеевка (ставшее центром возмущения в Тамбовской и Пензенской губерниях) весной 1861 г.
По данным статистики, в результате крестьянской реформы свободу получили около 23 млн. человек. К 1878 г. 9,86 млн. крестьян выкупили 33, 728 млн. десятин. У 115 тыс. помещиков осталось во владении 69 млн. десятин земли. К 1881 г. во временнообязанном состоянии находилось около 15% крестьян.
Важно также заметить, что крестьяне выкупали землю не частную, а в общинную собственность. Крестьянская община («мир», «сельское общество») укрепилась в результате реформы, взяв на себя многие контрольные и распорядительные функции, принадлежавшие ранее помещику.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2634;