ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Предмет «Истории отечественного государства и права» и её место в
системе наук. Периодизация и методология изучения историко-правовых
явлений, их историография. Понятие и структура учебной дисциплины
«Истории отечественного государства и права»
Предмет «Истории отечественного государства и права» и её место в системе наук. История отечественного государства и права (ИОГП) – наука историческая и юридическая. Она есть часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития культуры и искусства. В то же время она является юридической наукой, ибо объектом изучения является государства и право.
Предметом науки истории отечественного государства и права является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.
Место ИОГП среди других наук. История отечественного государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития. Но отличает их то, что теория государства и права, вскрывая закономерности различных типов государства и права и соответствующих им правовых систем, абстрагируется от конкретных государств, а история отечественного государства и права изучает не только закономерности, но и особенности конкретных государств народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.
В отличие от отраслевых юридических наук ИОГП изучает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
Размежевание между науками историей отечественного государства и права и историей государства и права зарубежных стран (ИГПЗС) идет по следующему основанию. Если ИОГП изучает возникновение и развитие государства народов России с древнейших времен и до наших дней, то ИГПЗС исследует становление и эволюцию государства и права за пределами российских границ.
Роль и место ИОГП в системе юридического образования. Истории отечественного государства и права принадлежит одно из ведущих мест в системе юридического образования.
Глубоко понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства и права. Изучение истории отечественного государства и права России дает возможность всесторонне оценить современное наше государство и право, прогнозировать их развитие.
Периодизация и методология изучения историко-правовых явлений.Важнейшими аспектами исследования общества, государства и права, как системы является вопрос о периодизации и направленности исторического процесса.
Здесь выделяют два основных подхода: формационный и цивилизационный.
Представители формационного подхода считают, что всемирная история представляет собой единый процесс поступательного восхождения развития государства и права, в соответствии, с чем выделяются определенные этапы в истории отечественного государства и права.
Этот подход разработан К.Марксом в рамках материалистической концепции истории. Основными понятиями этого подхода являются: общественно-экономическая формация; способ производства; базис и надстройка; социальная революция.
В данном случае в основе периодизации Истории отечественного государства и права лежит тип государства и права, соответствующий определенной общественно-экономической формации, способу производства, типу производственных отношений и собственности.
В соответствии с этим выделяются следующие типы государства и права: рабовладельческий, феодальный, капиталистический; социалистический.
Первобытнообщинная общественно-экономическая формация, как известно, не знала государства и права.
Каждый исторический тип государства и права имеет свои законы возникновения, развития и исчезновения. Смена общественно-экономической формации ведет к смене типа государства и права. Смена типов государства и права происходит в результате социальной революции, перехода власти к новому классу, т. е. меняется классовая сущность государства и права и возникает новый тип государства и права.
Внутри типа государства и права выделяются более дробные периоды их развития. Если в вопросе о выделении исторических типов государства и права нет серьезных проблем, то критерии периодизации внутри типа государства и права еще недостаточно разработаны в историко-юридической науке. Выработка критериев для выделения периодов внутри отдельных типов государства и права представляет значительные трудности в связи с многообразием и особенностями развития государственно-правовых явлений внутри того или иного типа государства и права. Основания периодизации внутри типа государства и права еще недостаточно выявлены в историко-юридической науке.
При выделении периодов развития государства и права внутри типа государства и права нужно учитывать различные факторы: изменение формы государства, изменения в праве, развитие экономики, классовую борьбу, внешнеполитическую обстановку и т.д.
Первым историческим типом государства и права на территории нашей страны был рабовладельческий. Это рабовладельческие государства Северного Причерноморья, Приазовья, Средней Волги и Прикаспия. Их история подробно освещена в работах известных греческих историков – Геродота и Фукитида, наших отечественных исследователей Гайдуковича В.Ф., Каллистова Д.П., Блаватского В.Д. и других авторов[1].
Второй исторический тип государства и права был феодальный. Дореволюционные историки права не дали научной периодизации истории российского государства и права. Одни из них строили периодизацию по царствованиям (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский); другие - по месту положения столицы: Киевский, Московский, Петербургский периоды; третьи по титулу главы государства: княжеский, царский и императорский периоды[2].
Опираясь на труды историков и историков-юристов, в первую очередь Сергея Васильевича Юшкова, можно дать следующую периодизацию внутрифеодального типа государства и права России.
Восточные славяне миновали рабовладельческую общественно-экономическую формацию, а, следовательно, и рабовладельческий тип государства и права. В результате разложения первобытнообщинного строя в IX веке у них возникло феодальное государство и право.
Древнерусское государство и право существовало с IХ века до середины XII в. В этот период происходит становление феодализма, формирование двух основных классов феодального общества: феодалов и феодально-зависимого крестьянства. Закрепляются привилегии феодалов и зависимое положение эксплуатируемых слоев населения.
Государство принимает форму раннефеодальной монархии, основанной на сюзеренитете-вассалитете. Десятичная система управления вытесняется дворцово-вотчинной. Создается феодальное право, крупнейшей кодификацией которого была “Русская Правда”. Наиболее значимы три ее основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. Первым комментатором этого документа был выдающийся исследователь русской древности И.Н. Болтин.
Господствующей в исторической и историко-юридической науках является концепция о том, что, начиная с IX века Древнерусское государство и право по своей классовой сущности было феодальным.
Дальнейшее развитие феодализма, натуральный характер феодальной экономики и другие факторы привели во второй половине XII в. к распаду Древнерусского государства вначале на 12-14 крупных государств, а затем на 250 мелких государств. Государство и право вступило в новый период своего развития - период феодальной раздробленности. В это время, наряду с монархической формой государства, которая преобладала, возникли боярские феодальные республики в Новгороде и Пскове. В лекциях показаны на примерах Галицко-Волынского, Ростово-Суздальского княжеств, Новгорода и Пскова общие и особенные черты государства и права этого периода. Продолжала действовать “Русская Правда”. Вместе с тем, в Новгороде и Пскове были созданы крупные сборники законов: Новгородская и Псковская судные грамоты.
Следующий этап - образование Русского централизованного государства, возникновение и развитие общерусского права (вторая половина XV - первая половина XVI вв.). Создание Русского централизованного государства вызывалось всем ходом экономического и социального развития страны. Важное значение имел внешнеполитический фактор - борьба с монголо-татарским игом. Москва становится центром объединения разрозненной Руси в единое Русское государство. Создается первый общерусский сборник законов - Судебник 1497 года, сыгравший большую роль в процессе централизации страны. Начинает формироваться крепостное право.
С образованием Московского государства появилась потребность определить его место среди других стран. Предпринимается попытка обосновать происхождение царского самодержавия, доказать его незыблемость и вечность. В 1560-1563 гг. появилась «Степенная книга», в которой история страны изображена как серия сменяющих друг друга княжений и царствований.
С середины XVI в. государство и право России вступает в период сословно-представительной монархии, длившийся до середины XVII в. Выделение этого важного периода развития государства и права России - заслуга историков-юристов, прежде всего Сергей Васильевич Юшкова[3]. Оно подчеркивает общность развития государства и права России и других государств, в том числе и в Западной Европе, свидетельствует о том, что феодальное государство в России развивалось в соответствии с общими закономерностями. Это важно отметить еще и потому, что часть историков не признает наличия в России сословно-представительной монархии. Выделение этого периода как самостоятельного в развитии государства и права России отражает объективный процесс развития государства и права России.
Сословно-представительная монархия в России обладала всеми признаками, свойственными этой форме правления, хотя и имела свои особенности. Выразителями интересов эксплуататорских сословий в России в этот период были Земские соборы. Их роль аналогична роли парламента в Англии, Генеральных штатов во Франции, ландтагов в Германии, кортесов в Испании. Данный период в развитии права характеризуется достижениями в области систематизации законодательства - созданием Судебника 1550 года и Соборного уложения 1649 года. Завершается процесс формирования крепостного права.
Период со второй половины XVII в. по XVIII в. - это время образования и развития в России абсолютной монархии. Оформление ее происходит в первой четверти XVIII в. в результате реформ Петра I. Перестают созываться Земские соборы. Ликвидируется Боярская дума. Усиливается процесс подчинения церкви государству. В системе государственного аппарата отсутствует орган, который в какой-либо мере ограничивал власть монарха. Развитие права знаменуется кодификацией уголовного и процессуального права.
Петр I потребовал идеологического обоснования сильной государственной и монаршей власти. Реализуя это положение, Василий Никитович Татищев (1686-1750) в своем труде «История Российская с самых древнейших времен» (в 4-х книгах) рассматривал историческое развитие России под углом борьбы монархии с аристократией, убеждает читателей в благости «монаршего правления», необходимости воспитания подданных в духе покорности царю.
Известный представитель русской исторической школы Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) в своем 12-ти томном труде «История государства Российского» выдвинул следующую концепцию: «Россия ‑ огромная страна, мира половина и поэтому государственным строем её должна быть монархия». Успехи самодержавия, по Карамзину, определяли благосостояние Руси, периоды упадка самодержавного режима были чреваты для страны бедами. История, по его мнению, должна учить и царей на положительных и отрицательных примерах русских монархов.
Этап в развитии русской исторической науки в XIX веке связан с именем Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Самый значительный по содержанию и обилию использованных источников является труд «История России с древнейших времен» в 29-ти томах, где рассматривается развитие российской государственности от Рюрика и до Екатерины II. Автор считает государственность основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа, который немыслим без государства.
Последователем идей С.М. Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Теоретическое построение В.О. Ключевского опиралось на триаду «человеческая личность, людское общество и природа страны». Основное место в «Курсе русской истории» занимают вопросы социально-экономической истории России. Основой деления на классы он считал различные виды хозяйственной деятельности, разделение труда (земледельцы, скотоводы, купцы, ремесленники, воины и др.). В понятие «народ» В.О. Ключевский не вкладывал социального содержания, он не выделял трудящихся и эксплуататоров, он выделял здесь этническое и этическое содержание.
Следующим этапом в развитии государства и права в России является период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.). Это также особый период и в развитии абсолютной монархии России. В его выделении сыграли свою роль экономический фактор - развитие капиталистических отношений и процесс разложения феодализма, а также политический фактор - развитие формы феодального государства - абсолютизма. Абсолютизм вступил в новую фазу своего развития. Феодальное государство стремилось к усилению карательного аппарата (создаются: Третье отделение императорской канцелярии, корпус жандармов и т. д.), чтобы таким образом сохранить политическое господство класса феодалов. Эту же цель, в конечном счете, преследовала и систематизация русского права, по своим масштабам не знающая прецедента в мировой кодификационной практике.
С крестьянской реформы 1861 года начался этап утверждения и развития капитализма. Развились и утвердились капиталистические отношения. Абсолютизм сделал шаг в направлении к буржуазной монархии, о чем свидетельствуют буржуазные по своему содержанию реформы: крестьянская, судебная, земская, городская, военная и другие. Но как только господствующий класс феодалов почувствовал, что его позиции снова укрепляются, он начал наступление на эти реформы. Началась полоса контрреформ.
Начало первой буржуазно-демократической революции ознаменовало и начало последнего периода в развитии феодального государства и права России (1905 г. - февраль 1917 г.). Абсолютная монархия сделала в это время еще один шаг в направлении к буржуазной монархии. Самодержавие в результате революции 1905-1907 гг. вынуждено было принять Манифест (17 октября 1905 г.), провозгласивший буржуазные свободы и создание законодательной Государственной думы. Реорганизуется Государственный совет для сдерживания Государственной думы. Была осуществлена попытка проведения аграрной реформы П. Столыпиным. Существенное влияние на развитие государства и права в 1914-1917 гг. оказало участие России в первой мировой войне. Важно отметить создание в это время (1905-1907 гг.) Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов - первичных форм революционной власти.
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года положила конец феодальному типу государства и права России. В результате в России в конце февраля - начале марта 1917 г. сложилось довольно редко встречающееся в истории двоевластие: власть буржуазии в лице Временного правительства и власть рабочих и крестьян в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В июле 1917 г. кончилось двоевластие и установилась диктатура буржуазии. Шел процесс оформления нового типа государства и права - буржуазного.
В результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года буржуазный тип государства и права в нашей стране был уничтожен. Возник новый, принципиально отличающийся от всех предшествующих эксплуататорских типов государства и права, социалистический тип государства и права.
В этот период наибольшее распространение получила марксистская интерпретация фактов русской истории. Марксистская концепция русской истории была создана Михаилом Николаевичем Покровским (1868-1932). Она нашла свое отражение в работе «Русская история в самом сжатом очерке», а затем изложена всего фундаментальном труде «Русская история с древнейших времен» в 5-ти томах. В этой концепции исходной точкой является социально-экономический детерминизм в изучении истории, что определило трактовку исторического процесса как смену общественно-экономических формаций, основное содержание которого – борьба классов.
В истории советского государства и права можно выделить следующие периоды: 1) создание советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.); 2) советское государство и право в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918 - 1920 гг.); 3) советское государство и право в годы НЭПа (1921 г. - конец 20-х годов); 4) советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (конец 20-х годов - июнь 1941 г.); 5) советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. - май 1945 г.); 6) советское государство и право в послевоенные годы (1945 – 1985 гг.), изменения в советской государственно-правовой системе в годы перестройки (1985 – 1991 гг.).
Крупным специалистом по истории государства и права СССР, как уже отмечалось выше, Сергей Васильевич Юшков. В 1940 г. он выпустил первый университетский учебник «История государства и права СССР». В нем дана очень подробная характеристика правовых источников, проведен глубокий анализ правовых норм по отраслям и впервые представлено логическое развитие государственных институтов. Свои исследования С.В. Юшков построил на принципах марксизма-ленинизма. Он проработал весь понятийный и вспомогательный аппарат. Государство стало пониматься как институт принуждения в руках господствующего класса и инструмент эксплуатации. Право понималось как возведенная в абсолют закона воля господствующего класса.
Пик в развитии «Истории государства и права СССР» был ознаменован изданием девяти томов Российского законодательства X – XX вв. Подготовка издания началась в 1984 г., а завершилась в 1994 г. Общую редакцию осуществлял профессор, доктор юридических наук Олег Иванович Чистяков.
Становлению государства и права суверенной Российской Федерации посвящен третий раздел курса лекций.
Изучение ИОГП осуществляется в хронологической последовательности.
Наряду с формационным подходом в истории существует цивилизационный подход. Его представители исходят из того, что человеческая история – это история нескольких самостоятельных образований, цивилизаций.
В современной науке термин «цивилизация» используется в различных смыслах: как этап исторического развития человечества, следующий за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); как ступень развития того или иного региона либо этноса (восточная, западная цивилизация); как синоним культуры (А. Тойнби, П. Сорокин и др.); как конечный этап в развитии локальной культуры, означающий её «закат» или «упадок» (О. Шпенглер, Л. Гумилев).
При всех различиях подходов главная мысль в содержании понятия «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса и своеобразию путей, пройденных отдельными народами.
Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби и П. Сорокиным.
Так, например, Н. Данилевский считал, что цивилизации – это различные культурно-исторические типы, каждый из которых представляет собой отдельную самобытность, базирующуюся на религиозной, культурной, политической и социально-экономической основе.
Условием зарождения и развития цивилизации выступает политическая независимость данного народа. Цивилизации являются замкнутыми, локальными образованиями. Н. Данилевский выделил десять таких цивилизаций: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. Каждая цивилизация, по его мнению, возникает, развивает свои собственные формы и ценности, а затем погибает.
Английский историк А. Тойнби считает, что каждая цивилизация – это особый социокультурный феномен, который имеет определенные временные и пространственные рамки. Основу цивилизации составляет совокупность религиозных ценностей. Тойнби считает, что в настоящее время существует пять крупных цивилизаций: западная; восточно-православная; исламская; индуистская; дальневосточная.
Каждая цивилизация существует до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на «вызовы» истории.
Формационный и цивилизационный подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют друг друга.
Методология науки ИОГП включает в себя: общеметодологические (философский) подходы к познанию историко-правовых явлений, принципы и методы.
Философский подход в науке ИОГП – является основополагающим, определяющий наиболее общие подходы и принципы научного познания исторических процессов, связанных с государством и правом. В нем выделяют диалектический и метафизический методы.
Диалектический метод познания требует рассматривать любое явление в его развитии, взаимодействии и противоречиях. То есть любое государственно-правовое явление в ИОГП рассматривает с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, какое место заняло среди подобных явлений, чем стало теперь.
Метафизический метод рассматривает историко-правовые явления неизменными, независимыми друг от друга, вне внутренних противоречий. Это связано с углублением и дифференциацией научного знания, расчленением его на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. У истоков стояли Аристотель, Декарт, Лейбниц, Спиноза.
Вместе с тем, сегодня мировая наука включает в себя достаточно широкий диапазон философских установок, позволяющих с различных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права (религия, марксизм, натурализм и др.).
С этой точки, зрения в современных условиях важное значение приобретает религиозный (богословский) подход к рассмотрению истории государства и права. Для нашей страны наиболее существенным является рассмотрение позиции Русской Православной Церкви (РПЦ) по этому вопросу.
Основы социальной концепции РПЦ приняты Архиерейским Собором в августе 2000 г., в которой имеется раздел «Церковь и государство». Идеальным государством православные богословы считают такое, в котором установлено богоправление, то есть теократическое государство.
В Концепции отмечается, что «в древнем Израиле до периода Царств существовала единственная в истории подлинная теократия, т.е богоправление». По мере удаления общества от послушания Богу люди начали задумываться о необходимости иметь земного властителя. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе…: только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними».
Таким образом, православные теологи считают, что возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, а как представленная Богом людям возможность устраивать свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем, чтобы избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти. То есть, «Всякая власть от Бога».
Священное писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства.
Церковь предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, молиться за нее. Сама власть также не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей.
Идеальной формой взаимоотношений РПЦ и государства считаются те, которые сложились только в государстве, признающем православную церковь величайшей святыней, т.е. православном государстве (Византия).
Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, то Церковь должна отказать государству в повиновении.
Существуют и другие клерикальные подходы к исследованию исторических закономерностей развития государства и права.
Основными принципами науки ИОГП являются: историзм, научность (объективность), плюрализм мнений; комплексный подход; системность.
Среди методов историко-правовой науки выделяют: общие (анализ, синтез, индукция, дедукция, системность, функциональность); специальные (конкретно-исторический, историко-типологический, историко-генетический и др.); частные (сравнительно-правовой, ретроспективы, перспективы, хронологии, исторического моделирования, толкования и др.)
Специальные методы истории отечественного государства и права. Говоря о методе ИОГП, мы отвечаем на вопрос, как изучаются исторические государственно-правовые явления.
История отечественного государства и права использует конкретно-исторический метод, требующий подходить к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям.
Историко ‑ типологический метод получил развитие в связи с увеличением количества источников и необходимостью их типологизации. Он показал своё признание изучении археологических культур, архивов, которые содержат в себе большое количество однотипных предметов.
Историко-генетический метод направлен на выявление и исследование похожих исторических явлений и процессов у различных народов в рамках формационного или цивилизационного подходов к изучению историко-правовых явлений.
Что касается частных методов, то здесь в последние годы вновь широко стал применяться в науке истории отечественного государства и права сравнительный метод, который заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений нашей страны и других стран. Так, например, сопоставляются абсолютная монархия в России с абсолютными монархиями Англии, Франции, Германии и т. д. Выявляются как их общие черты, так и различия, обусловленные особенностями развития. Могут сравниваться отдельные институты права одной страны в их развитии. Например, понятие “преступление”, “наказание”, “цели и виды наказаний” в Русской Правде, Судебниках 1497 года и 1550 года, в Соборном уложении 1649 года, Воинских артикулах 1715 года.
В результате такого сравнения можно проследить изменения этих понятий и их причины. Можно сравнивать последующий период в развитии государства и права с предшествующим. Возможны и другие варианты применения этого метода при исследовании государственно-правовых явлений в отечественной истории.
Историческое исследование невозможно без применения источников. В настоящее время значительная часть исследователей придерживается классификации источников, предложенной Л.Н. Пушкаревым, А.П. Пронштейном, И.Н. Данилевским. Они разделили их следующим образом: письменные; вещественные; устные и фольклёрные; этнографические; лингвистические; фотокинодокументы; фонодокументы.
Первыми письменным источником по истории нашего отечества являются летописи. Наиболее известные из них: «Велесова книга», написанная новгородскими волхвами в IX в. и описывающая события с конца II в. до н.э. по IX в.; «Повесть временных лет», автором которой является монах Нестор.
Понятие и структура учебной дисциплины ИОГП. Как учебная дисциплина история отечественного государства и права рассматривает основные государственные и правовые изменения и тенденции в нашей стране. Она делится на вводную часть и три раздела. Первый раздел посвящен периоду с возникновения первых государственных образований и права на территории Древней Руси и до октября 1917 года, второй – советскому периоду и третий ‑ периоду становлению государства и права Российской Федерации.
Для изучения дисциплины ИОГП следует использовать современные учебники. Патриархом современной историко-правовой науки является лауреат Государственной премии Российской Федерации, академик РАЕН Олег Иванович Чистяков. Многие его труды носят фундаментальный характер. Группой авторов под редакцией О.И.Чистякова, подготовлен и издан учебник «История отечественного государства и права» в 2-х частях. Ими рассмотрено историко-правовое развитие государств «постсоветского пространства», сформулирован, таким образом, предмет отечественного государства и права, а не только России.
Учебник под редакцией О.И. Чистякова является основным для изучения данного курса.
В ряде работ научного и учебного характера по ИОГП отражена научная деятельность профессора Ю.П. Титова. Одним из первых работ историка было исследование по отечественному процессуальному праву России конца XVII – начала XVIII вв[4]. Известной его работой является труд «Проблемы истории абсолютизма», вышедший в1983 г. В советское время историк входил в состав авторского коллектива университетского учебника по «Истории государства и права СССР» для юридических факультетов. Совместно с А.Ф. Гончаровым он составил сборник памятников законодательства хрестоматийного характера, предназначенный для семинарских занятий[5]. В этом издании отражены все периоды развития отечественного права, представлены выдержки из важнейших законов.
Учебники и хрестоматии Ю.П.Титова выдержали несколько изданий. В настоящее время «История государства и права России», изданная под его редакцией рекомендовано министерством образования для использования в учебном процессе в качестве учебника.
Широкое признание в настоящее время получили работы профессора И.А. Исаева. Его пособия построены как лекционные курсы, прочитанные в Московской государственной юридической академии[6]. Во всех своих изданиях И.А Исаев строго придерживается хронологии и конкретно-исторического правового анализа. Его курс связан отличается четкой логической связью.
Одним из современных учебников «Истории государства и права России» является изданная в 2000 г. книга под авторством С.Г. Кара-Мурзы, В.М. Курицына, С.А. Чибиряева (отв. редактор)[7]. Они рассматривают в каждом из периодов общественный, государственный строй и историю права. В учебнике очень ярко выражена гражданская позиция авторов, их патриотизм.
Важным источником познания истории таможенного дела и таможенного права является монография, изданная Ю.Г. Кисловским «История таможенного дела и таможенной политики России»[8].
Имеются и другие издания учебников и учебных пособий.
Таким образом, история отечественного государства и права является историко-правовой наукой, играющей важную роль в общепрофессиональной подготовке будущих юристов. Она имеет под собой достаточно прочную методологическую базу, позволяющую глубоко освоить государственно-правовые явления в истории нашего Отечества.
Лекция 1. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 292;