Глава 19.Элементы программирования на языке Ассемблер
После изучения главы студент должен знать:
· -назначение и области использования языка Ассемблера;
· -основные компоненты языка;
· -основные команды, директивы, модификаторы;
· -адресацию регистров МПП и ячеек памяти в ассемблере;
· -программирование процедур вывода информации на дисплей и ввода информации с клавиатуры;
· -структуру ассемблерной программы;
· -процедуры формирования программы формата EXE;
· -назначение, команды и варианты использования отладчика программ Debug.
Пользователь компьютера, равно как и прикладной программист, программы составляет, как правило, на машинно-независимом алгоритмическом языке высокого уровня (Basic, Pascal, FORTRAN, C, PROLOG и др.), однако иметь представление об основах программирования и на машинно-ориентированных языках грамотному пользователю весьма полезно для:
l лучшего понимания архитектуры ПК и более грамотного использования компьютеров; для разработки более рациональных структур алгоритмов и программ решения прикладных задач;
l возможности просмотра и корректировки исполняемых программ с расширениями EXE и COM, компилированных с любых языков высокого уровня, в случае утраты исходных программ (вызвав указанные программы в отладчик программ DEBUG и деассемблировав их, можно получить их отображение на языке Ассемблера);
l составления программ решения наиболее ответственных задач (машинная программа, подготовленная на машинно-ориентированном языке, обычно эффективнее (короче и быстрее на 30–60%) программ, полученных в результате трансляции с языков высокого уровня) и для реализации процедур, включаемых в основную программу в виде отдельных фрагментов в том случае, если они не могут быть реализованы ни на используемом языке высокого уровня.
Основные компоненты языка ассемблер
Алфавит языка
Алфавит языка составляют символы ASCII:
l буквы от А до Z (или от а до z, строчные и прописные буквы в ассемблере не различаются);
l цифры от 0 до 9;
l специальные символы: @, $, ?, ., _,–, +, *, ', “, ; ,: и др.
Из букв, цифр и символов: @, $, ?, .,_ формируются:
l простые сообщения: имена (идентификаторы) процедур (подпрограмм), переменных, директив, команд (метки), значения констант и переменных;
l составные сообщения: команды (операторы);
l директивы (псевдооператоры);
l модификаторы (операции).
Имена меток, переменных, идентификаторов могут быть длиной до 31 символа и начинаться должны обязательно не с цифры.
Константы (числа и строки)
Только целые числа
Различают:
l двоичные числа; заканчиваются буквой В;
l десятичные числа; без специального окончания или заканчиваются буквой D;
l шестнадцатеричные числа; заканчиваются буквой Н.
Для обозначения цифр 10, 11, 12, 13, 14, 15 в шестнадцатеричной системе счисления используются, соответственно, буквы A, B, C, D, E, F; но начинаться шестнадцатеричные числа должны обязательно с цифры, например: выражение F19Н — не число, а идентификатор, правильно число надо записать так: 0F19Н.
Запись отрицательных чисел:
l десятичные числа записываются обычным образом, просто со знаком: –32, –32D;
l двоичные числа записываются только в дополнительном модифицированном коде: –32D ® 11.100000B, –19D ® 11.01101B;
l шестнадцатеричные числа записываются только в дополнительном коде:
l –32D выглядит как 1.E0H, –119D — как 1.89H.
Строки (литералы)
Строки символов: включают в себя любые буквы, цифры и символы, но заключаются в кавычки: "ПК IBM PC с микропроцессором Pentium D ".
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 309;