Логика как наука об умозаключениях
Согласно традиционному пониманию, восходящему к Аристотелю, логика является наукой об умозаключениях. Именно такая наука была необходима для развития математики, философии, права, а также других областей теоретической и практической деятельности, которые сложились в Древней Греции к 4 в. до н. э. В дальнейшем стали говорить, что логика основывается на трёх китах – математике, философии и праве.
Центральное положение в логике занимает умозаключение, представляющее собой форму мышления, в которой из одних суждений, называемых посылками, выводится другое суждение – заключение. Умозаключение относится не к физическим, а к мыслительным (или интеллектуальным) действиям, которые совершаются в нашей голове. Оно представляет собой действие с суждениями, которые также являются мыслительными конструкциями. Кратко умозаключение можно определить как переход от посылок к заключению, т. е. выведение заключения из принимаемых посылок.
Из определения умозаключения следует, что оно состоит из двух основных элементов – посылок и заключения. Посылки представляют собой положения, которые принимаются в силу их истинности, очевидности, правдоподобия и других причин. Они образуют исходный пункт умозаключения, хотя и независимы от него, т. е. могут существовать вне связи с заключением, которое выводится из них. С другой стороны, одни и те же посылки могут служить исходным пунктом различных умозаключений. Что касается заключения, то под ним имеется в виду положение, которое выводится из посылок в процессе самого умозаключения. Цель умозаключения заключается именно в том, чтобы вывести заключение из принимаемых посылок.
Помимо посылок и заключения, в состав умозаключения входит связка, роль которой в обычном языке играют выражения «следовательно», «значит», «таким образом» и др. Её функция заключается в том, чтобы отделять посылки от заключения. Связка указывает на то, что мы имеем дело не с описанием какой-то реальности, а с выведением на основе имеющейся информации нового знания о ней. Пример такого выведения мы можем найти в следующем умозаключении:
Все науки полезны. Экономика – наука. Следовательно, экономика полезна.
На первый взгляд может показаться, что это умозаключение излишне. Действительно, разве и так не очевидно, что экономика полезна? Однако тот, кто считает что-то очевидным, может ошибаться. Чтобы исключить всякие сомнения относительно принимаемого положения, надо вывести его из более очевидных положений. Любой человек, далёкий от философии иррационализма, согласится с тем, что все науки полезны. Тем более никто не будет возражать против того факта, что экономика является не только хозяйственной деятельностью людей, но и наукой. Но если все науки полезны, а экономика является одной из них, то и она полезна.
Как и любое целенаправленное действие, совершаемое человеком, умозаключение может быть правильным или неправильным. Под правильным имеется в виду умозаключение, в котором истинность посылок влечёт за собой истинность заключения. Правильность умозаключения не означает, что входящие в него посылки и заключение истинны. Она означает только то, что если мы принимаем истинность посылок, то с необходимостью должны принять и истинность заключения. Так, в вышеприведённом примере мы не утверждаем безусловно, что экономика полезна, а выводим утверждение о её полезности из принятых нами посылок. Что касается неправильного умозаключения, то под ним имеется в виду умозаключение, в котором истинность посылок не влечёт за собой истинности заключения, т. е. посылки в нём могут быть истинными, а заключение ложным. Например, в умозаключении
Для всех скандинавских стран характерен высокий уровень социальной защиты населения. Германия не является скандинавской страной. Следовательно, для неё не характерен высокий уровень социальной защиты населения
истинность посылок не влечёт за собой истинности заключения, которое просто ложно. Действительно, первая посылка этого умозаключения говорит о том, что в число стран с высоким уровнем социальной защиты населения входят скандинавские страны, но какие ещё страны входят в их число, она не говорит. Поэтому у нас нет оснований утверждать, что Германия, хотя она и не является скандинавской страной (вторая посылка), не входит в число стран с высоким уровнем социальной защиты населения.
Интерес к умозаключениям, проявленный впервые Аристотелем и приведший к возникновению логики как науки, имеет теоретико-познавательные корни. Существует два способа получения нового знания – эмпирический и теоретический. Первый из этих способов, предполагающий непосредственное взаимодействие человека с изучаемыми объектами, включает в себя наблюдение, измерение, эксперимент и другие эмпирические процедуры, которые широко используются во многих областях знания, включая экономику. Второй способ получения нового знания, называемый обычно теоретическим, не предполагает непосредственного взаимодействия человека с изучаемыми объектами. Он сводится к преобразованию имеющегося уже знания, которое осуществляется с помощью умозаключений.
Умозаключение достигает своей цели (т. е. даёт нам новое знание) только тогда, когда оно правильно. Логика как наука и стремится сформулировать принципы правильного умозаключения, которым мы должны следовать в нашей познавательной деятельности. Для того чтобы сформулировать такие принципы, необходимо отвлечься от содержания конкретных умозаключений и сосредоточиться на их форме, т. е. способе связи входящих в них посылок и заключения[3]. Так, умозаключение
Все науки полезны. Экономика – наука. Следовательно, экономика полезна
отличается по содержанию от умозаключения
Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен,
но тождественно ему по форме. Как мы увидим в главе 8, эта форма гарантирует нам истинность заключения при условии истинности посылок, т. е. является частным случаем одного из принципов правильного умозаключения. С другой стороны, если форма умозаключения не гарантирует нам истинность заключения при условии истинности посылок, то никакому из этих принципов она не соответствует, а само умозаключение оказывается неправильным. В дальнейшем мы сможем убедиться, что умозаключение
Для всех скандинавских стран характерен высокий уровень социальной защиты населения. Германия не является скандинавской страной. Следовательно, для неё не характерен высокий уровень социальной защиты населения
не только противно нашей интуиции, но и нарушает требования логики.
Аристотель, заложивший основы логики как науки, определял её как учение об умозаключениях. Однако изучение умозаключений образует ядро логической проблематики, но не исчерпывает её. Структурно умозаключение состоит из суждений, а они в свою очередь – из понятий. Поэтому объектами научного интереса в логике всегда были не только умозаключения, но и другие, более простые в структурном отношении формы мышления – суждения и понятия. При изложении логики обычно следуют принципу «от простого – к сложному», т. е. рассматривают формы мышления в такой последовательности: понятие – суждение – умозаключение. Традиция такого изложения логики, которой мы также будем следовать, восходит по существу к Аристотелю.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 319;