Семья как первичная малая социальная группа. Типология форм семьи и брака, структура семьи.

1. Для современных социологических подходов к семье ключевыми являются: 1) связь между типами семейной структуры и индустриализацией; 2) положение женщины в семье и в обществе в целом. Социология семьи изучает следующие проблемы: структура семьи и влияние социальных условий на рождаемость, смертность и миграцию, практика брака, рождение внебрачных детей.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей и живущих в одном доме.

Родство - социальные отношения на основе кровных (реальных и предполагаемых) связей и брака. Антропологи часто проводят различие между связями, основанными на происхождении, и связями, основанными на сродстве, то есть образованными в результате брака.

Родство носит универсальный характер и в большинстве обществ играет значительную роль в социализации индивидов и поддержании групповой солидарности. В простых обществах родственные отношения могут быть настолько широкими и значительными, что образуют в результате социальную систему. Вследствие этого понятие родства имеет крайне важное значение для антропологов. В более сложных обществах родство обычно составляет весьма небольшую часть всей совокупности социальных отношений, образующих социальную систему.

Э. Ботт (1957) показала, что отношения между мужем и женой зависят от степени "связанности" родственных сетей, в которые включен каждый из них. Во многих исследованиях предпринимаются попытки составления схемы сетей отношений в какой-либо общине, часто математически, с целью раскрытия социальной структуры и образцов коммуникации.

Свойство (с ударением на последний слог) характеризует отношения посредством брака, а не посредством реальных или мифических уз происхождения. Например, теща или свекровь представляет отношение свойства в отличие от отношения мать-ребенок, являющегося отношением по происхождению.

Семьи чаще всего сравниваются по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, типу власти, выбору партнера и местожительства, родословной и способу наследования имущества. Структура семей в различных из существующих обществ весьма разнообразна. Основные формы семьи представлены на схеме 1.

 

Схема.1. Основные формы семьи и брака

 

ФОРМА СЕМЬИ: НУКЛЕАРНАЯ РАСШИРЕННАЯ
ФОРМА БРАКА: Моногамия Моногамия, полигиния, полиандрия
ТИП ВЛАСТИ: Эгалитаризм (элементы матриархата и патриархата) Патриархат / Матриархат
ВЫБОР ПАРТНЕРА: Экзогамия / Эндогамия Экзогамия /Эндогамия
ВЫБОР МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО: Неолокальный Патрилокальный / Матрилокальный
РОДОСЛОВНАЯ И НАСЛЕДОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА: Билинейные /Патрилинейные Матрилинейные /Патрилинейные
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ БРАКА: Просексуальная Антисексуальная
СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ: Гетерогенные, Гомогенные, Гетерогамные, Гомогамные Гомогенные, Гомогамные

 

Вместе с тем такая типология не является достаточно полной. Типологизацию семей целесообразно осуществлять, исходя из их структуры и функций, обозначенных в их определении. Соответственно, критерии типологизации должны отыскиваться в 3 сферах:

I. Брачные отношенияобычно сравниваются по таким параметрам, как численный состав брачных партнеров ("форма брака", "характер супружества"), рекрутирование партнеров (правила выбора брачного партнера и создания брака), функциональная ориентация брака (основная цель заключения брака), сравнительный социальный состав партнеров (их социальное положение).

II. Кровнородственная структураохватывает такие параметры, как размер семейной сети ("форма семьи", число поколенных уровней и сетевых ветвей, включаемых в семью) и вектор передачи статуса ("определение родительства и родства", правила определения родословной и наследования имущества).

III. Тип взаимоотношенийчленов семьи характеризуется следующими параметрами: субъектом власти ("ее характером") и пространственно-территориальная локализация семьи (выбор местожительства молодоженов).

Соответственно, в сфере брачных отношений можно выделить, как минимум, 5 типологий по следующим параметрам:

1) численный состав брачных партнеров ("форма брака", "характер супружества");

2) рекрутация партнеров (правила выбора брачного партнера и создания брака);

3) функциональная ориентация брака (основная цель заключения брака);

4) сравнительный социальный состав партнеров (их социальное положение);

5) проблемы продолжительности и институциализации брака.

Брак (marriage) – культурный феномен, санкционирующий более или менее постоянный союз между партнерами и обеспечивающий легитимность их потомства. Постоянство брачного союза изменчиво. Браки обычного права стабильны и без юридического признания; они основаны на обычае и могут привести к юридическому союзу. В большинстве стран законодательство расширило основания для развода и сделало судебный процесс менее дорогостоящим. Феминисты утверждают, что брак может усиливать подчинение женщин мужчинам. Очевидно, что во многих браках мужчины прибегают к физическому насилию над женами, вовсе не опасаясь полиции.

Брачные отношения основаны на свойстве (с ударением на последний слог (по англ. affinity)) и свойственных (affinal) связях. Этот термин относится к отношениям посредством брака, а не посредством реальных или мифических уз происхождения. Например, теща или свекровь представляет отношение свойства в отличие от отношения мать-ребенок, являющегося отношением по происхождению.

Формы брака варьируются в зависимости от числа брачных партнеров. Как институт брак является либо моногамным (заключенным в одно время с одним лицом), либо полигамным (заключенным одновременно с двумя и более партнерами).

Моногамия (monogamy) – практика, посредством которой люди вступают в брак только с одним супругом одновременно. Эта форма брака большей частью практикуется в Европе, в Южной и Северной Америках и Австралии. Рост числа разводов имеет своим результатом "серийную моногамию", при которой большинство разведенных впоследствии снова вступают в брак. По Энгельсу, моногамия (как практически пожизненное прикрепление женщины к мужчине) пришло на замену парному браку (как более или менее постоянному союзу, основанному на взаимной привязанности) вследствие появления частной собственности, имеющей тенденцию к консолидации и потому – к переходу в руки старшего сына-наследника, а все дети, рожденные вне законного брака, лишаются права на наследство и родословную (фамилию). Поэтому незаконнорожденные дети в закрытых обществах дискриминировались.

Существуют общества, в которых обычаем является для мужчины иметь одновременно несколько жен (полигиния) или для женщины несколько мужей (полиандрия). Итак, полигамия включает в себя: 1) полигинию (один мужчина и две или более жены); 2) полиандрию (одна женщина и два или более мужа); 3) групповой брак (несколько мужей и жен, состоящих в одном общем браке).

Все человеческие общества обладают социальными правилами, устанавливающими определенные категории людей, которые считаются подходящими для брака партнерами. Правила брака внутри и вне определенных родственных групп имеют фундаментальное значение для всякого исследования родства. Правило эндогамии (endogamy) разрешает или предписывает брак внутри определенной группы, основанной на родоплеменной, классовой или религиозной принадлежности, например, лишь внутри своего племени, касты, сословия, расы, конфессии, класса, "круга". В закрытом и полузакрытом обществах правила эндогамии жестче, чем в открытом: от полного запрета на любое межкастовое общение до осуждения мезальянса (неравного брака) господствующей моралью в системах стратификации с жесткими классами или аристократическими традициями. Правило экзогамии (exogamy) вынуждает к браку вне непосредственной группы, например, вне своей расширенной семьи, рода, села.

Сравнительный социальный состав социальное положение партнеров характеризуется как степенью гетерогенности супругов, так и уровнем гетерогамности членов семьи. Первый критерий подразделяет браки на гомогенные (молодожены принадлежат к одному социальному слою, классу, касте, сословию) и гетерогенные (супруги относятся к разным социальным стратам). Второй критерий выделяет браки гомогамные (в которых члены имеют единую этническую принадлежность, общую профессию или место работы, образование и близки по возрасту) и гетерогамные (где супруги различаются по показателям социального статуса). В закрытом обществе мезальянсы запрещены или крайне затруднены, в открытом обществе растет доля социально неравных браков, что не всегда служит упрочению союза мужчины и женщины, хотя этнически смешанные браки в РТ стабильнее однородных.

Весьма разнообразны браки и по своей продолжительности и способам институциализации. Сюда относятся такие характеристики, как социально-возрастные рамки брака: правила инициации; подход к фертильности и климаксу; требования к возрастному соотношению партнеров; мера обязательности брака; способы заключения и расторжения брака; регулирование добрачных, брачных, внебрачных (пара-брачных) и пост-брачных отношений; проблема пробных браков; проблема бастардов и полусирот.

В кровнородственной структуре выделяются следующие типологии:

1) размер семейной сети ("форма семьи", число поколенных уровней и сетевых ветвей, включаемых в семью);

2) вектор передачи статуса ("определение родительства и родства", правила определения родословной и наследования имущества).

Родство (kinship) – социальные отношения на основе кровных (реальных и предполагаемых) связей и брака в целом. Антропологи часто проводят различие между связями, основанными на происхождении, и связями, основанными на свойстве (affinity), то есть образованными в результате брака.

Родство носит универсальный характер и в большинстве обществ играет значительную роль в социализации индивидов и поддержании групповой солидарности. В простых обществах родственные отношения могут быть настолько широкими и значительными, что образуют в результате социальную систему. Вследствие этого понятие родства имеет крайне важное значение для антропологов. В более сложных обществах родство обычно составляет весьма небольшую часть всей совокупности социальных отношений, образующих социальную систему.

1. Форма семьи определяется размером семейной сети и числом людей, живущих под одной крышей.

Сеть– система личных связей, в которую включен каждый индивид. Э.Ботт (1957), например, показала, что отношения между мужем и женой зависят от степени "связанности" (interconnectedness) родственных сетей, в которые включен каждый из них. Во многих исследованиях предпринимаются попытки составления схемы сетей отношений в какой-либо общине, часто математически, с целью раскрытия социальной структуры и образцов коммуникации.

Соответственно указанным критериям выделяются расширенные и нуклеарные, а также повторные и неполные семьи.

Расширенная семья – обычно социальная ячейка, состоящая из родителей и детей и более дальних родственников (возможно, бабушек-дедушек или дядей-тетей, живущих под одной крышей), ныне это более свободная совокупность связей, когда нуклеарная семья поддерживает контакты с более дальними родственниками и получает от них практическую помощь в деле воспитания детей, покупки дома и др. Типичной семейной формой в современных индустриальных обществах является, следовательно, не изолированная нуклеарная, а видоизмененная расширенная семья.

Нуклеарная семья (nuclear family) – социальные ячейки, состоящие из мужчины и женщины, живущих вместе со своими детьми. Многие социологи находят "функциональное соответствие" между такой семьей и индустриализацией, поскольку первая, освобожденная от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, дает большую эмоциональную поддержку посредством неограниченного выбора брачного партнера и делает возможным достижение необходимых профессиональных ролей. Утверждается, что семейная структура современного общества состоит из относительно изолированных нуклеарно-семейных домашних хозяйств, хотя могут существовать значительные социальные различия.

Недавние исследования показывают, что: 1) не все семейные структуры до индустриальной революции имели классическую форму расширенной семьи; 2) процесс индустриализации сопровождался большим использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи; 3) в настоящее время имеются значительные данные о том, что для семейных структур индустриальных обществ не характерны изолированные супружеские домашние хозяйства. Современные семьи с большей точностью могут описываться как модифицированные расширенные, в которых поддерживаются широкие контакты между родственниками, не обязательно живущими вместе, контакты, принимающие форму визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки неродственники также могут иметь важное значение, создавая модифицированную первичную группу вокруг каждой семьи.

Кроме двух основных форм семьи, выделяются и некоторые специфические. Так, повторной называется семья, основанная на повторном браке, в котором живут дети от предыдущего брака. Неполная семья – это детная семья с одним родителем. Кроме того, в последнее время в связи с ростом числа одиноких людей для целей социологического анализа все чаще используется вместо понятия "семья" термин домашнее хозяйство (household) – одиночка или группа со своими жильем, столом и т.д. Так, в Сан-Франциско 53% людей живут в "нестандартных" семьях: в одиночестве или не с родственниками (разведенные, холостые, пожилые и гомосексуалисты, причем последние составляют 1/6 часть всего населения). Для "нестандартных" семей в США строят кондоминиумы – жилищные комплексы, мало пригодные для обычных семей. Семья же (например, в Британии) предполагает единообразие структуры домашних хозяйств, образованных вокруг состоящих в законном браке и не женатых прежде мужчины и женщины с 2-3 детьми. Но и там домашние хозяйства в последние годы также стали гораздо более разнообразными. Сожительство без брака становится все более распространенным явлением. С 60-х гг. до 1989 г. доля домашних хозяйств, состоящих из тех, кто живет один, выросла с 11 до 26%, и не только из-за старения населения.

Характер взаимоотношений членов семьи описывается двумя типологиями:

1) по субъекту власти ("ее характером");

2) по пространственно-территориальной локализации семьи (выбору местожительства молодоженов).

1) Тип власти, или образцы распределения власти в семье, также разнообразны. Патриархат(patriarchy) – господство мужчин над женщинами, а также тип семейной организации, где более старый мужчина (патриарх) господствует над всем семейством, включающим в себя и более молодых мужчин. В то время как мужское господство часто объясняется с биологической точки зрения, как правило, посредством ссылки на неизбежные воспроизводительные функции женщин, большинство социологов утверждает, что патриархат относится к социальным, а не природным отношениям. Патриархат обычно объясняется, к примеру, принудительной гетеросексуальностью, мужским насилием, способом организации мужчин на работе и социализации с принятием половых ролей. Социологи-феминисты предлагают иные объяснения: патриархат основан на домашнем хозяйстве, в котором мужчины господствуют над женщинами экономически, сексуально и культурно. В более узком смысле, женщины обменивают свое неоплачиваемое домашнее услужение на их содержание, а брачный договор является трудовым договором, с помощью которого муж контролирует труд своей жены. Марксисты - феминисты утверждают, что господство мужчин над женщинами тесно связано с капитализмом, ибо патриархат и капитализм взаимно поддерживают один другого: домашний труд женщины поддерживает мужчину, издержки, которые в противном случае сказались бы на капитале. Вне дома ограничение женщин рамками определенных профессий, как утверждается, предоставляет работодателям возможность удерживать зарплату на низком уровне.

История знает не только патриархатные системы, но и матриархат (matriarchy) – в XIX веке общество, где правят женщины, ныне форма семьи, в которой главой семьи является мать, через которую и определяется происхождение, или семьи, в которой фактически господствует мать. Ф. Энгельс в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" (1884) утверждал, что досовременные общества до появления частной собственности были матриархальными. Эти общества с переходом от кочевых (или занятых охотой и собирательством) к сельскохозяйственным общинам в конце концов сменяются патриархальными системами. Альтернативный аргумент заключается в том, что патриархат является результатом завоевания. Получить археологические данные, подтверждающие или опровергающие эти теории, трудно. Тем не менее, это понятие имеет важное значение, поскольку используется в настоящее время для придания большего веса феминистскому взгляду на различия между родом и биологически детерминируемыми гендерным фактором мужское господство не было универсальным.

Имеются теории, объясняющие разницу социальных и семейных ролей мужчин и женщин наличием у полов важных различий, что толкает нас к объяснению терминов мужественности и женственности. Мужественность (masculinity): в современных западных обществах считается, что быть мужественным означает быть агрессивным, независимым и активным. Женственность (femininity): быть женственной означает быть заботливой, доброй и сексуально привлекательной. Ведется значительная полемика о том, действительно ли эти качества являются реальными характеристиками полов, как они детерминируются, биологически или социально, и каким образом они поддерживают мужскую власть.

Однако растет и число "эгалитарных" браков, включая асимметричные семьи (где супруги разделяют обязанности) и симметричные семьи (symmetrical family) – формы семьи, где: 1) муж и жена сосредоточиваются на доме, пока дети еще маленькие; 2) расширенная семья становится менее значимой, а нуклеарная семья приобретает большее значение; 3) в домашней работе между мужем и женой существует меньшее разделение труда. Мужчины несут все большую ответственность по отношению к домашнему хозяйству и заботе о детях, а замужние женщины больше работают вне дома.

Симметричная семья представляет собой 3-ю стадию в развитии семьи. На 1-й стадии семья была единицей производства, все члены семьи работали вместе дома и в поле. На 2-й, соответствующей индустриализации, семейная ячейка разрушалась, мужчины работали вне дома, женщины были прикованы к дому как домработницы, а дети получали обязательное образование. Симметричная семья представляет собой повторное объединение семьи, но уже вокруг потребления, а не производства. Асимметричные семьи упорядочивают разделение труда в семье и потому часто менее конфликтогенны.

2) Выбор местожительства молодоженов также подчиняется известным правилам. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство (как это было в России и большинстве доиндустриальных обществ), новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или вблизи от дома его родителей. Матрилокальное местожительство предполагает проживание молодоженов с родителями невесты или поблизости от них. В современных обществах преобладает неолокальное местожительство – проживание молодоженов отдельно от своих родителей, что ведет к нуклеаризации семей.

Таким образом, основными понятиями, характеризующими семью, являются:

- условия жизни семьи; структура семьи; вся совокупность отношений между ее членами: родства, духовно-нравственных, власти, авторитета и ролевых отношений; функции семьи; образ жизни семьи; семейная идеология; образ мыслей семьи, ценности, нормы и установки в сфере семейной жизни; успешность брачно-семейных отношений – удовлетворенность отношениями супругов, детей, характер и частота конфликтов, степень стабильности брака, ощущения счастья и степень влияния семьи на развитие личности; этапы жизненного цикла семьи.

 

2. Функции семьименялись вследствие изменения общества, его структуры и требований к семье как социальному институту. В первобытном обществе расширенная (семейная община состояла из 15-100 человек) семья -, выполняет функции основной производственной и потребительскойячейки. В России феодализм мало изменил функции семьи. При капитализме производство отделилось от семьи, ставшей в основном потребительской ячейкой, ведущей лишь домашнее хозяйство, что привело к нуклеаризации семьи, сохранившей репродуктивную, социализаторскую функции и функцию ведения домашнего хозяйства.

Представление о семье как об унитарном феномене в некоторой степени является заблуждением. Существует целый ряд структур домашних хозяйств, помимо обычной нуклеарной семьи. В Британии в последние 20 лет существует тенденция к уменьшению размеров домашнего хозяйства, росту числа людей, живущих совместно до или вместо брака, росту разводов, повторных браков, числа внебрачных детей.

Эти изменения в структуре домашнего хозяйства в какой-то мере ставят под сомнение функциональные теории семьи, утверждавшие, что семья является универсальным человеческим институтом, поскольку выполняет определенные решающие функции для общества, такие, как социализация, забота о детях и воспроизводство. Некоторые ученые указывают также регулятивную функцию семьи, функции передачи статуса (особенно, в закрытых обществах), социального благосостояния. Однако, помимо того, что в современном обществе имеется меньше семей этого типа, вероятно также, что семейная структура создает трудности для общества и для членов семьи; семьи могут быть функциональными, но они также могут быть дисфункциональными. Например, считается, что женщины угнетаются в семье, а это наносит психологический ущерб индивидам, соприкасающимся с этим.

Одной из функций семьи (или "домашнего хозяйства") продолжает оставаться домашний труд – те задачи в домашнем хозяйстве, выполнение которых необходимо для его поддержания изо дня в день: приготовление пищи, уборка, забота о детях и присмотр за больными и пожилыми. Домашнее разделение труда, то есть распределение домашних задач между мужчинами и женщинами, отличается особым неравенством, женщины несут на себе гораздо большее бремя.

XX в. привнес в домашний труд индустриальных стран изменения троякого рода:

а) механизацию отдельных функций (стирки, уборки, приготовления пищи и мытья посуды, проезда): все шире используются стиральные, швейные и посудомоечные машины, газовые и электрические плиты, личные автомобили, компьютеры и т.п;

б) обобществление некоторых процессов (стирки, приготовления пищи, ремонта квартиры, одежды и домашних приборов, проезда, ухода за детьми): люди чаще обращаются к общепиту (кафе, столовым, предприятиям быстрого питания, барам, ресторанам), прачечным, химчисткам, ремонтным фирмам, общественному транспорту, дошкольным учреждениям. Так, в советские годы в нашей стране детские комбинаты охватывали до половины дошкольников, массовым был выезд детей в летние лагеря;

в) переход ряда функций от женщины к мужчине;

г) сокращение времени пребывания женщины в доме из-за роста занятости женщин в общественном производстве (учатся или работают вне дома свыше половины женщин в США и до 90% женщин в России).

Однако эти процессы не идут гладко. Они не привели к существенному уменьшению времени, затрачиваемому людьми на домашнее хозяйство: механизация и обобществление часто сопровождаются значительными затратами времени на обслуживание и ремонт домашней техники, на стояние в очередях (в прачечных и т.п.), проезд к ремонтным мастерским и т.д. Часто единственным следствием этих изменений является облегчение физических усилий, что, как ни парадоксально, позволяет мужчинам взяться за реализацию некоторых функций домашнего труда (мужчина может работать со стиральной машиной или сходить в прачечную).

Вместе с тем иногда заметен и обратный процесс передачи задачи от мужчины к женщине, т.к. ее выполнение стало механизированным, а к женщинам их семьи стали ставить более высокие требования. Рост женской оплачиваемой занятости вне дома не изменил этого разделения: женщины вместе со своей работой вне дома продолжают выполнять все те же работы по дому. Даже когда мужчины являются безработными, женщины тем не менее выполняют большую часть домашнего труда. Однако имеются данные о том, что это равновесие между мужчинами и женщинами меняется. Так, в Англии в 1974-87 гг. в семьях, где женщины были заняты полный рабочий день на производстве и, кроме того, несли основную нагрузку в домашнем хозяйстве, мужчины все же удвоили количество времени, затрачиваемое ими на приготовление пищи и уборку.

Разделение труда между мужчинами и женщинами дома воспроизводится на службе, поскольку женщины и здесь имеют тенденцию выполнять рутинные и плохо оплачиваемые работы. Кроме того, домашняя работа женщин в большинстве своем бесплатна, несмотря на то, что она абсолютно необходима для людей в отношении питания, ухода и воспроизводства. Относительно этого очевидного парадокса предлагалось два объяснения: 1) женщины эксплуатируются мужчинами, пользующимися услугами, осуществляемыми для них бесплатно; 2) женщины эксплуатируются капиталом: работа женщин и институты семьи в целом служат функцией для капитализма в том, что касается питания, одевания и ухода за рабочими (и будущими рабочими) без каких-либо затрат.

Супружеская роль – задачи мужа и жены в домашнем хозяйстве. Э.Ботт (1957) проводит различие между обособленными супружескими ролями, в которых у мужа и жены совершенно разные задачи дома, и совместными , когда их задачи являются более или менее сходными. Обособленные супружеские роли связаны с плотной сетью друзей и родственников, которые поддерживают мужа и жену в их отдельной деятельности дома, на работе и в свободное время. Совместные роли связаны обычно с отсутствием какой-либо подобной сети из-за роста мобильности. Ряд исследований доказал наличие тенденции к более "эгалитарным" бракам параллельно упадку традиционных профессий и стабильных сообществ, росту числа работающих жен и безработных мужей, социальной и географической мобильности и отделению от родственников. Однако реликты патриархального отношения к распределению супружеских ролей сохраняются.

Значительные перемены произошли в репродуктивной функции семьи. В расширенной семье на брак приходилось в среднем 9 рождений. Сейчас этот показатель равен примерно 2. Уменьшилась продуктивность браков, господствует малодетная модель семьи (80% семей). Для числа родившихся детей важен возраст вступления женщины в брак и число одиноких людей. В традиционном обществе браки были практически обязательными. Вступали в брак в 14-15 лет, браки заключались по сватовству и сводились к переходу женщины из одной семьи в другую. В настоящее время вступление в брак предполагает создание собственной семьи. Средний возраст первого вступления в брак в развитых странах постоянно снижался на протяжении большей части этого столетия, но в 70-80-е гг. снова возрос. Расширились размеры совместной жизни до брака: в 50-х 5% женщин в Англии жили со своими мужьями до брака, в 80-х – свыше 50. Число детей, рождаемых вне брака, также увеличилось: с 1901 до 1961 этот уровень стабильно равнялся 5%, в 1990 г. – 28.

Тот же процесс характерен для РТ: 8% детей (3113 человек в год в конце 80-х гг.) рождалось в республике вне брака, из них 85,6% приходилось на города, в основном крупные. В настоящее время почти каждый пятый ребенок в РТ рождается вне брака. Надо отметить и высокий уровень младенческой смертности в РТ: 16,8 на 1000 рождений, причем, как ни странно на первый взгляд, эта смертность в городе в 1,2 раза выше, чем на селе, что, по нашему мнению, связано именно с высокой долей внебрачных детей. В РТ 2/3 разведенных супружеских пар имели детей (тогда как из всех семей "детные" составляют 61,4%).

Одной из функций семьи является социализация детей, т.к. современная семья несет правовую и моральную ответственность не только за здоровье детей, но и за их воспитание. Семья – главный агент социализации, т.к. именно там дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Оно включает все формы воздействия на личность: общение, познание, труд и личный пример, оценка реального поведения, поощрение и наказание. Эффективность семейного воспитания зависит от таких характеристик семьи, как ее состав (полная-неполная), психологический климат, социальная ориентация, личный пример родителей, их общая педагогическая культура, время и характер общения с детьми. Дети в современной семье являются не столько потенциально-материальным ресурсом, грядущим источником благ и привилегий, сколько ценностью эмоциональной. И хотя часть этой функции взяла на себя средняя школа, часть – телевизор и видеомагнитофон, а часть, как всегда, улица, семья продолжает играть решающую роль в формировании интеллектуальных задатков детей, навыков содержательного общения и культурной речи, логики мышления и правил повседневного этикета, хотя, по данным социологических исследований, до 20% современных семей не способны полноценно выполнять свои общественные функции.

Семья также выполняет специфическую функцию комплексного воздействия на формирование личности не только детей и молодежи, но и взрослых, обеспечивая им эмоциональный комфорт и психологическое здоровье. В противном случае она служит источником девиантного поведения.

 

3. Тенденции развития современной семьи многообразны и разнонаправлены. Среди них:

- нуклеаризация семьи и обратный процесс, вызванный обнищанием средней семьи – к расширению семьи территориально (падает доля неолокальных браков) и экономически (все больше молодых живут на регулярно выплачиваемую пенсию родителей);

- индустриализация, рост занятости женщин ведет как к нуклеаризации семей и симметричному эгалитаризму, так и к нехватке времени на воспитание детей:

- симметричность брачных обязанностей не только выравнивает права мужчин и женщин, но и порождают неразрешимые конфликты в семье по вопросу распределения семейных ролей и функций – механизация и обобществление быта облегчают ведение домашнего хозяйства, но механизация (стиральная машина, духовка и др.) почти не сокращает времени, затрачиваемого на домашний труд, приводя часто к перераспределению функций, к асимметрии, когда стирку и т.п. берут на себя мужчины, а обобществление быта (прачечная, столовая, ремонтные мастерские) вызывают те же асимметричные последствия;

- рост разводов и материнской депривации – факторы, мешающие исполнению функций репродукции и социализации, но они же привели к равноправию и эмансипации многих женщин и внебрачных детей, а также к серийной моногамии.

Затрудняют воспроизводство и социализацию детей прежде всего такие факторы, как развод и материнская депривация.

Семья и брак могут и не быть успешными, способны распадаться. Развод – расторжение брака при жизни обоих партнеров, предоставляющее им свободу вступления в новый брак. В последнее время число разводов в большинстве индустриальных обществ заметно увеличилось, например, в Британии с менее чем 3 человек на 1000 состоящих в браке в 1961 году до почти 12 человек на 1000 в 1981 году. При этом 40% заключаемых браков, вероятно, закончатся разводом и, вследствие высокого уровня повторных браков, многие домашние хозяйства будут содержать детей, по меньшей мере, от двух браков. Уровни разводов варьируются: растет число разводов, связанных с ранним деторождением, добрачной беременностью и бездетностью; развод между людьми, вступившими в брак до двадцатилетнего возраста или в начале второго десятка лет, более вероятен, чем развод между теми, кто вступил в брак в более позднем возрасте; чем дольше продолжается брак, тем меньше вероятность развода; люди из низших социально-экономических групп имеют более высокие уровни разводов. Возросшая склонность к разводам не обязательно отражает какой-либо рост в семейной дезорганизации, поскольку представляется, что многие браки в действительности распадались, не заканчиваясь, тем не менее, разводом. Облегчили развод в Англии правовые реформы, особенно указ о реформе развода 1971 г., добавивший "непоправимый развал семьи" в качестве причины развода к прежней идее матримониального преступления, когда одной или обеим сторонам приходилось быть "виновной" или "виновными" в жестокости или прелюбодеянии. Социальные ценности также изменились и ныне регистрируют развод как адекватную реакцию на дезорганизацию брака. Изменилась и позиция женщин, чаще мужчин подающих на развод. Брак, тем не менее, остается популярным институтом, и 2/3 разведенных в конце концов вновь вступают в брак; в 1961 году 14 процентов всех браков были повторными браками, к 1982 году это соотношение возросло до 34 процентов.

Рост числа разводов был основной причиной увеличения числа семей с одним родителем, даже если родители в конце концов вступают в повторный брак. Рост числа повторных браков между разведенными увеличил также число повторно созданных семей, то есть семей с детьми, в которых один или оба родителя были разведены.

Причины разводов многообразны, стало гораздо больше психологических и социально-экономических источников конфликта, возросли индивидуальные требования к браку и семейной жизни, особенно у женщин.

На 1980 г. в СССР насчитывалось более 66 млн. семей, увеличивающихся в среднем на 800 тыс. в год. Средняя величина семьи колебалась от 3,1 чел. в Прибалтике до 6,6 чел. в Средней Азии. 80% семей состояли из супругов и детей, 4,3% из 2-х и более супружеских пар, 9 млн. было неполных семей и 1,8 млн. семей без родителей. В то же время ежегодно расторгалось около 930 тыс. браков (1,5% от их общего числа). Наиболее уязвимой семья оказывается в первые 4 года (38% разводов), когда формируется модель семьи (распределение власти, авторитета, обязанностей), возникают первые конфликты. К разочарованиям и разводам ведет господство абстрактно-идеалистического идеала семьи. Вместе с тем развод имеет и плюсы, т.к. обеспечивает справедливость в отношениях мужчин и женщин, укрепляет мораль.

Малому ребенку необходимы устойчивые, длительные и ласковые отношения со своей матерью, материнская депривация, отсутствие таких отношений, может иметь своим результатом умственное заболевание или делинквентность. Следовательно, как считает Дж.Боулби (1953) женщины должны сидеть с детьми дома. Феминисты критиковали эту теорию как идеологию исключения женщин из рабочей силы. Последние исследования показывают, что устойчивые отношения с рядом взрослых могут быть более важными для умственного здоровья, чем интенсивные отношения с матерью.

Те негативные изменения (развод, депривация и иные), которые затрагивают репродуктивную функцию семьи, также отрицательно сказываются и на функции социализации. Вариант перехода к рынку, который избран российским правительством, не облегчает семье выполнение ее социальных функций.

Разводы и материнская депривация способны породить "серые цветы" – людей, выросших без любви, самых беззащитных и соци

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исходные понятия этносоциологии. | Вопрос 2. Постановка общих и частных целей коммуникации

Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 82;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.024 сек.