Исходные понятия этносоциологии.

 

 

1. Этнические феномены являются предметом исследования многих наук, а также изучаются на стыке наук (этнологии, этносоциологии, этнополитологии, этноконфликтологии, этнопсихологии, этнографии). У каждой из этих наук – свой категориальный аппарат.

Социология этноса – раздел теоретической социологии, рассматривающий особенности развития этноса, иных этнических общностей, их соотношение с другими общностями (государственной, конфессиональной, этнорасовой). Этносоциология – научная дисциплина на стыке этнологии и социологии. Этносоциология занимается в основном сравнительными исследованиями различных этнических групп, специфики проявления в них социальных явлений. Объект этносоциологии – этнические аспекты социальных процессов и социальные аспекты этнических явлений.

Имеется большая путаница в исследуемых понятиях вышеназванных наук: традиционный для отечественных гуманитарных наук термин "нация", в зависимости от выбора исследователей, используется то в контексте этнической общности, то гражданской общности. Поэтому при изучении этносоциологии трудно обойтись "без терминологической конвенции". Даже подготовленный известными учеными этнологический словарь страдает большой непоследовательностью в этом отношении. Одни разделы написаны авторами, придерживающимися традиционных взглядов на нацию и понимающих ее как этническую общность, другие – теми, кто следует общепринятой в зарубежной социологии интерпретации нации в контексте нации–государства.

Попытаемся "развести" эти понятия. Научно строгими исходными понятиями являются "этническое сообщество", " этническая группа"; их иногда можно варьировать с понятием "этническая общность". Что же касается категории "этнос", от которой производны все вышеназванные понятия, то она является все же базовой категорией этнографии и этнологии.

Этнос (от греч. ethnos - племя, народ) – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). В "Этнологическом словаре" этнос определяется как "естественно исторически сложившаяся устойчивая общность людей, основными стадиальными типами которой считаются племена, нации, а в советской науке до последнего времени - народности".

Термин "народ" также иногда может быть использован в этническом контексте. Наиболее распространенных значений слова "народ" три: народ-население (народ Татарстана в значении: население Татарстана); народ как субъект истории ("воля народа", "решение народа" и т.п.); народ как конкретное этническое сообщество (русский народ, татарский народ и т.п. – как собирательные понятия).

При всей неточности применения к этносоциологии термина "этнос", составители данного учебного пособия все же были вынуждены им пользоваться (во избежание чрезмерной дискуссионности рассматриваемых далее проблем), но в интерпретации, более адаптированной к этносоциологии.

Из всех имеющихся определений "этноса" как базовой категории ряда наук таковым является следующее: этнос - это коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности. Комплиментарность - подсознательное ощущение взаимной симпатии и общности людей, определяющее деление на "своих" и "чужих". Тем самым, этническая принадлежность определяется не происхождением или "чистотой крови", и вообще не "однородностью психики" (Ю.Бромлей), не схожестью и подобием (как семья держится на несходстве мужчины и женщины), а на устойчивости связей между людьми. Эта принадлежность обнаруживается в сознании (комплиментарность - ощущение: человек является русским или татарином, т.к. он себя им считает и другие его считают русским или татарином), отражает общие стереотипы поведения - более глубокую сторону природы человека (Л.Гумилев).

Экономическая общность является одним из признаков государства (нации), но не этнической общности в современном ее значении. Этнический ареал – территория распространения этноса. Только компактное расселение обеспечивает развитие всех необходимых внутриэтнических связей. Различаются: а) анклав (небольшая, удаленная от основного ареала территория); б) эксклав (когда вблизи окраины ареала живет иной этнос). Несовпадение этноса и его ареала заставило Ю.В.Бромлея ввести термин этникос (от греч. ethnicos – маленький этнос), под которым понимается этнокультурное единство представителей одного и того же народа, где бы они ни проживали. Его следует отличать от «национальности» (личной фиксации этнической принадлежности). Этникос состоит из: а) этносоциальных общностей (т.е. живущих в "своих" этногосударственных образованиях), б) компактных групп в других государствах и в) рассеянной диаспоры. Расселение народов, таким образом, бывает: компактным и дисперсным. Последний вариант вызывает определенные последствия, прежде всего появление этнических меньшинств - групп людей определенной этнической принадлежности, живущих в среде более многочисленного этноса или по соседству с ним в одном государстве и испытывающих воздействие крупного народа.

Ввиду большой неточности и путаницы в понимании терминов "коренное" и "некоренное" население в этносоциологии отдается предпочтение терминам "титульное население" (т.е. давшее название государству или государственному образованию), которое имеет более благоприятные возможности для развития, и "нетитульное население". Признаками этноса являются: 1) Этническое самосознание - чувство принадлежности к этносу, внешне проявляющееся в признании самоназвания народа, родства со «своей» земли; осознание своего единства, культурной общности и отличия от иных этносов (без сопоставления "мы" – "они" невозможно измерение понятия "этническое самосознание"), традиции этнической эндогамии, а также представление об общности происхождения всех членов этноса, под которым понимается совместная историческая практика их предков. 2) Психологический склад - т.е. этнический характер, многими учеными рассматривается расширительно, вплоть до включения в него даже этнического темперамента. 3) Этническая культура, включающая язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение.

Язык как средство общения людей (в устной и письменной форме) – важнейшее скрепляющее начало культуры как признака этноса. Общность языка - условие формирования любого сообщества, в т.ч. этнического. Связь языка с этносом – наиболее ранняя, естественная и устойчивая, поэтому этнонимы часто совпадают с названиями языков. Однако язык и этнос необязательно совпадают. Культура шире языка, поэтому возможно наличие одного языка у ряда этносов, различающихся по религии, историческим традициям: сербо-хорватский язык у сербов, хорватов, боснийцев, черногорцев; - у немцев, австрийцев, германо-швейцарцев, люксембуржцев; португальский - у португальцев, бразильцев, ангольцев и иных, испанский – у испанцев, большинства латиноамериканских этносов; английский – у англичан, американцев, канадцев, новозеландцев, южноафриканцев, индийцев, многих народов Африки; то же-с французским (французы, валлоны, франко-швейцарцы, гаитяне, ряд народов Африки) и арабским (более 20 арабских народов) языками. Встречаются и двуязычные, трехязычные этносы: мордва говорит на эрзя и мокша; татары – на татарском и русском, евреи – на русском, идише, языке страны проживания.

Другой этнической общностью является этническая группа – локальная (внутренняя) часть этноса, имеющая специфические элементы быта, культуры, языка, психологии, религии, но не имеющее особого самосознания и самоназвания.

Субэтнические же общности имеют самоназвание и свое самосознание.

Метаэтнические общности – этнические общности более высокого уровня, чем базовая (т.е. чем этнос), образования, охватывающие по несколько этносов, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждый из этих этносов. Метаэтносы различаются по группам: а) языковая группа: славяне, тюрки, финно-угры, германская группа, романская группа; б) религиозная общность: православные, католики-протестанты, иудеи, мусульмане, буддисты, синтоисты, индуисты; в) регионально-экономическая: европейцы, азиаты.

Этносоциальная общность – вид этнической общности, сопряженной с общностью иного социального порядка (экономической, политической), – это, прежде всего нация как этатистская (государственно-политическая) общность, охватывающая всех граждан определенного государства.

Нация (от лат. natio - племя, народ) – понятие, охватывающее всех граждан какого-либо государства, всех, кто считает себя и кого признают гражданами общего государства. Нация - люди, объединенные одним правительством, страной; обширная общность людей, соединенных с особой территорией, и составляющих общество, управляемое одним правительством. В доиндустриальном обществе преобладало этническое понимание нации, т.е. первоначально слово "natio" понималось как род, племя, народ, так как одной из главных общественных (и, в какой-то мере, государственных) связей, наряду с религиозной (идеологической), была этническая. В индустриальном обществе в трактовке нации произошли изменения. Сначала во французском и английском языках и государственном праве Франции и США, а затем и в языках иных стран и в международном праве утвердилось и стало нормативным этатистское, гражданское, т.е. государственно-политическое, значение термина "нация", охватывающее всех граждан какого-либо государства.

Нация в зарубежной социологии и политологии определяется как гражданская общность (Организация Объединенных Наций; национальная гордость – выражаемая всеми гражданами; национальное страхование - государственные налоги на заработки, используемые на здравоохранение, пенсии, пособия по безработице; национализация как огосударствление; национализм как политический патриотизм, как движение за политическую, экономическую и иную независимость страны, контролируемой другим государством, и т.д.). (Этатистское понимание нации как согражданства исходит из общепринятой ныне всем миром концепции народного суверенитета Руссо, по которой население становится нацией, только когда подданные осознают себя гражданами).

Этногенез – процесс возникновения этнических общностей вплоть до становления их самосознания, связанный с глоттогенезом (образованием языка), культурогенезом, взаимодействием рас. Характеристика этногенеза - возникновение этнонима. Все этносы складывались из нескольких частей. Ряд ученых (Л.Н.Гумилев и др.) расширяет понятие этногенеза, включая в него не только период рождения, но и все последующие этапы развития этноса.

Этнические сообщества проявляются во взаимодействии. Несмотря на противостояние этносов "по определению", они не изолированы, а взаимосвязаны друг с другом. При этом возможны четыре варианта этнических контактов: а) сосуществование – это самый распространенный вариант контактов, при котором этносы не смешиваются и не подражают друг другу, заимствуют технические нововведения; изменение ситуаций ведет к особо заметной разнице реакций и стереотипов поведения; б) ассимиляция – поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и традиций первого этноса; в) метисация, при которой сохраняются и сочетаются традиции обоих этнических предков и память о них, это обычно не стойкие вариации, существующие за счет пополнения новыми метисами; г) слияние, при котором утрачиваются традиции обоих первичных компонентов и возникает третий, новый этнос.

Этногенез - процесс возникновения, развития и исчезновения этносов. С момента возникновения этнос проходит ряд этапов развития. Согласно концепции этногенеза Л.Н.Гумилева, жизненный цикл этноса – не более 1200 лет до появления нового этноса и 1500 лет до полного разрушения – в общей форме выглядит так: пассионарный толчок, активная деятельность этноса (пассионарный подъем), расцвет, упадок, гибель или появление нового этноса, начало нового цикла.

По Гумилеву, каждый новый вид, раса, этнос возникает как следствие мутации - изменения генофонда живых существ. Пассионарность, по Гумилеву, – это способность людей к сверхнапряжению, являющаяся эффектом избытка биохимической энергии этноса и образующая внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, перерастающее в этнос при достаточном для этого уровне пассионарного напряжения, который прямо пропорционален числу пассионариев и обратно пропорционален числу субпассионариев. Пассионарии – люди, пассионарный импульс у которых превышает импульс инстинкта самосохранения: жизненная цель кажется им ценнее собственной жизни.

Пассионарный импульс – поведенческий импульс, имеющий направленность, противоположную инстинкту личного и видового сохранения. Модусы пассионарности - гордость, тщеславие, алчность, ревность. Гармоничные люди – люди, пассионарный импульс которых равен импульсу инстинкта самосохранения (обычные люди). Субпассионарии – люди, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения.

Уровень пассионарности в этносе постоянно меняется: в динамичном состоянии этноса он превышает сопротивление окружающей среды, и этнос имеет возможность развития; в статическом состоянии равен означенному сопротивлению.

Фазы этногенеза – это фиксируемые этапы развития этноса, характеризуемые определенным уровнем пассионарного напряжения и соответствующим им стереотипом поведения людей: 1) фаза подъема – стабильное повышение уровня пассионарного напряжения этноса вследствие пассионарного толчка (ок.300 лет), в которой имеется два периода: а) инкубационный (скрытый) – часть фазы подъема от момента пассионарного толчка до появления этноса как новой этносоциальной системы (180-200 лет); б) явный период фазы подъема (ок.100 лет); 2) фаза наибольшего подъема пассионарности, вызывает стремление людей не создавать целостности, не подчиняться общим правилам (ок.300 лет); 3) фаза надлома – резкое снижение уровня пассионарного напряжения (ок.200 лет и кончается обычно кровопролитием); 4) фаза инерционная – видимое равновесие, плавное снижением уровня пассионарного напряжения (ок.300 лет); 5) фаза иссякания пассионарности – разрушение системных связей, исчезновение этноса как системы или превращение его в реликт (ок.200 лет). 6) фаза мемориальная – этнос еще сохраняет память о своей культурной (исторической) традиции (ок.200 лет). Когда исчезает память – приходит время равновесия, гармонии с природой.

Гумилев рассматривает два суперэтноса на территории России: 1-й – славяне - Древняя Русь; 2-й - Московская Русь-Россия. Фазы этногенеза датируются так:

 

Схема 1. Фазы развития восточнославянского суперэтноса

 

Фазы Славяне – Древняя Русь Московская Русь – Россия Господствующие императивы
пассионарный толчок Ок.1 г.н.э. Около 1200 г. «Надо исправить мир, ибо он плох!»
1) подъема 1-300 гг. 1200-1500 гг.  
а) инкубационный период 1-200 гг. 1200-1380 гг.  
б) явный период 200-300 гг. 1380-1500 гг. «Хотим быть великими!»
2) акматическая 300-600 гг. 1500-1800 гг. «Мы устали от великих!»
3) надлома 600-800 гг. 1800-2000 гг. «Все будет иначе!»
4) инерционная 800-1100 гг. После 2000 г. «Хватит! Будь, как я!»
5) обскурации 1100-1300 гг.   «День, да мой!»
6) мемориальная 1300-1480 гг.   «Помни: все было хорошо»

 

В целом, этнические процессы – это существенные изменения этносов или отдельных их частей в ходе исторического развития или взаимодействия с другими этносами. Этнические процессы по своему влиянию на судьбу этноса подразделяются на: эволюционные и трансформационные. Эволюционные – это изменения любого из элементов этноса, ведущие к перемене языка, культуры, социальной и демографической структуры этноса. Трансформационные – это значительные изменения элементов этноса, этнического самосознания и этнонима.

По своей направленности они делятся на процессы этнического объединения и этнического разделения. При наложении этих двух типологий этнических процессов мы получаем объединение эволюционное (сближение) и трансформационное (соединение), разделение – эволюционное (разъединение) и трансформационное (дезинтеграция). Представим это в виде схемы 2:

 

Схема 2. Специфика этнического объединения и разделения

 

Характер процесса Вектор
I. ОБЪЕДИНЕНИЕ II. РАЗДЕЛЕНИЕ
Эволюционное Объединение: Аккультурация, Билингвизм Разъединение: Дифференциация, Сегрегация
Трансформационное Соединение: Интеграция, Консолидация, Ассимиляция, Миксация Дезинтеграция (естественная, принудительная): Дивергенция, Сепаратизм, Балканизация
Их условия персональная автономия, контакты, миграция, аккомодация, адаптация конфликты, этнократия, ливанизация, этнонигилизм, космополитизм

 

Поясним эти понятия. Аккультурация – это взаимовлияние этнических культур, усвоение менее развитым этносом другой культуры или языка, этап ассимиляции. Термин "аккультурация" используется для описания как процесса контактов между различными культурами, так и результата таких контактов. В качестве процесса контакта между культурами, аккультурация может заключаться либо в прямом социальном взаимодействии, либо в подверженности влиянию других культур через средства массовой коммуникации. Как результат такого контакта аккультурация относится к ассимиляции одной группой культуры другой, модифицирующей существующую культуру и изменяющей тем самым групповую идентичность.

Билингвизм (двуязычие) – владение или использование человеком или коллективом двух языков. Билингвы играют роль переводчиков при контактах с другими этносами. Билингвами являются целые народы: малочисленные (народы Севера), бывших колониальных стран (Азии и Африки), стран переселенческого типа, где сохранилась большая доля аборигенов (Парагвая, Перу), частично – народы полиэтничных стран (Швейцарии, Канады, Бельгии, СССР, России, в последней русским языком владеют 95% населения, в том числе большинство татар).

Трансформационное (хотя бы в том смысле, что оно формирует) объединение (соединение) этносов проявляется в трех основных видах (перечислим их последовательно, по мере нарастания изменений этнических свойств): межэтническая интеграция; этническая консолидация; этническая ассимиляция.

Интеграция – это сближение этнических общностей, результат которого появление определенной культурной и социально-экономической общности (при сохранении основных этнических черт), межэтнических или метаэтнических общностей (в США, Канаде, Швейцарии, бывшем СССР, нынешней России, Индии, Пакистане, Индонезии, других странах Азии, в Африке, Латинской Америке, Океании).

Консолидация – сближение и слияние субэтносов или родственных этносов (мегрелов и лазов с грузинами). В итоге консолидация сокращает число этносов (может быть добровольной и принудительной).

Ассимиляция – это не только аккультурация, но и смена этнического самосознания. Объективной основой ассимиляции является интернационализация - расширение и углубление взаимодействия народов, ведущее к межэтнической интеграции. Это понятие было впервые использовано в исследованиях американских расовых отношений с целью описания процессов, посредством которых иммигрантские группы интегрируются в господствующую культуру белых. Так, в "цикле расовых отношений" Р. Парка (1950) социальное взаимодействие между принимающим обществом и новыми иммигрантами концептуализировалось в терминах четырех стадий: контакты, конкуренция, аккомодация и ассимиляция. Первоначально ассимиляция рассматривалась как одномерный, односторонний процесс, посредством которого посторонние оставляли свою собственную культуру ради культуры господствующего общества. До недавнего времени ассимиляция рассматривалась как взаимный процесс, заключающий в себе обоюдное приспособление принимающей и мигрирующей общностей. Кроме того, определенный характер этнической группы может облегчать, сдерживать или исключать межрасовые, межэтнические браки, участие в гражданстве и социальное принятие.

Другим вариантом полного слияния этносов является межэтническая миксация – процесс смешения этносов в ходе их интеграции, в результате возникает новое этническое образование.

Одним из условий, благоприятствующих этническому объединению, являются:

- этнические контакты – различные формы связей и взаимодействий между этносами: экономические, политические, жилищно-бытовые, языкокультурные, брачносемейные и др. В частности, активно способствуют миксации межэтнические семьи. По типу общения этнические контакты делятся на два вида: а) пограничные (по этнической границе или пограничной зоне); б) проникающие (проникновение более развитого этноса на слабо заселенную территорию другого: русских в Поволжье, на южный Урал и в степи Казахстана, или - реже - взаимопроникновением этносов при освоении незаселенных территорий: русских и украинцев в степях Причерноморья и Северного Кавказа).

- Облегчает сближение и этническая адаптация – приспособление этнических общностей к природной и социокультурной среде ареала их обитания. Существуют две формы социокультурной адаптации иммигрантов: а) связанная с занятостью (устройством на работу), б) аккультурация (языково-культурная).

Этническое разделение включает два вида процессов в зависимости от того, как оно соотносится с базовой этнической системой – этносом: a) если мы имеем дело с разделением самого этноса, то этот процесс называется трансформационным внутриэтническим разделением; б) если же речь идет о разделении метаэтнических общностей, состоящих из ряда этносов, то это межэтническое разделение. Внутриэтническое разделение проявляется в двух основных формах в зависимости от дальнейшей судьбы этноса: 1) простое разделение – когда единый прежде этнос распадается на несколько частей или когда из этноса выделяются части (из-за миграции или границ) в отдельные этносы (австрийцы, люксембуржцы из общегерманского этноса; украинцы, белорусы, русские из древнерусского этноса). 2) Иной характер носит этническая дивергенция – полный распад этнической общности с потерей комплиментарности (взаимности, симпатии) на всех уровнях этнической иерархии;

Формы межэтнического разделения более разнообразны.

Начнем с эволюционного разделения, точнее, разъединения этносов. Оно проявляется в формах: а) национальной дифференциации – стремление этносов сохранить свою самобытность, автономию в рамках политических и социальных объединений; б) сегрегации – ограничения в правах народов по мотивам их расовой, религиозной или этнической принадлежности. Ее виды следующие: территориальная сегрегация – поселение отдельных групп на специально выделенных территориях (резервации, гетто, бантустаны, у евреев-иудаистов встречались случаи самосегрегации); несмотря на то, что термин "гетто" используется обычно по отношению к еврейским кварталам городов довоенной Европы, в социологии им обозначается любая городская территория, часто депривированная, которая занята группами, сегрегированными на основе религии, цвета кожи и этнической принадлежности. Коммуникативная сегрегация - ограничение общения групп, запрещение браков между ними (например, Нюрнбергские законы 1935 г. в нацистской Германии). Экономическая сегрегация – неравный экономический статус разных этнорасовых групп (неравная оплата труда; неодинаковый доступ к руководящим постам и к служебному продвижению). Политико-правовая сегрегация – неравный политико-правовой статус этнорасовых групп (лишение активного и пассивного избирательного права, доступа к постам в органах власти). Институциональная сегрегация – создание специальных органов власти для сегрегируемых групп. Культурно-образовательная сегрегация – раздельное обучение этнорасовых групп с разными возможностями для дальнейшей карьеры (бытовала в США до 50-х гг., т.е. до начала десегрегации). Апартеид – комплексная сегрегация, существовавшая в ЮАР в 60-80-е гг.

Трансформационное этническое разделение, т.е. дезинтеграция этносов проявляется в следующих формах: (а) национальная дезинтеграция – это политическое разъединение и разделение национальных общностей, государства или межгосударственных объединений. Существует две формы дезинтеграции: естественная и принудительная (порождающая "разделенные нации": немцы, вьетнамцы, корейцы, украинцы, сербы). (б) Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению части государства, а также целых этносов. Иногда приводит к сецессии – выходу из состава государства его части или разделению единого государства на несколько суверенных государств: отделение Норвегии от Швеции (1905), Пакистана от Индии (1947), распад Чехословакии (1992). (в) Балканизация – термин появился в связи с событиями на Балканском полуострове в начале ХХ в. Если сецессия связана с решением этнонационального вопроса, она выливается в балканизацию – государственное самоопределение этносов: создание каждым этносом собственного государства, дробление единого государства и разрыв традиционных связей.

Этническое сознание – это совокупность социальных, политических, экономических, нравственно-эстетических, философско-религиозных и иных взглядов, знаний и эмоций, характеризующих содержание, уровень, ориентацию и специфику духовного развития этнических общностей.

Ориентация этнического сознания может быть разнообразной: оно может руководствоваться в зависимости от своего приоритета этнической или полиэтнической парадигмами.

Этническая парадигма, ориентирующаяся на огосударствление этноса, воплощается в теориях трайбализма и этнонационализма.

Полиэтническая парадигма, стремящаяся к объединению в едином государстве общности более общего порядка, чем этнос, проявляется в метаэтнических и универсалистских теориях. Универсалистские теории, отвергающие политизацию и тем более огосударствление этносов, делятся на этнонигилизм, космополитизм, интернационализм и экуменизм.

Раскроем названные понятия.

Этническая парадигма – вид ориентации людей в социальной жизни путем создания идеальной модели иерархии социальных явлений, на вершине которой помещаются этнические общности и интересы своего этноса, а ниже – иные виды общностей и личные интересы. Главной задачей при этом представляется сохранение этноса всеми возможными средствами (путем предохранения его от иноэтнического влияния, от ассимиляции). Опирается на этноцентризм и создает основу для этнонационализма. В истории человечества сначала господствовала племенная парадигма (проявляющаяся в близком к этнонационализму трайбализме), затем – религиозная (обосновавшая теократию), после – параллельно с этнической – государственная (давшая основание для этатизма), у марксистов – классовая (интернациональная), отодвинувшая все остальные. В западных странах господствует личностно-гражданственная парадигма, обоснованная Всеобщей декларацией прав человека.

Этноцентризм – психологическая основа этнической парадигмы, свойство этнического самосознания, при котором жизнь других народов рассматривается через призму традиций, установок и ценностей своего этноса (чаще всего при этом свой этнос ставится выше остальных, редко – ниже). Понятие введено в начале ХХ в. У.Самнером (США). Этноцентризм базируется на естественном противопоставлении "мы - они", лежащем в основе этнической идентификации. Уходит корнями в ксенофобию, негативно-настороженную реакцию на все незнакомое.

В идеологии и политике естественный этноцентризм выражается в этнонационализме – приверженности людей интересам своего этноса. Этнонационализм выступает на межличностном и групповом уровне в виде этнических симпатий и антипатий, предпочтений, на уровне идеологии этногосударственности.

Этнонационализм как любовь к своему этносу (народу) и к родной земле может играть:

а) позитивную или политически нейтральную роль, сочетаясь с чувством общегражданского патриотизма, интернационализма, иными универсалистскими чувствами и идеологиями. Виды такого этнонационализма – русский, татарский и иной этнонационализм, сионизм;

б) в негативном контексте этнонационализм смыкается с ксенофобией (от греч. xenos-чужой; phobos - страх) – чувством страха и вражды ко всему незнакомому, к чуждому, в этносоциологии – к чуждым этническим (языково-культурным) или расовым группам. Ксенофобия часто испытывается по отношению к иностранцам. Она имеет естественные психологические корни, связанные с инстинктом самосохранения, хотя в некоторых ситуациях ксенофобия может сочетаться с любопытством, жаждой познания. На уровне идеологии и политики такой этнонационализм называется шовинизмом, нацизмом или, если вводится расовое неравноправие, о чем речь ниже, расизмом.

Полиэтническая парадигма вписывается в суперэтнические (национальные, патриотические) теории, призванные обосновать национальное единство всех граждан какого-либо государства.

Панэтнические теории призваны объединить в единое государство этнические (метаэтнокультурные) метаэтносы: а) континентальные общности; б) языковые (полилингвистические) группы; в) религиозные общности; г) расовые общности.

Панэтнические теории стремятся провести в жизнь специально созданные для этого пандвижения (от греч. pan - все) – общественно-политические движения, базирующиеся на идеях общности культурных и исторических судеб этносов, государств региона или близких в генетическом отношении. Различают пандвижения четырех типов, у каждого из которых выделяется одна связующая:

Региональная (континентальная) общность народов, государств дает идеологию (теорию) и практику движения (политику), нацеленную на объединение соответствующего региона в единое государство: панамериканизм (под эгидой США – с доктрины Монро "Америка для американцев"); паназиатизм (за создание великой империи желтых рас в составе Японии, Кореи и Китая, позднее – "Паназиатской лиги народов" под руководством Японии до 1945 г.); панафриканизм (цель – создание единого африканского государства); паневропеизм (идея европейского государства получила популярность в годы I-й мировой войны и реализуется в Европейском сообществе); евразийство.

Идея генетической (языковой) общности, призванной стать основой единого государства, свойственная таким движениям: пангерманизм (движение зародилось в XIX в. в Австро-Венгрии и перекинулось в Германию, где господствовало до 1945 г. Его цель – единое "германоязычное" государство, включающее Германию, Австрию, страны Бенилюкса, Скандинавии и даже Англию и Финляндию); панславизм (родилось в середине XIX в. в России и поддержано в иных славянских странах: Чехии, Сербии, Болгарии, призванное "освободить" Стамбул и создать всеславянское государство); пантюркизм (за создание единого тюркского (тюрко-мусульманского) государства под эгидой Турции); панарабизм (цель Лиги арабских стран).

Предмет этносоциологии можно расширить за счет изучения религиозной и расовой общности. Социология расовых отношений охватывает следующие вопросы: 1) исследование расистских идеологий, утверждающих, что социальное неравенство этнических групп вызывается генетическими данными; 2) анализ структур, поддерживающих расизм и расистские идеологии; 3) исследование взаимодействия между социальным классом и расовой принадлежностью в социальной стратификации; 4) историческое исследование происхождения рас и расизма в связи с колониализмом и антиколониализмом; 5) исследование размещения этнорасовых групп на рынке труда; 6) содействие этих социальных, исторических и культурных факторов современному неравенству этнорасовых общностей в индустриальном обществе. Спорен вопрос о том, является ли этническая принадлежность отдельным и независимым измерением социальной стратификации или она может быть отнесена к таким категориям, как статус, престиж или социальный класс. На наш взгляд в постсоветском российском обществе этнический фактор не является определяющим измерением социальной стратификации.

Расы - это подразделения современного человечества, характеризующиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью распространения. Слово "раса", восходящее, вероятно, к латинскому корню ras (голова, начало), в современном смысле впервые встречается у французского ученого Ф.Бернье (1684). Впоследствии были предложены многочисленные квалификации рас, основанные на внешних признаках, среди которых наиболее удачной является классификация Ж.Деникера (1900). Ныне выделяют три большие расы (или группы рас): белую (европеоидную), желтую (монголоидную) и черную (негроидную), однако некоторые ученые добавляют четвертую большую расу - австралоидную, близкую к черной.

Расизм – совокупность антинаучных концепций, основы которой составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Этот термин можно определить как детерминацию действий, позиций и политики убеждениями о расовых характеристиках. Расизм может быть: 1) открытым и индивидуальным, включающим в себя индивидуальные акты притеснения по отношению к расовым группам или индивидам, и 2) скрытым и институциональным, включающим структурные отношения подчинения и притеснения между социальными группами. В то время как индивидуальный расизм выражается в намеренных действиях, институциональный расизм заключает в себе непреднамеренные следствия системы расового неравенства. Расизм может сопровождаться либо явными, либо неявными расистскими теориями, которые стремятся объяснить и оправдать социальное неравенство, основанное на расовой принадлежности. Идеи расизма развила расово-антропологическая школа - течение в социологии второй половины XIX - начала XX в.в. (Ж.А.Гобино, Ж.Ларуж во Франции, О.Аммон – в Германии, Ф.Гальтон – Великобритании), неправомерно переносившая на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора. Представители этого течения рассматривали общественное развитие с точки зрения понятий наследственности. Выдвинув в середине XIX века первую расистскую концепцию, Гобино в сочинении "Опыт о неравенстве человеческих рас" объявил арийцев "высшей расой", а смешение рас - ведущим к их деградации. В дальнейшем эта концепция переплетается с социальным дарвинизмом, мальтузианством, евгеникой. Расизм служил официальной идеологией фашизма и впоследствии использовался для оправдания расовой дискриминации, сегрегации, апартеида, геноцида. Помимо "белого" расизма, встречаются проявления "черного" (&

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Советская и зарубежная социология о социально-классовой структуре советского общества | Семья как первичная малая социальная группа. Типология форм семьи и брака, структура семьи.

Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 144;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.023 сек.