Средневековая западноевропейская рукописная книга
Государственный Эрмитаж и Российская национальная библиотека располагают уникальной коллекцией западноевропейской рукописной книги V–XVI вв. Начало собирательства рукописей в России было положено во времена правления Екатерины II. Сегодня Государственный Эрмитаж и Российская национальная библиотека обладают богатейшим собранием западноевропейских средневековых рукописей. Среди наиболее ранних западноевропейских рукописных книг V в. считается рукопись Августина Аврелия, известная под названием «Проповедь». Рукопись, написанная на папирусе, хранится в Российской национальной библиотеке.
До середины XIV века западноевропейские средневековые рукописи создавали исключительно на пергамене – специально обработанной коже животных. Форма рукописной книги была близкой к современной – сшитый книжный блок и переплет. Традиция использования окрашенного пергамена, золота и серебра в качестве чернил восходила к античному Риму, а затем была воспринята византийским и западноевропейским книжным искусством.
Наряду с традиционной формой книги в Средние века продолжали существовать рукописи в виде свитков. Именно так выглядит «Всемирная хронология» – краткая хроника исторических событий от сотворения мира до начала XV века. Созданная в начале XV века во Франции, она представляет собой два свитка на пергамене, каждый из которых намотан на деревянный валик и помещен в футляр.
Именно в средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов.
При Карле Великом издавались специальные распоряжения об улучшении выпуска книг во всех приходах и монастырях. Чтение книг приобретало характер «светских посиделок» при королевских дворах, на которых проводилось обсуждение содержания книг и качества их изготовления (рис. 1.20).
Рис. 1.20. Просмотр книг при дворе короля
Рукописные книги бывали зачастую богато украшены иллюстрациями и другими декоративными элементами. Средневековая книга представляла собой уникальное произведение искусства и считалась предметом роскоши. Предназначенная для храмов, монастырей, богатых и знатных заказчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.
Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие специалисты – миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы. Миниатор (лат. minium – сурик, красная краска) – художник, рисовавший цветные иллюстрации, миниатюры, инициалы, заголовки, отдельные строки – «рубрики» и т.п.; раскрашивал красным рубрикатор (лат. ruber – красный). Иногда инициал или миниатюру иллюминировали сусальным золотом. Мастерами оформления сначала были монахи, но с XIII– XIV b. все чаще этим стали заниматься художники–миряне. Инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу – все это были элементы декоративного оформления средневековой рукописной книги.
Заглавного или титульного листа книги не имели. Текст начинался словами: «Incipit liber» («Начинается книга») или вообще без них. Выходные данные иногда приводились в конце книги, так называемом колофоне. Назначением инициалов (они появились в раннем средневековье и сначала назвались «capitales») было украсить книгу, поскольку другие декоративные элементы в раннюю эпоху выглядели чрезвычайно примитивными.
С развитием средневековой культуры совершенствовалось и искусство оформления книги, разнообразились средства украшения. Искусство оформления книги средневековыми мастерами было доведено до совершенства. Краски были сочными и яркими – они сохранили чистоту и свежесть до наших дней, несмотря на прошедшие столетия.
Наружное оформление средневековой книги также имеет специфические черты. Размер ее варьируется от гигантскихфолиантов(сложенный пополам лист пергамента) до крохотного duodeco (в одну двенадцатую). Диктовали размер не столько эстетические критерии, сколько наличие пергамена у изготовителя.
Необходимо отметить, что способ полистного скрепления книжных листов в блок применялся европейцами при скреплении рукописных книг уже в I в. В конце I в. н. э. в Древнем Риме появились рукописи, получившие название кодекс (от латинского codex – обрубок дерева, позднее – книга). Изготовление кодекса выглядело следующим образом.
Заполненные текстом пергаменные листы выравнивались, фальцевались, тетради складывались в блок. Чтобы не перепутать тетради, каждую из них помечали римской цифрой по порядковому номеру, а иногда еще и буквой, показывающей количество листов в тетради. Эти порядковые номера тетради назывались кустодами (от лат. custos – страж). В конце каждого листа было принято записывать первое слово следующего листа – это назвалось рекламантом (в печатных книгах XV–XVI вв. то, что прежде называлось кустодой, стало называться сигнатурой, а рекламант – кустодом).
Сплошная порядковая нумерация страниц в первый раз была испробована лишь в XIV в. и получила название пагинация.
Старейшие сохранившиеся фрагменты римских кодексов относятся ко II веку. Широкое распространение они получили в IV в. н.э. Производство кодексов было поставлено в Риме на широкую коммерческую основу, была налажена их массовая переписка специально обученными рабами. Таким образом, путь от свитка до современной книги занял более трех тысяч лет (рис. 1.21).
Прототипом современной книги были несколько скрепленных вместе тонким ремешком деревянных, натертых воском дощечек, применявшихся римлянами для письма (главным образом, в учебных целях). Впоследствии таким образом стали скрепляться пергаментные листы рукописных книг.
а б в
Рис. 1.21. Способы создания компактной и удобочитаемой книги:
а – свиток; б – кодекс, подобранный вкладкой;
в – кодекс, составленный из отдельных тетрадей
Так как книги оставались дорогими, их хранили бережно, вкладывали в прочные, массивные обложки. На переплетные крышки шли доски твердого дерева (отсюда выражение «прочитать книгу от доски до доски»), они обтягивались кожей или пергаменом, реже – материей (бархатом) и украшались тем или иным способом (рис. 1.22).
Рис.1.22. Книги в переплете из досок
Иногда их обтягивали своего рода чехлом –камизой; часть его составляла обычная оболочка книги, а дальше был полуоткрытый футляр. Его завязывали ремешком из цветной кожи, и таким образом книгу можно было подвесить к поясу или седлу (рис. 1.23).
Рис. 1.23. Разновидности книжных переплетов, XI–XII в.
Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 3640;