Основные элементы диаграмм классов


Дадим некоторые определения и опишем основные элементы нотации диаграмм классов.

Объект –это некоторая сущность реального мира или концептуальная(абстрактная) сущность.

Пример.Примерами объектов могут служить дом №4по улицеСадовая, сотрудник фирмы Иван Петров, ваш компьютер. Или нечто абстрактное: химическая формула, торговый заказ номер 456789, банковский счет клиента Петра Иванова.

Объект имеет четко определенные границы и значение для системы и характеризуется состоянием, поведением и индивидуальностью.

Состояние объекта–это одно из условий,в котором он можетнаходиться. Состояние обычно изменяется со временем и характеризуется набором свойств, которые называются атрибутами.

Пример.Покупатель определяется его именем,адресом,телефоном,датой рождения.

Поведение определяет,как объект реагирует на запросы другихобъектов и что может делать сам объект. Поведение характеризуется операциями объекта.

Пример.Покупатель может добавить товар в корзину,просматриватькаталог, удалять товар из корзины.

Индивидуальность означает,что каждый объект уникален,даже еслиего состояние идентично состоянию другого объекта.

Пример.Объекты Ирина Петрова и Анна Седова уникальны,хотякаждый из них является покупателем магазина и имеет одинаковые поведение и состояния.

Как правило, в системе существует множество объектов имеющих одинаковое поведение, принимающих одинаковые состояния. Например, сотрудники фирмы, которых может быть несколько десятков, и данные о которых содержатся в базе данных, имеют одинаковые атрибуты – фамилию, имя, отчество, дату рождения, должность и др. – с разными значениями этих атрибутов, а также могут иметь схожее поведение – подать заявление на отпуск или перевод в другое подразделение. Для группировки объектов используются классы.

Класс –это описание группы объектов с общими свойствами(атрибутами), поведением (операциями), отношениями с другими объектами и семантикой.

Каждый класс является шаблоном для создания объекта. А каждый объект – это экземпляр класса. Важно помнить, что каждый объект может быть экземпляром только одного класса

Пример.Применительно к магазинумы можем сгруппироватьсотрудников магазина, описав общий для них класс Сотрудник. Объект этого класса, например, Иван Петров, может включать в себя следующую информацию: имя, адрес, должность, размер заработной платы, кроме того этот объект может выйти в отпуск.

В нотации UML классы и объекты изображаются в виде прямоугольников (см. рис. 1). Прямоугольник класса всегда делится на три секции (раздела), имя класса помещается в первую секцию, каждое слово в названии класса принято писать с большой буквы. Во второй и третьей секциях могут указываться атрибуты и операции класса соответственно, эти секции могут быть пустыми. Названия классов выбираются в соответствии с понятиями предметной области. Это должно быть существительное или словосочетание в единственном числе, наиболее точно характеризующее предмет. Класс должен описывать только одну сущность.

Рисунок 1- Изображение классов и объектов

 

Имя класса может быть простым, как это показано на рисунке 1, или составным (см. рис. 2). Составное имя класса состоит из самого имени класса и из имени пакета, которому принадлежит класс, разделенных двоеточием. Имя класса должно быть уникальным внутри пакета.

Рисунок 2 - Составное имя класса

 

Составное имя объекта также состоит из имени объекта и имени класса, разделенных двоеточием. Объект может быть анонимным, если неизвестно его настоящее имя. Тогда на диаграмме объект изображается с именем, которое состоит из двоеточия и имени класса, которому принадлежит объект. Если пока неизвестен класс, экземпляром которого является объект, то изображается имя объекта после которого идет двоеточие. Такой объект называется «сиротой» (см. рис. 3).

Рисунок 3 - Именование объектов

 

Пример.КлассСотрудники объект этого класса-некоторогосотрудника - можно изобразить так, как показано на рисунке 4.

Рисунок 4 - Класс и его объект

 

Мы дали объекту класса Сотрудник имя, совпадающее с именем класса.

Выявление классов

Выявление классов можно начать с изучения потока событий. Имена существительные в описании этого потока дадут понять, что может являться классом. В общем случае существительное может оказаться действующим лицом, классом, атрибутом класса или выражением, не являющимся ни действующим лицом, ни классом, ни атрибутом класса.

Если в ходе проектирования системы Вы уже построили диаграммы взаимодействия, перед тем, как приступать к построению диаграмм классов, то ищите на этих диаграммах похожие объекты. Например, у Вас может быть диаграмма последовательности, описывающая оформление заказа объектами Ивановым и Петровым. Обратите внимание на эти объекты: они имеют одинаковые свойства: имя, счет в банке и т.п. Значит, в системе должен появиться класс с именем Покупатель, который будет шаблоном объектов Иванов и Петров.

Некоторые возможные классы будут выявлены при рассмотрении трех стереотипов: сущность (entity), граница (boundary) и управление (control). Мы уже встречались со стереотипами отношений, когда говорили об отношениях на диаграммах прецедентов. Тот же принцип создания нового типа на основе уже существующего применим и для классов.

Стереотип –это механизм,позволяющий категоризировать классы.Он используется для создания нового типа элемента, в данном случае нового типа класса.

Например, Вы хотите выделить все экранные формы в модели. Для этого нужно создать стереотип Form (Форма).

Стереотипы помогают лучше понять ответственности каждого класса в модели, категоризировать выполняемые ими функции. В UML для этого применяют три основных стандартных вида стереотипов классов: классы-сущности, граничные классы и управляющие классы.

Класс-сущность содержит информацию,хранимую постоянно.Используется для моделирования данных и поведения с длинным жизненным циклом. Они могут представлять информацию о предметной области, а могут представлять элементы самой системы. Часто являясь абстракциями предметной области, они имеют наибольшее значение для пользователя, поэтому в их названиях применяются термины предметной области. Если существует проект базы данных, то можно обратиться к изучению названий таблиц, многие из них станут классами-сущностями. Обозначаются классы-сущности стереотипом <<entity>> либо специальной пиктограммой (рис. 5).

Рисунок 5 - Обозначение классов-сущностей

 

Граничными классами называются классы,расположенные на границесистемы со всем остальным миром, и т.о. они обеспечивают взаимодействие между окружающей средой и внутренними элементами системы.

Для вычисления пограничных классов необходимо исследовать диаграммы вариантов использования. Для каждого взаимодействия между актером и прецедентом нужно создать хотя бы один граничный класс. Обратите внимание, что если два действующих лица инициируют один прецедент, то они могут применять один общий пограничный класс для взаимодействия с системой. Обозначаются граничные классы именем стереотипа <<boundary>> либо специальной пиктограммой (рис. 6).

Рисунок 6 - Обозначение граничных классов

 

Управляющий класс отвечает за координацию действий другихклассов. Они служат для моделирования последовательного поведения одного или нескольких прецедентов и координации событий, реализующих заложенное в них поведение. Обозначаются управляющие классы именем стереотипа <<control>> либо специальной пиктограммой (рис. 7).

Рисунок 7 - Обозначение управляющих классов

 

Управляющие классы можно представить, как «исполняющие» прецедент, поэтому у каждого варианта использования обычно имеется один управляющий класс, контролирующий последовательность событий этого прецедента. Они обычно зависят от приложения.

Управляющий класс делегирует ответственности другим классам. Сам он может получать мало сообщений, но отсылать множество. Его называют классом-менеджером. Он запускает альтернативные потоки и знает, как поступить в случае ошибки. На начальном этапе проектирования управляющие классы создаются для каждой пары актер/прецедент, в дальнейшем они могут объединяться, разделяться или исключаться.



Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 465;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.