В.И. Суриков. Степан Разин
Число произведений разных жанров о нем огромно. Подстать Разину – такая же неуемная, отважная, свободолюбивая – его сподвижница Алена Арзамасская, бывшая монахиня. В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Русской воительнице удалось собрать отряд из 300—400 человек,с которым она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого Алена повела отряды численностью до 700 от Арзамасса к Щацку и затем повернула и захватила Темников. Более двух месяцев ей удавалось управлять городом и войском в котором насчитывалось более 2000 повстанцев. Войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено30 ноября 1670 года, а 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове воеводой Ю. А. Долгоруковым и после пыток осуждена к сожжению в срубе как разбойница и еретичка, подозреваемая в колдовстве.Есть свидетельства о небывалой силе казачьей «амазонки»: в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не проронила ни звука.
Образ Алены Арзамасской, носительницы характерных черт казачьей ментальности, доблести, но и разбойной мятежности, воплощен в таких произведениях, как «Наша древняя столица» Н.П. Кончаловской[11], «Песнь про Алену-Старицу» Д. Б. Кедрина[10], романе«За волю»
К. Абрамова [1], «Алена Арзамасская» В.Ф. Карпенко [9], произведении
В. Замыслова с одноименным названием и других [6]. Запоминающийся и сложный образ Емельяанаа Пугачеава в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»[16].На страницах произведения он предстает не только как предводитель восстания, но и как самобытный казак «из народа» - смекалистый, хитроумный, проницательный. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, смысл которых может понять лишь человек его социального круга - с теми же заботами и переживаниями. Порывы гнева и проявления жестокости контрастируют с добротой, благородством, собственными понятиями о чести и справедливости. Наиболее полно и точно сущность казачьей натуры Емельяна Пугачева отражает сказка об орле и вороне, рассказанная Петру Гриневу, с ее главной идеей: лучше один раз живой крови напиться, чем триста лет мертвечину клевать. В этом пафосе - и трагизм, и безоглядная лихость ради мгновения «свободного полета», суетной славы.
Портрет осужденного Пугачева
Пугачевприбегает к столь распространенному на Руси приему (и недостаточно еще исследованному социокультурному феномену) – самозванству. Приказывает называть себя царем-батюшкой, понимая, насколько сильна в народе вера в «доброго» и всесильного царя. В его отношениях с подчиненными наблюдается полная демократия, которая (как один из факторов) и приведет его к пленению своими же «соратниками».
В армии отсутствует чинопочитание, каждый может свободно оспорить мнение своего «государя», что так характерно для казачьей вольницы. Пугачев у А.С. Пушкина жалуется Гриневу: «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».С горечью он предвидит финал своей мнимой власти, глубоко в душе переживая низость и обреченность унизительного самозванства. Но, при всех негативныхсторонах события и откровенно преступных действиях, чинимых «народным мстителем», гениальный Пушкин относится к личности Пугачева с нескрываемой симпатией. Писательглубоко проникает в его психологию и раскрывает драматизм этой недюжинной, героической, широкой и свободолюбивой натуры – по детски наивной, но и готовой понести всю меру ответственности перед Богом и людьми за содеянное. У «православного народа» казак Емельян Пугачев перед казнью просит прощения и принимает смерть на Болотной площади. Следует, вместе с тем, признать, что Пушкин не стремится к идеализации образа. Автор «Капитанской дочки»выступает как сторонник реформации, но не кровопролития, о чем свидетельствуют его слова, столь известные и популярные в нашей культуре: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Василий Перов. «Суд Пугачева» (1879)
Русский музей в Санкт-Петербурге.
Говоря об образах казаков в произведениях культуры и искусства, следует затронуть тему старообрядчества, к которому принадлежали многие казаки. Упомянутые Степан Разин, Емельян Пугачев – представители старообрядчества. Атаманы Волжских казаков ЯкушкаФедоров, Мишка Юрьев и другие после казни протопопаАввакума и его сподвижников были сосланы в начале 1690-х годов в тот же Пустозерск, но бежали на нижнюю Волгу[5]. Отсюда старая вера быстро распространилась на Яик, укрепившись в душах местных казаков. В середине ХIХ века большинство уральских казаков были старообрядцами, и уральский губернатор Аркадий Столыпин, отец будущего премьераПетра Столыпина, отмечал их единство, твердость и упорство в вере, сравнивая за преданность идеалам с современными ему славянофилами [7; 8: 13]. О том же свидетельствует и Леонид Масянов, уральский казак-старовер, в книге «Гибель Уральского Войска»:«…среди Уральцев было много старообрядцев и это они, главным образом, ревнители старины всегда были против каких-либо новшеств. Вопросы религиозные среди них имели большое значение. В 60-х годах прошлого века, после одного из религиозных притеснений со стороны правительства, казаки решают уходить в другую землю, где есть настоящее православие. Для нахождения этой святой страны, называемой «Беловодское Царство», они посылают казака Барышникова»[23].Как видим, автором подчеркивается в казачьем характере глубокая религиозность, верность старой традиции, надежность, твердость в приверженности строгим морально-нравственным установлениям, что вызывает к ним доверие и уважение. Попытку найти «другую землю» предпринимают старообрядцы в 1898 году, послав трех казаков во главе с Хохловым в разные страны. Это событие описано В.Г.Короленко[12].Григорий Хохлов, уже в почтенном возрасте, после революции стал одним из главных руководителей весьма организованного старообрядческого движения, объединявшего как казачье, так и иногороднее население края. В 1918 году он был расстрелян большевиками.
Писатель В.Г. Короленко
В книге профессора Пругавина «Старообрядческие архиереи в заточении» упоминается епископ Конон — в миру донской казак Есауловской станицы Козьма Смирнов[23]. За отказ перейти в единоверие власти продержали его в подземной монастырской тюрьме в Суздале 22 года и выпустили уже в 1880 году. Многие староверы еще при жизни почитали его святым. Затронута тема казаков-староверови Л.Н. Толстым — в повестях «Хаджи-Мурат» и «Казаки»[20; 21]. В «Казаках» Толстой говорит о том, как «очень, очень давно предки их староверы бежали из России и поселились за Тереком между чеченцами на Гребне». Происходивший из казачьего рода В. А. Гиляровский свидетельствует: «Пребывание Л.Н. Толстого в дни его юности в Гребенских казачьих станицах, впечатления, рожденные в широкой вольной душе особыми условиями боевой и свободной жизни среди опасностей и патриархальной простоты казачества, ярко отразились на его последующем творчестве. Недаром ведь, когда через 60 лет после того, как он жил в этих местах, Толстой ушел из Ясной поляны, то железнодорожный билет, найденный в его кармане, был до Владикавказа! Он стремился в казачьи станицы! Там, на воле, в жизненной простоте, в тихой пустыне он искал видимого последнего покоя…»[3].
С. Малютин. Портрет В. Гиляровского
Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935) – русский писатель, публицист, журналист, родившийся в Вологодской губернии, чтил свои казацкие корни и обращался к этой теме в творчестве. Им была написана, в частности, поэма «Стенька Разин», отразившая простой, открытый, неуемный казачий дух главного героя, много общих черт у которого было с самим Гиляровским. Писатель прекрасно понимал казачий характер «изнутри», был широк, отзывчив, отличался прямотой, необыкновенным свободолюбием и ярким экспрессивным проявлением своих чувств. Его фактурность, колоритность, определили выбор И.Е. Репина, который писал с Гиляровского образ «хохочущего казака» в белой папахе для своей знаменитой картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану».
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 341;