П.Д. Корин. Реквием. Русь уходящая



Существенной стороной социокультурной миссии Владыки Пимена уже в качестве Патриарха Московского и всея Руси (1971) стало продолжение того направления, которое активно развивал Алексий I, а именно укрепление отношений между Православными Церквями разных стран. Осуществляя столь важную миссию, Патриарх Пимен подчеркивал: «Мы стремились, и, по нашему мнению, небезуспешно, посильно послужить развитию братских от­ношений Русской Православной Церкви с возлюбленными поместными Церквами. Единство в свидетельстве и служении великой православной все­ленской семье — вот та святая задача, которой мы себя посвящаем»
[13, с. 73]. В контексте осуществления этой высокой задачи Патриарх предпринял несколько зарубежных поездок, из которых особенно значимой может быть названа поездка на Святую Землю в мае 1972 года; в октябре того же года Святейший Патриарх совершил визиты в Грецию, Румынию и Югославию; впервые в истории Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Мо­сковский и всея Руси Пимен посетил Святую гору Афон. Из важных событий, предпринятых благодаря инициативе Патриарха в отношении развития отечественной церковной культуры, следует назвать официальное открытие Владыкой в сентябре 1980 года в поселке Софрино за­вода с современным оборудованием и технологиями по производству
пред­метов церковной утвари, необходимых для богослужений и
использова­ния мирянами в индивидуальной религиозной практике.
Важно отметить, что содействие Патриарха позволило в восьмидесятых годах значительно уве­личить объем деятельности Издательского отдела Московской Патриархии; начинался процесс постепенного возврата Церкви монастырей и храмов, пер­вым из которых, благодаря усилиям его Святейшества, в 1983 году был воз­вращен Свято-Данилов монастырь«первый монастырь на Москве» (1282). Просветительское, социально-культурное служение Русской Православной Церкви, руко­водимой Патриархом Пименом накануне и, в особенности после празднова­ния 1000-летия Крещения Руси, расширяло свои границы и усиливало духов­но-нравственные позиции многих представителей советского общества.
После юбилейных торжеств, всколыхнувших религиозное чувство зна­чительной части народа, Церковь получила большую возможность участия, в лице своих представителей, в жизни социума. Так, в 1989 году Святейший Патриарх Пимен был избран народным депутатом страны. В этом же году
со­стоялось празднование 400-летия установления в России Патриаршества, в честь которого Первоиерарху удалось посетить Успенский собор, где были совершены панихида над гробницей Всероссийских Патриархов и молебен Новопрославленным святым: Патриархам Московским и всея Руси
святите­лям Иову и Тихону. Выделяя индивидуальные черты личностной творческой деятельности Патриарха Пимена, отметим, что Святейший принадлежал более к созерца­тельному типу Русского монашества: ему близки были уединение, глубокая продолжительная молитва, немногословие,
усилившееся в последние годы жизни Патриарха, высокая духовная сосредоточенность, свойственная право­славным старцам Святой Руси.
Являясь преемником церковного и социально­го служения Святейших Патриархов Московских Тихона, Сергия и Алексия I, Святейший
Патриарх Пимен начал путь тех преобразований, которые осуще­ствил и умножил в предстоящую эпоху глубоких историко-культурных перемен Первоие­рарх Русской Православной Церкви Алексий II (1990–2008).
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру Алексей
Михайло­вич Ридигер, 1929–2008) родился в Таллине в семье священника и с юности определил свой жизненный путь как служение Русской Православной Церкви. Монашеский постриг (1961) в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры он принял в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Человек глубокой сосредоточенности, сдержанности и цельности,
Вла­дыка проявил научно-исследовательский талант ученого-богослова, являясь автором ряда трудов по истории Церкви: за трехтомный труд «Очерки по ис­тории Православия в Эстонии» он был удостоен высшей ученой степени в Русской Церкви — звания доктора богословия (1984). После избрания митро­полита Алексия на Московский Патриарший Престол (1990) его главной зада­чей стало восстановление церковно-государственных отношений в духе пози­тивного сотрудничества и равноправия; благодаря усилиям Святейшего 30 мая 1991 года Русская Православная Церковь обрела право юридического ли­ца. Патриарх Алексий II четко определил позицию высокого авторитета Церкви в обществе, ее активного участия в жизни народа и независимости по отношению к правительственным структурам
В числе социокультурных инициатив Патриарха следует назвать, в частности, открытие им, совместно с ректором МГУ им. М.В. Ломоносова
В.А. Садовничим, первого учредительного съезда Союза православной молодежи.
Акцентируя внимание общественности и правительства на необходимо­сти религиозного просвещения в контексте достижений мировой и отече­ственной культуры, Святейший Патриарх Алесий II выразил убеждение, что воспитание юношества на христианских ценностях, усвоение молодыми людьми христианской нравственности позволит им «понимать великих поэтов и писателей, музыкантов и художников прошлого, таких, как Гете, Шекспир, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Бах, Моцарт, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Рафаэль, Микеланджело, Андрей Рублев, Суриков, Васнецов, Нестеров и многие другие деятели литературы и
искус­ства, сформировавшиеся в христианской традиции, взрастившей их таланты»[2, с. 227]. По благословению Его Святейшества открылись духовные семинарии, духовные училища, церковно-приходские школы и традиционные пра­вославные гимназии. Не осталось без попечения Святейшего Патриарха высшее богословское образование: в 1992 – начале 1993 года были открыты Свято-Тихоновский богословский институт (ныне — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и Российский Православный уни­верситет — учебные заведения нового для современной России типа, целью которых является подготовка не столько священнослужителей,
сколько высококвалифицированных специалистов гуманитарного
профиля с глубоким профессиональным зна­нием богословских дисциплин.
После многолетних гонений в эпоху тоталитаризма Церкви фактически была возвращена возможность миссионерской деятельности, благотвори­тельного служения (запрещенного в прежние советские годы); последнее де­сятилетие ХХ века и первое десятилетие XXI столетия – период возрожде­ния и расцвета — ознаменовались открытием тысячи храмов, сотни монасты­рей, Церковь получила возможность общественной проповеди; миллионы людей могут приобщаться ко многим возвращенным святыням, иконам и церковным ценностям. При Патриархе Алексии II произошло важнейшее событие в судьбе Рус­ской Православной Церкви новейшего времени — восстановление единства Русской Церкви.

Патриарх Алексий II


В праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года был под­писан Акт
о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей. Восстановление церковной целостности является одним из важнейших усло­вий единства и взаимодействия христиан России и Европы в деле сохранения и распространения принципов христианской этики. За свою плодотворную и многогранную духовную и социально-культурную деятельность Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был награжден правительством орденами Трудового Красного Знамени, Почета, двумя орденами Дружбы народов, орденами «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, орденом Святого апостола Андрея Первоз­ванного, орденом «Слава России», орденом Петра Первого Великого, золо­тым крестом «За служение обществу»;
отмечен многими церковными, в том числе международными наградами. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что из среды русского духовенства ХIХ-начала ХХ столетия выдвигались авторитетные духовные лидеры, которые становились в авангарде научно-просветительской деятельности, церковного строительства, социально-культурного служения, направленного на нравственное оздоровление обще­ства, что, по словам Патриарх Алексия II, способствовало «возрождению и укреплению России», ибо «Церковь всегда помогала государству, и благодаря её духовной поддержке возвышалась Русская земля»[2, с. 5].. Показательно, что ду­ховная высота христианского подвига и патриотизм русских иерархов органически со­единяется с многогранностью их творческой одаренности, личностной
хариз­матичностью и высокой созидательной социальной инициативностью, опре­деляющей их благодатное культурно-нравственное и интеллектуальное влияние на социальное развитие российского общества[18].



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 366;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.