Пионеры пожарного благоустройства
Именно так называли двух старейшин «общего пожарного дела»
Е. В. Богдановича и К. И. Безсонова.
Журнал «Пожарное дело» в 1897 г., отмечая их заслуги перед Соединенным Российским пожарным обществом, писал: «Помимо князя Львова и графа Шереметева, давших толчок общему пожарному делу и немало способствовавших его развитию актом учреждения Соединенного пожарного общества, работающего на почве добровольного пожарного труда, заслуживают исключительного внимания еще два пожарных деятеля, явившихся первыми пионерами общего пожарного дела, эти деятели: Е. В. Богданович и К. И. Безсонов». В то время, когда пожарное дело России находилось «в зачаточно-хаотическом состоянии», только отдельные личности, такие как Богданович и Безсонов, направляли свой труд и энергию на активную деятельность по его устройству.
Евгений Васильевич Богданович родился в городе Николаеве. Его отец – боевой генерал, прославившийся в битве под Лейпцигом. По окончании курса в Морском кадетском корпусе Е. В. Богданович некоторое время служил во флоте. Затем был назначен адъютантом новороссийского генерал-губернатора. В Севастопольской кампании на его долю выпало заведование отправкой раненых внутрь страны. В 1859 г. Богданович перевелся в стрелковый полк и в 1861 г. был назначен в распоряжение министра внутренних дел. В этот период своей деятельности Евгений Васильевич произвел расследование положения рабочих Юго-Западного края, заботился о народном продовольствии и учреждении в разных местностях Империи взаимных страховых обществ и общественных пожарных команд. В качестве члена временного управления казенных железных дорог Евгений Васильевич наблюдал за постройками Екатерининской и Полесских железных дорог. По его инициативе был созван первый съезд железнодорожных врачей. Он же явился идейным инициатором Сибирской железной дороги. Перед своим назначением в 1888 г. членом Совета министра внутренних дел Е. В. Богданович принимал деятельное участие в подготовке франко-русского сближения.
Заслуги Евгения Васильевича перед Императорским Российским пожарным обществом были не менее велики. Еще в 1861 г. Е. В. Богданович, состоя при Министерстве внутренних дел, получил поручение заняться организацией городских общественных пожарных команд по образцу действовавшей с 1827 г. в г. Осташкове Тверской губернии. Немало энергии, настойчивости и усилий пришлось потратить Евгению Васильевичу, чтобы «побороть индифферентизм общества и вызвать его к самодеятельности и самоохране путем организации общественных сил и средств на дружную, активную борьбу с пожарным бедствием». В 1870 г. Е. В. Богданович представил в Министерство внутренних дел свои соображения о необходимости принятия «некоторых мер к предупреждению и пресечению пожаров как в городах, так и в селениях». В 1872 г., во время Московской политехнической выставки в комиссии по устройству пожарной части Евгений Васильевич прочел доклад «О практической постановке дела борьбы с пожарами». В этом же году им был прочитан доклад в заседании IV общего съезда представителей русских железных дорог – «О необходимости организации средств огнетушения на железнодорожных станциях», и с этого момента дело организации пожарной помощи по всем русским железным дорогам «получило надлежащую постановку». Вскоре он приступил к устройству речной пожарной охраны в Нижнем Новгороде, Рыбинске и на многих пристанях рек Волги и Камы. Немалую услугу «бедствующему от пожаров населению» принес Евгений Васильевич также своей деятельностью по учреждению городских взаимных страховых обществ.
В 80-е гг. XIX столетия он не удовлетворяется частной организаторской деятельностью «по устройству борьбы с пожарами» и переходит «на почву общаго дела». Так, в 1881 г.министр внутренних дел утвердил его устав «Общества для содействия к предупреждению и пресечению пожаров и причиняемых ими бедствий». Но реального осуществления это общество почему-то не получило. Такая же участь постигла и другой проект
Е. В. Богдановича – «Об устройстве центрального инспекторского учреждения пожарной части». Осуществлением последнего проекта Е. В. Богданович стремился упорядочить положение пожарного дела на местах путем установления «фактического контроля и наблюдения над органами, заведующими активными силами и средствами огнетушения и обязанными, в силу закона, заботиться о предупреждении и пресечении пожарного бедствия». С обстоятельным докладом по этому вопросу генерал-лейтенант
Е. В. Богданович выступил на I съезде русских пожарных и страховых деятелей.
После основания Российского пожарного общества Евгений Васильевич живо интересовался всеми делами Общества и постоянно высказывал свое желание не только быть в курсе их, но и неизменно предлагал новые идеи и свои услуги по их осуществлению. Особенно деятельно готовился он к каждому съезду Общества. Не присутствуя лично на 2-м пожарно-страховом съезде в Нижнем Новгороде (1897 г.), Евгений Васильевич все-таки постарался принять участие в нем, прислав вслед за приветствием несколько печатных докладов, касающихся благоустройства пожарного дела: «О способах улучшения персонала низших служащих в пожарных командах»; «Об учреждении школы для брандмейстеров»; «Об устройстве инвалидно-пожарных домов для призрения увечных пожарных»; «О распространении в публике здравых понятий о пожарном деле с помощью народных чтений с картинами». С большим интересом участники съезда выслушали доклад Евгения Васильевича «О 35-летней деятельности на благо отечественного пожарного дела», с которым по его просьбе выступил граф В. С. Татищев. Доклады Е. В. Богдановича основательно дополнили труды съезда, сыгравшие важную роль в развитии пожарного дела.
В последние годы Евгений Васильевич, уже состоя в званиях члена Совета министра внутренних дел, тайного советника, генерала от инфантерии, не перестает уделять внимания дорогому его сердцу пожарному делу. Он с большой радостью встретил сообщение о проведении в С.-Петербурге VI Международного пожарного конгресса и избрании его почетным членом этого конгресса. Болезнь лишила его возможности лично присутствовать на этом форуме, но его участникам была памятна знаменательная телеграмма, присланная «русским пожарным ветераном» в день закрытия конгресса и оглашенная в торжественной обстановке на заключительном заседании конгресса:
«В день последнего собрания пожарного международного союза прошу передать международным союзникам против общего врага – разрушительной стихии – прощальный привет почетного члена конгресса, 83-летнего старца, более половины века трудящегося в деле их общей великой борьбы. Пускай говорят, что нет огня без дыма: братский собор пожарных деятелей свидетельствует, что горит в сердцах людей пламя без дыма, неугасимое пламя сострадания к страждущему человечеству, творящее всемирный союз борьбы с дымными огнями пожаров. Да не угасят мирские страсти этого пламени! Да не расторгнут никакие злые горы благородного единения против врага ради человечества! Да растет и крепнет мирное братство воинов пожарных, гибнущих и спасающих, но не раздающих ран, не сеющих смерти! Одушевленные этим единством, да разъедутся участники международного съезда еще более нерасторжимыми союзниками, чем собрались и совместно трудились, и если бы даже исторические причины омрачили ныне переживаемые впечатления, то да восторжествуют над ними человеколюбивые замыслы...».
Второй пионер общего пожарного дела – маститый пожарный деятель Клавдий Иннокентьевич Безсонов с молодых лет отдавался «святому делу борьбы с страшным народным бичом». Он начал свою пожарную службу в 1884 г. в скромной должности брандмейстера. Изучив хорошо пожарную технику и тактику, Клавдий Иннокентьевич горячо и энергично принялся работать со своей командой сначала в Херсоне, а затем и в Харькове. Пожарные команды под руководством К. И. Безсонова «стали образцовыми по своему оборудованию и представляли действительно исключительное и редкое явление в нашей пожарной охране». Спокойный и уравновешенный внешне Клавдий Иннокентьевич до конца своей жизни «остался страстным и беззаветным пожарным борцом...».
«В огне и при всех пожарных бедствиях Клавдий Иннокентьевич перерождается и – несмотря на все климатические невзгоды, в жару и на морозе – он весь отдает себя святому служению делу и первым идет в огонь, спасая ближних и их достояние. Как истинный пожарник он с любовью увлекался этой борьбой». Но главная заслуга его в общем ходе развития пожарного дела заключается не в практической деятельности, а в агитаторской. Он первый начал настойчиво и систематически будировать русское общество, стараясь обратить его внимание на повсеместное плачевное положение дела огнетушения, на полное неустройство средств и сил борьбы с пожарами и на насущную необходимость заняться разрешением давно уже назревшего пожарного вопроса. Статьи его вначале печатались в местных южных газетах, а затем в «Новом времени». Брошюра К. И. Безсонова «Пожарная реформа и пожарный вопрос», изданная в 1891 г., немало способствовала пробуждению в нашем обществе интереса к положению пожарного дела и послужила толчком к устройству первой пожарной выставки и первого съезда пожарных деятелей.
Особое внимание заслужил на выставке сельский пожарный обоз конструкции Безсонова, чрезвычайно удобный и практичный. Он состоял из деревянных дрог на четырех колесах, на которых спереди прикреплена бочка с водою, а позади установлена пожарная труба, и требовал всего одной лошади, которая притом и «запрягается буквально во мгновение ока посредством только уздечки и хомута с особыми гужами». При обозе находились все необходимые инструменты: двухколенная лестница, ведра, багры, лом, топор и брезент, служащий и для защиты во время пожара соседних построек, и для сохранения обоза в обыкновенное время от пыли и грязи. Когда обоз находится в работе, труба с него снимается, и на оставшееся свободное место можно ставить какую-либо посуду и, следовательно, возить на тех же дрогах воду. Цена такого обоза – 375 рублей.
Им были изданы брошюры «Противопожарный вопрос и пожарная реформа», следует отметить еще статистический труд Безсонова об убитых, увечных и раненых брандмейстерах и пожарных служителях за последнее пятилетие (1892–1897 гг.).
На первом съезде пожарных деятелей К. И. Безсонов прочитал обстоятельный доклад о причинах возникновения пожаров, иллюстрировав его целым рядом факторов и наблюдений из своей пожарной практики.
А в следующем докладе «Вспомогательный фонд для пожарных» Безсонов поднял «злободневный вопрос для всей…пожарной семьи». С 1883 г. все городские пожарные команды окончательно распростились с нижними воинскими чинами и вместе с тем с правом пожарных служителей пользоваться в случае увечий покровительством Александровского комитета о раненых. С этих пор пожарные остались без всякой материальной помощи, и ни в одном городе не было учреждено специального вспомогательного фонда для пожарных, из которого было бы возможно немедленно произвести необходимый расход для оказания помощи раненому и «увечному» или выдать какую-либо экстренную субсидию семье больного. Клавдий Иннокентьевич, зная об этом, предлагал съезду образовать вспомогательный фонд, который «служил бы источником для вспомоществования пожарным служителям, сделавшимся жертвой своей службы, и который вместе с тем не был бы обременительным для городских касс и для каждого жителя города».
Ровно через 20 лет, в 1912 г., Клавдий Иннокентьевич, избранный почетным членом VI Международного пожарного конгресса, приветствуя видных представителей пожарного дела, сказал: «Мы, к несчастью, вечно в дыму – небесный склон горит и слышен гул колоколов набатных со всех концов света. Этот гул собрал нас сюда для того, чтобы измыслить такие положения, которые остановили бы этот звон».
Труды и работы VI конгресса указали средства, способные если не остановить, то ослабить этот звон. Ветеран пожарного дела и сам сделал для этого немало.
Проекты Богдановича и Безсонова были не раз «встречены сочувственно, с выражением пожелания наискорейшего их осуществления».
Эти два пионера «пожарного благоустройства» были, так сказать, «сеятелями доброго дела на ниве защиты народа от огненных бедствий».
Дата добавления: 2019-09-30; просмотров: 449;