Формы использования музыки


1. Прежде всего, это - музыка, исполняемая в процессе сеансов самими клиентами. Сюда входят вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (в основном на фортепиано), а также специально организованное исполнение известных сочинений. Собственное музыкальное творчество клиентов, с одной стороны, есть средство самовыражения, а с другой - средство общения с другими клиентами при групповой работе. Эти импровизации, создаваемые людьми далеко не всегда знакомыми с музыкальной грамотой и в традиционном понимании не умеющими играть, являются хорошим терапевтическим средством.

2. Традиционная "воздействующая" музыка, звучащая извне по отношению к клиенту, также используется в терапевтическом процессе. В зависимости от конкретной формы работы это может быть фонограмма или собственная игра ведущего - музыкотерапевта. Музыкальным материалом служат сочинения, принадлежащие к различным эпохам, стилям и жанрам - от архаической монодии до авангардной и пост авангардной музыки ХХ века академического и неакадемического направлений.

3. Ощущение человеком своего организма, тела как "музыкального инструмента" - работа с ритмами дыхания, пульсациями внутри тела, тембром голоса и т.д.

4. Метафорическое описание пространства, атмосферы, участников и самого терапевтического процесса в музыкальных терминах. Какой стиль (жанр, произведение, инструмент) соответствует данному человеку (группе)? Каким музыкальным сочинением можно было бы озвучить только что завершившийся процесс?

 

"Банк техник", который используется в сеансах музыкальной психокоррекции, содержит 4 основных блока приёмов и методов:

 

Первый блок основан на вариантах традиционных форм работы, включая техники, основанные на пассивном восприятии музыки. Музыкальный материал выступает в подобных терапевтических процедурах в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов, а внимание клиента направлено на иные внутренние или внешние факторы, к примеру, на собственные мысли, чувства, на содержание речи партнёра.

Второй блок содержит техники, основанные на активной работе клиента с образами музыки, звучащей извне. Терапевтические эффекты достигаются путём активного переживания эмоционального содержания звучащего произведения: его осознания, устной или письменной вербализации, рисования, движения под музыку, разыгрывания различных музыкальных "сценок".

Третий блок включает техники, основанные на самовыражении через музицирование. С одной стороны, это могут быть вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (исполняемые индивидуально, совместно с ведущим, в паре, в группе). С другой стороны, это - специально организованное исполнение известных сочинений. Для инструментальных импровизаций часто используется фортепиано, хотя дополнить его могут многие другие музыкальные инструменты, в том числе и "детские". Импровизационные упражнения организованы таким образом, что участникам не требуется предварительной музыкальной подготовки и тем более музыкального образования.

Четвёртый блок включает ряд "телесно-ориентированных" техник, связанных со слышанием музыки как бы "внутри себя". В процессе работы физический организм (дыхание, пульсации внутри тела, тембр голоса, телесные зажимы) становится символическим "источником" ритмов, звуков и мелодий. Человек начинает двигаться, прислушиваясь к самому себе, гудеть, опираясь на особенности своего дыхания, петь. В зависимости от задач, упражнения выполняются сидя, стоя, лёжа или в движении. Данный блок техник способствует работе с телесными проекциями психологических проблем.

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 367;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.