Сталкиваются работники организации
Параметр | Содержание |
Власть | º Нужно ли выполнять любое указание, если оно исходит «сверху»? º Можно ли подвергать власть сомнению? º Следует ли подчиняться лишь под угрозой наказания? |
Закон | º Нужно ли всегда следовать букве закона? º Соглашаться с выражением: «Закон, что дышло: куда повернул, то и вышло»? |
Работа | º Является ли работа главным занятием в жизни человека? º Можно ли по-настоящему работать, занимаясь нелюбимым делом? º Можно ли пожертвовать здоровьем и личной жизнью ради дела? |
Результат | º Есть ли цель, ради которой можно использовать любые средства? º Какой результат можно считать удовлетворительным/достойным? |
Возраст | º Возраст — «богатство» или «утрата»? º Является ли возраст достаточным основанием для уважения? |
Образование | º В какой мере можно доверять мнению эксперта? º Что важнее: знание или «природная смекалка»? º Можно ли судить о человеке по его образовательному уровню? |
Равенство людей | º Могут ли национальные различия влиять на отношения людей? º Нужно ли относиться одинаково к мужчинам и женщинам? º Должны ли женщины иметь особые привилегии? |
Отношение к риску | º Должна ли жизнь человека исключать риск? º Оправдан ли риск, если неудача может повлиять на жизнь других людей? |
Помощь другим | º Нужно ли помогать старикам, больным, бедным и безработным? º Стоит ли выполнять «чужую» работу, если вознаграждение не предусмотрено? º Следует ли привносить в свою работу чувства и эмоции или необходимо быть предельно рациональным? |
Поощрение или наказания | º Что заставляет людей изменить поведение: наказание или поощрение? º Чем можно действительно заинтересовать людей? º Могут ли люди хорошо работать, если над ними не будет угрозы наказания? |
Удовольствие | º Должен ли человек заслужить право на удовольствие? º Может ли работа быть удовольствием? |
Люди приходят в организацию, имея в своем багаже системы ценностных представлений. Эти представления не являются пассивными. Ценности работников оказывают влияние на их оценочные суждения относительно объектов, людей и событий. Оценочные суждения не имеют столь выраженного нравственно-этического аспекта, как ценности, и отражают те чувства, которые индивид испытывает по отношению к чему-либо. Например, если работник убежден, что поощрение должно основываться, прежде всего, на результатах деятельности, он вряд ли будет относиться с одобрением к системе стимулирования, вознаграждающей работников за стаж работы. По-видимому, такой работник будет чувствовать себя обиженным, видя, что его старания и профессионализм ценятся организацией ниже, чем стаж менее старательных сослуживцев.
Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Некоторые ценности формировались исторически, в течение многих поколений, и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, равенство, демократия - это те общественные ценности, которые рассматриваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный.
Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве. Их источник - это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно, чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи.
По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, родственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок воспринимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, вырабатывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может впоследствии никогда и не усомниться.
Ценности относительно стабильны и устойчивы.
Одну из первых классификаций ценностей предложил Гордон Олпорт. Он выделил шесть типов ценностей.
1. Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины.
2. Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды.
3. Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармонию и искусство.
4. Социальные ценности, придающие наибольшее значение человеческим взаимоотношениям - любви, дружбе, преданности и т.д.
5. Политические ценности, отдающие исключительное предпочтение обретению власти и влияния.
6. Религиозные ценности, которые первостепенную важность придают следованию определенной системе представлений (вере).
Ценностные представления также могут быть разделены на две большие группы: терминальные и инструментальные. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т.д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одинаково важны в любой стране и культуре.
Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, отражающими виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид: тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный и т.д. В отличие от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие элементы поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.
Несмотря на стабильность и прочность, ценности подвержены изменениям, и, следовательно, руководитель может оказывать влияние на ценности своих сотрудников. Кроме того, новые поколения могут приносить с собой в организацию новые системы ценностей.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 502;