Закон отрицания отрицания
Сущность этого закона состоит в том, что он отражает направленность и форму развития (от низшего к высшему, от простого к сложному, в форме спирали), отвечает на вопрос «куда идет развитие?»
Этот закон раскрывается через понятия «отрицание», «относительные (не замкнутые) круговороты», «спиралевидность».
Переход к новому связан частичным разрушением, отрицанием старого. Качественно новое выступает как противоположность старому и в этом его односторонность. А ведь было что-то хорошее и в старом. Поэтому Гегель говорил, что необходимо второе отрицание, т.е. нужен переход к третьей ступени. Но эта новая ступень должна включать в себя лучшее из того, что было на первой и на второй ступени, т.е. второе отрицание – это, по сути дела, синтез(например, маленький ребенок не умеет анализировать, у него неразвито абстрактное мышление, ему характерен целостный взгляд на мир на уровне чувственного отражения, без знания деталей; взрослый человек анализирует, дифференцирует мир вокруг себя и погружается в суету мира, в детали; при нормальной старости пожилому человеку характерна мудрость как целостный взгляд на мир, но на более высоком уровне, вобравшем с себя опыт всей жизни, т.е. синтетический взгляд на мир как дифференцированную целостность). Синтез завершает развитие. Поэтому закон формулируется как двойное отрицание.
Понять сущность предмета, направленность его развития можно только как минимум после двух отрицаний, ибо тогда предмет достигает своей целостности.
ОТРИЦАНИЕ – это: 1) уничтожение устаревшего; 2) сохранение лучшего (чтобы была преемственность в развитии); 3) преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую роль при этом играют и внешние условия, хотя источником отрицания старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит как саморазвитие. Удержание лучшего очень важно, ибо при полном отрицании предмет уничтожится и развития не будет (например, зерно размололи, получилось новое качество- мука, но зерно развиваться не будет. Другое дело, если зерно проросло. Росток как бы уничтожает зерно, но не полностью. Сам росток дает колос с новыми зернами. Росток погибает, но жизнь зерна продолжается). Внешние условия могут способствовать развитию, а могут ему препятствовать.
Отрицание - это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию.
За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются (расширяющаяся спираль, а не круговорот).
Черты развития: 1. поступательность; 2. наличие относительных круговоротов; 3. спиралевидный характер; 4. необратимость; 5. движение от низшего к высшему.
Метафизики рассматривают развитие как движение по замкнутому кругу, т.е. по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень.
Отрицание – это одновременно и скачок, и разрешение противоречий. Он всегда занимает какое-то время, т.е. отрицание – это тоже процесс, но более интенсивный.
Гегель развил диалектику, но считал, что развивается высший Дух и мышление человека, природа же у него не развивается. Этот закон он формулировал в терминах мыщления:
Отрицание-1 отрицание-2
Теза (высказывание) антитеза (противоположное высказ.) синтез
-----------------------------!--!------------------------------------------------------------!--!--------------------
мнение противоположное мнение всестор.взгляд
Вопрос: Какое место занимает закон отрицания отрицания среди других законов диалектики? С какой стороны он характеризует развитие?
Вопрос: Заполните таблицу:
Вопросы | диалектика | метафизика |
1. в чем причина отрицания? | ||
2. каково отношение между старым (отрицаемым) и новым (отрицающим(? | ||
3. зависит ли характер отрицания от природы явления и внешних условий? | ||
4. какую роль играют элементы старого в новом? |
Вопрос: Зная, что происходит в результате первого отрицания и зачем нужно второе отрицание, проанализируйте следующую схему и порассуждайте, что должна представлять собой общественная собственность на средства производства и почему?
Общая собственность На средства произ- водства в первобытном обществе | Отрицание 1-е (переход в противо- положность) | Частная собственность на средства произ- водства в рабовладель- ческом, феодальном и капиталистическом обществах | Отрицание 2-е (по Гегелю – синтез) | Общественная Собственность на средства производства |
Вопрос: Почему процесс развития приобретает определенную направленность? Почему развитие необратимо? Можно ли вернуться в детство? Можно ли предвидеть будущее и почему?
Вопрос: Каково соотношение прогресса и регресса? Возможен ли прогресс без регресса? Что представляет собой социальный прогресс? Стоит ли ввести понятие «цена прогресса» и что под ним понимать?
Вопрос: Элементы какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а отец мой – ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»?
Вопросы о связи всех законов диалектики
1. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:
а) что является источником развития?
б) каков механизм новообразований?
в) в каком направлении идет развитие?
2. Попытайтесь на конкретных примерах показать взаимосвязь законов диалектики. Сделайте это, в частности, в отношении периодической системы Д.И.Менделеева.
3. Объясните, исходя из законов диалектики, высказывание древнегреческого философа Демокрита: «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зло… У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром». (Цит.по: «Материалисты древней Греции». М.,1955.С.156-157).
4. Объясните с точки зрения законов диалектики, почему «болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, стремится оказать услугу и становится навязчивым, желает вызвать удивление и делается смешным» (Плутарх).
Доп учебники
Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656
update 28.06.21
В А. канке
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Москва • «Логос» • 2001
УДК 1(091) ББК 87.3 К19
Канке В.А.
К19 Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2
Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших профессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентировано на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.
ББК 87.3
ISBN 5-94010-011-2
© Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформление, 2001
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 343;