Рисункок 6 – Упражнение Блинчики-Оладушки
«Галочка и палочка».
Цель: развитие координации речи с движением, нормализация слухового и зрительного внимания и памяти, пространственных представлений. Оборудование: карточки с ритмическим рисунком, где знак «i» - «палочка» (правая рука), знак «v» - «галочка» (левая рука), обозначение «I»- «палочка» (правая нога), а «V»- «галочка» (левая нога). Описание: воспроизвести ритм с одновременным проговариванием слога [па] по картинке с ритмической схемой, где i - хлопнуть по столу правой рукой, v -хлопнуть левой рукой, I - топнуть правой ногой, V - топнуть левой ногой, выделенные жирным курсивом символы – акцент:
iI IV iI Vv IIV vII VI iV vIVI IV Vi
III. Заключительный этап. «Автоматизация полученных неречевых и речевых темпо-ритмических навыков». Целью заключительного этапа является отработка темпо-ритмических навыков в экспрессивной речи. Работа проводится на материале скороговорок, считалок, стихотворений, которые ребенок заучивает.
Задачи данного этапа: 1. Автоматизировать согласование движений и речи в определенном темпе и ритме. 2. Скорректировать умения и навыки произвольно изменять и выбирать необходимый темп и ритм собственной речи. 3. Сформировать контроль и самоконтроль за собственной темпо-ритмической организацией речи.
Для решения этих задач можно предложить следующие упражнения:
«Карусели».
Цель: формирование координации речи с движением за меняющимся стихотворным темпом. Описание: вместе с логопедом ребенок идет по кругу, проговаривая стихотворение: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели (говорить в медленном темпе). А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает) все бегом, бегом, бегом (в быстром темпе). Тише, дети, не спешите (темп постепенно замедляется) карусель остановите (в медленном темпе) раз, два, раз, два вот и кончилась игра (хлопать в ладоши и говорить медленно)». (Русская народная потешка).
«Хлоп, ладошка».
Цель: Формирование координации речи с движение, развитие пространственных представлений, переключаемости движений. Описание: одновременное проговаривание с движением (рисунки в соответствии с номером представлены ниже):
1 2 1 2 1 3 1 4 3 3 3
«Вот у нас игра какая: хлоп ладошка, хлоп другая, правой правую ладошку
3 3 3 4 4 4 4 4 4 4
мы пошлепаем немножко. А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай!
1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 7 1
А потом, потом, потом левой правую побьем. Вверх ладошки хлоп, хлоп! По
8 1 8 9 9 9 9 2 2 2
коленкам – шлеп, шлеп! По бокам себя пошлепай! Хлопаем перед собой!
10 10 11 11 1 7
Вправо можем! Влево можем! Хлоп, хлоп!» (Народная игра).
Рисунок 7 – Упражнение Хлоп, ладошка
«Барабанщик.
Цель: закрепление навыка умения синхронизировать речь с движением рук и ног, меняя темп. Оборудование: барабан. Описание: ребенок одновременно марширует на месте, проговаривает текст и воспроизводит ритм, отстукивая его в барабан. Удары в барабан воспроизводятся правой и левой рукой.
«Левой! Правой! (1 удар, 1 удар). Левой! Правой! (1 удар, 1 удар). На парад идет отряд (удар на каждый слог). На парад идет отряд (удар на каждый слог). Барабанщик очень рад (быстрый темп): барабанит, барабанит (удар на каждый слог) полтора часа подряд (удар на каждый слог). Левой! Правой! (1 удар, 1 удар). Левой! Правой! (1 удар, 1 удар). Барабан уже дырявый (быстрый темп)». (А. Барто).
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2008. 319 с.
2. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. М., 2009. 222 с.
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2017. 264 с.
4. Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: АСТ, 2009. 144 с.
5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС, 2003. 272 с.
6. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. М.: Школьная Пресса, 2007. 48 с.
7. Ларина Е.А. Скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста. Хабаровск, 2011. 142 с.
8. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1997. 256 с.
9. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. М., 2016. 574 с.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающегося онтогенеза. М.: Генезис, 2017. 474 с.
11. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М.: Академия, 2005. 192 с.
Литература 1. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : учеб. пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. – М. : Флинта-Наука, 2000. – 200 с. 2. Здоровова, Б. Б. Зависимость просодических элементов речи от ее темпа / Б. Б. Здоровова // Актуальные вопросы интонации: сб. науч. тр. – М., 1984. – С. 71–74. 3. Зайцева, Л. А. Организация и содержание логопедических занятий в учреждениях образования : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов / Л. А. Зайцева. – 2-е изд. – Мозырь : Белый ветер, 2006. – 78 с. 4. Трауготт, Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами / Н. Н. Трауготт // Хрестоматия по логопедии : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 1997. – Т. II. С. 3–23. 5. Хватцев, М. Е. Недостатки речи и их устранение / М. Е. Хватцев. – М. : Уч. пед. изд-во, 1936. – 135 с. 6. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. Э. Артемова. – М., 2005. – 25 с. 7. Ермакова, М. А. Развитие интонации у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / М. А. Ермакова. – М., 2013. – 223 с. 8. Копачевская, Л. А. Формирование интонационной выразительности у детей с нарушениями речи : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Л. А. Копачевская. – М., 1991. – 181 с. 9. Ларина, Е. А. Формировние интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР в структуре коррекции нарушений письма : дис. … канд. пед. наук : 19.00.03 / Е. А. Ларина. – Екатеринбург, 2007. – 196 с. 10. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – 2-е изд. – М., 2004. – 608 с. 11. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М. : Изд-во «Оникс» ; Мир и Образование, 2008. – 624 с. 12. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. – 5-е изд., испр. и доп. – Назрань : Пилигрим, 2010. – 486 с. 13. Шпунтов, А. И. Анализ звучащих образцов как прием обучения устной монологической речи учащихся (на уроках русского языка в 1 классе) : дис. … канд. пед. наук : 19.00.07 / Моск. пед. ин-т. – М., 1980. – 243 с. 14. Ильина, В. И. К вопросу об изучении вариантов речи / В. И. Ильина // Вопросы психологии. – 1961. – № 1. – С.119–132. 15. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. проф. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с. 16. Зиндер, Л. Р. Влияние темпа речи на образование отдельных звуков / Л. Р. Зиндер // Ученые записки ЛГУ. Сер. филологических наук. – Л., 1964. – Вып. 69. – С. 1–27. 17. Антипова, А. М. Ритмическая организация английской речи – экспериментально-теоретическое исследование ритмообразующих функций просодии : автореф. дис. … д-ра филол. наук : 19.00.07 / А. М. Антипова ; Моск. пед. гос. ин-т. – М., 1980. – 38 с. 18. Дежевицын, М. Н. Об изучении интонационных особенностей некоторых видов речевых высказываний / М. Н. Дежевицын // Экспериментальная фонетика. – 1972. – С. 37–41. 19. Гайдучик, С. М. Просодическая система современного немецкого языка / С. М. Гайдучик. – Минск : [б. и.], 1972. – 86 с. 20. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. – 175 с. 21. Черемисина, Н. В. Законы и правила русской интонации : учеб. пособие / Н. В. Черемисина. – М. : Флинта ; Наука, 1999. – 520 с. 22. Златоустова, Л. В. Фонетические единицы русской речи / Л. В. Златоустова. – М. : Изд-во МГУ, 1981. – 105 с. 23. Кривнова, О. Ф. Ритмизация и интонационное членение текста в «процессе речи-мысли». Опыт теоретикоэкспериментального исследования : дис. … канд. пед. наук : 19.00.05 / О. Ф. Кривнова. – М., 2007. – 214 с. 24. Ахутина, Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 215 с. 25. Глухов, В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. П. Глухов, В. А. Ковшиков. – М. : Астрель, 2007. – 295 с. 26. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 287 с. 27. Физиология речи. Восприятие речи человеком / Л. А. Чистович [и др.] ; под общ. ред. Л. А. Чистович. – Л. : Наука, Ленинградское отд-ние, 1976. – 386 с. 28. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Наука, 2003. – 377 с
Подвижность - это способность голоса изменять без напряжения свою громкость, высоту и скорость. Это, в свою очередь, помогает избежать монотонности в речи. Ведь, чем больше контрастов мы используем (тише — громче, выше — ниже, быстрее — медленнее), тем выразительнее становится наша речь.
Чтобы выработать подвижность голоса и поработать над скоростью (темпом) своей речи, предлагается проделать следующие упражнения.
Упражнение 1. Начинайте читать медленно, постепенно ускоряясь (соответственно содержанию).
ТРИ КРУГА
Темп речи убыстрять учусь,Сейчас три круга я промчусь.
Вот в первый круг пустился я,Хоть речь и быстрая моя,
Но до предела далеко,Я говорю слова легко
И на пути ни оговорки,В том помогли скороговорки.
Вот в круг вступил теперь второй,Ускорился темп речи мой,
Всё собранней, короче слово,Точна предельно мысль моя,
А интонация готова Всё выразить, что вижу я.
Вот третий круг ещё быстрее,Чтоб финиша достичь скорее!
Слова строчат из пулемёта:«Тра-та-та-та!» Язык намётан,
Весь речевой мой аппарат,Готовый к бою, только рад,
Когда пред ним трудней задача.Тренировался – есть удача!
Кто ж тренингом пренебрегал,Тот в мастерстве своём отстал!
Упражнение 2. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали».
Упражнение 3. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:
Божья коровушка,Полети на облышко, Принеси нам с неба,Чтобы было летом:
В огороде бобы,В лесу ягоды, грибы, В роднике водица,Во поле пшеница.
Упражнение 4.Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле — — — (медленный темп)
Завертелись карусели. — — — (медленный темп)
А потом, потом, потом — — — (средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — — (быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — — (очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — — (очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — — (средний темп)
Карусель остановите. — — — (средний темп)
Раз, два, раз, два — — — (медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — — (медленный темп)
Упражнение 5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:
Убежало молоко, Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось, Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло, Постового обошло,
Под скамейкой проскочило, Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят, Разогрелось — и назад:
Вдоль по улице летело, Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло, Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела: — Закипело? — Закипело!
Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление. Патологически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.
Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп речи определяется содержанием текста.
Временная организация высказывания подчинена мелодической и усиливает ее. При нормальном развитии восходяще-нисходящего контура, оформляющего повествование, темп речи характеризуется замедлением к концу высказывания, и это замедление вместе с понижающейся мелодикой сигнализирует о завершенности. Отсутствие замедления служит своеобразным сигналом того, что или высказывание незавершено, или же оно требует продолжения от собеседника — когда это вопрос. Поскольку существует общая тенденция произносить более медленно то, что говорящему кажется наиболее важным, наибольшую длительность будет иметь ударный гласный слова, находящегося в интонационном центре, обычно на него падает и особое ударение. Если сравнивать среднюю длительность звуков при разном интонационном оформлении, то видно, что максимальна она при восклицательной интонации, далее следует интонация завершенности, а интонация вопроса и интонация незавершенности характеризуются наименьшей средней длительностью звука, т. е. самым быстрым темпом произнесения.
Оптимизация речевого общения тесно связана с выбором оптимального Т. р.. Оптимальный Т. р., взависимости от условий, может быть и медленным, и быстрым, и умеренным. Обычно противопоставляютмедленный и быстрый Т. р. некоторому среднему Т. р. и называют его «нормальным». Правильнее этотпоследний называть умеренным или средним темпом, поскольку понятия «нормальный» и «оптимальный» близки по содержанию. Средний Т. р. русских составляет около 120 слов в минуту. Иными являются нормы«учебной речи»: в V—VI классах учитель, как правило, произносит не более 60, а в XI — не более 75 слов вминуту. Хотя темп речи каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах – от 60-70 мс при беглой речи до 150-200 мс при медленной.
Скорость речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, подготовленности кразвернутому высказыванию, от содержания речи и ситуации общения. Т. артикулирования возрастает припроизнесении языковых единиц, которые являются привычными, как бы «лежащими наготове» в активномсловарном запасе говорящего (различного рода устойчивые словосочетания, привычные речения, междометия и т. д.). Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстром Т., чемпубличное выступление (и в частности урок). Замечено: чем важнее содержание, тем медленнее речь. Т. р., особенно лекции, значительно замедляется, если слушатели ведут запись. Когда речь произносится вбольшом зале, отраженное эхо может накладываться на последующие слова, поэтому в этом случае следуетговорить медленнее.
Таким образом, Темп речи (итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Измеряется либо числом звуков, слогов и т. д., произносимых в единицу времени (чаще всего — в секунду), либо средней их длительностью. Наиболее вероятной мерой темпа речи при восприятии является период следования гласных, или, иначе говоря, средняя длительность слога. Темп речи является одним из компонентов интонации. Замедление темпа к концу высказывания служит средством создания его интонационной цельности. Темп речи играет большую роль в противопоставлении важного — неважного в высказывании: наиболее важные в смысловом отношении отрезки речи (целые синтагмы или отдельные слова в них) произносятся в замедленном темпе; отрезки, содержащие второстепенную информацию (например, вводные слова), характеризуются убыстренным темпом. Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных особенностей говорящего, его эмоционального состояния, ситуации общения и стиля произношения. Существует зависимость темпа речи от длины речевой единицы, свидетельствующая о тенденции к изохронности: чем больше длина слова или синтагмы, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них.
Замедление Т. р. может осуществляться двумя способами: путем увеличения длительности звуков и путемпроизнесения фразы с паузами между словами. Чувство подавленности, инертность, раздумье – замедляют Т.р. Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжело больного, очень старого человека. В замедленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга, торжественное обещание. Нежелательна сильно замедленная речь. О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подает», «Слово за словом на тараканьих ножках ползет», «Говорит, как воду цедит». Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.
Убыстрение Т. р. достигается путем сокращениядлительности звуков (т. е. увеличением скорости артикуляции); при быстром Т. р. паузы между словамиделаются короче или вовсе исчезают. При убыстрении Т. р. согласные сохраняются лучше, чем гласные. Этосвязано с тем, что при их произнесении артикуляционные движения носят более компактный характер и, следовательно, могут быть совершены с большей скоростью. Что касается гласных, то убыстрение Т. р. приводит к их количественной и качественной редукции. Другим следствием убыстрения речи может бытьисчезновение ряда звуков этоявление, довольно часто встречающееся в обиходной речи.Следовательно, высокий Т. р. создает трудности для дикции при произнесении как согласных, так и гласных иможет привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценностивысказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умениеследить за своей речью с точки зрения оптимального, наиболее подходящего Т. р. Вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи. Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемета», « Тысячу слов в минуту». Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т. е. перестать слушать выступающего.
В) Тембр
Индивидуальный компонент интонации — тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно (свойственный только данному лицу, личный). Повлиять на тембр голоса могут также следующие факторы: осанка человека; скорость произношения слов; усталость. Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.
Это – дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса. Тон вокала или голоса в обычной речи определяется следующими качествами: анатомической формой трахеи; размером трахеи; объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);плотностью смыкания голосовых связок.
В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора образуются обертоны, т. е. дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще «цветом» голоса.
Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.
По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др
Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев
Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дублетами.
Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие то зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый, скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий, сухой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный). Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окраска.
Певческие голоса бывают таких типов: мягкий; мелодический; приятный; металлический; глухой.
Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов): бархатные; золотые; медные; серебряные.
Типы голосов в самой общей классификации: холодный; мягкий; тяжелый; слабый; твердый; жесткий.
Однако, как бы ни разнились голоса людей, как бы ни различалась их манера интонировать свою речь, есть какие-то общие для всех интонационные правила, есть типичные интонационные конструкции. Иначе невозможно было бы общаться, невозможно было бы понять друг друга
Г) Интeнcивнocть peчи, т. e. cилa или cлaбocть пpoизнeceния, cвязaнныe c ycилeниeм или ocлaблeниeм выдыxaния (cp. peчь в кoмнaтнoй oбcтaнoвкe и нa плoщaди). На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно.
Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса — это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).
Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи. Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса — величина объективная, то громкость — понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость — это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса — это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.
Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет произносить речь, вести разговор. Так, на митинге, параде, на вокзале (к примеру, когда один находится в вагоне, а другой на перроне), если собеседники разделены расстоянием, а необходимо сказать что-то важное, позволительно говорить громко. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приеме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, в магазине или другом общественном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о невоспитанности или чрезмерной нервозности, возбужденном состоянии или, наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание
Д) Ритм
Это закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц.
Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.).
Ритм peчи, т. e. чepeдoвaниe yдapныx и бeзyдapныx, дoлгиx и кpaткиx cлoгoв (cp. peчь пpoзaичecкyю и peчь cтиxoтвopнyю).
Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Также на речь влияет способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Часто эта способность бывает нарушена у детей с ОВЗ. Поэтому важно увидеть степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма и построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений. Отстукивание ритма помогает развить слуховое внимание, ритм неречевых звуков, является шагом к развитию фонематического восприятия. Речь обладает ритмом. Чередование ритма речи должно быть равномерным (ускорение, замедление, напряжение, ослабление). При наличии нарушения ритма речи ребенок говорит быстрее, медленнее, заикается или «глотает» окончания слов. Эти упражнения помогут сформировать ощущение ритма! Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой.
Для более глубокого понимания природы речевого ритма исследователи рассматривают его в разных перспективах: с точки зрения восприятия, воспроизведения, символической репрезентации и роли в осуществлении коммуникативной функции. Обзору основных вех в изучении ритма с предложенных четырёх позиций за последние 70 лет посвящена работа K.J. Kohler «Ритм в речи и языке. Новая исследовательская парадигма», в которой автор предлагает интегрированный подход к данной проблеме [2009]. Первоначально изучение речевого ритма было лингвистически направленным. Установление его символической репрезентации породило длительную дискуссию о том, какой аспект важнее – акцент, т.е. лингвистическое выделение значимых элементов, или периодичность их появления. Одной из причин полемики и, следовательно, невозможности представить чёткое и однозначное определение речевого ритма является неоднородность ритмической организации речи в различных языках. Это подтолкнуло лингвистов к подразделению всех языков мира на два ритмических класса: силлабические -французский, испанский, финский- (с отдельным классом – мора-языки) и акцентные [Pike K.L. The intonation of American English. Michigan: University of Michigan Press, 1945]. Для акцентных языков – немецкий, русский, английский и др. характерна равноудалённость ударных слогов, а также сложная слоговая структура и редукция гласных. Поскольку русский язык относится к акцентным, отечественными специалистами речевой ритм определяется, прежде всего, как чередование ударных и безударных слогов [1, 9, 10 . Филатова Юлия Олеговна.]. Ритмическое структурирование имеет не только слово, но и фраза, а также текст. В связи с этим в отечественной лингвистике, помимо слога и ритмической группы, выделяются такие уровни ритмизации, как синтагма, фразовый компонент, фраза, сверхфразовое единство и др. [2, 10 и др.]. В силлабических же языках, таких как французский, испанский, финский, отсутствует редукция гласных, слоговая структура слова за счёт небольшого количества кластеров проста, а все слоги/моры (например, для японского языка) имеют приблизительно одинаковую продолжительность. Инструментальные исследования акцентных и силлабических языков не обнаруживают изохронности речевых элементов, т.е. в акцентных языках интервалы между акцентными группами не являются равными, так же как не являются равными по длительности и слоги в силлабических языках [13, 25]. Новое направление изучения речевого ритма получило развитие на рубеже XX–XXI веков и связано с выходом в свет работ F. Ramus, M. Nespor, J. Mehler [23] и E. Grabe, E.L. Low [17]. Инструментальные измерения ритма в этих исследованиях опираются на представления о его связи с фонетическими характеристиками речевых сигналов, в связи с чем в основу изучения положены не фонологические единицы, а длительность звучания вокальных и интервокальных промежутков в речевом высказывании, определяемых с помощью информационных компьютерных технологий (ИКТ). Таким способом является широко применяемый за рубежом метод вычисления «индекса парной вариативности» (Pairwise Variability Index, PVI), предложенный E. Low с коллегами в 2000 году [18]. Данный показатель выражает степень вариативности длительности звучания последовательных интервалов гласных или согласных звуков. Результаты исследований ритма речи таким методом показывают, что используемые измерения свидетельствуют о дихотомии акцентных/силлабических языков. Отечественными и зарубежными исследователями [4, 5, 24] разработаны различные способы автоматической сегментации речи, т.е. разделения её на отрезки. В настоящее время экспериментально доказано, что восприятие ритма состоит из двух различных сторон нейропсихологического механизма. Одна из них представляет собой целостное восприятие оценки времени в виде общей модели темпа происходящих событий. Другая сторона механизма восприятия ритма связана с анализом последовательности событий и направлена на прогнозирование их дальнейшего развёртывания. Оба эти процесса необходимы для развития избирательности слухового восприятия и слухоречевой памяти [7, 11, 20 и др.]. В ряде работ по изучению ритма [15, 27] выявлено, что на серию идентичных стимулов слушатели склонны накладывать определённую ритмическую структуру (с небольшим преимуществом хореическую), слыша одни элементы более выделенными или акцентированными. Некоторые исследователи [12] предлагают вернуться к концепции R.M. Dauer о том, что все языки в большей или меньшей степени являются акцентными. Следовательно, в настоящее время одним из перспективных направлений научных поисков является изучение эффекта группировки и моделей выделения значимых элементов в различных языках, что также неизбежно требует привлечения инструментальных методов. В логопедии инструментальные методы исследования ритмической организации речи находят применение как в диагностике, так и в их коррекции нарушений речи.
Олег Павлович Скляров [1990] доктор физико-математических наук, указывает, что сложная структура ритмичности движений речевого аппарата находит наиболее полное свое отражение в кусочно-непрерывной временной структуре интонационного контура, представляемого зависимостью частоты колебаний голосового источника F0 от времени. Эта структура формируется как смена включений и выключений голосового источника. В результате формируется последовательность длительностей «голосовых» и «неголосовых» (включая паузы) сегментов в речи (принцип "Voice/Unvoice"). Такую последовательность длительностей называется V/U-ритмом или ритмикой речи, а сами длительности - элементами, или сегментами V/U-ритмики. Последовательность только «голосовых» элементов называется V-ритмикой. Как показал Ю. И. Кузьмин [31], V/U-ритмика речи играет определяющую роль в таких фундаментальных вопросах речеобразования, как доступ к памяти при восприятии речи и извлечение из памяти при синтезе речи. Многие исследователи темпоритмических нарушений речи (в частности, заикания) также отмечают важную роль изменений в речевой V/U-ритмической активности.
Так, Олег Павлович Скляровым [1990] разработана автоматизированная компьютерная программа сегментации акустического речевого сигнала на звонкие(голосовые) и глухие(неголосовые) участки (голосовые – Voice и неголосовые – Unvoice сегменты), полученные по принципу «есть голос – нет голоса». Измерение длительности голосовых и неголосовых сегментов при чтении текста вслух и в спонтанной речи позволило учёному оценить ритмику фонации в норме и при заикании. При заикании выявлены специфические особенности ритмики речи, которые выражаются в отклонениях временной структуры речевых сегментов от временной структуры речевых сегментов нормальной речи [5]. Им предложено несколько приёмов устранения данной тенденции, в основе которых лежит работа над речевым дыханием [6].
4. Скляров О.П. Программа сегментирования речевого сигнала как объективное средство планирования коррекционных мероприятий при заикании // Новости оториноларингологии и логопатологии. 1998. №2 (14). С. 61–65.
5. Скляров О.П. Элементы теории ритма речи на основе физической феноменологии его нарушений: автореф. дисс. … докт. физ.-мат. наук. СПб., 1999. 32 с.
6. Скляров О.П. V/U-ритм речи при чтении как индикатор состояния функции речевого дыхания у заикающихся // Техническая акустика. 2004. №16. С. 2–10. [Электронный ресурс]. URL: http://ejta.org/ru//ru/skljarov2 (дата обращения: 29.11.2011)
Кроме того, использование экспресс-диагностики на основе программы сегментации речевого сигнала способствует, по мнению И.А. Поваровой, О.П. Склярова [3], определению степени выраженности заикания и помогает планировать коррекционные мероприятия.
Ю.О. Филатовой [8] рассмотрена возможность применения одного из средств визуализации речи на базе ИКТ (программы «Видимая речь») в изучении акустических параметров просодической стороны речи детей и подростков с заиканием. Автором выявлено и объективно зарегистрировано нарушение у них мелодического, т.е. ритмического, компонента просодии. Ограничение голосовых модуляций в речевом потоке, а также снижение частотного диапазона голоса в сторону более низких частот свидетельствует о наличии дизритмии в работе голосового аппарата у лиц с заиканием. Границы динамических возможностей модуляций голоса у них сужены, при выполнении проб регистрируется ускоренный темп их выполнения. Произвольное повышение и понижение громкости голоса во всех возрастных группах находится на низком уровне. Координация дыхания и голоса в процессе реализации разных функциональных проб нарушена во всех возрастных группах. Полученные Ю.О. Филатовой данные подтверждают ограниченные возможности пластичности ЦНС у лиц с заиканием. Согласно результатам исследований, средства визуализации речи на базе ИКТ можно применять не только для объективизации динамики процесса коррекционного обучения, но и для использования в качестве методического приёма для развития ритмических процессов, позволяющих координировать дыхание, голос, артикуляцию, формирования плавности речевого высказывания и просодии у лиц разного возраста с заиканием. Другие характеристики ритма речи получены при изучении астатической формы дизартрии в виде так называемой «скандированной» речи. В ходе слухового и акустического анализа речи лиц, имеющих данное речевое расстройство, установлено, что 60% из них вне зависимости от степени выраженности нарушения испытывали трудности оформления фразового ритма. При этом наиболее повреждёнными оказались интенсивность и длительность произнесения [26]. Группе зарубежных исследователей на основании ритмических показателей речи с помощью многослойного перцептрона удалось автоматически измерить степень выраженности дизартрии [14]. Для осуществления эксперимента многослойный перцептрон, представляющий собой систему процессоров, предварительно проходил «обучение». Искусственной сети экспериментаторы предлагали различные образцы речи с указанием того, к какому классу они относятся. В качестве параметра для разграничений использовались ритмические показатели речи. По окончании обучения сети ей предъявлялись новые речевые образцы для определения их классовой принадлежности. Результаты показали эффективность перцептрона для разграничения степеней выраженности дизартрии и релевантность использования ритмических измерений как клинического инструмента. Аналитический обзор отечественных и зарубежных исследований речевого ритма позволяет утверждать, что использование инструментальных методов является продуктивным способом изучения ритмических показателей речи. Дальнейшие исследования особенностей ритма речи у детей с помощью информационных технологий будут способствовать объективизации ритмических характеристик речи, выявлению особенностей речевого ритма в норме и при разных речевых нарушениях на ранних этапах их появления, что, в свою очередь, позволит углубить представления о механизмах организации речи детей в онтогенезе и дизонтогенезе.
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ritmicheskoy-organiatsii-recheyazykovoy-funktsii-v-ontogeneze онтогенез ритма Филатова Ю.О.
Филатова Юлия Олеговна, доктор педагогических наук, профессор
Профессиональные интересы: ритм речевых и неречевых процессов в норме и при разных видах речевых нарушений, нарушения плавности речи, заикание, клаттеринг, дифференциальная диагностика нарушений речи.
Обсуждая категорию «ритмичность», следует обратить внимание и на такие сходные с ней явления, как периодичность и цикличность. Под периодичностью понимается чередование восходящих и нисходящих фаз, например периодичность трудовых движений. Периодичность 25 определяет темп. В музыке и речи — э<
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 413;