Движение, пространство и время.
Философов всегда волновал вопрос о причинах бесконечного многообразия материальных форм. Еще в античности высказывалось предположение, что это многообразие есть результат активности самой материи. Одни философы объясняли активность материи ее одушевленностью, другие – взаимодействием вещей.
Посредством взаимодействий складываются связи и отношения вещей и происходит изменение их состояний. Любые взаимодействия, ставшие изменением, обозначаются в философии понятием «движение».
Движение – это изменение вообще.
В истории философии сложилось два противоположных подхода к пониманию изменчивости мира. Одни философы, следуя Гераклиту, полагают, что весь мир находится в непрерывном движении. Другие, придерживаясь взглядов элейской школы, утверждают устойчивость мира. Для них движение – лишь тень вечного и неизменного бытия.
Исторически первым было изучено движение механических систем. В последующие периоды развития философии наблюдалась тенденция абсолютизации механической формы движения материи. Движение трактовалось как перемещение тел в пространстве. Такое понимание движения не охватывало всего многообразия изменений, свойственных материи. Наряду с механической существуют более сложные формы движения.
В Х1Х веке Ф. Энгельсом была осуществлена систематизация форм движения материи. Он выделил пять основных форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.Все они связаны с определенными уровнями структурной организации материи и каждой из них присущ свой материальный носитель.
Под физическим движением Энгельс понимал целую группу физических форм: теплоту, свет, электричество, магнетизм. Материальной основой этой формы движения являются атомы.
Химическое движение материи связано с процессом образования молекул из атомов. В качестве примера самой простой формы химического движения Энгельс приводил образование озона в атмосфере во время грозы.
С точки зрения науки, именно в рамках химических процессов на земле зародилась жизнь. Существование и развитие живых организмов представляет биологическое движение. Жизнь, по определению Энгельса есть способ существования белковых тел. Таким образом, материальным носителем биологической формы является белок, имеющий сложную молекулярную структуру.
Социальное движение – самая высшая форма движения материи. Оно охватывает собой всю совокупность явлений и процессов общественной жизни, в том числе, процессы человеческого мышления.
С диалектической точки зрения, между высшими и низшими формами движения материи имеет место генетическая связь. Это означает, что высшие формы возникают из низших, и закономерности, характеризующие высшие формы движения материи, могут быть поняты на базе соответствующих законов низших форм. При этом высшая форма движения обладает по отношению к своим исходным основам относительной самостоятельностью, своеобразием, то есть несводима к ним. Например, биологические явления обладают свойствами, не присущими химическим процессам, а социальные явления отличаются от биологических и развиваются по своим собственным законам.
Наряду с диалектическим подходом к пониманию взаимосвязи форм движения существует тенденция, которая отрицает качественное своеобразие высшей формы движения материи и сводит ее к низшей. Такая тенденция получила название редукционизма. Одной из его разновидностей является механицизм, который все явления мира объясняет, исходя из законов такой всеобщей и универсальной формы движения материи, как механическая. Терминами «физикализм», «биологизм», «психологизм» обозначаются соответствующие ситуации искажения соотношений между формами движения материи.
Редукционизму противостоит другая тенденция, которая абсолютизирует качественное своеобразие высшей формы движения материи и каждую форму рассматривает как абсолютно автономный процесс. Например, витализм, отрицает взаимосвязь биологической формы с химической и физической формами движения материи. Поэтому сторонники этого учения для объяснения специфических свойств биологической формы движения материи с неизбежностью обращаются к сверхъестественным силам.
Энгельс разрабатывал классификацию основных форм движения материи, опираясь на конкретные достижения естествознания своего времени, и не считал ее завершенной и окончательной. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно конкретизировала уже известные формы ее движения и обнаружила новые.
Новыми проявлениями физического движения стали взаимодействия элементарных частиц и субэлементарные взаимодействия, а также галактические взаимодействия.
До сих пор слабо разработан вопрос о форме движения, следующей за химической. Еще Энгельс высказал предположение, что переход к биологической форме движения материи следует искать в истории Солнечной системы и истории Земли. На сегодняшний день наиболее научно обоснованной точкой зрения по данному вопросу является выделение минеральной формы движения материи, следующей за химической и представляющей собой способ существования кристаллической формы вещества.
В самостоятельную форму движения материи в наше время выделили геологические процессы. Идеи, очень близкие к признанию особой геологической формы движения материи, развивали отечественные ученые Вернадский, Обручев и др. Самой существенной особенностью геологических процессов, позволяющей считать их особой формой движения, является то, что они в своей основе имеют взаимодействие твердого, жидкого и газообразного состояний вещества.
Учение о формах движения материи совершенствуется с прогрессом научного знания о мире.
Вопрос об источнике движения является одной из «мировых загадок». Даже в рамках материалистической философии он не решается однозначно. Материалисты признают, что движение есть способ существования материи. При этом материалисты-диалектики источник движения видят в противоречивом характере самой природы, а материалисты-метафизики утверждают внешнюю по отношению к миру причину движения. Тем самым они допускают существование Бога или других высших сущностей.
Как неотъемлемое, необходимое, существенное свойство материи движение абсолютно. Но, имея в виду, что движение вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи, можно говорить и об относительности движения. Таким образом, материалистическая философия рассматривает движение как единство абсолютного и относительного.
Из относительности движения вытекает понимание покоя как момента движения. Понятием «покой» фиксируются устойчивость и равновесие в абсолютном движении материи. Покой есть движение в равновесии. Все законы сохранения являются яркими примерами устойчивых, равновесных состояний связи и взаимодействия соответствующих сторон. Покой всегда относителен, обрести абсолютный покой значит признать, что движение привнесено в материю извне Богом, Разумом и т.п.
Каждый уровень организации материи состоит из определенных объектов, которые обладают той или иной протяженностью и длительностью существования.
Пространство – это философская категория, обозначающая протяженность материальных объектов, их величину и расположение относительно друг друга.
Время – это философская категория, выражающая длительность существования материальных объектов, определенную последовательность событий реальной действительности.
Проблемы пространства и времени волновали человека с древнейших времен. В первобытном обществе время определялось в соотнесении с природными явлениями, с цикличностью биологических процессов, а пространство понималось ограниченным, соизмеримым с населяющими его племенами. Эпоха великих географических открытий позволила развернуть пространство в бесконечность и рассматривать время не только как биологически заданную цикличность, но и как фактор, обладающий свойством преемственности.
Проблема теоретического описания пространства и времени впервые была поставлена в античном обществе в знаменитых апориях Зенона против движения. Нахождение способа теоретического описания механического движения привело к созданию классической механики, в которой пространство и время выступают в виде самостоятельно существующего фона для совершающихся событий. В дальнейшем на основе достижений электромагнитной теории, теории гравитационных полей и создания специальной и общей теории относительности была обоснована идея Эйнштейна о неразрывной связи пространства-времени с гравитационным полем.
Таким образом, в истории философской мысли сложились две основные тенденции в истолковании пространства и времени, которые оформились в виде так называемых субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени.
На протяжении столетий преобладала субстанциальная концепция, опиравшаяся на атомистическую картину мира. Эта картина была представлена еще Демокритом и просуществовала более двух тысячелетий, подвергаясь лишь незначительным изменениям. Согласно взглядам античных атомистов, а в Новое время сторонников механистической картины мира, материя понималась как совокупность отграниченных друг от друга пустотой атомов, действующих друг на друга мгновенно. Например, Ньютон считал пространство пустым вместилищем, в котором пребывают и размещаются тела и которое служит средой для передачи действия сил на расстоянии. Даже если из такого пространства убрать все тела, все свойства пространства сохранятся. Время, по Ньютону, есть равномерная, непрерывная, чистая вечная длительность, некий всепоглощающий поток, течение которого ни от чего не зависит. Таким образом, отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между самостоятельными субстанциями, что вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от вещественного начала бытия.
Развитие электромагнитной теории поля привело к необходимости отбросить представления о пустом пространстве, в котором свет и силы тяготения распространяются мгновенно, с бесконечной скоростью. В науке было выяснено, что пустота как объект физического исследования не существует. В действительности есть вакуум, обладающий вполне определенными физическими характеристиками. В нем непрерывно рождается огромное количество частиц и античастиц. Такие пары живут непостижимо короткий срок, а затем аннигилируют, испуская при этом световые кванты, которые в свою очередь тоже аннигилируют. Это явление назвали нулевыми колебаниями вакуума, а частицы - виртуальными частицами. Экспериментально было установлено, что все частицы связаны друг с другом в единые системы полем, действие которого передается с конечной постоянной скоростью - скоростью распространения света в вакууме. В результате пространство и время стали рассматривать в органической связи с взаимодействием материальных объектов и систем, как неотъемлемые внутренние аспекты материи, как всеобщие формы существования всех предметов, явлений, процессов.
У истоков такого понимания стоял Аристотель, взгляды которого на пространство и время впоследствии развивались Лейбницем, отчасти Декартом и Гегелем. Например, для Лейбница, протяженность объектов и длительность процессов, в конечном счете, зависят от простейших субстанций-монад, которые активны, наделены способностью к самодвижению и божественно одухотворены. Взгляды Лейбница в дальнейшем во многом способствовали пониманию пространства и времени как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами.
Современная наука подтвердила реляционную (relatio - отношение) концепцию пространства и времени. Созданная Эйнштейном теория относительности вскрыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей. Эйнштейн показал, что наличие материальных тел порождает поле гравитации, а оно есть не что иное, как изменение геометрии пространства. Материальные массы как бы «прогибают» пространство (подобно тому как свинцовые шары прогибают натянутое полотно) и делают его искривленным, то есть неевклидовым. А каким именно - это зависит от распределения материи, вернее, от плотности ее распределения.
Итак, Эйнштейн пришел к выводу, что гравитационные массы и поля обусловливают структуру пространства и времени: чем больше масса тела, тем больше пространство отклоняется от евклидова и приобретает свойства, описываемые в геометрии Н.И. Лобачевского или Б. Римана. Одновременно с искривлением пространства меняется и течение времени. Согласно общей теории относительности, в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется.
На основе достигнутого уровня исследования пространства и времени выделяют их основные характеристики. Свойства пространства определяются природой физических взаимодействий. Одним из важнейших свойств пространства является протяженность. Это возможность прибавления к каждому данному объекту некоторого другого объекта. Соотношения «слева», «справа», «ниже», «выше» есть пространственные соотношения. Правда, для микрочастиц трудно или даже невозможно установить их координацию или последовательность состояний.
К основным свойствам пространства относится однородность. Согласно ньютоновской космологии, в пространстве нет никаких особых, выделенных точек. Это значит, что материя примерно равномерно распределена по пространству и одна область ничем не отличается, в смысле своих физических свойств, от другой области пространства. Эйнштейн полностью принял такой взгляд, но дополнил его, добавив к однородности изотропию пространства. Изотропность - это одинаковость свойств пространства по всем направлениям.
Общим свойством пространства является также трехмерность. Математически трехмерность находит выражение в единстве трех направлений системы координат. Новейшая физика элементарных частиц дает основания считать, что трехмерность пространства характерна в основном для макромира, а за его пределами пространство может быть многомерным. Современным немецким ученым-математиком Д.Гильбертом была создана теория многомерности пространства. В этой теории многомерность пространства выступает математической абстракцией, которая используется сегодня в квантовой механике, математике и др. науках.
Специфические свойства пространства - это конкретная форма, размеры, местоположение тел и расстояние между ними.
Важнейшей характеристикой времени выступает длительность, которая выражается в факте возникновения каждого последующего момента за предыдущим и определяется соотношениями типа «раньше», «позже» и т.п. В отличие от пространства, время одномерно, то есть для его математического задания достаточно одной переменной. Кроме того, время необратимо, или однонаправлено. Течение времени идет в направлении только от прошлого через настоящее к будущему, но не наоборот. В противном случае нарушился бы принцип причинности. Неизвестно откуда взявшийся дым, к примеру, должен был бы сконцентрироваться в дрова, которые в свою очередь превратились бы в деревья. Такое развитие событий является противоестественным и исключается фундаментальными законами природы.
Понимание основных свойств пространства и времени конкретизируется в соответствии со складывающейся научной картиной мира.
Понятия пространства и времени применяются и к исследованию общественной жизни. Социальное пространство создается людьми в рамках конкретного отрезка социального времени. Социальное пространство представляет собой множество социальных институтов, процессов и отношений и несет на себе печать своего времени. Социальное время есть определенный исторический период, конкретная историческая эпоха. Единство социального пространства и времени образует всемирную историю человечества
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 496;