Понятие и виды форм (источников) права
1.1. Понятие форм (источников) права. Прежде чем установить, что следует понимать под формами (источниками) права, необходимо выяснить, что может пониматься под формой и что под источником права. В отечественной теории государства и права понятие формы права (так же, кстати, как и понятие формы государства) принято раскрывать, опираясь на философское учение о форме как внутренней организации содержания и его внешнего выражения. Исходя из этого, различают внутреннюю и внешнюю форму права. Внутренняя форма права – это его структура, т. е. внутреннее строение, внутренняя организация его структурных элементов и, прежде всего, норм права. Внешняяформа права – это его проявление вовне, которое характеризуется формами внешнего выражения юридических норм. Внешне юридические нормы могут быть выражены по-разному. Они могут быть выражены в форме обычаев, санкционированных государственной властью в качестве общеобязательных правил поведения; в форме правил поведения, установленных государственными или негосударственными организациями; в форме положений, сформулированных учеными-юристами и признанных государством в качестве норм права, и т. д.
Понятие «источник права» тоже не имеет однозначного определения и может употребляться в гносеологическом, материальном, идеологическом, политическом и формальном смыслах. В частности, под источником права в гносеологическомсмысле понимают источник познания права, т. е. то, из чего люди получают знания, сведения как о действующем праве, так и о праве прошлых времен. Источниками права в этом смысле могут выступать и действующие нормативно-правовые акты (конституции, кодексы и т. д.), и акты, утратившие силу и прекратившие свое действие (например, Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.), и исторические памятники права (например, законы Ману, законы Хаммурапи, Русская Правда). Под источником права в материальном смысле обычно понимают материальные условия жизни общества (способ производства материальных благ, уровень развития экономики, формы собственности и т. д.), в которых, как принято считать, коренится позитивное право и которые составляют его социальную основу. Иногда под источником права в материальном смысле понимают сами общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Источник права в идеологическом (или идеальном)смысле – это правосознание, точнее правовая идеология, т. е. правовые идеи, взгляды на право, представления о праве, играющие немаловажную роль в процессе формирования позитивного права. Под источником права в политическом смысле понимается государственная власть, государство, поскольку нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются государством и в связи с этим без государства, без его воли вообще не могут появиться на свет. Наконец, источник права в формальном(или юридическом) смысле – это способы (формы) закрепления и внешнего выражения юридических норм, т. е. то, что фактически выступает в качестве внешних форм позитивного права.
Таким образом, внешние формы позитивного права, они же формы внешнего выражения юридических норм, есть не что иное, как источники права в формальном, юридическом смысле. Вследствие этого их часто обозначают термином «формы (источники) права», имея в виду, что речь идет именно о внешних формах позитивного права и одновременно его источниках в формальном, юридическом смысле. Отсюда формы (источники) праваможно определить какспособы закрепления и внешнего выражения норм позитивного права.Это значит, что формы (источники) права показывают, в каких юридических источниках нормы позитивного права закреплены, каким образом эти нормы выражены вовне и каковы способы их внешнего существования, бытия.
1.2. Виды форм (источников) права. В различных государствах, и даже в каждом отдельно взятом государстве, позитивное право может приобретать самые разные формы своего внешнего выражения. Вследствие этого могут существовать и разные юридические источники права. Это могут быть санкционированные государственной властью обычаи, юридические (судебные или административные) прецеденты, правовая доктрина, нормативные договоры, нормативные правовые акты и др. Но наиболее распространенными, начиная с древнейших времен, являются санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты, что дает отдельным авторам основание считать их традиционными формами (источниками) права. Думается, однако, что санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты можно рассматривать в качестве традиционных форм (источников) права лишь в сопоставлении с другими формами (источниками) права и безотносительно к конкретным государствам. Что же касается конкретных государств, то в них существуют свои традиционные и нетрадиционные формы (источники) права. Причем нетрадиционными могут быть и те формы (источники) права, которые обычно причисляются к числу традиционных. Так, например, в нашей стране традиционными формами (источниками) права являются только нормативные правовые акты. Санкционированные же обычаи и нормативные договоры считаются уже нетрадиционными формами (источниками) права, а юридические прецеденты в их классическом виде вообще отсутствуют.
Теперь перейдем к характеристике отдельных форм (источников) позитивного права.
Дата добавления: 2019-09-30; просмотров: 559;