Сделки, не соответствующие требованиям законодательства
1. Статья 169 ГК Республики Беларусь устанавливает общее правило, согласно которому «сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения». Это правило применяется всегда, когда обнаруживается, что сделка нарушает какие-либо предписания законодательства, даже если в нем не указано, что его нарушение влечет недействительность сделки.
Под требованием законодательства, о котором говорится в ст. 169 ГК, следует понимать предписания не только законодательных актов, но и любых актов законодательства, например инструкций, положений и тому подобных актов министерств и ведомств[467].
Под действие ст. 169 ГК не подпадают сделки, совершенные с нарушением актов законодательства, когда они признаются недействительными по другим нормам права, со специальными правовыми последствиями, например, сделки, совершенные с пороками дееспособности субъектного состава или с пороками воли ее субъектов.
Статья 169 ГК содержит лишь общие основания недействительности сделок – несоответствие требованиям законодательства. Она не применяется в случаях заключения сделок, совершение которых запрещено законодательством и имеются основания для применения ст. 170 ГК.
Практике хозяйственных судов известны случаи применения общих положений недействительности сделок согласно ст. 169 ГК в случаях, когда имеются основания для применения ст. 170 ГК.
В обобщении судебной практики приводится следующий пример: ИМНС были заявлены требования об установлении факта ничтожности сделки между ОДО «К» и индивидуальным предпринимателем. Они заключили договор аренды помещения, который с той и другой стороны был подписан одним лицом, являющимся как директором данного предприятия, так и индивидуальным предпринимателем. Судом был установлен факт ничтожности данной сделки на основании ст. 169 ГК как не соответствующей требованиям законодательства. По мнению Президиума Высшего Хозяйственного Суда, поскольку ч. 3 ст. 183 ГК предусматривает, что представитель не может совершать от имени представляемого сделки в отношении себя лично, указанные сделки являются ничтожными на основании ст. 170 ГК, поскольку запрещены законодательством[468].
2. Из числа сделок, не соответствующих законодательству, ст. 170 ГК выделяет сделки, совершение которых запрещено законодательством. Эта статья имеет в виду сделку, стороны которой (или одна из сторон) умышленно совершают (совершает) сделку, запрещенную законодательством. К таковым, в частности, относятся сделки, заключенные с целью создать монопольное положение субъектов хозяйствования на рынке для взвинчивания цен, с целью разделения рынка, чтобы получить сверхплановую прибыль; когда под видом товаров, указанных в лицензии (например, лом черных металлов), продаются и вывозятся за границу сплавы цветных металлов; сбыт товаров, обладающих свойствами, опасными для жизни и здоровья людей; по распространению (размещению) рекламы, произведенной с нарушением требований Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 1996 г. № 210 «О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности»[469]; сделки дарения в отношениях между коммерческими организациями.
Сделка, совершение которой запрещено законодательством, является ничтожной независимо от того, ставит ли вопрос о ее недействительности какая-либо из сторон этой сделки.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 308;