Научное и ненаучное познание


Будучи сущностной характеристикой бытия культуры, познание в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания, а также соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Одной из его древнейших форм является обыденное познание, которое возникло на основе повседневной деятельности людей. С научным познанием его объединяет общая цель, которая заключается в том, чтобы получать истинное знание об окружающем мире. Как и наука, обыденное познание опирается на принцип реализма, который принимает в нём форму здравого смысла. Согласно здравому смыслу, окружающий мир существует объективно, т. е. независимо от воли и сознания человека. Именно здравый смысл, отвергающий наличие каких-либо сверхъестественных сил, позволяет отличать реальное от иллюзорного, а действительное – от кажущегося. С другой стороны, обыденное познание обладает такими чертами, которые отличают его от науки. Во-первых, оно носит не систематический, а фрагментарный характер. Обыденное познание имеет дело с суждениями, которые часто не связаны друг с другом, а получаемые в нём выводы, представляющие собой обобщения результатов случайных наблюдений, не объединены в целостную систему. Во-вторых, обыденное познание не связано с выработкой специальных методов, используемых для получения знания. Знание передаётся в нём от одного поколения к другому, а также получается в результате случайных наблюдений и рассуждений людей по поводу происходящих событий. В-третьих, обыденное познание не требует от людей специальной подготовки, а также соблюдения норм исследовательской этики. В процессе усвоения культуры происходит не только передача знаний от одного поколения к другому, но и развитие навыков, необходимых человеку для осуществления простейших познавательных действий.

Не менее древним, чем обыденное, является мифологическое познание, уходящее своими корнями в первобытное общество, средством координации которого был миф. Будучи рассказом о событиях, которые определяли само существование древних людей, миф представлял собой продукт воображения, а не чистой фантазии. Его носителем на раннем этапе человеческой истории было общество в целом, которое осуществляло регуляцию поведения людей посредством запретов и регламентации. Сохраняя свою социальную роль и воспроизводясь в процессе становления психического мира индивида, миф в дальнейшем приобрёл и художественную ценность. В его рамках вырабатывались определённые знания о природе, обществе, самих людях, условиях их бытия, формах общения между ними и т. д. Таким образом, мифологическое познание представляет собой фантастическое отражение реальности, т. е. бессознательно-художественную переработку природы и общества посредством народной фантазии.

Предпосылками мифологического познания служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды, а также нерасчленённость первобытного мышления, не отделившегося ещё от эмоциональной сферы. Развитие этих предпосылок имело своим результатом метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, а также очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическое познание характеризуется неотчётливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д. Объяснение как отдельных вещей, так и мира в целом сводилось в нём к рассказу об их происхождении и творении. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, поскольку оно воплощало коллективный опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил для них предметом веры, а не критики.

С мифологическим познанием генетически связано религиозное, представляющее собой эмоциональное отношение людей к тем природным и социальным силам, которые господствуют над ними. Будучи фантастическим отражением действительности, оно имеет своим результатом определённое знание о ней, хотя нередко и превратное. Сокровищницей религиозных знаний являются прежде всего священное писание, имеющееся в каждой религии. Согласно вероучению, оно представляет собой религиозные книги, написанные по внушению Бога. Так, в христианстве священным писанием считается Библия, содержание которой формировалось с 8 в. до н. э. в течение тысячи лет. Она включает в себя мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи этических норм, любовную лирику, религиозную поэзию и др. В Библии отражены также различные социальные, а также политико-этические воззрения. Главной священной книгой ислама является Коран, включающий в себя религиозно-догматические, мифологические и правовые тексты. Он представляет собой собрание проповедей, заклинаний, ежедневных молитв, назидательных рассказов, притч, а также обрядовых и юридических установлений, произнесённых пророком Мухаммедом в Мекке и Медине, которые считаются исламскими святынями. Будучи выдающимся памятником мировой культуры, Коран оказал наиболее сильное влияние на развитие арабо-мусульманского мира.

С религиозным познанием ассоциируются такие методы, как откровение и медитация. Откровение представляет собой открытие божеством своей воли или каких-либо истин, которое может осуществляться его явлениями, знамениями, видениями и внушениями. В большинстве религий оно рассматривается как основа приобщения к божественному знанию, которое не может быть приобретено путём логических рассуждений. Согласно религиозным представлениям, к откровению могут быть причастны только немногие избранные, да и то лишь в редкие мгновения (Моисей, Христос, Мухаммед и др.). Что касается медитации, то под ней имеется в виду погружение умом в предмет, которое достигается путём сосредоточения на нём одном и устранении всех факторов, рассеивающих внимание. Такие факторы могут быть как внешними (звук, свет и т. д.), так и внутренними (физическое или эмоциональное напряжение). В религиозно-философских учениях Индии и Китая медитация понимается как мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте. В первоначальном христианстве она трактовалась как слияние двух личностей – человеческой и божественной. Интерес к медитации был характерен для Юнга и других представителей психоанализа, которые обращали внимание на её психотерапевтический эффект.

В рамках мифологии возникает не только религиозное, но и художественное познание, которое получает наиболее развитое выражение в искусстве. Оно представляет собой восприятие человеком предметно-чувственных образов, созданных художником. Поскольку способность к художественному творчеству относится ко всему человечеству, каждый индивид в той или иной степени является художником, который может не только воспринимать, но и создавать прекрасное. Однако художник в собственном смысле должен обладать творческой одарённостью в искусстве (художественным талантом), профессиональным образованием и выучкой (мастерством), а также совокупностью определённых политических, философских и этико-эстетических взглядов, получающих отражение в его мировоззрении. Своё видение мира он воплощает в художественных образах, восприятие которых является процессом сотворчества, развоплощения и образования смысла, т. е. их значения для читателя, зрителя или слушателя. Таким образом, искусство выполняет познавательную функцию. Эта функция заключается в том, что оно способствует пониманию эстетических и других ценностей, а также является особой формой самосознания.

Накопленный человечеством опыт обыденного, мифологического, религиозного и художественного познания обобщается в философии, которая возникла в середине 1 тысячелетия до н. э. как на Востоке (Индия, Китай), так и на Западе (Греция). Философское познание представляет собой целостное познание мира, спецификой которого является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы бытия, а также определить место человека в нём. От обыденного, мифологического, религиозного и художественного познания оно отличается более широким базисом, включающим в себя весь исторический опыт человечества, а также тесной связью с наукой. Субъект философского познания стремится не только понять бытие и место в нём человека, но и показать, какими они должны быть. Иными словами, он стремится создать идеал, содержание которого обусловлено его мировоззренческими установками.

Средством философского познания служат категории, представляющие собой формы мышления, которые отражают наиболее общие свойства и отношения реальной действительности, а также человеческого познания. К ним относятся материя, сознание, движение, время, пространство, противоречие, а также качество и количество, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма и др. Будучи отражением реального мира в сознании человека, категории имеют объективный характер, т. е. отражают то, что существует в природе и обществе независимо от него. Все они имеют один и тот же объект, в качестве которого выступает реальный мир. С другой стороны, категории субъективны. Будучи формами мышления, в которых фиксируется знание о реальных предметах, они представляют собой ступени познания мира. Категории образуют целостную систему, элементы которой неразрывно связаны друг с другом.

Рассмотренным формам ненаучного познания противопоставляется научное, которое понимается как вид деятельности, направленной на разработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Оно ставит себе целью выявить законы, в соответствии с которыми могут преобразовываться объекты, встречающиеся в человеческой деятельности. Поскольку в этой деятельности могут преобразовываться любые объекты (фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. д.), все они могут стать предметом научного познания. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим собственным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.

Для науки характерен прежде всего объективный способ рассмотрения мира, который отличает её от других форм познания. Так, в искусстве отражение действительности представляет собой соединение объективного и субъективного, поскольку любое воспроизведение событий или состояний природы и общества предполагает их эмоциональную оценку. Отдельные объективные знания может давать и обыденное познание, однако оно ограничивается отражением только тех объектов, которые встречаются в повседневной практике людей. Научное познание способно выходить за рамки этой практики, открывая для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах его развития. Отражая мир в его объективности, наука не исчерпывает собой всей культуры. Она составляет лишь одну из сфер человеческой деятельности, которая взаимодействует со всеми другими – моралью, религией, философией и т. д.

Из стремления науки к расширению области изучаемых объектов безотносительно к возможности их практического освоения вытекают все остальные признаки, которые отличают её от других форм познания. Во-первых, научное познание характеризуется системной организацией, обоснованностью и доказанностью знания. Поскольку практика повседневной жизни не может рассматриваться как универсальный критерий истины, для обоснования получаемых в нём утверждений используются эксперимент и логические рассуждения. Во-вторых, научное познание предполагает применение особых средств и методов деятельности. Эти средства, включающие в себя научный язык и специальные приборы, обеспечивают исследование новых объектов, а методы придают ему упорядоченный характер. В-третьих, существуют специфические требования к субъекту научного познания. Эти требования включают в себя умение применять существующие в науке средства и методы, а также усвоение особой системы ценностей, фундаментом которой является установка на постоянное наращивание истинного знания.

 



Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 378;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.