Механизмы взаимопонимания в общении

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются:

· идентификация

· эмпатия

· рефлексия

· каузальная атри­буция

· стереотипизация

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессозна­тельное уподобление его характеристикам самого субъекта.

Термин «идентификация», буквально обозначающий отож­дествление себя с другим, выражает установленный в ряде экспе­риментальных исследований тот эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный спо­соб, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Эмпатия – это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле - эмпатия есть «аффективное понимание». Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности. Это означает два момента:

принятие личности человека в целостности;

собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

Уровни эмпатии:

Когнитивная эмпатия проявляется в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).

Эмоциональная эмпатия проявляется в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему,

Поведенческая эмпатия – включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты – оказание помощи и поддержки.

Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Эмпатия может проявляться не только в реальном общении людей, но и при восприятии произведений изобразительного искусства, в театре и т.д.

Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.

 

Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроиз­ведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир. Отсюда следует, что в процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве.

Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина, atributio – приписываю) – интерпретация, приписывание причин (чувств, намерений, мыслей, и мотивов) поступков другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий. На самом деле эти люди могут руководствоваться совсем другими побуждениями и мотивами.

Приписывание осуществля­ется либо на основе сходства поведения воспринимаемого мира с какими-то другими образцами, имевшимися в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мо­тивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (и в этом случае может действовать механизм идентификации). По сути, это попытки рядового человека понять причины и следствия событий, свидетелем которых он является, с позиций «житейской психологии».

Мера и степень приписывания зависит от двух показателей:

От степени уникальности или типичности поступка

типичное поведение – поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается интерпрета­ции;

уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик.

 

От степени его социальной «желатель­ности» или «нежелательности».

Под социально «желательным» понимается поведение, соответс­твующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое.

При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

 

Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участ­ником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа:

личностную атрибуцию (когда причи­на приписывается лично совершающему поступок),

объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на кото­рый направлено действие),

обстоятельственную атрибуцию (ког­да причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совер­шающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо прояв­ляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу, прежде всего, са­мого исполнителя.

Особый интерес также представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события. Было установлено, что процесс приписывания определяется особенностями субъекта восприятия:

одни люди склонны в боль­шей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается,

другие – воспринимают преимущественно психо­логические характеристики других людей, и в этом случае откры­вается особый «простор» для приписывания.

Выявлена также зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия. В одном из экспериментов регист­рировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом вос­приятия. Одна группа была составлена из «любимых», а другая— из «нелюбимых» детей. Хотя «любимые» (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его корректно, воспринима­ющий приписывал положительные оценки «любимым», а отрица­тельные – «нелюбимым».

Правда, наряду с этим в теориях каузальной атрибуции уделяется внимание и идее контрастных представлений, когда «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.

Стереотипизация – разновидность механизма каузальной атрибу­ции.Это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам (например, «Все испанцы без ума от танго»)

Стереотип –устоявшееся представление о чем угодно, шаблонное восприятие реальности. В переводе с древнегреческого языка, слово стереотип – это «объемный отпечаток». Некогда так называлось печатное клише, применяемое в типографских машинах.

Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Стереотипы закладываются глубоко в подсознание, становясь автоматическими суждениями, ведущими к автоматическим действиям. Упомянутый феномен начинает формирование еще в детском возрасте индивида, прививаясь окружающими – сверстниками, воспитателями, учителями, семьей и так далее. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъектом межличностного восприятия, к которому присоединяют сведения, почерпнутые из книг, кинофильмов, средств массовой информации, высказы­ваний знакомых, учителей и т. д. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Между тем, сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия очень часто используются как якобы выверенные эталоны понимания других людей.

Думая определенным образом в ряде различных ситуаций, попадая в них, человек не тратит лишнюю энергию на анализ. Реакция возникает мгновенно, не нуждаясь в регуляции. Если говорить об экономии психических ресурсов, то это даже удобно. Стереотипы делают мир более последовательным и предсказуемым, и это уменьшает уровень врожденной тревожности. Это одна из редких позитивных сторон явления.

Виды стереотипов

1. Ант­ропологические стереотипы основаны на увязке особенностей физического облика человека с его психологическими особенностями.

2. Этнонациональные стереоти­пы – в которых психологическая оценка опосредована его при­надлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе. Например, в глазах большинства: типичный китаец – невысокий, болтливый, обожающий рис; типичный американец – самоуверенный, улыбчивый, обожающий бургеры; типичный француз – пижон, любвеобильный романтик, гурман; типичный англичанин – чопорный, завтракающий овсянкой, сдержанный. Подобных стереотипов множество.

3. Экспрессивно-эстетические стереотипы определя­ются зависимостью оценки человека от его внешней привлекатель­ности. «Эффект красоты»: чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными лич­ностными чертами он наделяется. Причем под внешней привлека­тельностью подразумевается и физическая красота, и привлека­тельность в одежде, в манере двигаться, выражать эмоции и т. д. В эксперименте с фотографиями А. Миллера испытуемые оцени­вали красивых как более уверенных в себе, счастливых, искрен­них, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, более богатых духовно, чем «некрасивых».

4. Гендерные стереотипы – устоявшиеся представления о мужчинах или женщинах. Такие предрассудки формируются веками, беря истоки от мужчин-охотников и женщин, оберегавших очаг. В современном мире гендерные роли потерпели ряд изменений, но стереотипы плотно укоренились в сознании большинства. Самые распространенные: «Мужчины не плачут», «Место женщины на кухне» и прочее.

5. Индивидуальные стереотипы касаются отдельной личности. Это мнение отдельного индивида, которое может в некой степени совпадать с социальными стереотипами или полностью противоречить ним. Они формируются на индивидуально-личностном уровне. Также их называют социально-психологическими.

6. Социальные стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессио­нальные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому пред­ставителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т. д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключе­ния по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Следствия стереотипизации

1. Упрощение процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается просто упрощенный подход, который не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом.

2. Возникновение предубеждения. Если суждение стро­ится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы окрашивается неприязнью. Предубеждения могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно опасными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп, строятся предвзятые выводы отно­сительно всей группы.

Среди механизмов межличностного восприятия заметную роль играют так называемые «эффекты».

Эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информа­ция, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда это явление называют эффектом ореола. Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу сложив­шихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного чело­века, который становится в дальнейшем своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением. Если, напротив, первое впечатление почему-то оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попа­дает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преиму­ществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на пер­вых порах межличностного общения данных людей. Поскольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самыми раз­ными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состоя­ния этих людей и многого другого, то их первое впечатление друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправиль­ным. Однако если первая личностная информация о человеке оказалась правильной, тогда этот эффект играет положительную роль, способствует быстрой и эффективной преднастройке людей в общении друг с другом.

Эффект новизны – противоположен эффекту первичнос­ти. Он касается не первого, а последнего по порядку из получен­ных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памя­ти отложилась последней по порядку, также способна оказать сильное влияние на последующее восприятие и оценку данного человека (за исключением первого впечатления). Над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может пораз­мыслить, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют из памяти то, что было раньше известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план. Эффект первичности и эффект новизны своим возникновением обязаны закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было вначале и в конце.

Особый круг проблем межличностной перцепции возни­кает в связи с включение в этот процесс специфических эмо­циональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообраз­ная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональ­ных отношений к воспринимаемому человеку, поручила назва­ние исследования аттракции.

Буквально аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Межли́чностная аттра́кция — механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувства, которое способствует формированию привязанности, дружеских чувств, симпатии или любви

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Техника безопасности | Рабочие процессы тепловых двигателей

Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 237;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.