Организация досуга с древности до наших дней

Определение анимации в туризме и гостеприимстве

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) и означает воодушевле- ние, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

Анимация– это своеобразная услуга, целью которой является по- вышение качества обслуживания, и в то же время это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующая цель – продвижение туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса.

Гостиничная анимацияявляется одним из эффективных средств привлечения гостей в отель. Она влияет и на позитивную оценку ра- боты отеля в целом. Это своеобразные дополнительные услуги клиен- ту, цель которых пробудить в нем положительные эмоции, почувст- вовать удовлетворение от отдыха и желание приехать в этот отель еще раз.

Туристская анимация– это туристская услуга, при оказании ко- торой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участии их в развле- чениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Это разновидность туристской деятельности, осуществляемой в турком- плексе, отеле, круизном теплоходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработан- ных программах досуга.

Туристская анимация – наиважнейшая часть совокупной дея- тельности на туристском предприятии, выражение высокой степени ее профессионализма, важнейшая составная часть турпродукта. По- этому, как и всякая другая деятельность на туристском предприятии, анимация должна быть планируемой, четко регламентируемой, ор- ганизационно управляемой и обеспеченной материальными, финан- совыми и кадровыми ресурсами.

Конечной целью туристской анимации является удовлетворенность туриста отдыхом – его хорошее настроение, положительные впечатле- ния, восстановление моральных и физических сил. В этом заключа- ются важнейшие рекреационные функции туристской анимации.

Таким образом, значение туристской анимации заключается в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличении количества постоянных клиентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на материальную базу турпред- приятия, а следовательно, и в повышении эффективности ее использо- вания, доходности и рентабельности туристской деятельности.

 

 

Организация досуга с древности до наших дней

Туранимация – это новое направление в туризме, которое, однако, в той или иной форме существовало и раньше, но имело другие назва- ния и способы выражения.

Уже в глубокой древности в постоялые дворы, харчевни и дру- гие заведения для размещения и питания гостей заманивали всевоз- можными развлекательными мероприятиями и спортивными состяза- ниями.

 

Развлечения древних греков.В Древней Греции появились пер- вые таверны, постоялые дворы, катагогии (гостиницы), становившие- ся важным элементом социальной и религиозной жизни. Уже в те древние времена хозяева постоялых дворов и таверн заботились о до- суге своих постояльцев. Для развлечения гостей они приглашали му- зыкантов, танцоров и акробатов, устраивали всевозможные состяза- ния, а также бои животных и птиц: кошек, собак, петухов, перепелов. Распространенной была игра коттаб, суть которой сводилась к тому, чтобы выплеснуть оставшееся в чаше вино в мишень. Очень любили древние греки игру в кости и спортивные турниры. Недаром именно там зародились первые грандиозные спортивные состязания – Олим- пийские игры.

Частыми посетителями таверн были мужчины, однако женщинам

разрешалось развлекать гостей песнями и танцами. Для этой цели древнегреческие женщины, называвшиеся гетерами, или спутницами, получали специальное образование: обучались виртуозной игре на музыкальных инструментах и ведению остроумной, интересной беседы для увеселения мужских застолий. Обычно гетерами станови-

лись красивые девушки из низших слоев коренного населения или чужеземки.

Древние греки уделяли организации досуга большое внимание.

Особенно тщательно готовили они традиционные праздники и сорев- нования, на которые съезжались люди со всей Греции и подчиненных ей колоний. Их всех необходимо было разместить, тщательно проду- мать и подготовить программу.

Примером тому могут служить Олимпийские игры. В Олимпию стекались знаменитые спортсмены со всей Греции, где в течение месяца они должны были тренироваться и готовиться к соревновани- ям. Для этого были построены стадионы, гимнасии (площадки для бе- га и метания), палестры (места для подготовки к прыжкам и борьбе) и так далее. Уже тогда вставал вопрос о размещении и питании не только спортсменов, но и зрителей, поэтому рядом со спортивными сооружениями и храмами строился леонидайон (гостиница для почет- ных гостей). Соревнования проводились в четкой последовательности, были заранее продуманы и организованы.

У древних греков было много различных праздников. Наиболее крупные афинские праздники были традиционными, строго регламен- тированными и длились по нескольку дней. Праздники включали и за- ранее продуманные, хорошо организованные культовые церемонии, и торжественные шествия, и хоровые, музыкальные, гимнастические и прочие состязания с присуждением наград победителям, а также без- мятежное народное гулянье, когда каждому была предоставлена сво- бода веселиться так, как он хотел.

Не менее популярными и многолюдными в Древней Греции были театральные представления, которые устраивались в честь бога вино- делия Диониса. На их организацию афиняне не скупились, считая это делом государственного престижа. Ежегодно к этому празднику по- эты сочиняли песни, которые исполняли танцоры и хор. За лучшее выступление присуждались призы. Первоначально хоры выступали на рыночных площадях, а позднее для зрелищ был построен откры- тый театр на склоне Акрополя, неподалеку от храма Диониса. Затем театры на большое (даже по современным понятиям) количество зрителей стали строиться по всей Греции.

Главным угощением на древнегреческих праздниках в честь бога виноделия было, конечно, вино. Пиршество непременно сопровожда- лось развлекательными программами для участников. Появлялись ряженые – буйная свита Диониса (сатиры, вакханки, которых изображали переодетые юноши), веселый пастуший бог Пан с растрепанными волосами и козлиными ногами. Под звуки флейт начинались пляски

и песни.

Кульминацией праздника были драматические состязания, к ко- торым в Афинах тщательно готовились. Они продолжались с восхода до заката. Главным назначением всех подобных праздников было от- влечение участников от повседневной будничной жизни, наполнение их сердец праздничным, радостным настроением.

 

Организация досуга у древних римлян.Не меньшее внимание организации развлечений и сооружению специальных досуговых уч- реждений отводилось и в Древнем Риме, но там к этому был свой подход.

Римская империя имела огромные размеры, поэтому большому числу чиновников, воинов, купцов приходилось много ездить по де- лам. В результате для их размещения стала складываться довольно разветвленная сеть постоялых дворов, мансионов (гостиниц) и таверн. Отсюда же берут начало и популярные в современном мире нацио- нальные парки и сады.

Своеобразными культурно-досуговыми центрами в Древнем Риме были бани (термы), которые в эпоху империи строились в виде ог- ромных сооружений с роскошным внутренним убранством. Руины та- ких бань свидетельствуют о том, что это были громадные здания со сложной системой нагрева и подачи воды. Тысячи римлян проводили в них свое свободное время: перед купанием на площадках для спор- тивных упражнений играли в мяч, состязались в беге, борьбе и подня- тии тяжестей, затем мылись и плавали в бассейнах. Термы предназна- чались не только для купания и спортивных тренировок, в них были также библиотеки и залы для занятий. Здесь можно было встретиться с друзьями, узнать последние новости, сделать прическу и вкусно поесть.

Очень любили древние римляне скачки, которые устраивали в так называемом цирке, и кровавые гладиаторские бои. Для них строились специальные сооружения – амфитеатры. «Хлеба и зрелищ!» – это была особая политика древнеримских правителей, сопровождавшаяся бесплатными раздачами продовольствия и показами разнообразных зрелищ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже в древнем мире уделяли большое внимание организации досуга. Видимо, и тогда были люди, которые управляли этим процессом, ведь кто-то же дол- жен был продумывать сценарии подобных мероприятий, следить за размещением зрителей и прочим. Известно, например, о существова- нии специальных гладиаторских школ, то есть к проведению всех этих зрелищных мероприятий тщательно готовились.

 

Проведение досуга в Средневековье.В Средневековье были своеобразные организаторы досуга и артисты. Эти люди благодаря церковной пропаганде вызывали у всех одновременно и страх, и вос- хищение. Церковь разрешала христианам смотреть театральные пред- ставления только с библейскими сюжетами. Уличных певцов и арти- стов, устраивавших представления на другие темы, церковь прокли- нала, обещая им вечные муки на том свете. Большая неприязнь цер- ковных служителей к бродячим артистам объяснялась их стойким убеждением, что люди, умеющие с помощью масок, кукол и других приспособлений перевоплощаться, являются сродни дьяволу.

Несмотря на все запреты, трубадуры, жонглеры, шуты и другие бродячие артисты пользовались в те времена большой популярно- стью. Жизнь средневекового человека, заключенного в неприступных замках, редко покидавшего родной дом, была достаточно скучной, поэтому появление бродячих артистов всегда было праздником.

Наиболее привилегированными среди артистов того времени были трубадуры – поэты, исполнявшие свои стихи под музыкальный ак- компанемент. Песни, сочиненные трубадурами, исполняли и бродячие певцы, которые, как правило, для привлечения внимания зрителей че- редовали исполнение песен с жонглированием фокусами, за что их и называли жонглерами. Большой популярностью пользовались цирко- вые номера с дрессированными животными: собаками, кошками и особенно обезьянами, которых считали человеческим отражением. Не менее популярными среди бродячих артистов были шуты и мимы, ко- торые беспощадно высмеивали всевозможные человеческие пороки и непристойные поступки.

Средневековая знать увлекалась охотой и конными скачками, к ко- торым детей приучали с 10-12 лет. Для более успешного усвоения знаний писали специальные руководства: по охоте на зайца, оленя, кабана, по сигналам охотничьего рожка, выслеживанию и разделке дичи, а также по уходу за гончими.

Модным увлечением в те времена была игра в карты, на кото- рых до наших дней сохранилось изображение дам и рыцарей в сред- невековых костюмах. Кроме игры в карты, распространенной среди знати, была игра в шахматы. Простонародье же больше увлекалось игрой в кости. Несмотря на многие ограничения, в жестокое Средне- вековье устраивались шумные праздники, соревнования и, конечно, знаменитые рыцарские турниры – военные состязания, которые проис- ходили на специально устроенной арене, окруженной местами

для зрителей.

Место для проведения турниров выбиралось наиболее людное, чаще всего около больших городов, чтобы можно было привлечь большее количество зрителей. Участвовали иногда целые отряды рыцарей или оруженосцев. Обычно турниры назначались по особенно торжествен- ному случаю. На такие состязания съезжалось очень много народу (уча- стники состязаний, почетные гости и знатные дамы, артисты, поэты и просто любопытствующие).

Рыцарские турниры служили своеобразной тренировкой перед на- стоящими боями, поэтому на них разрешалось использовать только ко- пья с закругленными концами и затупленные мечи, чтобы наносимые ими удары не представляли серьезной опасности для жизни. Нельзя бы- ло наносить удары в лицо противнику, по его седлу и лошади, а также нападать на него со спины. Несмотря на все эти предосторожности, не- счастные случаи были не такими уж редкими. Случались и трагические исходы, хотя турниры проводились по тщательно разработанным инст- рукциям, строго определявшим критерии отбора участников и правила их поведения.

Допуск к участию в турнире давали герольды, которые тщательно проверяли знатность рода и заслуги участников. Герольды отрабаты- вали программу празднества и не меньше чем за месяц до его прове- дения знакомили с ней потенциальных участников и гостей. По сути, герольды являлись своеобразными менеджерами на подобных меро- приятиях, поскольку занимались их организацией и контролем за со- блюдением игравшими правил и регламента.

Турнир продолжался несколько дней, в течение которых могли быть разыграны различные «стандартные ситуации» битвы (атака бас- тиона, взятие приступом вала, защита моста через реку и другие). По условиям турнира победители могли брать соперников в плен, заби- рать их коней и оружие, получать выкуп. Позже излюбленным состязанием стал рыцарский поединок один на один, когда два соперника при полном снаряжении старались свалить друг друга с коня, исполь- зуя щит и копье.

Награждали рыцаря за победу золотом, драгоценностями или бое- вым конем с полным снаряжением. Одним из самых волнующих мо- ментов на рыцарском турнире был выбор победителем «дамы сердца». После этого начинался грандиозный пир, на котором выступали арти- сты и поэты.

Таким образом, в суровое Средневековье досуг был продуманным

и организованным. Пышные зрелища и развлечения в городах и крупных поселениях помогали организовывать торговые, ремеслен- ные и религиозные гильдии. Большие средства тратились на театраль- ные представления, мистерии, храмовые праздники.

 

Досуг на Руси с древних времен до наших дней.Жизнь древних русичей была тяжелой, приходилось много трудиться, чтобы зарабо- тать свой хлеб насущный. Свободного времени было мало, однако ко- гда оно выпадало, то проводилось красиво и весело.

К первоначальным формам досуга можно отнести культовые праздники, которые проводились в соответствии с земледельческим календарем. Праздниками отмечались все важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ, особенно начало сева и уборка урожая. Много праздников было в зимнюю пору, когда у крестьян высвобож- далось время для развлечений. Тогда устраивались всевозможные ве- черинки, посиделки, снежные игры, колядки. До наших дней дошли шумные языческие праздники – Святки, Масленица, ночь на Ивана Купалу и другие.

Эти праздники были многолюдными, с хороводами, гаданиями, веселыми играми, театральными представлениями, песнями и пля- сками, а также с соревнованиями в ловкости и умении (кулачными боями, борьбой и так далее). Во время праздников угощались пряни- ками, блинами и другими лакомствами.

С появлением знати на Руси рождаются и новые формы проведе- ния досуга: пышные пиры, военные состязания, звериная и птичья охота, хотя в народных праздниках князья еще долго принимали участие, да и к себе на пиры хлебосольные народ созывали.

Большие изменения в проведении досуга произошли с приняти- ем христианства. Православная церковь не приветствовала многие из «бесовских игрищ», призывала к досугу степенному и достойно-


му, однако, успешно справившись с самим язычеством, она так и не смогла до конца искоренить народные праздники. Смирившись, цер- ковь подстроила эти праздники под православный календарь.

В Средневековье церковь взяла на себя роль своеобразного куль- турного центра, регламентируя дни работы и отдыха, сосредоточив в своих руках обучение грамоте, переписывание книг и прочее.

Народное искусство стало развиваться в новых формах. Так же, как и в западноевропейских государствах, на Руси можно было уви- деть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками. Были среди них и дрес- сировщики, особенно часто с медведями, которые разыгрывали пе- ред зрителями занимательные действа. Зрелища эти, несмотря на за- прет церкви, пользовались большим успехом у публики.

И крестьяне, и простые горожане любили проводить свободное время в питейных заведениях (харчевнях, корчмах, кабаках), где можно было не только поесть и выпить, но и пообщаться, развлечься.

Знать же предпочитала свои развлечения: пиры, игру в шахматы, охоту, те же потехи, только в исполнении собственных шутейных артистов. Большинства этих радостей была лишена женщина. Если простые женщины (крестьянки), оторвавшись от тяжелых работ, могли принять участие во всеобщих праздниках, то знатные могли лишь наблюдать за веселым препровождением времени своих мужей издалека, в потайное окошечко, да и то не всегда.

Изменил такое положение русской женщины Петр I. Он произ- вел революцию в самой организации русского досуга: стал прово- дить знаменитые ассамблеи, устраивать многолюдные народные гу- лянья, приобщил россиян к европейским формам проведения досуга.

В послепетровскую эпоху славные традиции, заложенные Пет- ром, прижились и приумножились. Знать с удовольствием собира- лась на балы, проводила досуг в светских салонах, играла в карты и шахматы, устраивала карнавалы.

Досуг крестьян был более традиционным, поскольку их жизнь оставалась по-прежнему тяжелой. Праздников у крестьян было куда меньше, чем у знати, но они устраивали посиделки, на которых мо- лодежь общалась, присматривала себе пару, водила хороводы, уст- раивала игры. Все любили традиционные календарные праздники: Святки, Масленицу и другие. А народная русская свадьба была ин- тереснейшим спектаклем со сватовством, девичниками, мальчишни-


ками, свадебным поездом, выкупом невесты, русской баней и про- чими атрибутами.

Начало XX в. характеризуется появлением новых форм досуга.

Зародившаяся буржуазия предпочитает теперь закреплять свои сделки посещением ресторанов и тратить деньги в казино. У рабо- чих времени и средств на досуг практически не было.

В конце XIX – начале XX в. в России начинает распространяться туризм как одна из массовых форм досуга. Например, в 1907 г. была создана Комиссия «Образовательные экскурсии по России», целью которой была организация и проведение экскурсий по крупным го- родам и природным заповедным местам Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии, прежде всего для малообеспеченных слоев (учителей, преподавателей, студентов и школьников).

С этой целью начали готовить экскурсоводческие кадры, что способствовало быстрому развитию экскурсионного дела и расши- рению сети маршрутов. Для координации действий была создана Центральная экскурсионная комиссия, ставшая головной организа- цией для многих учебных округов России. Комиссия располагала музеем и обширной библиотекой.

После революции 1905-1907 гг., когда были сняты ограничения на передвижение по стране, туризм начинает охватывать все большие общественные слои: предпринимателей, интеллигенцию, инженеров и служащих, выезжавших на заграничные и российские курорты.

Время было неспокойное, шла подготовка к следующей револю- ции (1917 г.). В туризм стала активно вовлекаться демократически настроенная молодежь, которая использовала туристские путешест- вия и экскурсии для агитации и пропаганды своих взглядов.

После революции 1917 г. проведение свободного времени ко- ренным образом изменилось. Все было пронизано идеей революции, даже досуг посвящался митингам, собраниям, чтению и обсуждению революционных книг. Положительным моментом того времени яв- лялась ликвидация безграмотности, приобщение к чтению. Много стало отмечаться революционных и патриотических праздников.

В годы Советской власти туризм в нашей стране стал массовым. Благодаря профсоюзным дотациям внутренний туризм был вполне по карману работающему человеку. Досуг был неплохо организован, о нем заботились работники многочисленных клубов, домов отдыха,


домов пионеров, библиотек, музеев, выставочных залов, руководи- тели кружков, туристских станций и так далее.

Работа этой хорошо отлаженной системы была нарушена в годы перестройки. Прежние досуговые формы были перечеркнуты, а вза- мен им ничего не предложено. В результате на несколько лет в досу- говой сфере образовались пустоты, которые были заполнены массо- вым потреблением алкоголя, наркотиков, проституцией.

Люди с высоким достатком предпочитали проводить свободное время за границей, потому что там сфере досуга уделяется гораздо больше внимания, чем в России. За рубежом бизнесмены вкладыва- ют немалые средства в создание тематических парков со всевозмож- ными аттракционами, игровыми автоматами, развлекательными цен- трами, спортивными площадками, которые со временем приносят большую прибыль их владельцам. Еще большую прибыль дают ка- зино, боулинг-центры, ночные клубы, гольф-клубы.

На индустрию досуга работают промышленные предприятия, производящие соответствующее оборудование, программное обес- печение, мебель, декорации и прочие необходимые компоненты для обустройства развлекательных центров. В самой индустрии развле- чений и в отраслях, ее обеспечивающих, заняты тысячи людей. На- конец, за рубежом уже на протяжении десятилетий идет подготовка квалифицированных кадров для сферы досуга и развлечений.

Теперь и в России стали понимать, что, если стране нужно здо- ровое молодое поколение, этой индустрии необходимо уделять больше внимания. Поэтому резко возрос интерес к активным видам отдыха и развлечений. Стали возрождаться старые и разрабатывать- ся новые игры, забавы, различные виды спорта. Проблеме использо- вания свободного времени посвящают новые издания, открываются новые специальности.

Предпосылками возникновения туристской анимациив ее со- временном понимании являются негативные последствия индуст- риализации и урбанизации.

Следствием быстрого технического развития (индустриализа- ции) являются такие факторы, как повсеместное техническое окру- жение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физиче- ская и психическая утомляемость, нехватка времени и сил на твор- чество и любимое дело (хобби).

Урбанизация также создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жиз-


ненные нагрузки, усталость от множественности случайных, поверх- ностных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствия является желание вы- ехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным цен- ностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, по- знать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого – повышенный спрос на такие туристские услу- ги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби- туры, экологические природоориентированные туры, экскурсионно- развлекательные маршруты, спортивно-увеселительные и лечебно- восстановительные услуги.

Таким образом, изменение уклада, стиля жизни современного человека, характера его трудовой деятельности в связи с индустриа- лизацией и урбанизацией привело к изменению потребностей в от- дыхе и, соответственно, к изменению содержания туристского про- дукта. Теперь, помимо размещения и питания, он стал включать и другие элементы, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной раз- грузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гости- ничного обслуживания возникло понятие «туристская анимация»

– вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных

потребностей туриста.

Простые формы анимации всегда являлись органичной частью туристской деятельности и турпродукта, но массовым, индустриаль- ным явлением туранимация становится в 1970-е годы в результате увеличения потребительского спроса на разнообразные турпродукты и услуги, а также в результате отклика турпредприятий на этот спрос.

Технико-технологический прогресс позволил создать необхо- димое материально-техническое оснащение анимационных про- грамм. В эти годы большинство западных туристов уже не привле- кали туры и программы путешествий, предлагавшие только прожи- вание, питание и некоторый набор экскурсий. Возникла необходи- мость в разработке новой философии рекреационной деятельности в туркомплексах и гостиницах (от курортных до деловых и кон- грессных), в разнообразии форм и программ. Питание как услуга, например, приняло следующие виды: диетическое питание, питание


плюс медицинский контроль, приготовление пищи с участием туриста, лечебное питание, дегустация блюд, вин, праздники пива и другое.

Развитие получили клубный отдых и отдых в национальных природных парках. Спортивные танцы, аэробика, спортивные игры, тренажеры, массажи, сауны, бани стали неотъемлемой частью гостиничных услуг.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией анимационных программ, которые бы отвлекали отдыхающего от повседневных жизненных проблем, способствовали эмоциональной разрядке, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.

 

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «анимация», «туристская анимация», «гостиничная анимация».

2. Расскажите о роли и значении анимационной услуги как со ставной части туристского продукта.

3. Каким образом был организован досуг древних греков?

4. Какие развлечения пользовались популярностью у древних римлян?

5. Каковы особенности проведения досуга в Средневековье?

6. Как проводили досуг русские крестьяне и знать?

7. Какие изменения в проведение досуга внес Петр I?

8. Каким образом был организован отдых в советское время?

9. Что явилось предпосылками возникновения туристской ани мации как массового индустриального явления в конце XX в.?

10. Охарактеризуйте современный этап развития анимации в гостеприимстве и туризме.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ | Культура брачных отношений

Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 1252;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.027 сек.