Обонятельный и вкусовой анализаторы


Значение обонятельного и вкусового анализаторов. Ре­цепторы обонятельного анализатора расположены в верхней части правой и левой половины носовой полости, занимая общую пло­щадь около 5 кв. см (рис. 39). Они чувствительны к взвешенным в воздухе молекулам пахучих веществ. Для человека значение обо­няния в основном ограничивается распознаванием свойств пищи и окружающего воздуха.

Рецепторы вкусового анализатора расположены в слизистой оболочке спинки языка, мягкого нёба, надгортанника и глотки (рис. 40). Они чувствительны к веществам, находящимся в растворе. У человека, как и у многих животных, вкусовой анализатор сигна­лизирует о химических раздражителях, которые находятся не в ок­ружающей среде, а в полости рта, что позволяет различать качест­во попадаемой в рот пищи.

Анализ и синтез обонятельных и вкусовых раздражении. Если тонкими кисточками, каждая из которых смочена раствором опре­деленного вкусового вещества, осторожно прикасаться к различным точкам языка, нетрудно убедиться в существовании отдельных ре­цепторов для сладкого, горького, соленого и кислого. Обонятель­ные рецепторы также неодинаковы. Следовательно, различение раздражителей частично происходит в периферическом отделе обо­их анализаторов. Тонкий анализ раздражении происходит в коре больших полушарий. Возможность различать большое количество обонятельных и вкусовых ощущений объясняется тем, что боль­шинство веществ одновременно действует на болевые или другие рецепторы слизистой оболочки рта или носа. Так, хлороформ, по­мимо возбуждения обонятельных рецепторов, действует на вкусо­вые, чувствительные к сахару (отсюда сладковатый привкус хлоро­форма); многие остро пахнущие вещества действуют, кроме обоня­тельных, также на болевые и тактильные рецепторы слизистой

Рис. 39. Рецепторы обонятельного анализатора (схемы):

Л — расположение рецепторов в полости носа; Б — рецепторные клетки.

Рис. 40. Рецепторы вкусового анали­затора (схемы):

А — вкусовые сосочки на поверхности язы­ка; Б — различные виды вкусовых сосоч­ков; В — строение вкусовой луковицы, 1 —• вкусовые луковицы; 2 — железы, вы­деляющие водянистый сок; 3 — вкусовые рецепторы.

оболочки носа: ментол — на холодовые, спирт — на тепловые и болевые, уксусная кислота — на болевые и соответствующие вку­совые.

То же можно сказать и про вкусовые ощущения. Острый вкус некоторых блюд объясняется действием на болевые рецепторы, разный вкус жидкой и крутой каши — неодинаковым действием на тактильные рецепторы, а холодного и горячего мяса — неодинако­выми температурными и особенно тактильными ощущениями (от застывшего жира, оседающего на слизистой оболочке). К тому же, как правило, всякое раздражение вкусовых рецепторов сопровож­дается раздражением обонятельных. Хорошо известно, что времен­ная потеря обоняния, например при сильном насморке, резко на­рушает вкусовые ощущения: многие блюда либо становятся без-


вкусными, либо приобретают иной, необычный вкус. Если плотно зажать нос и задержать дыхательные движения, положенный в рот лук на вкус неотличим от яблока. В таких же условиях различные конфеты, ягоды, фрукты, теряют специфический вкус и вызы­вают однообразные ощущения сладкого, кислого, горького или соленого.

У человека в естественных условиях жизни условные рефлексы на чисто запаховые раздражители образуются в неизмеримо мень­шем количестве, чем у животных. Чаще всего раздражителями обо­нятельных рецепторов оказываются вкусовые вещества. Условные рефлексы на такие комплексные раздражители образуются у детей с первых дней жизни. Выработать условный рефлекс на чисто запа-ховое вещество гораздо труднее. Обычно это удается на 4—6-й не­деле жизни.

Тонкое различение сходных раздражителей вырабатывается у одних людей с большим трудом и остается нестойким, а у других— значительно легче и быстро становится устойчивым. Нередко и взрослые люди очень плохо различают запахи и даже вкусовые ка­чества пищи, не разбираясь в их многообразных оттенках.

Если запаховые 'раздражители приобретают для человека су" щественное значение, то путем длительной тренировки централь­ный отдел обонятельного анализатора может достичь высокого совершенства, вплоть до различения отдельных составных частей за-паховой смеси. Это наблюдается у некоторых парфюмеров, кулина­ров, дегустаторов и представителей других профессий, требующих хорошего различения запахов. ;

Чувствительность вкусового и обонятельного анализаторов.Чувствительность вкусового анализатора в сильной степени зависит от текущей потребности организма в пище. Обычно, по мере того как съеденная пища переваривается, а основная ее масса покидает желудок и передний отдел тонких кишок, чувствительность к слад­кому и соленому отчетливо повышается. Одновременно понижается различительная чувствительность, т. е. способность тонко различать сходные раздражители. Во время еды постепенно общая чувстви­тельность снижается, а различительная, наоборот, повышается, поэтому по мере насыщения человек становится все более разбор­чивым к вкусу пищи.

При нарушениях пищеварения вкусовая чувствительность резко падает, что проявляется в потере аппетита, а у детей в отказе от пищи. Биологическое значение такого отказа заключается в предо­ставлении относительного покоя пищеварительному каналу. При неполноценном, однообразном питании как у взрослых, так и у де­тей нередко наблюдается избирательное повышение чувствитель­ности по отношению к веществам, в которых организм особенно нуждается.

При длительном действии раздражителя происходит адаптация вкусового анализатора, иными словами, его чувствительность по»

нижается, причем обычно к тому виду вкусовых ощущений, кото­рый вызывается данным раздражителем. Быстрее всего происходит адаптация к сладкому и соленому; к кислому и особенно к горькому адаптация протекает очень медленно. Под влиянием адаптации из двух одинаково соленых или сладких блюд, последовательно при­нимаемых в пищу, второе кажется менее соленым или сладким, чем первое; Адаптацией объясняется пресный вкус нормально посолен­ного супа, если ему предшествовала соленая закуска. Адаптация к соленому повышает возбудимость к сладкому, а адаптация к слад­кому повышает возбудимость к кислому и горькому. Поэтому после соленой пищи пресная вода кажется сладковатой, а после сладкой — яблоко или апельсин кажутся более кислыми.

Чувствительность обонятельного анализатора тем выше, чем чи­ще воздух. Резкое понижение и даже полное исчезновение обоня­ния наблюдается при затрудненном попадании пахучих веществ в обонятельную область слизистой оболочки носа, например при на­сморке.

Адаптацию обонятельного анализатора межно наблюдать при длительном действии запахового раздражителя. По отношению ко многим пахучим веществам довольно быстро наступает полная адаптация, т. е. их запах перестает ощущаться. Человек перестает замечать такие непрерывно действующие раздражители, как запах своего тела, одежды, комнаты и т. п. По отношению к ряду веществ адаптация происходит медленно и лишь частично. При кратковре­менном действии слабого вкусового или обонятельного раздражи­теля: адаптация может проявиться в повышении чувствительности соответствующего анализатора. .. Установлено, что изменения чувствительности и явления адап­тации в основном происходят не в периферическом, а в корковом отделе вкусового и обонятельного анализаторов. Иногда, особенно при частом действии одного и того же вкусового или обонятельно­го раздражителя, в коре больших полушарий возникает стойкий очаг повышенной возбудимости. В таких случаях ощущение вкуса или запаха, к которому возникла повышенная возбудимость, может появляться и при действии различных других веществ. Мало того, ощущение соответствующего запаха или вкуса может стать назой­ливым, по.являясь и при отсутствии каких-либо вкусовых или за-паховых раздражителей, иными словами, возникают иллюзии, и галлюцинации. Если во время обеда сказать, что блюдо протухло или прокисло, то у некоторых людей появляются соответствующие обонятельные и вкусовые ощущения, в результате чего они отказы­ваются от еды.

У: детей, особенно в дошкольном возрасте, сильно выражена вну­шаемость. Поэтому у них нетрудно вызвать подобного рода иллю­зии .и даже заставить принять лекарство, внушив, что это вкусная конфетка или водичка, . .

Ill


^. 34. Слуховой анализатор

^/

Орган слуха. Орган слуха состоит из трех основных частей—наружного, среднего и внутреннего уха (цв. табл. XI).

Наружное ухо служит для улавливания звуков. Оно состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, ведущего в тол­щу височной кости; там расположены среднее и внутреннее ухо. Тонкая, но очень плотная барабанная перепонка отделяет слуховой проход от полости среднего уха, где находятся три связанные друг с другом слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек соединен с внутренней поверхностью барабанной пере­понки, а стремечко — с перепонкой, закрывающей отверстие, кото­рое ведет во внутреннее ухо.

Для нормальной передачи звуковых колебаний чрезвычайно важно, чтобы давление воздуха в среднем ухе было таким же, как и атмосферное. Выравнивание давления происходит через слуховую трубу, т. е, канал, который соединяет полость среднего уха с по­лостью глотки. Обычно наружное отверстие этого канала закрыто и открывается в момент глотания. Когда атмосферное давление бы­стро меняется, например при резком спуске самолета, рекоменду­ется производить частые глотательные движения для выравнивания давления в среднем ухе.

Периферический отдел слухового анализатора находится в пе­редней части лабиринта внутреннего уха, а именно в улитке — спирально извивающемся канале, который делает два с половиной оборота. От центрального костного стержня улитки по всей ее дли­не отходит спиральная пластинка, вдающаяся внутрь канала. Меж­ду пластинкой и наружной стенкой канала натянута основная пе­репонка, состоящая из тончайших эластических соединительноткан-ных волокон. На верхней стороне основной пластинки находится рецепторный аппарат слухового анализатора — спиральный орган.

Воздушные звуковые волны, попадая в наружный слуховой про­ход, вызывают колебания барабанной перепонки. «.Система слухо­вых косточек, действуя как рычаг, усиливает звуковые колебания в 30—40 раз и передает их жидкости, находящейся между костным и перепончатым лабиринтом улитки. Разрушение барабанной пере­понки ведет не к потере слуха, а-лишь к его снижению. Это объяс­няется тем, что звуковые колебания могут передаваться через воз­дух, находящийся в среднем ухе, без участия слуховых косточек, а следовательно, без усиления звука.

Колебания жидкости в костном канале улитки передаются ос­новной перепонке, а тем самым и слуховым рецепторам спирально­го органа, чувствительным к звуковым колебаниям. Возникшие в рецепторах импульсы направляются в центральную нервную систе­му, достигая коры больших полушарий.

Чувствительность слухового анализатора. Человеческое ухо вос­принимает звуки с частотой от 16—20 до 20—30 тысяч колебаний в

секунду. Оно особенно чувствительно к колебаниям от 1000 до 4000 в секунду. Чувствительность к более высоким или низким звукам значительно падает, особенно с приближением к верхнему и ниж­нему пределам воспринимаемых частот. Чувствительность слухо­вого анализатора заметно повышается при полной тишине и сни­жается в шумной обстановке. Если же начинает звучать тон опре­деленной высоты и неизменной силы, то вследствие адаптации к нему ощущение громкости снижается сначала быстро, а потом все более медленно. При этом чувствительность понижается по отно­шению к звучащему тону и близким к нему по частоте колебаний.

Длительное воздействие сильных звуков может вызвать запре­дельное торможение корковых клеток, в результате чего чувстви­тельность анализатора резко падает. Такое состояние сохраняется на некоторое время и по окончании раздражения. Частое пребыва­ние в условиях сильного шума может привести к необратимому на­рушению слухового аппарата улитки и тем самым к тугоухости, т. е. понижению слуха, и даже к полной глухоте.

'«^35. Развитие слухового анализатора. Гигиена слуха

Развитие органа слуха после рождения. После рож­дения рост внутреннего и среднего уха почти полностью прекраща­ется. Ушная раковина новорожденного относительно очень велика:

ее длина лишь вдвое меньше, а ширина почти такая же, как у взро­слых. Ушная раковина продолжает заметно расти в первые 2—3 года жизни, а затем ее рост сильно замедляется. Наружный слуховой проход новорожденного заполнен творожистой массой (так назы­ваемой пробкой). Длина его верхней стенки около 15 мм, а ниж­ней — около 8 мм. Его просвет в средней части очень узкий, щеле-видный. Кожа слухового прохода покрыта мелкими волосками и содержит железы, выделяющие ушную серу. Слуховой прохед ра­стет как в длину, так и в ширину в течение первого года жизни ин­тенсивно, затем медленней, а к 6 годам приобретает размеры, ха­рактерные для взрослых. Барабанная перепонка после рождения почти не растет. У новорожденного она покрыта изнутри и особенно снаружи более толстым слоем эпителия, чем у взрослых, что сни­жает интенсивность ее звуковых колебаний.

Полость среднего уха перед рождением заполнена жидкостью, которая после рождения заменяется воздухом. Он проникает через слуховую трубу, которая у новорожденного расположена почти го­ризонтально, без изгибов. У взрослых диаметр ее просвета обычно не превышает 1 мм, а длина достигает 35—40 мм. Труба новорож­денных короче (примерно 19 мм) и значительно шире (диаметр около 3 мм}, что облегчает заполнение полости среднего уха возду­хом. В течение первых лет жизни диаметр просвета трубы посте-


пенно уменьшается и к 6 годам становится таким же, как- у взрос­лых. В длину труба продолжает расти до 15—18 лет.

Развитие реакций на звуковые раздражения. Установлено, что 6—7-месячный плод реагирует на звуковые раздражения общей двигательной активностью. У новорожденных, даже недоношенных, уже в первые часы жизни удалось наблюдать различные реакции в ответ на звуковое раздражение, как, например, мигание, закры­вание глаз (а при закрытых глазах их открывание), прекращение крика, мимические движения, изменение ритма дыхательных дви­жений и др. Сильное звуковое раздражение вызывает «реакцию ис­пуга» и общие иррадиированные движения. Применение набора камертонов позволило выявить повышенную чувствительность к вы-соким"тонам. Если один и тот же звук с небольшими промежутками повторять многократно, то реакция на него быстро ослабевает, а затем и совсем исчезает.

Подобные реакции могут осуществляться без участия коры больших полушарий, так как они наблюдаются и у детей, родив­шихся без больших полушарий. Очевидно, это типичные ориентире-. вочные реакции. Установлено, однако, что у новорожденного и да­же у семимесячного плода корковый отдел анализатора реагирует на звуковые раздражения изменением электрической активности. Доказательством функциональной готовности анализатора служит возможность образования условных рефлексов на звуки в первые дни жизни. Таким образом, еще до рождения все отделы слухового анализатора способны функционировать.

В первый день жизни новорожденный обычно плохо слышит. Это объясняется тем, что не сразу жидкость, находящаяся в сред­нем ухе, всасывается и замещается воздухом. В последующие дин детское ухо воспринимает частоту звуковых колебаний не только в тех пределах, которые характерны для взрослых, но и более высо­кую. Если взрослый человек слышит звуки с частотой колебаний до 20—25 тысяч, реже до 30 тысяч в секунду, то грудной ребенок вос­принимает звуки до 32 тысяч колебаний в секунду. Иными словами, маленький ребенок слышит звуки, которые взрослому недоступны. Однако чувствительность слухового анализатора у ребенка заметно ниже, чем у взрослого. С возрастом чувствительность повышается и становится максимальной в 12—14 лет.

Развитие музыкального слуха. Различение сходных звуков воз­никает в результате упражнений, т. е. путем образования соответ­ствующих условных связей. В возрасте 3—4 месяцев грудной ребе­нок различает по высоте музыкальные звуки, отстоящие друг от друга на целую октаву или даже больше, а спустя- еще 3 месяца различает звуки, отстоящие на 1—2 тона. К концу 1-го года жизни при условии надлежащих упражнений можно добиться у ребенка тонкости различения не только высоты, но и тембра звуков.

Известно, что музыкальные способности передаются по на­следству. Некоторые дети в первые годы жизни не только хорошо

различают '/г тона и даже '/4 тона, но могут воспроизводить соответ­ствующие звуки голосом. Слушая песню, они легко запоминают мо­тив. Однако это вовсе не значит, что музыкальный слух может быть „только врожденным и что его не надо воспитывать.

Мир звуков может быть источником сильных положительных эмоций.и одной из основ эстетического воспитания. Развитию слуха способствуют не только обучение пению и музыке или прослушива­ние музыкальных произведений, но также наблюдения над звуками окружающей природы. Шелест листьев, журчание ручья, шум мор­ского прибоя, чрезвычайно разнообразная перекличка птиц — все это обогащает, изощряет слух ребенка, приучает его искать и рас­познавать звуки.

Большое значение имеет тренировка в распознавании направ­ления, откуда раздается звук, или, как принято говорить, простран­ственной локализации источника звука. Такой тренировке способ­ствуют игры в жмурки, прятки, палочку-выручалочку и др.

Гигиена слуха. В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто .возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при на­сморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудша­ется слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запу­щенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию — воспалению мозговых .оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.

При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере-слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка от охлаждения, которое, как правило, понижает со­противляемость тканей, и тем самым облегчает возникновение вос­паления.

В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и уш­ная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устра­нить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию.. Поэтому содержание ушей в чистоте—одно из важных правил гигиены. При жалобах ребенка на зуд в ушах сле­дует осторожно с помощью ватного тампона промыть их теплой во­дой или раствором перекиси водорода и затем просушить кончиком полотенца.

Одно из существенных требований гигиены слуха — предохра­нять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и'длительного, раз­дражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.




Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 4443;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.