Изучение условных рефлексов у человека
Условнорефлекторный характер высшей нервной деятельности человека. Начиная с 1906 г. ученик и последователь И. П. Павлова Н. И. Красногорский исследовал у детей пищевые условные рефлексы, регистрируя сначала реакцию открывания рта и глотания, а затем выделение слюны, которую он собирал при помощи специально сконструированной капсулы-присоски. В. И. Бехтерев изучал у взрослых людей оборонительные условные рефлексы, подкрепляемые болевым раздражением. Применялись и другие методики.
Исследования привели к выводу, что высшая нервная деятельность у человека носит такой же рефлекторный (отражательный) характер, как и у животных, а основные закономерности корковых функций, установленные в опытах на животных, действительны и для человека. Вместе с тем оказалось, что у человека условные рефлексы вырабатываются гораздо быстрее и отличаются большей , прочностью; легче образуются рефлексы на очень сложные комплексы раздражителей, а также запаздывающие рефлексы с большим интервалом между началом действия условного и безусловного раздражителей.
Однако такие различия не объясняли тех особенностей высшей нервной деятельности человека, которые ставят его над всем животным миром. Исторически все основные особенности человеческого организма формировались и совершенствовались в процессе труда, связанного с изготовлением и применением орудий и средств производства. Коллективная трудовая деятельность людей спо-
собствовала возникновению и развитию членораздельной речи. которая внесла новый принцип в деятельность больших полушарий. в отличие от животных, условные связи в коре человека образуются главным образом при участии слова как условного раздражителя. Поэтому без учета этой важнейшей особенности человеческого мозга не может быть полноценного изучения высшей нервной деятельности человека. лДве сигнальные системы действительности. У животного импульсы, поступающие в высший отдел центральной нервной системы, возникают под влиянием непосредственного воздействия на рецепторы явлений и предметов окружающей действительности. Эта непосредственная сигнальная система действительности присуща и человеку. Однако есть и другая, специально наша, человеческая сигнальная система действительности. У человека «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй системы, сигналы этих первичных сигналов—в виде слов, произносимых, слышимых и видимых» (Павлов). Иными словами, раздражители, действующие на наши рецепторы, могут быть расчленены на две >группы: непосредственные и речевые. Последние приобретают особое значение для высшей нервной деятельности человека. Они могут не только заменять непосредственные сигналы,'-но и обобщать их, выделять отдельные признаки и качества предметов и явлений, устанавливать их связи, взаимную зависимость и процессы их становления и изменения.
Речь позволяет неизмеримо шире обобщать и глубже анализировать явления, происходящие как во внешнем мире, так и в нас самих. Анализ и синтез речевых сигналов и составляет специально человеческое, высшее мышление, приводящее к безграничной ориентировке в окружающем мире, к развитию науки и ее практического отображения — техники.
Функциональное единство коры больших полушарий. На одни и те же слуховые и зрительные рецепторы могут действовать как непосредственные, так и речевые раздражители. Воспринимающие клетки слухового органа приходят в состояние возбуждения под влиянием определенной серии звуковых тонов и шумов независимо от того, складываются они в слова или нет. Речь на непонятном иностранном языке будет таким же первосигнальным раздражением, как и другие непосредственные звуковые раздражители.Этаже речь после изучения иностранного языка приобретает второсиг-нальное значение, но действует не на какие-либо иные, а все на те же рецеп торные клетки. Импульсы, возникающие в рецепторах под влиянием раздражителей обеих сигнальных систем, приходят в кору больших полушарий по одним и тем же проводящим путям и к одним и тем же воспринимающим клеткам коры. Однако дальнейшая судьба этих импульсов гораздо сложнее, чем у животных.
В процессе эволюции у человека с развитием членораздельной речи значительно увеличилась площадь, занимаемая корой боль-
тих полушарий: возросло количество нервных клеток во всех основ* ных областях коры, появились новые участки коры, которые отсутствуют у животных. Это объясняется тем, что речевая деятельность основана на огромном количестве дополнительных условных связей.Они вовлекаются в любой корковый процесс, даже когда человек не говорит, не читает, не пишет и не слышит речи. Любой непосредственный раздражитель всегда в той или иной степени приводит в действие речевые условные связи. При новом, незнакомом раздражителе эти связи выявятся в речевой ориентировочной реакции: человек мысленно или словами задает вопрос «Что такое?» и старается найти ответ. Знакомый непосредственный раздражитель всегда имеет речевое обозначение, а потому он не может не привести в действие соответствующие речевые условные связи, что проявляется в тех мыслях или речевых реакциях, которые возникают в связи с действием этого раздражителя.
Высшую нервную деятельность человека нельзя рассматривать как состоящую из двух частей, одна из которых связана с первой, а другая — со второй сигнальной системой действительности. При всех условиях высшая нервная деятельность человека едина и притом двухсигнальна, т. е. определяется условными связями, выработанными под влиянием и при постоянном взаимодействии непосредственных и речевых сигналов. Само собой разумеется, степень вовлечения второсигнальной стороны корковой деятельности может быть очень различной.
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 2158;