Иррационализм А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора.
Личность, духовность – вот что такое истина. Это мой тезис (С. Кьеркегор).
Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии (А. Шопенгауэр).
Суть иррационализма. Иррационализмом (от лат. неразумный, бессознательный) называются философские направления, которые делают основой миропонимания нечто недоступное разуму, например, слепую бессмысленную мировую волю или коллективное бессознательное. Иррационалистическими могут быть концепции гносеологии: интуитивизм и мистицизм; человека: экзистенциализм (от лат. существование). Иррационализм возник как реакция на рациональную философскую систему Гегеля, для которого всё разумное действительно, всё действительное разумно. Представителями этого направления в ХIХ веке были немецкий философ-пессимист Артур Шопенгауэр (1788-1860) и “первый экзистенциалист”, датский Сократ Сёрен Кьеркегор (1813–1855), они считаются главными ниспровергателями гегелевской системы. Русский философ Лев Шестов (1866-1938) писал: никто в философии не умел так тонко подметить и остроумно изобразить слабые стороны разума, как Шопенгауэр, а в книге Кьеркегор и экзистенциальная философия (глас вопиющего в пустыне) он задаёт вопрос: нужно ли любить разум, независимо от того, что он с собой принесёт с собой, радость или горе? Разум требует любви к себе, не предъявляя в защиту никаких оправданий, ибо он сам есть источник, и притом единственный, всяких оправданий.
Жизнь и труды А. Шопенгауэра. После возвышенных слов Канта о звёздном небе и моральном законе, Шопенгауэр вновь опускает нас на бренную землю. Человеком он был тяжёлым и своенравным, но труды его достойны восхищения. Отец его купец покончил жизнь самоубийством, мать вела аристократическую жизнь звезды литературных салонов, дружила с гением немецкой литературы Гёте. Единственная, хоть и короткая дружба с Гёте была и у Артура, который презирал чаяния матери прослыть гениальной, хотя сам всегда питал тайную надежду выйти в гении. На Шопенгауэра повлияла древнеиндийская философия Упанишады и философия Канта. Главную работу Шопенгауэра Мир как воля и представление постигла неудача, большая часть тиража была уничтожена. Реакция Шопенгауэра на отсутствие признания современников была знаменательна: разве может музыкант рассчитывать на аплодисменты, если публика состоит почти целиком из глухих? Шопенгауэр попытался конкурировать с Гегелем, назначая свои лекции в одно время с ним, но студенты быстро потеряли к нему интерес. С 1931 года, 28 лет философ жил во Франкфурте, пытаясь подражать Канту. Только в последние годы жизни к Шопенгауэру пришло признание. Другие его работы О воле в природе, Метафизика любви, Афоризмы житейской мудрости.
Критика Гегеля. Шопенгауэр яростно критиковал Гегеля, убийцу истины. После Канта, вернувшего уважение к философии, она вновь пала до роли служанки чужих интересов, государственных – сверху и частных снизу. Возможно ли, что бы философия, ставшая заработком, не выродилась в софистику? Есть правило: чей хлеб ем, тому и песню пою. Шопенгауэр не стесняется в выражениях: прислужник власти, неграмотный шарлатан, фальшивая монета философии, язык сумасшедшего и отсутствие мозгов. Надутой пустотой окрестил он взгляды и Фихте и Шеллинга.
Центральный тезис философии Шопенгауэра: мир – это моё представление. В работе Мир как воля и представление Шопенгауэр писал: есть одна истина и она в том, что нет ни солнца, ни земли, а есть лишь глаз, который видит, рука, чувствующая тепло земли, окружающий мир есть только в представлении, т.е. всегда и только в связи с другим бытием – воспринимающим. Всё, что ни есть в познании, и самый мир – объект в отношении к субъекту, лишь для субъекта он и существует. Мир есть моё представление. То, что никто из нас не в силах выскочить из себя, что бы увидеть вещи сами по себе, что всё наиболее очевидное – в сознании, находится внутри него самого, было известно и древним грекам, Декарту и Беркли. Шопенгауэр же пытается синтезировать материализм и субъективный идеализм. Ошибка материализма в редукции субъекта к материи, а субъективный идеализм, сводя объект к субъекту, делает крен в противоположную сторону. И, тем не менее, идеализм неопровержим. Всё что объективно, всегда имеет экзистенцию в субъекте, а значит, явление и представление обусловлены субъектом. С исчезновением субъекта нет и мира как представления. Субъект и объект, следовательно, неотделимы: каждая из двух половинок осмысленна только посредством другой, то есть каждая существует рядом с другой, с ней же вместе исчезает. Шопенгауэр поддерживает теорию Канта об априорных формах сознания, добавляя к пространству и времени категорию каузальности-причинности.
Учение о мировой Воле. Во-вторых, Шопенгауэр сохраняет вещь-в-себе Канта, но отождествляет её с Волей. За представлениями, феноменами стоит не вещь-в-себе, а иррациональная Воля, которая управляет миром. Воля – субстанция внутренняя, сердцевина любой частной вещи и всего вместе; слепая сила в природе, она явлена и в рассудочном поведении человека, огромная разница в проявлениях, но суть остаётся неизменной. Воля слепа, свободна, бесцельна и иррациональна, выше познания. Вечно ненасытная неудовлетворённость толкает природные силы (вегетативную, животную и человеческую) на непрерывную борьбу за право доминировать одна над другой. Изматывающая борьба научает человека порабощать природу и себе подобных, культивируя всё более жёсткие формы эгоизма. Некоторые ученики Шопенгауэра расценили идеи Дарвина (Происхождение видов вышла за год до смерти философа), как подтверждение философии воли. Но Дарвин ничего не говорил о силе, в результате действия которой выживают наиболее приспособленные. Приспособление есть средство выживания. Но в одном важном смысле сходство есть: предельное безразличие к человечеству со стороны вселенной. С другой стороны можно рассматривать учение о Воле как попытку описать коллективное бессознательное. Но является ли наша Воля, наше бессознательное частью некой вселенской силы? Космическая воля не Бог, космическая воля зла, безразлична к человечеству и является источником всех наших страданий. Но откуда Шопенгауэр знал, что по ту сторону мира явлений находится безжалостно-жестокая, бездушная Воля? Философ отвечал: нам всем дана возможность увидеть, что стоит за миром явлений – нужно только вглядеться в самих себя.
Аргументы в пользу пессимизма. В-третьих, учение о Воле приводит к пессимистическому восприятию мира. Любимый конёк Шопенгауэра – человеконенавистничество, его мировоззрение проникнуто отвращением к этому миру. Целые пассажи он посвящает глупости человеческого поведения. Лицемерие, эгоизм, жадность и обжорство лежат в основе деятельности человека. Трагичность жизни индивида, несчастье – удел всех. Жизнь человека разворачивается между страданием и скукой. Суть мира – ненасытная воля, суть воли – конфликт, боль и мучения. Любое удовлетворение недолговечно, и в этом зародыш нового страдания. Нет ни меры, ни конца мучениям. Жизнь человека есть непрерывная борьба за существование, с одной лишь определённостью – сокрушительное поражение в финале. Цель иллюзорна, с обладанием исчезает и тень притягательности; желание возрождается в новой форме, а с ним и потребность. Жизнь подобна маятнику, раскачивающемуся между страданием и праздностью. В глубине своего существа человек – животное дикое и жестокое. Человек – единственное животное, способное истязать других ради самой цели: заставить страдать. Испытывать наслаждение при виде чужих бед, – какое ещё животное способно на это? Люди делятся на жертв, с одной стороны, и на демонов – с другой. Трагична не только жизнь индивида, но и человеческая история, рассказать которую нельзя иначе, как историю войн и переворотов. Рационализм и прогресс в истории, о которых говорит Гегель, выдумка, оптимизм необоснован. История есть судьба и повторение одного и того же в различных формах. Жизнь – страдание, история – слепой случай, прогресс – иллюзия – таков неутешительный вывод Шопенгауэра. Есть ещё один ракурс рассуждений: если мир бесконечен, то какой смысл имеет рождение и жизнь человека? До нас была бесконечность, после нас бесконечность, а кто мы в этом бессмысленном, бесконечном движении? Самое большое преступление человека состоит в том, что он родился.
Методика подавления Воли: искусство и аскеза. В-четвёртых, есть способ избежать зла, выход имеется: искусство и индийский миф о нирване. Причина страданий – напряжение воли, чем меньше мы упражняем волю, тем меньше будем страдать. Надо ослабить проявления Воли внутри себя, которые приводят в движение аппетиты и желания. Необходимо избавиться от желаний. От бесконечной цепи нужд и вожделений можно избавиться с помощью искусства и аскетизма. В эстетическом опыте мы отдаляемся от желаний и забываем, полезен или вреден тот или иной предмет. Тогда человек упраздняет себя как волю, погружается в эстетическое чувство и забывает самого себя и своё страдание. Самое универсальное и глубокое искусство – музыка. Но, счастливые моменты эстетического созерцания непродолжительны. Искусство может помочь обуздать волю на миг, но не навсегда. Полное освобождение от страдания можно достичь другим путём. Этот путь – аскеза. Суть аскезы – в освобождении от фатального чередования страдания и тоски. Что надо делать: признать других равными себе; быть добрым и сострадать; принять обет безбрачия; отказаться от всех материальных благ; смириться с окружающим миром. Аскеза освобождает от вожделений, того, что мешает покою. Человек, который не желает спасён. Шопенгауэр был неискренним: плотно обедал в ресторанах, имел много любовных романов, одевался в шикарные наряды, был сварливым и скупым человеком.
В-пятых, Шопенгауэр знаменит своими афоризмами и максимами, саркастическими высказываниями на самые разные темы: женщины и брак, самоубийство и церковь, этика и привидения. Произведения Шопенгауэра оказали глубокое влияние на самых разных деятелей культуры: Вагнер и Ницше, Фрейд и Толстой.
Жизнь и труды С. Кьеркегора. Ещё более решительно против разума выступил Кьеркегор, первый философ-экзистенциалист[1]. В объективности умозрительной философии он видел основной порок. Люди стали слишком объективными, что бы обрести вечное блаженство, ибо вечное блаженство состоит именно в страстной, бесконечной личной заинтересованности. И от этого отказываются, чтобы стать объективными. Объективность выкрадывает из души и её страсть, и её бесконечную личную заинтересованность. На философию Кьеркегора повлияли трагические обстоятельства в жизни. Он был седьмым ребёнком отца-коммерсанта, который женился вторым браком на своей служанке, пятеро братьев умерли. Когда Сёрен родился, отцу было 56, а матери 44, поэтому Сёрен называл себя сыном старости. Нереализованной оказалась любовь философа к Регине Ользен, после трёх лет помолвки, невеста получила письмо с обручальным кольцом: прости того, кто не способен сделать девушку счастливой (прежде всего по причине физиологической). Сочинения Кьеркегора Или-или, Понятие страха, Болезнь к смерти, Дневники, Заключительное ненаучное послесловие, Несчастнейший.
Главная черта философии Кьеркегора: защита индивидуальной личности как Единичного. В животном мире, всегда работает принцип: особь ниже рода. Но для рода человеческого характерно, что индивид сотворён по образу и подобию Божию, а значит он выше рода. В работе Или-или философ развивает идею конечности человеческого существования, которой лучше соответствует не гегелевское и-и (снятие и примирение противоположностей), а суровый выбор или-или. Единичное сознание должно противостоять системе. Кьеркегор попытался во имя реальности Единичного, торпедировать спекулятивную философию Гегеля. Зкзистенция соотносится с реальностью Единичного: она, оставаясь в стороне, не совпадает с понятием. Конкретный человек лишён концептуальной экзистенции. Но философию интересуют только понятия, ей не к чему конкретные существа, Я и Ты в своей неповторимости и незаменимости. Если бы я мог заказать эпитафию на свою могилу, то не желал бы ничего другого, кроме надписи: Этот одиночка.
Причина критики Гегеля. О большинстве философов можно сказать, что они, соорудив помпезную крепость, сами удаляются отдыхать в уютный амбар. Почему они не хотят жить в построенных ими монолитах-системах? Этот вопрос есть одновременно обвинение. И, прежде всего, системе Гегеля с её претензией на всеохват и всёпонимание: ведь любое событие необходимо. Но когда экзистенцию и всё человеческое пытаются запрятать в клетку системы, результат, по мнению Кьеркегора, получается комическим. Комической выглядит и фигура Гегеля. Как и Шопенгауэр, датский философ клеймит Гегеля. Гегельянство – это блестящий дух разложения, жалкий профессоришка, ему привиделось, будто он открыл всеобщую необходимость. Всеведущий Гегель забыл самую малость, – человека и его экзистенциальную реальность, говорил об Абсолюте, потеряв из виду человеческое существование. Безжалостный приговор Кьеркегора: ворона и сыр, выпавший изо рта в момент приступа красноречия. Кьеркегор пытается сдвинуть центр внимания философии с системно-спекулятивной точки зрения на внутреннее и неповторимое. Учёные и философы, не понимая самих себя, толкуют о той или иной науке, раскрыть себя – куда сложнее. Единичный человек важнее рода и гегелевского человечества, он оспаривает и ниспровергает систему. Он противостоит всем формам пантеизма, где универсальное поглощает индивидуальное.
Вера как центральный момент экзистенции. Единичный есть исток христианства, отсюда второй, религиозный аспект философии Кьеркегора. Даже когда мир будет объят пламенем, разлагаясь на элементы, дух останется при своём: ты должен верить. Единичный и вера коррелятивны. Центральный момент экзистенции образует вера. Кьеркегор выступал против философского обоснования христианства. Не проверять, а верить, поэтому истина субъективна. Никто не заменит меня перед Богом. Я могу только религиозно перед Богом, понять самого себя. Но между мной и людьми стоит стена недоразумения. У меня нет с ними общего языка. Жизнь в наслаждениях, ограждённая от страданий, унижений, страхов и отчаяния не даёт права свидетельствовать от имени истины. Правду несёт тот, кто беден, унижен и не ропщет, осыпаемый проклятиями и злословием, тот, кого травили за хлеб насущный, с кем обращались как с изгоем.
Причины критики науки. Третий аспект размышлений Кьеркегора – наука, если Бог и вера первостепенны, то, как быть с наукой? Трактовать изобретение микроскопа как небольшое развлечение, – куда ни шло, но приписывать ему серьёзность было бы слишком. Если одним мановением жезла Творец привёл всё в движение, то, что Ему стоит показать нелепость всех расчётов наблюдателей? Самый мудрый перед Богом должен склонить голову, как самый невежественный, в этом и есть суть сократического незнания. Но в науке не достичь не только всеобщего знания, но, и самое главное, знания человека. Микроскоп, как и другие научные методы, не решает экзистенциальных проблем. Какие открытия сделала наука в области этики? И меняется ли поведение людей, если они верят, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли? Даже если наука опровергает некоторые положения Писания, например, относительно возраста Вселенной, всё равно этические требования остаются неизменными. Къеркегор выступил против науки, во-первых, потому, что научный поиск бесконечен, и если учёного-натуралиста не беспокоит это обстоятельство, то это значит, что он не мыслитель. Второе и главное возражение против науки – естествоиспытатель, человек наделённый талантом, чувством и изобретательностью не постигает самого себя. Наука не решает проблемы познания своей духовной сути.
Концепция страха. В-четвёртых, Къеркегора излагает концепцию человека или концепцию страха, которая изложена в работе Страх и трепет. Страх неотделим от человеческой жизни: того, кто погряз в грехе, страшит возможное наказание, освободившегося от греха гложет страх нового падения. Страх разрушает все начинания, обнажая их иллюзорность. Он поражает в момент наибольшей слабости, от него не скрыться ни в суете развлечений, ни в работе, ни днём, ни ночью. Страх порождает искус самоубийства. Если страх характеризует отношения человека с миром, то отношение с самим собой характеризуется как отчаяние от непонимания своей сути. Кьеркегор почувствовал, что начало философии – не удивление, как учили греки, а отчаяние. И что у частного библейского мыслителя Иова можно найти такое, что не приходило на ум прославленному философу.
Вопрос 2 Наука XIX века и три стадии позитивизма.
Наука там, где есть предвидение, предвидение там, где есть действие (О. Конт).
Эволюцию может остановить либо величайшее совершенство,
либо наиполнейшее счастье (Г. Спенсер).
Значение открытия геометрии Лобачевского. Отказ от привычных, понятных постулатов, допустимость беспредельного расширения незыблемых истин знаменовали вторую научную революцию. Первый шаг, разрушающий “естественную простоту” мира, сделал в 1826 году русский математик Николай Иванович Лобачевский (1792-1856). Он открыл, что помимо евклидовой геометрии, где две прямые, перпендикулярные третьей прямой не пересекаются, могут существовать другие, столь же логично построенные геометрии, в которых эти прямые могут расходиться и пересекаться. Геометрия Лобачевского поколебала идею существования самоочевидных и несомненных истин (аксиом). То, что считалось незыблемыми принципами, стали трактовать как конвенции, соглашения. Выбор в пользу определённой теории отражается на представлении о человеке: верящий в абсолютную истину и удовлетворяющийся конвенциями – не одно и тоже[2].
Суть “дарвиновской революции” в науке. Во-вторых, биология поставила перед философией и религией нешуточные проблемы. В 1859 году английский биолог Чарлз Дарвин (1809-1882) в работе Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь изложил теорию биологической эволюции, объяснил механизм развития живого на основе теории естественного отбора. Это было одной из величайших концептуальных революций в науке. Главным в этой революции была замена телеологической идеи эволюции как целенаправленного процесса, идеей отбора, основанного на взаимодействиях организмов между собой и окружающей средой. Во-вторых, живые организмы являются результатом эволюции, которая является естественным событием, отпала необходимость прибегать к идее Творца. В 1871 году Дарвин решается опубликовать Происхождение человека. В первой главе Доказательства происхождения человека от какой-то низшей формы на основании сходства анатомии и физиологии, сходства мимики и эмоций, общего действия лекарств и общих болезней, вкуса, Дарвин доказывает происхождение человека от приматов. Вслед за Коперником он разрушает идею центральности человека, теперь уже на Земле. Человек – одна из форм органической жизни на Земле, той же природы, что и другие формы, один из моментов эволюции. В природном мире человек не занимает исключительного положения. В становлении идей эволюции большую роль сыграло открытие биогенетического закона (онтогенез повторяет филогенез) и периодического закона химических элементов демонстрирующего эволюцию от водорода к сложным атомам.
Открытие закона роста энтропии и проблема тепловой смерти. В-третьих, если в биологии утверждается принцип восходящей эволюции, то открытие законов термодинамики свидетельствовало об обратном. Тепло идёт от горячего к холодному, но не наоборот: невозможно совершить работу за счёт энергии тел в тепловом равновесии. Запрет позволил ввести функцию, энтропию как меру “степеней” хаоса, рассеивания энергии, однообразия, равновесия. “Процесс тепло-холод” всегда идёт от разнообразия к однообразию; от организации к деградации; от неравновесия со средой к равновесию; от концентрации энергии к её рассеиванию; от порядка к хаосу. Энтропия есть мера этих характеристик: в любой замкнутой системе энтропия может либо оставаться постоянной, либо возрастать, но никогда не может убывать. Симметрия прошлое-настоящее нарушается, время необратимо. Всякая система, не подверженная внешним воздействиям, стремится к состоянию максимального хаоса, термодинамического равновесия, следовательно, все замкнутые системы обречены на тепловую смерть и на выравнивание температур. С точки зрения законов Ньютона время не означает становления, мир неизменен. Термодинамическая Вселенная включает в себя становление, но становление негативное. Вселенная неуклонно движется к своей тепловой смерти, нивелируя различия. Согласно одной из теорий тепловой смерти – для Вселенной, как и для смертных, единственно возможная жизнь заключается в движении к могиле. Эволюционные представления, открытие закона роста энтропии нанесли удар по убеждению в стационарности и неизменности Вселенной. Возникло противоречие между восходящей концепцией эволюцииизаконом роста энтропии, допускающим нисходящее направление.
Теория электромагнитного поля и значение открытия волн. В-четвёртых, в ХIХ веке были сделаны открытия в области электромагнетизма, перевернувшие жизнь людей в ХХ веке. В механике Ньютона сила тяготения задана, её природа не объяснялась, теперь само силовое поле становится объектом исследования. Физики пытались ответить на вопросы: почему одни тела притягивают другие тела, какова природа силы притяжения и как она изменяется во времени? Английский физик Джеймс Максвелл (1831-1879) искал уравнение движения для поля, а не законы движения для тел. Поля приобрели ту же самую степень реальности, что и тела. В 1865 году в работе Динамическая теория электромагнитного поля[3] Максвелл впервые объединил электрическую и магнитную силы в одно поле. Поле создаёт каждый заряд независимо от присутствия противоположного заряда, способного испытать его воздействие. Максвеллу удалось вскрыть электромагнитную природу световых волн. В поле распространяются волны. Из уравнений получалось: скорость света 300 000 км/сек. Свет – переменное электромагнитное поле высокой частоты, движущееся в пустом пространстве в виде волн, поэтому мы и видим Солнце. Свет – лишь малая часть электромагнитного спектра. Максвелл предсказал другие волны, позже немецкий физик Генрих Герц (1857-1894) открыл радиоволны. Волны отличаются длиной волны: радиоволны и инфракрасные волны, видимый свет и ультрафиолетовые волны, рентгеновское и гамма излучения. Открытие волн произвело революцию в передаче информации, медицине, технике. Парадокс, но в то время Максвелл и Герц и предположить не могли, какую революцию в жизни людей произведут их открытия. Оказывается сфера истины богаче и шире, чем сфера полезного. В конце ХIХ века были открыты явление радиоактивности и электрон, что подтверждало: атомы радиоактивного вещества излучают и превращаются в другие атомы, а сам атом структурирован.
Начало развития гуманитарного знания. Наконец, начинает развиваться гуманитарное знание. В конце ХIХ века начинается экспериментальное изучение высшей нервной деятельности, сознания человека. Первым психологом-экспериментатором является немецкий учёный Вильгельм Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, психология – опытная наука, она занимается фактами, о которых мы знаем из опыта. Слышать, как падает камень, чувствовать боль, воспринимать свет – всё это психологические факты. Первая работа австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939) по психоанализу Исследования по истерии (в соавторстве с Брёйером) была опубликована в 1894 году. Родоначальником современной лингвистики считают немецкого учёного Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1853). Он изучил множество языков и попытался установить связь между языком и менталитетом, между разными языками. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) заявил, что социология не может быть философией истории открывающей общие законы развития человечества. Социология не является философией, это автономная наука со своим предметом и методом. Предмет социологии – социальные факты.
Суть и представители позитивизма. Развитие науки подняло проблему соотношения научного и философского знания. Позитивизм (от лат. положительный) – философское направление, основанное на принципе, что всё подлинное, положительное, позитивное знание может быть получено лишь как результат научных дисциплин, а философия как наука о реальности невозможна и должна исследовать науку. Главное, что характеризует позитивизм – утверждение примата науки: нам известно лишь то, что сообщают научные дисциплины; единственным методом познания является естественнонаучный метод. Метод естествознания “работает” и в науках об обществе, наука является единственным средством решения всех проблем, веками мучивших человечество. Для научной рациональности нет неразрешимых проблем. Поэтому, во-вторых, эра позитивизма отмечена верой во всеобщий прогресс, в рост науки. Главными представителями позитивизма в ХIХ веке были французский философ, отец социологии Огюст Конт (1798-1857) и английский философ-эволюционист Герберт Спенсер (1820-1903).
Жизнь и труды О.Конта. Создатель позитивизма Огюст Конт родился в скромной католической семье, был учеником и секретарём, а затем и решительным оппонентом философа-детерминиста, социалиста-утописта[4] Клода Анри Сен-Симона (1760-1825), создавшего теорию прогресса общества. Есть три стадии прогресса: религиозная, метафизическая и научная. Конт увлекался математикой и английским эмпиризмом, учился в Политехнической школе. Там он нащупал единственно разумный путь, который реально мог провести к великому обновлению философии. Основные работы Конта Курс позитивной философии и Система позитивной политики.
Закон трёх стадий и задачи науки. Ключевое положение его философии – закон трёх стадий. Согласно закону, человечество, как и отдельный человек, проходит теологическую, философскую или метафизическую и научную или позитивную стадии. На первой стадии явления рассматриваются как результаты сверхъестественных сил, религиозное, иррациональное понимание мира. На метафизической стадии явления понимаются действием абстрактных сущностей, мировые дух, воля. Только на позитивной стадии человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каковы источник и судьба вселенной, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает, комбинируя рассуждение с наблюдением, их действующие законы, то есть неизменные связи последовательности и сходства. Этот закон подтверждает и развитие человека: каждый из нас – теолог в детстве, философ в юности и физик в зрелости. Итак, мы – на позитивной стадии. Следует провести научное исследование общества, ибо научная социология должна стать единственным прочным фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов, переживаемых долгое время нациями. Для решения этой задачи необходимо создание социальной физики – научной социологии. Цель науки – в исследовании законов для предвидения, а прогноз необходим для воздействия человека на природу. Как и Ф. Бэкон Конт полагает, что именно наука даст человеку господство над природой. Изменить социальные явления, как и природные, можно только при условии, что мы знаем законы. Конт выступал против исследований в духе узкой специализации. Эрудиту известны факты, но он может не знать законов, но истинная наука состоит по существу из законов, а не из фактов, ибо первые устанавливают и санкционируют вторые. Конт решил проблему “полезности” научных исследований, он считал, что не следует заниматься исследованиями, полезность которых неочевидна. Развитие науки опровергло это утверждение: то, что сегодня кажется бесполезным, завтра может стать необходимым. Конт критиковал непроверяемые идеи, нет смысла искать источник и судьбу Вселенной, но на основе опыта можно узнать законы.
Задачи социологии. Во-вторых, Конт является одним из создателей социологии. Рациональным предвидением будущего развития человеческого сообщества можно назвать основной дух позитивной политики. Социология должна устанавливать законы общественных феноменов. Главный закон социальной динамики – закон прогресса. Социология – необходимая предпосылка рациональной политики.
Задача философии. В-третьих, Конт создал классификацию наук. Основой наук является математика. Науки располагаются в порядке усложнения: астрономия, физика, химия, биология, социология и мораль. Психология включается в биологию и социологию. Философия – не совокупность наук, её задача – точное определение духа каждой из них, открытие их связей и отношений, суммирование принципов в соответствии с позитивным методом. Следовательно, философия сведена к методологии наук, её задача – рефлексия над наукой.
Жизнь и труды Г. Спенсера. Английский философ и социолог Герберт Спенсер работал инженером на железной дороге, сотрудничал в журнале Экономист, за семь лет до Происхождения видов Ч. Дарвина, в 1852 году он выпустил Гипотезу развития, в которой излагал теорию эволюции, но не только биосферы, но и всей вселенной. Другие работы Спенсера Основания психологии, Система синтетической философии, Человек против государства, Основания социологии. В своих работах Спенсер излагает метафизику вселенной, которая непрерывно и прогрессивно развивается.
Философия как наука универсальных принципов. В Основных началах Спенсер определяет философию как познание на ступени максимального обобщения. Истины философии соотносятся с каждой из высоких истин науки так же, как каждая из них соотносится с самой скромной из научных истин. Как каждое обобщение науки консолидирует более узкие обобщения собственного раздела, так философские обобщения консолидируют широкие обобщения науки. Философия есть наука универсальных суждений, основанных на данных научных дисциплин, в философии процесс унификации познания доведён до предела. Философия должна начать с наиболее общих принципов, к которым пришла наука. Это принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения и силового сопротивления. Эти принципы, свойственные всем наукам, можно унифицировать в более общий принцип – принцип непрерывного перераспределения материи и движения. Закон всеобщего изменения и есть закон эволюции. Впервые термин эволюция (от лат. evolvere, развёртываться, раскрываться) употреблён Спенсером в 1857 году, через два года Дарвин употребит это понятие в отношении живых существ.
Характеристика мировой эволюции. Во-вторых, Спенсер характеризует мировую эволюцию. Характеристики эволюции вселенной – организационные, переход от менее связанной формы к более связанной, например, эволюция Солнечной системы из вихревой туманности. Во-вторых, переход от гомогенного состояния к гетерогенному, это не только закон эмбриологии, но и филологии, искусства. Третья характеристика эволюции – переход от неопределённого к определённому. Спенсер размышлял и о проблеме направленности эволюции: эволюцию может остановить либо величайшее совершенство, либо полнейшее счастье. Но даже условия хаоса и распада нельзя считать окончательными, ибо с них может начаться новый процесс эволюции. Следовательно, вселенная прогрессирует, развивается к лучшему. На этом и основан оптимизм Спенсера. Причина перехода от неорганической стадии к органической – способность к самоорганизации. Спенсер был не согласен с тем, что можно изменить мир волевыми реформами. Как нельзя сократить путь от детства до зрелости, избежав нудный процесс восхода и медленного роста ростков так нельзя ждать, чтобы из низших социальных форм сразу образовались высшие без серии небольших последовательных модификаций.
Принципы логического позитивизма. Вторая стадия развития позитивизма связана с возникновением логического позитивизма. В 20-х годах ХХ века группой учёных, философов, математиков, которые регулярно собирались в венских кафе, и поэтому получили название Венского кружка, был создан логический позитивизм. Принадлежность этих людей к различным направлениям науки показывает, что данное направление было воспринято как идеал научной философии. Принципы логического позитивизма можно считать основанными на философии Юма. Согласно этим принципам, существует два типа значимых предложений. Первые являются предложениями логики и чистой математики. Они необходимо истинны, потому что смысл одного понятия содержится в тех, при помощи которых о нём говорится. Например, 2+2=4, понятие “4” целиком содержится в понятии “2+2”. Второй тип значимых предложений – это высказывания о фактах эмпирического мира. Например, идёт дождь, или скорость света равна 300 тысяч километров в секунду. Мы можем проверить эти факты или опровергнуть их на основе опыта. Все предложения, которые не попадают в две указанные категории, логические позитивисты считают метафизическими домыслами. В логическом смысле они не необходимы и неопровержимы никаким способом. Например, Бог создал мир или Жизнь не имеет смысла. Но с развитием теории относительности и квантовой теории наука стала прогрессировать совершенно не научным образом. Свет, например, считается потоком частиц и волной. Это не логично – одно явление не может быть одновременно двумя явлениями. Но как теория она работает и производит достоверное знание.
Проблемы, решаемые в рамках постпозитивизма. Во второй половине ХХ веке возник так называемый постпозитивизм, исследования по философии науки (Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд). Философы поняли, что в эпоху, когда наука на подъёме, высшим призванием философии должно быть служение в качестве негативной способности науки, что бы наполнять учёных сомнениями. В рамках постпозитивизма ставилось множество вопросов. Первый блок вопросов связан с рассмотрением науки как процесса. Развивается наука эволюционно или революционно? если наука имеет начало, то должна ли наука иметь конец? почему так быстро меняются теории? может ли существовать одна теория? Известный современный английский физик Стивен Хокинг в Краткой истории времени обсуждает возможность создания общей теории, которая могла бы полностью объяснить существование мира. Он спрашивает: будет ли эта теория настолько совершенной, что бы оправдать собственное существование? Предполагается, что так и будет.
Второй блок проблем связан с проблемой соотношения научного и ненаучного знания. Как, например, отличить псевдо науку от истинной науки? чем научный способ познания лучше, чем ненаучный? почему в школах и вузах преподают только науку? можно выбрать любую религию, почему нельзя выбрать изучение ненаучных форм знания? почему именно научное знание – сила? можно ли сказать, что мексиканский маг Дон-Хуан менее образован, чем Карлос Кастанеда, который учился в университете?
Третий блок вопросов связан с проблемой истины. Существует ли абсолютный критерий истинности теории? Современная физика дала компьютеры, ядерную энергию и проигрыватели компакт дисков, значит ли это, что она более истинна, чем, например, физика Аристотеля? Приближается ли наука к истине?
Четвёртый блок вопросов – возможность существования в науке метафизических вопросов. Сможет ли наука ответить на вопрос о назначении и цели вселенной? если учёные воспроизводят что-то в лаборатории, то можно ли быть уверенным, что так оно и было?
Пятая группа вопросов связана с природой человека. Почему учёные сопротивляются новому? Можно ли ответить научно – как правильно жить?
Наконец, проблемы метаязыка науки. Является ли математика универсальным языком? Возможен ли метаязык, применимый к описанию всех явлений?
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
ОБЩИЕ ОСНОВЫ СВЕТОЛЕЧЕНИЯ | | | ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОХИМИЯ? |
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 936;