ДЕЙСТВИЯ В ЗАХВАТАХ
Эти способствующие действия дают возможность исполнителю преодолеть защиту соперника с тем, чтобы его захват не мешал правильному приложению сил выведения. На рис. 68—74 показан ряд способов преодоления защиты соперника (техника работы рук). Возможно преодоление защиты без срыва захвата соперника и со срывом. На рисунках показаны некоторые способы завоевания захвата и соответствующая работа рук. Помимо умения завоевать нужный захват борец должен владеть различными способами освобождения от захвата. Освобождение от захвата и завоевание его — этот процесс на практике называют борьбой за захват. Современный соревновательный поединок на 80 процентов времени представляет собой борьбу соперников за захват.
Существует десять основных способов захвата (рис. 75). Естественно, их можно выполнить в левую и правую стороны. Но в зависимости от цели взятия того или иного захвата они подразделяются на следующие виды:
1) основной — захват, с которого борец выполняет свои коронные приемы;
2) защитный — захват, взятый с целью нейтрализовать действия соперника (защититься);
3) атакующий (активный) — захват, взятый с целью подавить активность соперника, склонить мнение судей, наказать соперника за пассивность. С этого захвата борец не всегда может выполнять реальные технические действия, если этот захват не является его основным;
4) специальный — захват, выполненный для конкретного технического действия;
5) промежуточный — захват, взятый с целью последующего перехвата, создающий неудобства сопернику и дающий возможность при быстром перехвате хотя бы одной рукой выполнить бросок;
6) опережающий — захват, с которого можно выполнить бросок, и который взят раньше чем соперник выполнит свой захват;
7) контратакующий — захват, дающий возможность сопернику проводить свои приемы, на которые уже заготовлены контрприемы;
8) универсальный — захват, дающий возможность использовать его в различных целях;
9) ответный — захват, который борец вынужден взять в ответ на захват соперника, и с которого он не имеет возможности выполнять свою коронную технику.
Умение вести борьбу в различных захватах, а их десять способов, правильно пользоваться ими в различных целях расширяют тактико-технические возможности борца.
Так уж существует на практике, что борец в схватке выполняет, в основном, конкретные и известные его сопернику и тренеру приемы и, естественно, с определенных захватов. Очень мало борцов, которые владеют всем многообразием техники дзюдо, могут неожиданно преподносить своему сопернику различные технические сюрпризы. В связи с этим в процессе совершенствования способствующих действий в захватах каждому борцу необходимо нарабатывать свою схему выбора (последовательность взятия) захвата против конкретных типов соперника.
Борцы в схватке могут находиться в следующих положениях, касающихся захвата: вне захвата, в обоюдном захвате, когда захват держит один из борцов.
Вне захвата оба борца могут пойти на быстрый разрыв дистанции и выполнить бросок захватом одежды или части тела (бросок захватом ног), в этом случае теоретически у них имеются равные возможности выполнить бросок. В случае, когда захват держит один борец, а второй — без захвата (такие моменты в схватках создаются очень часто), преимущество имеет держащий захват. В обоюдном захвате все зависит от того, какой захват держит каждый из борцов. Все взаимосочетания захватов обоих борцов могут создавать три ситуации:
1) равнозначная — сочетание захватов, дающее возможность выполнения своих приемов обоим борцам. Например, оба в правой стойке держат рукав — отворот;
2) проигрышная — один из борцов держит захват, позволяющий выполнять свою коронную технику, а второй вынужден воспользоваться ответным захватом;
3) выигрышная — сочетание захватов, дающее возможность выполнения своих коронных приемов одному из борцов, при ответном захвате соперника.
На рис. 76 изображена схема, на которой видно, что любому из десяти способов захвата можно противопоставить один или несколько захватов из десяти, при сочетании которых создается выигрышная ситуация. В примере на схеме, выигрышная ситуация создается для УКЭ в ответ на попытку ТОРИ взять любой из десяти способов захвата. Создание выигрышной ситуации в захвате практически делает соперника «слабым» — таким обиходным выражением часто пользуются тренеры и спортсмены на практике.
Пример пользования схемой: ТОРИ стремится взять захват под номером 5, УКЭ, применив захваты 2, 1, 6, 9, создает выигрышную для себя ситуацию. Какой из четырех захватов будет применять УКЭ, зависит от того, сможет ли он с этого захвата выполнять приемы, хотя УКЭ может выполнять захват с определенной тактической целью.
На схеме обозначены варианты создания только выигрышной ситуации для борцов с одноименной и с разноименной стойками. Вообще сама схема — это только мысль о том, что такая зависимость существует, а тренеры и их ученики уже индивидуально в процессе овладения способствующими действиями в захватах, творчески ее доработают. В тренировках, ставя себя на место ТОРИ и УКЭ, одновременно оба борца совершенствуют борьбу за захват. Помимо того, что определяет вариант взятия захвата, еще можно расписать и отрабатывать последовательность взятия с учетом даже конкретного соперника.
Зачастую на практике оба борца неосмысленно применяют различные варианты захватов друг против друга, но только осмысленные действия в захватах могут исключить случайности.
4. ДЕЙСТВИЯ В ВЫВЕДЕНИИ ИЗ РАВНОВЕСИЯ
Способствующие действия в перемещениях, захватах, рассмотренные выше, являются как бы предварительными способствующими действиями выведению из равновесия. В некоторых печатных источниках употребляется термин «сломать позу соперника», что означает выведение из равновесия.
К способствующим выведению действиям относятся:
1) действия в выработке навыка использования момента для выведения;
2) действия по созданию благоприятных выведению моментов.
В Японии с давних времен и по сей день для осознания принципов выполнения техники и выработки момента для выведения из равновесия, с успехом используется КАТА пяти принципов. На рис. 77—81 и в описаниях КАТА приведена такой, какой пользуются дзюдоисты в Японии (перевод сделан с английского). На рис. 82—86 приведены примеры практического использования каждого из принципов.
КАТА пяти принципов — первая высшая ката, она состоит из пяти движений. Дзигаро Кано назвал ее «сердцем дзюдо». Эта ката объединяет все базовые формы.
КАТА должна демонстрироваться без остановки, без потери времени, она должна показывать широту и величественность стиля.
Названия пяти принципов созданы для облегчения понимания и восприятия образа (в некоторых источниках их называют комплексом «пяти стихий»). Они называются:
1) принцип концентрации энергии и действия (направленный толчок);
2) принцип реакции и несопротивляемости (уклончивость);
3) циклический принцип круга или вихря (использование центробежных и центростремительных сил);
4) принцип раскачивания маятника (прилив и отлив);
5) принцип пустоты или инерции.
Эти главные принципы являются основой всех движений, они формируют понятия своевременности момента для атаки, быстрой адаптации к восприятию образов движений.
В борьбе эти принципы постоянно переплетаются, комбинируются.
КАТА — изучается на первом этапе обучения, хотя и является высшей ката и повторяется на всем протяжении совершенствования в дзюдо. Дзигаро Кано говорил: «Изучайте КАТА пяти принципов и вы увидите истинный смысл применения базовой техники дзюдо».
ИЦУЦУ-НО-КАТА
(КАТА пяти принципов)
1) Принцип концентрации энергии и действия (рис. 77). ТОРИ и УКЭ стоят друг против друга лицом на расстоянии 12 футов (1 фут — 30 см, и примерно равен длине стопы) в профиль к ДЖОСЭКИ (место где сидят учителя, принимающие экзамены). ТОРИ справа, УКЭ слева. Они поворачиваются одновременно — ТОРИ налево, УКЭ направо — и приветствуют ДЖОСЭКИ, после чего принимают исходное положение и медленно приветствуют друг друга. УКЭ остается на месте, а ТОРИ медленно двигается к нему, его шаги скользят вдоль мата. По мере продвижения ТОРИ поднимает свою руку, ладонь направлена к УКЭ, пальцы в начале движения раздельны, как бы концентрируя в себе окружающую энергию.
ТОРИ соединяет пальцы, которые он направляет вверх, продолжая приближаться к УКЭ (1).
ТОРИ становится перед УКЭ и кладет ладонь правой руки без отделения руки от своего тела на грудь УКЭ (на середину груди). Левый бок ТОРИ немного сдвинут по отношению к правому боку УКЭ (2).
ТОРИ выдвигает свою левую ногу и давит ребром ладони на грудь УКЭ, который отступает на правую ногу. Потом ТОРИ выдвигает свою правую ногу и давит наружной стороной ладони на грудь УКЭ, который отступает на левую ногу.
ТОРИ продолжает свои непрерывные толчки правой рукой и передвижение нормальными и более медленными шагами, но постепенно ускоряется и понемногу выпрямляет свою правую руку. При выпрямлении руки УКЭ отступает маленькими шагами все быстрее, пытаясь восстановить свое равновесие.
Когда УКЭ полностью выведен из равновесия за счет ускорения своего шага, ТОРИ делает правой ногой последний шаг вперед шире обычного и полностью выпрямленной рукой дает УКЭ заключительный и энергичный импульс, не проваливаясь за плечами толкающей рукой (3). УКЭ падает назад на спину. ТОРИ медленно возвращает руку вдоль тела. После падения УКЭ садится, ноги врозь.
Замечание: выведение назад — результат направленного толчка. Не поняв и не освоив одного принципа, нельзя приступать к освоению другого.
2) Принцип реакции и несопротивляемости (рис. 78).
УКЭ начинает с сидячего положения, которое заканчивает предыдущее движение. Он поднимается медленно на правое колено. Его левая рука давит ладонью на левое колено, правая рука направлена вдоль правого бедра с напряженными вытянутыми пальцами вперед (как меч) в направлении к ТОРИ (1).
УКЭ встает и двигает правую ногу большим шагом в направлении к ТОРИ и выпрямляет правую руку как бы ударяя ТОРИ в живот пальцами (2).
ТОРИ поворачивается влево и отступает левой ногой, пропуская энергию удара мимо себя. После чего захватывает руку УКЭ своей левой рукой (пальцы наверху) и тянет его вперед, продолжая движение руки в направлении удара. Потом ТОРИ становится на левое колено, ладонь правой руки давит на правый бицепс УКЭ (3).
ТОРИ выполняет бросок УКИ-ОТОСИ (4).
После броска УКЭ садится, ноги врозь.
Замечания: можно выполнять удар рукой и в грудь, но при отражении удара надо оставлять пустое место для дальнейшего падения УКЭ.
При сдаче экзаменов все пять принципов демонстрируются непрерывно как одно целое.
3) Принцип круга или вихря (рис. 79).
ТОРИ и УКЭ становятся на одно колено после предыдущего движения. Они встают вместе, сгибаются вперед и разводят руки в стороны (как птицы, которые собираются взлететь) (1).
ТОРИ и УКЭ описывают с вытянутыми руками в стороны против часовой стрелки два симметрических Дополняющих полукруга (круг 6 футов в диаметре) (2).
После предыдущих движений ТОРИ и УКЭ оказываются в центре «вихря», их кисти в контакте. Правая кисть ТОРИ под левой кистью УКЭ, а левая кисть ТОРИ захватывает правое запястье УКЭ сверху. Они не прерывают свое вращательное движение вокруг общей оси (3).
ТОРИ поворачивается влево на четверть поворота, УКЭ вместе с ним делает симметричное вращение. Внезапно ТОРИ падает на спину перекатываясь на бок, вытягивая ноги вперед, перекрывая голень и правую стопу УКЭ (4).
Резким рывком вниз левой рукой и подбивая правой, мощным ударом ладони под левую подмышку, ТОРИ выводит УКЭ из равновесия через его мизинец, вынуждая делать падение вперед через свои ноги и живот (5).
Сделав падение, УКЭ встает на ноги.
Замечание: движение должно выполняться без лишнего напряжения, но с максимальным вкладыванием сил в финале движения. Не изучив и не поняв это, нельзя переходить к разучиванию следующего движения.
4) Принцип маятника или прилива и отлива (рис. 80).
В конце предыдущего движения УКЭ находится на концах осей КАТА (специальная разметка на татами) спиной к ТОРИ. ТОРИ отставляет левую ногу, поворачивает тело в полоборота влево и располагает руки параллельно левому бедру. Он балансирует ими и делает опору на свои бедра (как бы собираясь бросить сеть вперед) (1).
ТОРИ медленно поднимает свои руки вперед-в стороны (как птица, собирающаяся взлететь) и пробегает при этом мелкими шагами вперед мимо УКЭ, слева от него. Пробежав на шаг вперед мимо УКЭ, руки ТОРИ поднимаются вверх-в стороны и выполняется небольшой выдох, кисти напряжены, пальцы опущены вниз (2).
ТОРИ переносит вес тела с пальцев на пятки, медленно опускает левую руку на таз на уровне поясницы, а правая рука ТОРИ располагается на уровне груди УКЭ (3).
В этот момент, без паузы, задержав дыхание, ТОРИ начинает опускаться, отходя левой ногой и становясь на колено (это создает движение тела ТОРИ мимо левого бока УКЭ) захватывает УКЭ с собой, как в «отлив» (4).
После резкого выведения из равновесия и падения на спину УКЭ становится на колени, а ТОРИ опускает правое колено на татами и руки вдоль туловища.
Замечание: обратить внимание на скоростной импульс в момент выведения из равновесия УКЭ, вся сила как ртуть переливается в руку, которая выполняет сбивание назад-вниз через пятки УКЭ. ТОРИ обратить внимание за четким положением своего туловища и неподвижностью головы.
Не освоив хорошо это движение, нельзя переходить к следующему.
5) Принцип пустоты или инерции (рис. 81).
После предыдущего движения, ТОРИ поднимается на ноги, УКЭ также встает, но поворачивается спиной к ТОРИ. ТОРИ и УКЭ выдвигают правую ногу и широко расставляют руки (как птицы) (1).
С правой ноги начинают вращаться к центру, как в третьем движении (2).
Повернувшись друг к другу, ТОРИ левым, а УКЭ правым боком оба начинают выполнять приставными шагами сближение. В момент, когда тела должны столкнуться, УКЭ выполняет длинный шаг левой ногой вперед, а задачи ТОРИ упасть на спину поперек УКЭ и преградить на середине шага движение ноги УКЭ. Это вызовет переливание всей энергии, которая задействована в шаге в верхнюю часть тела УКЭ (3). УКЭ падает через ТОРИ.
КАТА пяти принципов, в том виде, как они изложены выше, нам мало что говорит. Нас больше интересует то, как эти пять принципов используются на практике.
ПРИНЦИП КОНЦЕНТРАЦИИ ЭНЕРГИИ И ДЕЙСТВИЯ
На рис. 82 ТОРИ и УКЭ стоят во фронтальной стойке. Правая рука ТОРИ согнута в локте. ТОРИ давит вперед и ждет, с какой ноги начнет отшагивать УКЭ. Предположим, что УКЭ отшагнул правой назад. ТОРИ шагает левой и руками переносит всю массу тела УКЭ на отступающую ногу. (Усилие ТОРИ концентрируется на наружной части большого пальца правой руки.) ТОРИ удерживает УКЭ на отставленной ноге до тех пор, пока он не начнет переносить свой центр тяжести на левую ногу. Как только УКЭ начнет отшагивать левой ногой назад, ТОРИ шагает правой и переносит всю массу УКЭ на его левую ногу и удерживает до его следующей попытки отшагнуть назад. Такое передвижение по татами с центра к метровой зоне с концентрацией усилий на перенос и удержание веса тела на шагающей ноге соперника приводит к укорачиванию шагов УКЭ и «семенению» ногами. Эти действия создают ситуацию для выведения из равновесия и броска.
Дата добавления: 2016-11-04; просмотров: 2454;