Китай в Новое время
Империя (не династия!) Цин («чистый», «незапятнанный», «светлый»): 1644-1911 гг. («Синьхайская революция»).
Китаем управляет иноплеменная династия, этнически отличающаяся от большинства населения страны (ханьцев), цины были маньчжурами. Именно в это время формируются современные границы Китая, это время наиболее крупных завоеваний, присоединения совр. Синьцзяна, Тибета, Монголии (отпала в 1911 г.).
В начале XVII в. в империю Мин входил только юг Маньчжурии и Ляодунский полуостров. Во второй половине XVI в. под руководством вождя Нурхаци формируется государство уже оседлых чжурчженей, на их основе формируется маньчжурский этнос. Нурхаци объявил свою семью «Айсингеро» - «золотым родом», именно он потом и правил в империи Цин. Во второй половине XVI – начале XVII в. Айсингеро подчиняет себе соседние племена, 1616 г. Нурхаци объявил о воссоздании чжурчженьского государства, а себя его правителем, в 1621 г. маньчжурская конница Нурхаци вторгается в Китай, захватывает Ляодунский полуостров и переносит столицу в Мукден. В 1627 г. маньчжуры вторгаются в Корею, вассальную от империи Мин, в 1636 г. новый маньчжурский правитель Абахай дает своему государству новое имя – Цин, которое и существовало больше двух с половиной веков, своих подданных он повелел именовать не чжурчженями, а маньчжурами, себя он объявил императором. С 1636 г маньчжурская конница совершает регулярные набеги на Китай, минский император стягивает на границу на заставу Шаньхайгуань у Бохайского залива (где начинается Великая Китайская стена) свои лучшие войска с генералом У Саньгуем (его имя потом – синоним предательства). Генерал У Саньгуй, видя упадок и острый кризис минского государства сам открыл маньчжурам ворота заставы и впустил маньчжурскую конницу на территории Китая и так положил начало маньчжурскому завоеванию Китая. В 1644 году они взяли Пекин, где на тот момент под напором крестьянских повстанцев Ли Цзычэна уже покончил жизнь самоубийством последний император Мин. Маньчжуры подавили это крестьянское восстание и сделали Пекин столицей империи Цин вплоть до 1911 года. Сопротивление Цинам продолжалось в южном Китае и на Тайване до 1690-х годов во главе с Чжэн Чэнгун, купцом из Южного Китая, который создал целую армию, чтобы свергнуть маньчжуров и изгнать их из Китая. Его силы вынуждены покинуть Китай и переместиться на Тайвань, где он и его потомки стали править, но в 1683 г. маньчжуры захватили Тайвань и подавили сопротивления Чжэнов. В сопротивлении маньчжурам участвовали и т.н. «тайные общества», их организовывали тогда, когда вооруженное сопротивление уже было подавлено, постепенно эти «тайные общества» превращались в сложные структуры, привлекавшие людей разного происхождения, в них устанавливалась строгая иерархия, некоторые из обществ развивали собственные квазирелигиозные учения, с течением времени их главная цель – свержение империи Цин, потеряла свою актуальность, и они превратились в преступные общества, которые после 1911 г. стали наиболее известными преступными группировками (например, т.н. «зеленый синдикат» Шанхая).
К 1662 г. большая часть очагов сопротивления Цинам подавлена, в этот год на престол вступил император Канси (1662-1722 гг.), его правление считается «золотым веком» Цинской империи и вообще монархического Китая, этот период примерно совпадет с Петром, их часто сопоставляют. В его правления были присоединены Джунгария, Южная Монголия, Тибет, начались активные контакты России и Китая (Нерчинский договор 1689 г.), укреплялись позиции конфуцианства, создавались и переиздавались энциклопедии и лучшие старые литературные произведения, хотя и под строгой цензурой. Происходила постепенная китаизация маньчжурских правителей и знати (такая неизбежная китаизация северных варваров – общее место китайской истории). В маньчжурском управлении Китаем сосуществовали две тенденции. С одной стороны, маньчжуры стремились копировать государственную систему Китая, управлять и своим государством, а потом и Китаем в согласии с вековыми принципами китайской государственности (экзаменационная система чиновников и военачальников, система шести ведомств: церемоний (в том числе внешние сношения), чинов (оно проводит экзамены), налогов, судебных дел, военных дел, общественных работ), Нурхаци стремился переманить к себе китайских чиновников. А с другой, они стремились сохранить собственную этническую идентичность, не слиться с массовой ханьцев, сохранить традиционные занятия – верховую езду и стрельбу из лука (им обучались все маньчжуры до начала XX в.), сохранение маньчжурского языка и имен, одежду и прическу (длинная коса с выбритой макушкой, коса – символ подчинения ханьцев маньчжурам, отрезание косы – символ неповиновения маньчжурам в годы Синхайской революции 1911 года).
В 1722 г. Канси умер, императором стал Юнчжэн, при нем укрепляется централизация империи, он продолжает политику своего отца, однако в его эпоху начинается и продолжается при его сыне закрытие Китая, гонения на христианских миссионеров. Наивысший расцвет и начало упадка империи Цин – правление императора Цяньлуна (1736-1796 гг.). В его правление завершается завоевание Тибета, тюркских Джунгарии и Кашгарии (теперь Синьцзян - «новая территория»). Монголии. Цинские войска предпринимали походы в Бирму, во Вьетнам, которые стали вассалами Китая. В 1773 г. была введена новая налоговая система на основе круговой поруки – баоцзя, проведен общий кадастровый обмер. В XVIII в. империя Цин была самым большим и мощным государством Восточной Азии, Пекин был сопоставим или даже больше по размерам, чем Париж (Гоцци «Принцесса Турандот»). Цинские властители ощущали себя практически безграничными правителями вселенной, это серьезно влияло на их внутреннюю и внешнюю политику, способствовало усилению закрытия Китая.
Само закрытие Китая началось при Юнчжэне для предотвращения складывания за рубежом сильных антиманьжчурских объединений. Китайским купцам не разрешалось стоить большие корабли, плавать на иностранных судах, общаться с заморскими варварами и изучать их языки, иностранцам доступ в империю был закрыт, передвижения иностранцев дипломатов и купцов строго контролировались. Китайцам нельзя было учить язык иностранцев и учить иностранцев китайскому языку, нельзя переселяться на приморские острова. В 1757 г. была запрещена любая торговля с иностранцами за исключением южного города Гуанчжоу, иностранцы не могли селиться в черте города. Впрочем, с началом ослабления Цин их указы стали нарушать, показательно, что в XVIII-XIX вв. стремительно выросло население Тайваня.
Всю историю Цин историк Олег Непомнин делит на т.н. «цинский период» - 1644 – конец XVIII в., складывание и расцвет, и т.н. «тайпинский период» - XIX – начало XX вв., время ослабления и упадка. В 1796 г. Цяньлунь единственный в китайской истории сам отказался от престола и передал престол преемнику (он был большим поклонником Канси, который правил 60 лет, и считал, что не стоит править больше, чем великий дед, кто-то считает, что он оставил престо из-за уже проявлявшихся признаков упадка). Уже при дворе Цяньлуна расцвел фаворитизм, особенную силу получил алчный евнух Хэшэнь, он практически полностью контролировал все государственные дела и даже императора. С этого времени сильно расширившееся китайское государство стало очагом постоянного внутреннего сепаратизма уйгуров и дунганей, в Китай стали стремиться проникнуть Россия и Англия. Увеличение населения и малоземелья привело к росту социальной напряженности, появилась проблема перенаселения – важнейший фактор упадка империи Цин (по теории мальтузианства). К началу XIX в. разлагается госаппарат, деградирует армия, постоянно вспыхивают восстания под предводительством «тайных обществ», внешний фактор – европейские страны начинают искать пути расширения торговли в Китае.
Территория и прибрежные воды Китая становятся ареной борьбы между Англией и Францией, Англияпреобладает и стремится захватить Макао (с конца XV в. и до XIX в. единственная иностранная колония в Китае, португальская колония). Португальские власти Макао просят помощи Пекина, тот их поддерживает, борясь с иноземным и варварами за своих «данников»-португальцев. Они те, кто давно контактирует с Китаем и совершает унизительные церемонии повиновения, так удавалось поддерживать торговлю под видом взаимных «подарков» после закрытия Китая. Отношения Китая и Англии сильно осложняются. В 1792г. английский лорд Макартни прибывает с первым посольством к Цяньлуню, во время которого становится очевидно полное непонимание Китаем ситуации в западных странах и правильных вариантов взаимоотношений с ними. В 1808 г. англичане второй раз пытаются захватить Макао, высаживают в южных провинциях Китая свои войска, в ответ Цин прекращают всю торговлю и в Гуанчжоу, это вынуждает англичан отступить.
До 1830-х годов Англия пыталась добиться «открытия Китая» мирным путем через отправку посольств и предложений заключить торговые договоры. В 1816 г. посольство Амхерста пытается учредить в Пекине постоянное торговое представительство, однако ему предлагают взаимоотношения только по унизительной даннической системе, его посольство выдворяют. В итоге англичане переходят в 1840 г. к военному способу открытия Китая, в 1840-1842 гг. Первая Опиумная война.
Социальная структура империи Цин: 1) Крестьяне вплоть до конца XIX в. составляли более 80% населения; 2) ремесленники; 3) торговцы; 4) ученые-чиновники (после экзаменов трех степеней) = мандарины. Образование было только платным в частных школах, сначала учили читать и писать, а затем все обучение – зазубривание классических текстов Древности и Средневековья. Чтобы стать мандарином не нужно было быть хорошим администратором, а хорошо знать классическую литературу и философию. Каждая себя стремилась дать образование одному своему ребенку, чтобы он занял чиновничью должность и принес семье тем самым достаток. Те люди, что не могли пройти экзаменов, в члены «тайных обществ» и там использовали их для антиманьчжурских идей, очень немногие становились писателями, другие возвращались в деревню и становились посредниками между жителями и чиновниками (чиновники всегда были родом из другой провинции и не знали диалектов). Отдельная группа - 5) представители т.н. «знаменных войск» - особой системы, которая появилась в конце XVI – начале XVII вв. Маньчжурское войско было разделено на четыре конные армии, каждая со знаменем определенного цвета: желтого, красного, синего и белого (самая элитная). «Знаменная система» несла и военную, и гражданскую службу, они составляли армию, а во время мира занимались земледелием. В этих войсках первоначально могли состоять только чистокровные маньчжуры и подчиненные им чжурчжени. В 1615 были созданы еще четыре армии с такими же цветами знамен, но с каймой, с тех пор маньчжурские войска стали называть «восьмизнаменными войсками». По ходу завоеваний знамен стало значительно больше, было создано еще 8 китайских и еще 8 монгольских «знамен» (всего 24 знамени). После окончания войск солдат этих войск нельзя было больше удовлетворять за счет добычи, им было определено жалование, их статус наследовался, они стали особой группой. Половина «знаменных войск» концентрировалась в Пекине, остальные распределены в 18 гарнизонах. Когда прекратился период активных войн, среди «знаменных войск» начинается разложение, экономические проблемы, и когда китайским войскам пришлось вступить в реальный бой с европейцами в XIX в., «знаменные войска» продемонстрировали полную несостоятельность – и из-за технической отсталости вооружения, и из-за кризиса этого военного сословия.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 489;