Субъекты исторического процесса
Субъект (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе) - носитель деятельности, источник активности, направленный на объект.
Кто конкретно может быть субъектом истории?
v - человечество;
v - социальные группы (народ, нации, классы, коллективы);
v - личность.
Кто является главным субъектом истории?
Различные концепции по-разному отвечают на этот вопрос.
Одни считают главным субъектом - великую личность. Гегель, например, всех людей делил на две группы: воспроизводящие индивиды - преследуют в своей деятельности ближайшие, частные интересы, слепые силы мирового духа; всемирно-исторические индивиды - поднимаются по превращению исторической в личную цель. Макс Вебер (немецкий социолог, философ 1864-1920) утверждал, что в истории все решает харизматическая личность (харизма - божественное предопределение) которая чувствует развития общества. К этой же точке зрения примыкают концепции элиты, утверждающее, что общество двигают избранные (элита, аристократия).
Другие философы и социологи в качестве основного субъекта изучают социальные группы. Марксизм, например, движущей силой истории считает народ, в частности, большие социальные группы - классы. К.Маркс и Ф.Энгельс так формулируют закон возрастания роли народных масс в истории: Вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и объем массы, делом которого оно является.[31]
Религиозно-идеалистические теории единственным творцом - субъектом истории считают Бога - все по воле божьей.
В последнее время в связи с интернационализацией, глобализацией общественной жизни, развитием средств массовой информации связи все более говорят о человечестве как едином и главном субъекте истории. Наша эпоха ставит людей перед необходимостью объединяться в решении некоторых общественных проблем, представляющих жизненноважные интересы всего человечества.
В философском, социологическом, историческом анализе общественных процессов чаще всего предметом изучения становятся социальные группы, их интересы и способы защиты этих интересов. Традиционная схема анализа общественного явления предполагает ответ на три главных вопроса:
ü - какие социальные группы (силы) участвуют в данном процессе?
ü - каковы их интересы?
ü - каковы объективные и субъективные условия реализации этих интересов?
Общество представляет собой взаимосвязанную систему множество социальных групп. Совокупность социальных групп и связи между ними называют социальной структурой общества.
Какие же группы составляют основу социальной структуры общества? (см. схему 33).
Схема 33
Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 6189;