Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.


 

Кант объясняет познание в полном соответствии с Юмом: познание начинается с опыта, чувственного восприятия. Человек – земное существо, и способен познавать только то, с чем он имеет вещественный контакт. В отличие от Юма, Кант считает, что в явлении есть скрытая часть (вещь в себе, вещь сама по себе). Эта часть вещи не находится в вещественном контакте с человеком. «Я критикую знания, чтобы очистить место вере».

 

Человек располагает некими инструментами (механизмами) познания. Они априорны, т. е. существуют до опыта. Эти механизмы познания человек запускает на основе опыта. Априорные формы чувственности: пространство и время, априорные формы рассудка (категории). Эти формы не прирожденные, они просто существуют до опыта. Человек так устроен, что все располагает в пространстве и времени. Априорное основание пространства – геометрия, а времени – арифметика. Благодаря априорным формам чувственности опыт организуется. Осмысление чувственного созерцания осуществляется рассудком. На основе категорий возникают понятия. Но сами они ещё не есть знания. Мысли без чувственного созерцания – пусты, созерцание без понятий – слепы. Только из их соединения может возникнуть знание. Позднее процесс осмысления ученые назовут интерпретацией. Нашему сознанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на наши органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума.

 

Познание выступает активным процессом. Познание есть творческая деятельность, осуществляемая агентом познания. Соединение чувств и категорий рассудка происходит в процессе познания. Знания - это наше отношение к природе, а не знание природы (природа - "вещь в себе"). Познание есть конструирование на основе тех инструментов, которыми мы располагаем. Кант постулирует примат практического разума над теоретическим. Мы познаем, чтобы действовать, а не действуем, чтобы познавать.

В состоянии ли рассудок познать? В процессе познания неизбежно возникает состояние антиномии: рассудок пытается познать то, что находится за пределами опыта. Кант приходит к выводу, что Бог правомерен как некий внутренний идеал. Антиномии (в книге "Критика чистого разума").

 

Кант выделяет 4 антиномии чистого разума:

Тезис - попытка выйти за пределы опыта (позиция метафизики).

Антитезис - попытка ограничиться опытом (позиция физики).

1. Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.
Антитезис: Мир не имеет начало во времени и границ в пространстве.

2. Тезис: Все в мире состоит из простых частей. Есть некоторая элементарная единица.
Антитезис: Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей. В мире вообще нет простых вещей.

3. Тезис: Для объяснения явлений природы наряду с причиной существует и свобода (как некое сверхприродное основание хода событий).
Антитезис: Нет никакой свободы. Все совершается в мире только по законам природы.

4. Тезис: В мире есть бог.
Антитезис: В мире нет бога.

 

 



Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 393;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.