ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УСИЛЕНИЯ ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА
Предположения, что последствиями хозяйственной деятельности человека могут стать значительные изменения климата, впервые были высказаны в конце XIX — начале XX в. В 1922 г. английский геолог Р. Шерлок выдвинул идею, что эти изменения прямо связаны с содержанием углекислого газа в атмосфере, а следовательно, и с возрастающими масштабами использования ископаемого горючего топлива.
На Международной конференции ученых по проблеме антропогенного изменения климата, прошедшей в 1988 г. в Торонто, был сделан вывод, что последствия усиления парникового эффекта уступают лишь последствиям мировой ядерной войны. Тогда при ООН была создана межправительственная группа экспертов по проблемам изменения климата — МГЭИК (Intergovernmental Panel on Climate Change — IPCC), которая занялась всесторонними проблемами антропогенного изменения климата, прежде всего вследствие усиления парникового эффекта.
В мае 1990 г. более 300 климатологов сформулировали проблему в докладе IPCC так: «Мы уверены, что выбросы в атмосферу, вызванные человеческой деятельностью, приводят к существенному увеличению концентрации парниковых газов в атмосфере... Это повышение концентрации увеличивает парниковый эффект, что приводит к дополнительному нагреву земной поверхности...»
По мнению ряда ученых, средняя температура на планете возросла по сравнению с доиндустриальным периодом (конец XIX столетия) примерно на 0,6 °С. Изменение средней температуры у поверхности Земли во второй половине XX в. представлено на рис. 3. По самым оптимистическим прогнозам, к 2025 г. повышение температуры может составить 2,5 °С, а к концу столетия — почти 6 °С.
Среди важнейших проблем, связанных с усилением парникового эффекта и потеплением климата, выделяется проблема повышения уровня Мирового океана за счет таяния материковых ледников и морских льдов, теплового расширения океана. За прошедшее столетие уровень Мирового океана повысился на 10-25 см.
По расчетам специалистов IPCC, к 2025 г. возможно повышение уровня Мирового океана еще на 0,2-0,3 м, а к концу наступившего столетия — на 1-2 м. В докладе IPCC, прозвучавшем на заседании в Шанхае (январь 2001 г.), отмечалось, что за последние 10 лет толщина ледового покрова в Северном Ледовитом океане сократилась на 40 %. Если произойдет разрушение ледовых щитов Антарктиды и Гренландии, то уровень океана повысится на 10 м (это повлечет исчезновение с карты мира десятков государств).
Прямое воздействие повышения уровня Мирового океана — перемещение береговой линии, в результате чего под водой окажутся многие прибрежные районы и острова, вторжение фронта соленых морских вод в пресноводные реки, засоление пресноводных прибрежных акваторий. Все эти процессы глубоко затронут человеческое общество, особенно густонаселенные приморские районы: вода затопит многие приморские города, ухудшатся условия их водоснабжения, серьезно пострадают места нереста рыб. Сотни миллионов людей вынуждены будут мигрировать из прибрежных зон, дельт рек и с островов. Этот процесс может затронуть свыше 70 млн человек, живущих в прибрежных районах Китая, а затопление 15% сельхозугодий Египта и 14 % плодородной земли Бангладеш приведет к вынужденному переселению 10 % всего населения Египта и 60 % населения Бангладеш. Пострадают и развитые страны: свыше 60 % населения Нидерландов, 15 % населения Японии и 50 % ее промышленности. В США могут быть потеряны 17 тыс. км2 водно-болотных угодий и такая же площадь суши.
Потепление климата приведет к высвобождению метана, находящегося в зоне вечной мерзлоты в виде гидрата метана (твердое вещество, представляющее собой соединение кристаллов воды и поглощенного под давлением газообразного метана). По оценкам, этот резервуар содержит углерода на порядок больше, чем его находится во всей живой материи на Земле. Возможное при потеплении таяние грунтов создаст угрозу дорогам, строениям и коммуникациям, ухудшит состояние лесных массивов на вечной мерзлоте.
Повышение средних температур на земном шаре может вызвать и существенные изменения в природных процессах в биосфере:
нарушение круговоротов главных биогенных элементов;
изменение характера облачности и связанные с этим климатические изменения;
изменение распределения осадков по регионам;
смещение климатических зон и, в частности, расширение зон пустынь;
нарушение биологических ритмов развития растений и как следствие — длительные периоды неурожаев главных сельскохозяйственных культур.
Таким образом, парниковый эффект — это многофакторное явление, представляющее в настоящее время сложное переплетение и взаимодействие природных и антропогенных процессов.
К сожалению, понимание этой проблемы неадекватно ее успешному решению в настоящее время.
В июне 1997 г. состоялась XIX Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по осуществлению «Повестки дня на XXI век», в том числе Конвенции по климату. В документах сессии отмечается, что общие тенденции в области устойчивого развития хуже, чем в 1992 г.; подтверждается признание проблемы антропогенного изменения климата одной из крупнейших проблем мира в следующем столетии; констатируется рост объемов выбросов и уровней концентрации парниковых газов. Признано необходимым продолжить конференции сторон конвенции, на которых следует выработать согласованные планы сокращения выбросов парниковых газов к 2005, 2010,
2020 гг., в успешном выполнении которых большое значение будет иметь международное сотрудничество на разных уровнях и постоянно действующая система мониторинга для выявления характера и масштабов климатических изменений, оценки их потенциальных последствий.
В целях реализации конвенции страны, ее подписавшие, в том числе и Российская Федерация, должны разработать и осуществить на локальном, национальном, региональном и международном уровне мероприятия по сокращению эмиссии парниковых газов (до уровня 1990 г.). Необходимы также прекращение сведение лесов и их восстановление; замена угля и нефти как основных видов топлива газом; широкое использование альтернативных, экологически чистых возобновляемых источников энергии, таких, как непосредственно энергия Солнца, ветер, тепло земных недр и другие; внедрение энергосберегающих технологий и эффективное энергосбережение. Такими на сегодняшнем уровне понимания проблемы должны быть первые и безупречные с экологической точки зрения шаги в направлении обеспечения стабильного газового состава атмосферы — важнейшего условия устойчивого функционирования биосферы.
СО2 в атмосфере: ситуация и перспективы
Сегодня, согласно подсчетам Всемирной метеорологической организации, ежегодно в атмосферу Земливыбрасывается в среднем около 1 т диоксида углерода на душу населения. Но по странам эта масса различается весьма существенно. Так, в воздушное пространство США поступает в год более 5 т парникового газа в расчете на одного гражданина. Для Япониии стран Западной Европы этот показатель тоже очень высок — между 2 и 5 т в год.
В то же время в развивающихся странах ежегодный выброс СО2 составляет около 0,6 т на человека, а более чем в 50 таких государств эмиссия СО2 в расчете на человека не достигает и 0,2 т в год.
Чтобы предотвратить повышение концентрации этого газа в атмосфере до опаснейшего уровня, вдвое превосходящего уровень доиндустриальной эпохи, средний выброс парниковых газов на планете должен снизиться до 0,3 т на душу населения (этот расчет сделан на основании прогноза, по которому численность человечества стабилизируется в пределах 10 млрд).
Многие исследователи считают, что принятый в Киото (Япония) Протокол о мерах борьбы с парниковым загрязнением атмосферы неэффективен и несправедлив по отношению к развивающимся государствам и ставит преграды их индустриализации. В основу дальнейшего ограничения загрязнения атмосферы предложено положить принцип учета той массы парниковых газов, которая приходится на душу населения данной страны. В частности, квота России до 2012 г. составляет 3 т парниковых газов в год (по сведениям Росгидромета, сейчас Россия «недовыбрасывает» примерно треть от этой квоты).
Science. - 2000. - № 5488. - Р. 2287 (США).
Природа. - 2001. - № 6. - С. 79
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1633;