Мензуральная нотация
В мензуральной нотации – ритмическая ячейка, результат деления основных длительностей на равные доли, а также система группировки этих ячеек. Начиная с 14 в. Различали 2 главных вида мензуры- 3дольную (лат. perfectae-совершенная) и 2дольную (лат.imperfectae - несовершенная).Мензура максимы и лонги получила название modus, мензура бревиса tempus, мензура семибревиса и минимы prolatio.
Мензуральная нотация ( от лат.mensura - мера, букв.- размеренная нотация)- система нотного письма, применявшаяся около 1250-1600 для записи полифонической и мелодийной музыки. В развитии мензуральной нотации условно выделяют 2 периода. Первый период (1250-1450) характеризуется быстрой эволюцией нотации и ее бытованием в разных локальных версиях. В этот период были повсеместно распространены сплошь зачерненные нотные знаки: максима (двойная лонга) ( ),Лонга ( ),бревис( ),семибревис ( )(«ЧЕРНАЯ НОТАЦИЯ»). Каждому нотному знаку по длительности соответствовал определенный знак паузы. Если в 13 в. единицей счетного времени была Лонга, то начиная с 14 в. Ввиду ускорения временной пульсации в музыке эта функция постепенно перешла к бревису. Второй период (1450-1600) характеризуется относительной стабилизацией и унификацией нотации. Мензуральная нотация этого периода – главным образом «белая»; т.е ее ноты обозначались лишь черным контуром ( кроме наименьших длительностей).
Изоритмия (от греч. – изо.- равный, ритм.- размеренность, соразмерность, ритм) – принцип композиции в мотете 14-15 вв., выражающийся в остинатном проведении ритма, независимо от звуковысотной линии. Как правило, ритмическое остинато помещается в теноре. Повторяемая ритмическая фигура (талья) никогда не равна по протяжности повторяемому звену звуковысотного остинато (колору) поэтому длительности тальи при каждом повторении приходятся на разные высоты.
Завершение периода 14 в. ознаменовано ростом значения светских жанров (мадригал, качча, рондо, виреле и др.), применением изоритмии, практической и теоретической разработкой различных форм голосоведения.
Мадригал- (с лат. Mater – мать) – песня на родном (материнском) языке;- светский музыкально поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки мадригала – в итальянском народном творчестве ( пастушеская песня). С 14 в. известен в итальянской поэзии и музыке как вид песенной лирики. Музыка мадригала 14 в. создавалась для 2-3 певческих голосов ( иногда с участием инструм.) с ведущим верхним голосом. Для мадригала характерны чередование силлабических ( силлабические, в которых каждой ноте (звуку) соответствует один слог) и мелизматических ( мелизматические, где на отдельные слоги распевались большие группы звуков) разделов, гокетное письмо, [Гокет- (лат.-икота) – тип полифонической техники композиции. Термин «гокет» обозначает также способ ритмического орнаментирования голосов средневекового мотета, манеру исполнения, вид искусства импровизации, название отдельных музыкальных пьес западноевропейского средневековья и раннего Возрождения. Главная особенность гокета – рассечение мелодической линии на отдельные звуки или группы звуков и распределение их по разным голосам (партиям), отчего исполнение становится как бы заикающимся ( отсюда название). Расцвет гокета в западно-европейской музыке наступил в 14 в., оказав сильное влияние на изоритмический мотет и песенные формы. Начиная с 15 в. гокет исчезает из музыкальной практики.], имитации и каноны в заключительных разделах, параллелизм совершенных консонансов, свободные диссонансы. Наиболее распространенная форма – последование двух одинаковых по музыке 3-строчных строф и 2- строчного ритурнеля на новом музыкальном материале:
Текст-abb abb cc
Музыка –abc abc dd
[ Ритурнель-(франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno – возвращение)- 1) инстр. тема служащая вступлением к песне или арии. ритурнель может повторятся между разделами, а также завершать произведение; 2) раздел подвижного характера, противопоставленный более напевной музыке как своего рода моторное дополнение; 3) в танцевальной музыке вступительный отыгрыш, который может быть повторен в конце.]
В 15 в. Мадригал исчез из композиторской практики и появился вновь в 16 в. как 4-, 5-гол. вокальные сочинения a capella, опирающееся на нормы полифонии « строгого стиля».
Мадригалы конца 16 в. отличаются применением сквозных полифонических форм, насыщены изобразительными приемами, смелыми хроматизмами, ненормативными диссонансами, яркими ритмическими и фактурными контрастами.
Качча (итал. caccia, букв.- охота, погоня, преследование) – жанр итальянской светской вокальной музыки 14 в. Тексты каччи посвящены описанию охоты и рисуют различные жанрово – бытовые сценки. Музыке свойственна изобразительность: крики охотников, лай собак воспроизводится с помощью приемов гокета, погоня-соотношение голосов по принципу канона. В качче, представляющей собой обычно 3-гол. полифоническую форму, два верхних голоса изложены в виде канонической имитации; нижний, предназначавшийся для исполнения на инструменте, является свободным. Аналог итальянской качче – французский щас, где канон ( также в унисон) образуют все 3 голоса ( вокальные); встречались и 2-гол. щас. Родственная форма существовала в 14 в. в Испании (саса).Канонические формы типа качча и щас применялись в 14 в. в итальянских мадригалах, французских балладах.
[ Баллада – 13-15 вв. во Франции – полифоническая строфическая песня с рефреном.]
В 17-18 вв. качча бытует как инструментальная пьеса.
Рондо – музыкально- поэтическая форма из 2 разных музыкальных построений, повторяемых в определенном порядке с одинаковым и разным текстом:
Номера строк: 1 2 3 4 5 6 7 8
Стихи: A B c A d e A B (A-B)- рефрен
Музыка(и рифмы) а b a a a b a b
Распространена в одноголосных и многоголосных песнях ( в т.ч. с инструментальным сопровождением).
Виреле (франц. – припев, рефрен)- средневековая французская лирическая песня. Сложилась в творчестве трубадуров, родственна рондо и балладе. Известно с 12 в. Истоки виреле в народной песенно-танцевальной музыке. Виреле обычно состоит из 3 куплетов ( по 4 стиха), начинается рефреном ( из 2 стихов). В каждом куплете первые 2 стиха поются на одну и ту же музыку ( в схеме-bb), следующие на музыку рефрена ( в схеме-А), позднее повторяющуюся с первоначальным текстом. Музыкальная схема: A bb AA bb AA bb AA и т.д. В 14 в. наряду с одноголосным культивировались полифонические вирале.
Ars. nova ( лат.букв.- новое искусство) термин, появившийся около 1320 г. В современном музыковедении термин Ars. nova часто применяется в значении широкой историко стилевой категории, характеризующей западно-европейскую музыку 14 в. в целом как новый этап в развитии музыкального искусства на пути от средневековья к Возрождению. Главная черта Ars. nova в этом смысле - рождение внутри средневековой готической культуры новых предренессансных тенденций, которые были полностью реализованы в эпоху Возрождения: выдвижение на первый план светских песенных жанров (рондо, баллады, виреле во Франции, баллаты, мадригалы, каччи в Италии), сокращение практики анонимного творчества и формирование индивидуальных композиторских стилей и национальных школ, прежде всего французских ( центральная фигура в композиторском творчестве- Гильом де Мащо, в теории – Филипп де Витри, Иоанн де Мурис) и итальянских ( в творчестве – Ф.Ладино, в теории – Маркетто Падуанский) со своими эстетическими установками. Ars. nova – важнейший этап в развитии мензуральной ритмики: двудольное («несовершенное»,имперфектное) деление длительностей начинает использоваться наравне с трехдольным («совершенным», перфектным), появляются сложные синкопированные ритмические рисунки, изоритмия. В области лада новые тенденции проявились в расцвете хроматики.
В эпоху Возрождения искусство полифонии расцветает в Англии, Франции, Нидерландах, Италии, Германии, Испании, Чехии, Польше. При всем своеобразии в каждой из стран, в творческой индивидуальности мастеров полифония 15-16 вв. – общеевропейское явление, обобщаемое названием «Эпоха строгого письма» («строгого стиля», нормы которого определены Дж.Царлино). Полифонические композиции сочинялись для хора a capella ( создавалось немало сочинений с участием инструментов или инструментальных, но развитие инструментальных форм как самостоятельной области полифонии относится к 17 в.) Основные жанры – месса, мотет, мадригал, духовные и светские многоголосные песни. В целом образному строю свойственны возвышенное спокойствие, сосредоточенность, отсутствие случайного, субъективного.
Мастера строгого стиля владели всеми контрапунктическими средствами (в т.ч. сложным контрапунктом), разработали практически все формы имитации и канона, широко пользовались полифоническими преобразованиями мелодики (обращение, возвратное движение, увеличение , уменьшение), средствами хоровой фактуры. Строгое письмо опиралось на систему диатонических церковных ладов, преобладали ясные трезвучные гармонии, диссонансы применялись в зависимости от господствующих консонансов. Тематической основой был хорал, однако использовались и светские мелодии. Свойства мелодики определялись ее вокальной природой: очертания рисунков плавны, скачки уравновешиваются, ярких кульминаций нет; метрическая пульсация сглажена, контрасты ритмических длительностей исключены.
Месса (от лат.mitto-посылаю, отпускаю)-центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. Месса-служба аналогична православной литургии (прототип обряда – евангельский эпизод Тайной вечери). Месса состоит из ординария ( разделы, текст которых должен звучать ежедневно) и проприя ( разделы, текст которых меняется в течение года в зависимости от праздника). Текст месс обычно поется, но в некоторых случаях читается.
Основные разновидности месс – реквием (заупокойная служба), краткая месса ( включает только Kyrie и Gloria;принята в нем. протестантской церкви) , «хоральная» месса ( использует в качестве cantus firmus нем. гимны в протестантской службе). Музыкальное оформление мессы складывалось в практике григорианского пения. В средневековой мессе представлены все виды григорианского хорала: речитаив и псалмодия, антифонное (интроит и коммунио) и респонсориальное (градуал, аллилуйя, офферторий ) пение.
С появлением многоголосия в Европе григорианские песнопения мессы стали обрабатывать в виде органума, дисканта. К 14в.относятся первые образы полных хоровых многоголосных циклов ординария; среди них – анонимная Турнейская месса, месса Г.де Машо. С этоговремени мессой называются хоровые циклы на текст ординария или (редко) проприя. Преобладающий тип композиции в 14-15вв.- месса на cantus firmus; первоначально григорианский, а с начала 15 в. и до Тридентского собора (1545-1563)-светского происхождения ( мелодии шансон,Iud)
В творчестве композиторов нидерландской школы( Т.Дюфаи, Й.Окегем, Я.Обрехт, Жоскен Депре) месса - ординарий формируется в целостный, замкнутый цикл с особыми принципами объединения – единым cantus firmus, сходными начальными оборотами, сквозным проведением попевок. Мессы – пародии используют не одноголосный, а многоголосный источник. В конце 15-16вв. появились мессы без cantus firmus. Кроме хорового исполнения a capella, мессы этого времени допускали участие инструментов, в нотах не указанных и дублировавших хоровые партии. Сложилась традиция замены в отдельных разделах мессы хорового звучания органным. Части мессы исполнявшиеся на органе в так называемой альтернативной манере (антифонно с хором), составляли органные мессы – сначала в виде обработок григорианского хорала (16в.), затем с включением импровизационных (токкат, прелюдий), полифонических (ричеркаров, канон) жанров, а у французских композиторов конца 17-18вв. – светских пьес (речитативов, арий, танцев). В дальнейшем месса претерпела эволюцию, общую для всех церковных жанров; в искусстве барокко – в сторону концертности ( сближение с оперой, использование монодии, введение самостоятельных инструментальных номеров, чередование сольных и хоровых эпизодов, расширение оркестровой партии: К.Монтеверди, Ф.Кавалли, А.Кальдара, А.Скарлатти, «Высокая месса» h-moll Баха; во второй половине 18- нач.19 вв.- в сторону симфонизации жанра ( мессы Гайдна, Моцарта, « Торжественная месса» Бетховена). В 19 в. месса испытала влияние эстетики романтизма ( Вебер, Шуберт, Лист, Франк, Брукнер). В 20 в. наряду с развитием романтических традиций в жанре мессы отчетливо проявились и тенденции неоклассицизма.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 3688;