Ткани Древнего Египта


История Египта делится на три большие периода:

I Древнее царство (2780 – 2280 г.г. до н.э.)

II Среднее царство (2065 – 1660 г.г. до н.э.)

III Новое царство (1570 – 950 г.г. до н.э.)

Дошедшие до нашего времени памятники египетской скульптуры и настенной живописи, остатки подлинных египетских тканей из погребений позволяют нам судить о костюме и искусстве украшения тканей древней цивилизации. Парадные одежды фараона и его чиновников изготавливались из полупрозрачного льна. Набедренные повязки слуг делали из грубого полотна. Ткачеством и прядением были заняты рабы, они производили тончайшую белую ткань, которую без увеличительного стекла невозможно отличить от шелка. Самой дорогой египетский тканью, сотканной из особого сорта льна, выращенного в Египте, был виссон [1, с.105]. В позднее время виссон ткали из комбинированных нитей льна и хлопка.

В настенных росписях эпохи Древнего и Среднего царств египтяне увековечили свои ткацкие станки. До нас дошли подробные изображения процессов прядения, ссучивания нитей, шлихтования основы и рисунок ткацкого станка. Найденные в погребениях ткани имели 1,50 метра ширины, дошедшие до нас полотнища встречаются длиной до 18 метров, что наводит на мысль о достаточно больших станках, служивших для их изготовления [2, с.20-21]. Остатки тканей из шерсти достаточно редко обнаруживаются учеными в погребениях. Дело в том, что шерсть в Древнем Египте использовали для нанесения узоров на льняную ткань гобеленового переплетения [3, с.19]. Речь идет о набивном текстильном рисунке. Позднее из шерсти могли ткать разноцветную тесьму с различным орнаментом. В эпоху греко-римского Египта шерстяное ткачество широко вошло в обиход.

Во времена Древнего и Среднего царств ткань, которая шла на одежды, покровы, завесы и пологи орнаментом не украшалась, иногда встречается достаточно скромный декор геометрического характера, сильно орнаментированные вещи достаточно редки и являются скорее исключением. В эпоху Нового царства роскошь придворного быта, развитие торговли, влияние на текстильный узор египетских тканей искусства Ассиро-Вавилонии способствовали формированию потребности египтян в подробно орнаментированных тканях. Узоры на тканях могли быть выполнены в технике ткачества, набойки, вышивки.

Окрашивание, скорее всего, было древнейшим способом украшения ткани. Впоследствии появились набойка и ручная роспись. В египетских гробницах были найдены ткани, состоящие из нитей зеленого, голубого, желтого, красного, коричневого и черного цветов. Для окраски тканей и нитей египтяне применяли природные красители растительного, животного и минерального происхождения. Очевидно, цвет в текстильном орнаменте был связан с каноническими представлениями о цвете в египетском искусстве. Цвета костюма и орнамента фигур традиционных настенных росписей обладали определенной символикой: зеленый символизировал юность, здоровье, возрождение, пробуждение природы, голубой был цветом богов и фараона, золотой и желтый – символы солнца, бессмертия, здоровья, черный – возрождение к вечной жизни, белый – богоподобие, чистота, в Египте белый цвет был также символом траура. «В Древнем царстве любили красный, зеленый и синий цвета. Позднее гамма становится гораздо богаче; в нее включаются пурпур всевозможных оттенков, охра, ярко-зеленый, черный, голубой [4, с.29]. Самым дорогим красителем в древнем Египте считался пурпур, одежды, окрашенные пурпуром, были доступны исключительно представителям знати. Древнее предание приписывает изобретение окраски тканей пурпуром финикиянам. Фиолетовую краску с черноватым или красноватым оттенком и красную краску добывали из морских раковин. Краски смешивали между собой, добиваясь насыщенности тона и устойчивости цвета, таким образом получалось до тринадцати оттенков пурпура. Позднее в употребление входит растительный пурпур. Красный цвет получался из семян и ягод кустарника из породы зеленого дуба. Известен был также растительный пурпур темно-красного, фиолетового, темно-коричневого и золотисто-коричневого цвета [3, с.22, 23]. Плиний описывает способ окраски египтянами ткани при помощи различных веществ, которые при нанесении на поверхность после окрашивания могли создавать разнообразные цветовые сочетания. В начале Нового царства, видимо, в моду входят ткани, окрашенные по принципу цветовой растяжки. На настенной росписи из фиванского захоронения чиновника XVIII династии изображается пир с музыкой и танцами. Калазирисы всех женщин окрашены только до середины бедра, дальше золотисто-пурпурный цвет мягко растворяется в белом фоне льна (илл.1). Схенти мужчин так же удивляют окраской только в верхней части. Особенно ценилась в Египте двойная окраска тканей пурпуром, цвет получался при этом особенно ярким и устойчивым к выгоранию. Жрецы в древнем Египте умели изготавливать светящиеся в темноте краски с люминесцентным эффектом. В состав этих красок входили, скорее всего, вещества минерального и животного происхождения, например, бактерии, обладающие свойством светиться в темноте. Некоторые грибы обладают способностью светиться в темноте белым и голубоватым цветом, свет появляется благодаря химической реакции, возникающей в плодовом теле гриба. Светящаяся мицена – гриб, произрастающий в джунглях Юго-Восточной Азии. Известно, что окрашивать ткани в различные цвета египтяне научились у мастеров Передней Азии [5, с.54]. Возможно, оттуда же пришел секрет светящихся красок, которыми от руки жрецы расписывали заклинаниями и орнаментальными формами льняные бинты мумий, фрагменты статуй и другие ритуальные предметы. Тончайшие ткани, идущие на костюмы знати, могли гофрироваться. Возможно, складки на ткани закладывались при помощи специальной доски с желобками, в которые мокрая ткань вдавливалась прессом [5, с.55]. Иногда на ткань нашивали позолоченные металлические розетки. В гробнице Тутанхамона был найден льняной покров с нашитыми бронзовыми позолоченными розетками. Поверх женского калазириса могла быть одета металлическая или позолоченная сетка с фигурными ячейками, украшенная бусинками из стекла или полудрагоценных камней. Костюм верховного жреца отличала шкура леопарда, наброшенная сзади как плащ, чтобы голова и передние лапы лежали на груди жреца. Иногда ее делали искусственной, т.е. выкраивали из ткани и декорировали золотом и пятнами [4, с.28]. Очевидно, такую шкуру могли декорировать вышивкой, набойкой, росписью от руки, пятна могли имитировать нашитые золотые розетки. Тонкие, воздушные египетские ткани имеют одну особенность, характерную для египетского ткачества - они имеют основу более плотную, чем уток [6]. Ткацкий рисунок гобеленового типа, который преобладал в Египте, создавался вручную. Нить утка, которая образует узор, пропускается между нитями основы по счету. Когда рисунок исполнялся на готовой ткани, тогда выдергивались нити утка и освобожденные нити основы вручную заплетались в узор [3, с.20]. На памятниках изобразительного искусства египтянами воспроизводились узоры вытканных, вышитых и набивных тканей. По ним мы можем проанализировать геометрические, флороморфные, зооморфные и антропоморфные мотивы египетского текстиля.

Геометрический орнамент Древнего Египта полон наиболее древними орнаментальными элементами, появившимися еще в период палеолита. Самым ранним из них является изображение ромба, которое ассоциировалось у древнейшего человека с достатком, благополучием [7, с.3-8], позднее с символом земли. Древнейшими изображениями являются также круг и полукруг с точкой посередине, символизирующие солнце [8, с. 146-154]. Солнечный культ и солярные мифы являются центральными в иерархии религиозных представлений о мироустройстве древних египтян. Боги, связанные с солнечным культом, наделялись функциями защиты и покровительства людей и фараона. Многие солнечные божества изображались в образе сокола, например, Ра – бог дневного солнца, Гор – сын Озириса и Изиды, фараоны являются преемниками власти Гора над Египтом. Символом Гора был солнечный диск с распростертыми крыльями. Графическое изображение перьев на крыльях сокола, передаваемых в виде плотных рядов полукругов, часто с точкой посередине, по-видимому, было перенесено египетскими мастерами на ткань. Таким образом солнечная символика проникала в текстильный узор, что впрочем, не удивительно, принимая во внимание каноничность египетского искусства. Изображение крыльев сокола можно встретить на схенти фараонов и калазирисах египетских цариц. Раппортный орнамент, имитирующий перья сокола, покрывает калазирис служительницы храма Изиды, узор расположен рядами и представляет собой вышивку или ткачество нитями сине-зеленого и сине-красного оттенка (илл.2). Эту статуэтку обнаружили в гробнице Мекетра в Фивах. Исследователи относят ее к периоду Среднего царства, к XI династии. Хранится она в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Ученые находили при раскопках подобные статуэтки, изображающие жриц с жертвенными дарами, калазирис одной из них украшал орнамент из полукружий с точкой посередине (илл.3). Текстильный орнамент из прямых полос, по нашему мнению, также связан с солярной символикой, он ассоциируется с солнечными лучами. Такой рисунок покрывал схенти и клафт фараонов. Подобный узор на схенти мы можем наблюдать на изображении саркофага Сети I, XX династия (Фивы. Аллея царей). На золотой маске фараона Тутанхамона из музея Каира мы видим клафт из чередующихся золотых и синих полос. Символика цвета подчеркивает связь солнечного культа и фараона. Солярная розетка, как орнаментальный мотив, чаще встречающийся в ювелирном искусстве Египта, все-таки присутствовала и в текстильном рисунке. Она изображалась в виде темной точки, окруженной шестью или семью светлыми точками. Таким узором покрыт калазирис богини Изиды на росписи гробницы Нефертари в Фивах, XIX династия (илл.4). Голову Изиды венчает солнечный диск. Солярные розетки на этой росписи вписаны в сетку из шестигранных вытянутых фигур. Это усложненный орнаментально вариант простейшей ромбовидной сетки, встречающийся в египетском текстиле со времен Древнего царства. Примером ромбовидного текстильного узора может служить женская статуэтка из Гизе, хранящаяся в Амстердаме, в Государственном музее. Женский калазирис из белого полотна внизу украшен узором ромбовидной сетки. Ромб как символ земли соединяется в некоторых древнеегипетских тканях с символом солнца, дающего жизнь всему живому. Ромбовидный узор часто покрывал пологи или завесы, которыми иногда египтяне затягивали потолок и стены. Часто этот вид узора соединялся с другими геометрическими формами орнамента, а также с растительными и зооморфными. Сходство орнамента египетских настенных росписей и орнамента египетских тканей отмечал Расине А.Ш.А. «Следует иметь в виду, что орнаментика росписей носит очень специфический характер: по сути, это типичный декор тканых занавесов, популярных в восточной античности. Занавесы прекрасно дополняли египетскую архитектуру: ими завешивали стены, натягивали между колоннами, чтобы отделить главный зал от окружающих помещений; ими устилали полы, закрывали дверные проемы и, как в большей части наших примеров, затягивали потолки комнат [9, с.14]. В орнаментах настенных росписей мы можем увидеть разнообразные варианты шашечных и зигзагообразных узоров, мотивы, ставшие прообразом греческого меандра, изображение звезды, чаще встречаемое в искусстве Ассиро-Вавилонии. Очевидно, все эти геометрические формы можно было увидеть в египетском текстильном рисунке. Сохранился «пояс Рамсеса III» - полотнище ткани длиной 5,2 м, украшенный зигзагами и рядами иероглифов «жизнь». Египтологи расшифровывают форму зигзага как символ, изображающий воду. Видимо, вместе с иероглифом «жизнь» смысл орнамента на ткани можно истолковать как «вода, дающая жизнь», ведь без разливов Нила Египту мог угрожать голод. Шашечный узор встречается на египетских изделиях из кожи, обрабатывать которую египтяне начали еще в додинастический период. До наших дней сохранился траурный полог царицы Истимхеб (XXI династия, около 1050 г. до н.э.). Он состоит из полос синей кожи, по краям красно-зеленый шашечный узор, чередующийся с зооморфными орнаментальными мотивами.

Флороморфный орнамент встречается в текстиле Египта несколько реже, чем геометрический.

На тканях изображались мотивы цветка и бутона лотоса, а также мотив папируса. Интересные вариации растительного узора Древнего Египта, иногда скомбинированного с геометрическими элементами, собрал в изданной в 1856 году книге «Грамматика орнамента» английский архитектор О. Джонс (илл.5). Варианты орнаментальных построений, собранные О. Джонсом с настенных росписей погребальных камер, убедительно доказывают, что египтянам был знаком прямой и шахматный раппорт. В 1873-1876 г.г. А.Ш.А. Расине выпускает альбомы исторического орнамента «Орнамент всех времен и стилей», где печатает интересные варианты египетского орнамента потолочных росписей фиванского некрополя и надгробий различных периодов (илл.6). Расине отмечает тот факт, что египетские мастера начинают стилизовать растительные формы, геометризируя их. Например, стебель лотоса , по мнению Расине, утрачивает растительный характер, превращаясь в орнаментальную петлю [9, т.3, с.14]. Орнаментальный мотив цветка папируса среди других орнаментальных форм мы можем увидеть на уже упоминавшемся траурном пологе царицы Истхимхеб. Перчатки, найденные в гробнице Тутанхамона, украшает блестящий рисунок солярного типа – из полукругов, скомпонованных в виде чешуек, кайма на запястьях украшена чередующимися цветами и бутонами лотоса. На одном из облачений Тутанхамона можно увидеть вышивку из пальмовых ветвей, растений и животных пустыни.

Зооморфные формы широко представлены в египетском орнаменте. Боги в религии Древнего Египта представали в образе животного или человека с головой животного. Поэтому в египетском орнаменте встречаются даже зооантропоморфные формы. Расине публикует орнамент с зооморфными мотивами, в котором сочетаются форма головы быка или коровы с солнечным диском между рогами, и форма насекомого саранчи. Бог плодородия Апис представал в образе быка черного цвета с белой отметиной. Изображая этого бога, египтяне помещали между рогов быка солнечный диск. В образе небесной коровы, родившей солнце, в древнейший период почиталась богиня Хатор. Впоследствии ее отождествляли с Изидой, Нут и Мут. Среди орнаментов с настенных росписей Расине приводит монокомпозицию, изображающую жука скарабея с распростертыми крыльями и раппортный орнамент с повторяющейся формой скарабея, увенчанного солнечным диском. По-видимому, подобный изображения могли воспроизводиться в текстильном рисунке. На траурном пологе царицы истимхеб шашечный узор чередуется с мотивами скарабеев с распростертыми крыльями. В образе навозного жука-скарабея египтяне изображали бога утреннего восходящего солнца – Хепри. Вместе с тем на ткани изображались не только зооморфные мотивы, наделенные конкретным символическим смыслом. До нашего времени дошел фрагмент льняной многоцветной ткани со сценами охоты на гиппопотама и лодками. Ткань относится к додинастическому периоду, найдена в Гебелине и хранится в музее города Турина. Скорее всего, подобные сцены могли изображаться на тканях, используемых в интерьере, и теоретически в текстильном рисунке мы могли бы увидеть сюжетные сцены ловли уток или рыбной ловли, охоты с луком на газелей и антилоп, сохранившиеся в настенных росписях. Значение подобных изображений подробно раскрывает Пьер Монтэ в книге «Египет Рамсесов». Изображение антилоп с подогнутыми ногами мы встречаем в изделии из кожи, в самом большом из сохранившихся, траурном пологе царицы Истимхеб. Изображение сокола с распростертыми крыльями, символизирующее бога Гора – защитника царской власти, мы встречаем только в костюме фараонов. В гробнице Тутанхамона было найдено облачение с титулами фараона, вокруг ворота располагалась вышивка сокола с распростертыми крыльями. Такое же облачение, вернее, его фрагменты, были найдены Картером в гробнице Тутмоса IV. На облачении было вышито имя Аменхотепа II. Видимо, подобные ритуальные облачения были у всех фараонов. К такому выводу пришел Картер.

Антропоморфные и зооантропоморфные изображения несомненно должны были присутствовать в египетском текстильном рисунке. Изображение богини истины и порядка Маат в виде сидящей на земле женщины с прижатыми к туловищу коленями мы можем увидеть на калазирисе богини Хатор с раскрашенного рельефа XIX династии, представляющего фараона Сети I и богиню Хатор (илл.7). В изделиях из кожи Древнего Египта мы находим антропоморфные изображения. Например, при раскопках были обнаружены царские сандалии, украшенные фигурами плененных нубийцев и сирийцев, которые как бы попирались фараоном при каждом шаге. Вероятно, в интерьерном текстиле могли быть сюжетные сцены с подобными изображениями.



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 817;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.